ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К ЧЛЕНАМ СВОЕЙ СЕМЬИ У ЖЕНЩИН БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИИ (СЦЕНАТЕСТ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ) (2023)
В статье предметом исследования является особенности эмоциональной привязанности к членам своей семьи у женщин больных шизофренией. До сих пор нет четкого теоретического видения на природу эмоциональной привязанности у больных шизофренией. Можно выделить две группы исследователей, выражающие противоположную точку зрения. Первые исследователи выступают за идею снижения и даже отсутствия эмоциональной привязанности больных к членам семьи и близкому окружению. Другая группа исследователей свидетельствует в пользу сохранения привязанности при длительном течение заболевания. Решение спорной точки относительно эмоционального отношения и привязанности больных шизофрении к близкому окружению в современном обществе определяют актуальность данного исследования, позволяющие расширить представления о социально-психологических факторах, определяющие течение заболеваю и позволяющие развивать новые пути построения психотерапевтической и психокоррекционной работы с больными.
В данном исследовании были проанализированы особенности эмоциональной привязанности у женщин больных шизофренией параноидной формы к членам семьи при помощи проективных тестов: «Сценатест» и «Тематический апперцептивный тест». Показано, что группа женщин больных шизофренией была с чрезмерной эмоциональной близостью (симбиотические отношения) к одному или нескольким членам семьи. Больные имеют нарушенную эмоциональную привязанность к материнской фигуре, что отражается в тотальном чувстве недоверия к окружающему миру. Фигура отца идеализируется и присутствует в структуре личности в позитивном образе, тогда как материнская фигура воспринимается с противоположным знаком.
В целом полученные данные говорят в пользу современного психоаналитического понимания данного феномена. Утрата эмоциональной привязанности с первичным объектом не позволяет долго удерживаться в контакте с другим человеком, так как уровень имеющейся надежности не позволяет справиться с тревогой, возникающей в контакте с другим лицом. Таким образом, нарушение эмоциональной привязанности у больных шизофрении отражается в тотальном чувстве недоверия к окружающему миру.
Идентификаторы и классификаторы
Шизофрения – одно из самых распространенных психических заболеваний в мире. В последнее время тенденция такова, что большую часть заболевших составляет молодое поколение, приводя его к социальной дезадаптации.
Список литературы
- Блейлер Э. Руководство по психиатрии / Пер. с нем. М.: Издательство Независимой психиатрической ассоциации, 1993. 542 с.
- Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику / Пер. с 3-го нем. издания; под ред. П. Б. Ганнушкина. М.: Наркомздрав, 1923. 232 с.
- Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Издательство МГУ, 1991. 256 с.
- Лагун И. Я. Причинность шизофрении: Конспект-анализ проблемы. Липецк: Ориус, 2008. 303 c.
- Хелл Д., Фишер-Фельтен М. Шизофрения / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. М.: Алетейа, 1998. 200 с.
- Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. М.: Практика, 1997. 1056 с.
- Вид В. Д. Психотерапия шизофрении. СПб.: Питер, 2009. 510 с.
- Кемпинский А. Психология шизофрении / Пер. с польск. СПб.: Ювента, 1998. 294 с.
- Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 460 с.
- Тиганов А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и др. Руководство по психиатрии. В 2 томах. Том 1 / Под ред. А. С. Тиганова. М.: Медицина, 1999. 712 c.
- Arieti S. (1974). Interpretation of Schizophrenia, 2nd Ed. Completely Revised and Expanded. New York: Basic Books, Inc., Publishers.
- Штаабс, Г. фон. Сценотест / Пер. с нем.; под ред. Б.И. Хасана. Красноярск, 2012. 148 с.
- Staabs G. von (1991). The Scenotest. Bern: Hans Huber.
- Ermert, C. (1997). Scenotest Hanbuch. Scenotest-Diagnostik: Anleitung zur Durchführung und Auswertung. Entwicklung und Evaluation. Bern: Huber.
- Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. Методическое руководство. М.: Смысл, 1998. 254 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Автор в работе раскрывает специфику форм и методов обучения при дистанционном информационном взаимодействии педагога и обучающихся. Статья исследует особенности дистанционного формата обучения в контексте использования цифровых образовательных технологий, а также их результативность и интересность для обучающихся.
Работа отражает не только описание данных форм и методов обучения, но также определяет условия, при которых их использование будет максимально эффективным.
В заключении делается вывод о том, что традиционные технологии, которые реализуются в обычном процессе обучения безусловно, возможно трансформировать в те, которые предназначены для цифровой образовательной среды, однако современное учебно-воспитательное пространство определяет необходимость разработки и постоянного совершенствования различных форм и методов дистанционного обучения.
