Архив статей журнала

СЕМАНТИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ (2022)
Выпуск: № 8 (40), Том 9 (2022)
Авторы: Туревская Рита Аркадьевна

В статье приводятся данные исследования смысловой переработки эмоций на модели семантического кодирования (СК) у подростков в норме и при шизофрении. Были обследованы две группы подростков: клиническая (60 подростков, страдающих шизофренией, из них 36 – мальчики) и контрольная (60 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, обучающихся в массовой общеобразовательной школе, из них 35 - мальчики, средний возраст в обеих группах составил 14,5 лет). Использованы опознание и обозначение эмоциональной лицевой экспрессии по методике «исключения», Истории M. Томас (MTS), модифицированная методика Розенцвейга. В свете информационного подхода получены данные, которые показывают, что СК эмоций больных шизофренией может быть нарушено в различных звеньях – вербального, и образного кодирования, а также их взаимодействие. Описанные уровни СК эмоций в норме и при шизофрении могут быть использованы как дифференциально-диагностические критерии оценки сохранности эмоциональной сферы.

Сохранить в закладках
СТАНОВЛЕНИЕ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2022)
Выпуск: № 7 (39), Том 9 (2022)
Авторы: Боровицкая Юлия Витальевна

В данной статье автор определяет специфику становления успешности в подростковом возрасте. В работе анализируется специфика подросткового возраста, а также влияние кризисных явлений, ведущего вида деятельности и новообразований на становление успешности.

Кроме того, изучается содержание успешности, ее структурные компоненты и особенности их формирования в процессе обучения в школе.

Данная статья изучает становление успешности не только в общеобразовательной школе, но также в дополнительном образовании с учетом специфики подросткового возраста. Автор исследует актуальность создания ситуаций успеха и их значимость в контексте формирования общей успешности.

Сохранить в закладках
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ (2022)
Выпуск: № 6 (38), Том 9 (2022)
Авторы: Афанасьева Юлия Александровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций у представителей русской и осетинской этнических групп, проживающих в условиях единой социокультурной среды. Выборку исследования составили 306 подростков, в возрасте от 12 до 17 лет, средний возраст 14,5 лет. Все испытуемые учащиеся 6-11 классов городских школ. Установлено, что личный социальный опыт способствует формированию смысложизненных ориентаций и проявляются в целях человека, его убеждениях, интересах. Смысложизненные ориентации помогают направить поведение и развитие личности, а также определяют выбор жизненного пути, человеческий потенциал, делают возможным судить об осмысленности и насыщенности жизни человека и, именно от них зависит существование не только конкретного человека, но и всего этноса в целом. Полученные результаты могут стать шагом вперед в направлении улучшения теоретических точек зрения, касающихся этнических, кросс-культурных и половозрастных особенностей совладающего со стрессом поведения. Основные результаты и выводы настоящего исследования можно использовать в качестве основы психологического сопровождения и консультирования подростков, а также при разработке учебных программ по возрастной, педагогической, этнической, кросс-культурной психологии, психологии развития, психологии стресса, психологии межнациональных отношений и психологии совладающего поведения.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОЙ АКТИВНОСТИ В ИНТЕРНЕТ- И РЕАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВАХ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Жихарева Лилия Владимировна, Кольчик Елена Юрьевна, Гавриленко Любовь Константиновна, Сейт-Аблаев Меджит Нариманович

Статья посвящена изучению особенностей взаимосвязи личностных особенностей подростков и склонности к девиантной активности в интернет-пространстве, а также сравнению с таковыми в реальной жизни. Рассмотрены основные определения девиантного поведения зарубежных и отечественных авторов; проанализированы классификации девиантного поведения различных авторов. Особое внимание уделено феномену буллинга как проявления агрессии со стороны одного человека или группы людей, а также кибербуллинга как разновидности буллинга в интернет-пространстве. Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 57 респондентов подросткового возраста (от 14 до 17 лет), проходящие обучение в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 имени маршала Ф. И. Толбухина. Все респонденты имели высокий уровень интернет-активности. Выявлены взаимосвязи между антисоциальной направленностью интернет-общения и характерологическими акцентуациями личности; антисоциальной направленностью в реальном пространстве и характерологическими акцентуациями личности. Также было обнаружено, что антисоциальная направленность как в реальном пространстве, так и в интернет-пространстве имеет положительную взаимосвязь с неустойчивым типом акцентуации и направленностью на задачу. По результатам исследования выделены направления для дальнейшего изучения проблемы девиантного поведения в интернет-среде.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЖИВОСТИ И АПАТИИ У ПОДРОСТКОВ (2024)
Выпуск: № 3 (51), Том 11 (2024)
Авторы: Процукович Елена Петровна

Лживость и апатия представляют собой сложные и многомерные феномены, которые, в свою очередь, соотносятся с различными психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Подростковый возраст, известный своей нестабильностью и кризисными явлениями, может стать ключевым периодом для их изучения. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи лживости и апатии в подростковом возрасте. Анализ результатов представлен в виде корреляционных связей, на основе которых осуществлена интерпретация полученных данных. Выводы исследования свидетельствуют о том, что склонность к лживости уменьшается при возрастании уровня апатии (выявлена обратная корреляция). При этом гендерные различия отсутствуют: подростки обоих полов демонстрируют схожие результаты. Учет полученных результатов позволит в дальнейшем проектировать психологическое сопровождение подростков в состоянии апатии.

Сохранить в закладках