ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2023)

В статье представлены результаты экспериментального исследования отдельных негативных психо-эмоциональных состояний студентов - будущих железнодорожников во время подготовки и сдачи экзаменов по дисциплинам, связанным с информационными технологиями. В числе таких проблем называются: ситуативная и личностная тревожность, низкая стрессоустойчивость, риск дезадаптации в стрессе, сниженные показатели самочувствия, активности и настроения. По мнению самих студентов, основными причинами тревоги и напряжения, часто является страх получить плохую оценку и быть отчисленным (особенно это касается студентов, обучающихся на бюджетных местах), боязнь ситуации проверки знаний (особенно публичной) и неверие в свои силы и возможности; наличие проблем в отношениях с преподавателями. Таким образом, студенты в стрессовой ситуации экзамена испытывают повышенную напряженность, беспокойство, неуверенность, нервозность, у них возможны нарушения мнемических функций, снижение концентрации внимания, негативные проявления вегетативных изменений.

Авторы статьи предлагают комплекс психологических мероприятий, направленных на саморегуляцию психо-эмоциональных состояний у студентов. Данный комплекс включает в себя такие формы психологической работы как психопросвещение, тренинг по обучению методам саморегуляции и рекомендации прикладного характера для студентов.
После апробации программы по развитию навыков саморегуляции эмоциональных состояний у студентов - будущих железнодорожников была проведена математико-статистическая обработка данных с вычислением t–критерия Стьюдента. Результаты сравнительной диагностики показали, что проведенная со студентами-будущими железнодорожниками работа статистически достоверно способствует снижению риска дезадаптации в стрессе, ситуативной тревожности, повышению уровня стрессоустойчивости и улучшению самочувствия, активности и настроения.

Тип: Статья
Автор (ы): Фокина Татьяна Александровна, Каспаров Игорь Викторович
Ключевые фразы: Личностная и ситуативная тревожность, нервно-психическая устойчивость, риск дезадаптации в стрессе, саморегуляция эмоциональных состояний

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.99. Прочие вопросы психологии
Текстовый фрагмент статьи