Аннотация. Современные реалии таковы, что иностранному языку следует уделять должное внимание, так как он является одним из базовых компонентов образования, способствует формированию языковой личности, расширяет общий кругозор обучаемых. В настоящее время все более актуальными становятся вопросы модернизации высшего образования, в том числе его иноязычного компонента. Нужны новые методики и технологии, мобильность, доступность, а также внутренняя мотивация, что в совокупности должно повысить уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией.
Одной из технологий обучения иностранному языку в современном контексте является интегрированный подход, который имеет ряд особенностей и преимуществ, и будет рассмотрен в указанной статье.
Интегрированный метод обучения иностранному языку – это методика, которая требует от обучаемых подключения различных аспектов их жизни, включая культуру, стиль жизни, социальные нормы в процессе изучения языка. Он подразумевает использование всех видов деятельности, включая чтение, письмо, говорение и понимание речи в сочетании с музыкой, искусством и другими социальными контактами.
Актуальность данной работы состоит в важности исследования компонентов интегрированного подхода в части изучения иностранного языка.
Предметом исследования является обучение иноязычной коммуникативной компетенции в вузе.
Объектом исследования является интегрированный подход в рамках изучения иностранного языка.
Новизна работы заключается в некоторых рекомендациях обучения иностранному языку студентов вузов с учетом интегрированного подхода.
Цифровое образование предусматривает электронное обучение, которое, как правило, осуществляется в дистанционном формате и открывает широкие перспективы для развития и совершенствования профессиональных компетенций и компетентностей. Оно современно, удобно, доступно и вариативно. Такое обучение ненавязчиво, оно в тренде, и полагают, что оно постепенно будет входить в российское образование более уверенно, как и любая цифровая технология на сегодняшний день. Однако нужно учитывать тот факт, что в данном сегменте цифровизация должна быть дозированной, методически правильной, апробированной. В таком случае она сделает иноязычный образовательный процесс качественным и эффективным. В данной статье рассмотрены особенности цифрового обучения английскому языку, даны характеристики инструментов, которые упрощают и облегчают изучение иностранного языка. Актуальность работы заключается в правильном применении цифровых технологий при обучении английскому языку. Предметом исследования является цифровизация в образовательном сегменте. Объектом исследования являются цифровые технологии именно в контексте иноязычного образования в вузе.
Формирование культурно-нравственных и патриотических качеств студентов являются важнейшими социально значимыми качествами, проявляющихся в созидательном процессе в интересах нашего общества. Цель статьи – определении сущности культурно-нравственного и патриотического воспитания как основы формирования личности. Становление и развитие культурно-нравственного и патриотического потенциала может быть реализовано через приобщение студентов к культурно-историческим ценностям родного края. С этой целью автор провел опрос среди студентов, цель которого заключалась в оценке системы культурных ценностей и патриотизма в жизни студентов.
В работе раскрываются особенности процесса становления профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в контексте практической деятельности. Автор подчеркивает важность сочетания теоретической подготовки и оценки сформированности компонентов профессиональной компетентности непосредственно в образовательном процессе вуза.
Целью данной статьи является выявление специфики процесса становления профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Объектом работы выбрана профессиональная компетентность, предмет̶ специфика становления компетентности.
В заключении работы делается вывод о том, что современное понятие компетентности отличается от предложенных ранее, в середине и второй половине ХХ века. Профессиональная компетентность ̶ это не просто совокупность знаний, умений и навыков, а отражение комплекса универсальных и междисциплинарных компетенций, которые в тесной взаимосвязи образуют данный педагогический термин. Также, делается вывод о том, что современный образовательный процесс также наделен своей спецификой, которая проявляется в динамичности применения средств, форм и методов обучения и воспитания, в том числе студентов, как будущих специалистов. Это предъявляет определенные требования к подготовке преподавателей высшей школы, формированию у них определенной профессиональной компетентности, соответствующей образовательным запросам обучающихся.
В статье представлены результаты экспериментального исследования отдельных негативных психо-эмоциональных состояний студентов - будущих железнодорожников во время подготовки и сдачи экзаменов по дисциплинам, связанным с информационными технологиями. В числе таких проблем называются: ситуативная и личностная тревожность, низкая стрессоустойчивость, риск дезадаптации в стрессе, сниженные показатели самочувствия, активности и настроения. По мнению самих студентов, основными причинами тревоги и напряжения, часто является страх получить плохую оценку и быть отчисленным (особенно это касается студентов, обучающихся на бюджетных местах), боязнь ситуации проверки знаний (особенно публичной) и неверие в свои силы и возможности; наличие проблем в отношениях с преподавателями. Таким образом, студенты в стрессовой ситуации экзамена испытывают повышенную напряженность, беспокойство, неуверенность, нервозность, у них возможны нарушения мнемических функций, снижение концентрации внимания, негативные проявления вегетативных изменений.
Авторы статьи предлагают комплекс психологических мероприятий, направленных на саморегуляцию психо-эмоциональных состояний у студентов. Данный комплекс включает в себя такие формы психологической работы как психопросвещение, тренинг по обучению методам саморегуляции и рекомендации прикладного характера для студентов.
После апробации программы по развитию навыков саморегуляции эмоциональных состояний у студентов - будущих железнодорожников была проведена математико-статистическая обработка данных с вычислением t–критерия Стьюдента. Результаты сравнительной диагностики показали, что проведенная со студентами-будущими железнодорожниками работа статистически достоверно способствует снижению риска дезадаптации в стрессе, ситуативной тревожности, повышению уровня стрессоустойчивости и улучшению самочувствия, активности и настроения.
В статье представлены результаты исследования влияния экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека на профессиональное становление специалистов экстремального профиля на примере будущих специалистов МЧС России. Условия работы в чрезвычайных ситуациях являются крайне экстремальными, такая деятельность психологически и органически связана с базовыми экзистенциальными проблемами.
И соответственно при подготовке специалистов для деятельности в экстремальных ситуациях необходимо принимать во внимание уже сформированные экзистенциальные установки, важно улучшать навыки рефлексии, формировать соответствующую образовательную среду, развивать психологическую устойчивость, а значит актуальной становится задача измерения уровня целевых компетентностей и их психологической готовности к подобного рода деятельности.
В рамках изучения экзистенциальной рефлексии, среди обучающихся Академии гражданской защиты МЧС России было проведено исследование, целью работы было определение влияния экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека на профессиональное становление специалистов экстремального профиля на примере будущих специалистов МЧС России. Объектом исследования выступили обучающиеся – студенты, Академии гражданской защиты МЧС России, желающие реализовывать свою деятельность в структуре МЧС России.
В процессе анализа внутренних экзистенциально-рефлексивных установок, являющихся, по мнению авторов исследования, основой экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека, выявлены особенности восприятия обучающимися темы смерти, страха личной смерти, рефлексивных навыков, что может влиять на способность реализовывать свою деятельность в структуре ведомства, это также можно назвать основой стрессоустойчивости в профессиональной и повседневной жизни специалистов МЧС России.
В статье рассматривается модель оптимизации психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Представлены результаты изучения связи характерных педагогических воздействий родителей, определяющих стиль воспитания, с проявлениями у детей негативных форм поведения (истерики, капризы, непослушание); выявлены значимые детерминанты семейного воспитания, провоцирующие закрепление таких форм поведения детей. Показаны этапы проектирования оказания помощи родителям в условиях группового взаимодействия, раскрыты содержание, механизм и средства реализации каждого этапа. Разработанная модель реализации психолого-педагогической работы может быть использована для повышения компетентности родителей в воспитании детей.
В настоящее время появляются различные отрасли психологической науки. Одной из таких отраслей является психология стресса, объектом изучения которой является феномен стресса как психолого-педагогическое явление. В данной статье авторами предпринята попытка исследовать психологические барьеры в виде страхов, как форму проявления стресса, в процессе изучения иностранного языка современными старшеклассниками. Анализ теоретических источников позволил сделать вывод о том, что малоразработанными в современной педагогической психологии остаются вопросы диагностики, прогнозирования, профилактики и коррекции психологических барьеров различного уровня, поиска технологий и техник, обеспечивающих эффективное освоение иностранного языка старшеклассниками. Поэтому было проведено опытно-экспериментальное исследование, свидетельствующее о том, что у большинства обучающихся старших классов в той или иной степени испытывают чувство страха к иностранному языку. Но характер этих страхов различен. Если у учащихся 10 классов еще доминируют социальные страхи в изучении иностранного языка, то одиннадцатиклассники испытывают в большей степени именно страхи, связанные непосредственно с учебной деятельностью (неудач на экзамене, плохих оценок, выпускных аттестационных испытаний, особенно в форме единого государственного экзамена по иностранному языку, вступительных экзаменов в различные виды учебных заведений (собеседование по иностранному языку) и, конечно же, страх выбора профессии, связанной с иностранным языком). Такие страхи принимают устойчивую форму и приводят возникновению негативных эмоций, тревожности, нервно-психического напряжения и стресса.
Статья описывает особенности проявления высокой чувствительности у детей, начиная с младенческого возраста (по словам психолога и исследователя Элейн Эйрон, автора книги «Высокочувствительный ребенок», такие характеристики темперамента встречаются примерно у 20% детей). Кроме того, в статье представлен обзор проблем, связанных с повышенной восприимчивостью, особой глубиной внутренней эмоциональной работы и выраженностью реакции в ответ на внешние и внутренние стимулы у детей, а именно – особых психосоматических проявлениях, реакции тревожности, рассеянности внимания и заторможенности, импульсивности, неуравновешенности, неспособности к самоконтролю, несдержанности, сложности с принятием перемен, переживанием неудач и недостаточной гибкости в эмоциональном плане. В статье анализируются различные способы диагностики высокой чувствительности у детей, основанные на тестировании и анкетировании с использованием специальных методик; дана характеристика существующих тестов, предназначенных для изучения уровня чувствительности у разных возрастных категорий – взрослых, подростков и детей дошкольного возраста. Статья обобщает исследовательский опыт, подтверждающий предположение о повышенной восприимчивости детей, обладающих высоким уровнем чувствительности, по отношению к факторам их окружения, включая проявление заботы и принятия их личности со стороны взрослых. Автор предлагает выявлять детей с такими чертами личности в раннем возрасте и устанавливать с ними эмоциональный контакт, создавая для них условия, в которых они будут чувствовать себя в безопасности, а значит, и более уверенно. Такая модель поведения заботящегося взрослого позволит формировать, углублять привязанность, создаст дополнительные преимущества в период развития ребенка, поскольку эти дети, с одной стороны, острее переносят любое негативное воздействие от посторонних факторов, но, с другой, – и позитивные воздействия дают им больше других детей.
Статья посвящена исследованию содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы наркозависимых, находящихся в ремиссии в сравнении с наркозависимыми с рецидивом. Исследование проведено на базе социально-ориентированной некоммерческой организации, оказывающей услуги по социальной реабилитации наркозависимых. В качестве методов исследования содержания ценностно-смысловой сферы выступают методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова и нестандартизированный метод контент-анализа эссе. В результате проведенного исследования обозначены особенности направленности личностных смыслов среди наркозависимых в ремиссии и наркозависимых с рецидивом, сформулированы предположения о причинах, обуславливающих выявленные различия. Установлено, что для наркозависимых в ремиссии и наркозависимых с рецидивом характерно выделение в качестве ценностных приоритетов семейных и статусных смыслов. Существенные различия состоят степени интегрированности ценностей в контекст социальной жизни, обусловленные уровнем рефлексии, а также ориентация наркозависимых в ремиссии на деятельность по достижению целей, в отличие от наркозависимых с рецидивом. Полученные в результате исследования данные позволяют конкретизировать направление психокоррекционной работы по отношению к ценностно-смысловой сфере личности наркозависимых в рамках комплексных программ реабилитации и ресоциализации.
Современная косметологическая клиника активно взаимодействует с медицинской психологией. Актуальность настоящего пилотного исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к лечебной коррекции дефектов кожи лица с учетом не только особенностей клинической симптоматики, но и индивидуально-психологических особенностей пациентов, их эмоционально-аффективного состояния. Исследовано 59 пациенток (средний возраст 41,8+1,42лет) Санкт-Петербургского института красоты «Галактика» с косметологическими проблемами кожи лица различной длительности и степени выраженности. Применялся комплекс из 8 психодиагностических методов, охватывающих широкий спектр психологических характеристик (всего 60 показателей). С помощью метода Уорда выделены 3 кластера, объединяющих пациенток со схожими «психологическими профилями». Дисперсионный анализ позволил выделить наиболее значимые различия между кластерами и на их основе дать содержательное описание «профилей», получивших условные названия «Оптимальная психологическая адаптация» (n=34, 57,6%), «Полное психологическое благополучие, социальная успешность и их демонстрация» (n=16, 27,1%), «Психологическое неблагополучие и «призыв к помощи» (n=9, 15,3%). Намечены перспективы дальнейших психологических исследований для разработки программ психологического сопровождения лечебной косметологической коррекции.
Необходимость формирования психологического портрета сотрудников, склонных к коррупционным формам поведения, и собственно коррупционных преступников детерминирована возможностью становления системы методов борьбы с коррупционной преступностью, включающую также способы предотвращения ее возникновения. Коррупция определяется как социально-психологическое явление, включающее в себя злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В число внешних (социальных и экономических) факторов, способных повлиять на выбор коррупционного поведения, входят: экономические, воспитательные, фактор корпоративной деформации, семейные и факторы, обусловленные трудной жизненной ситуацией.
Внутренние детерминанты развития коррупциогенной личности имеют уровневую структуру, которая предполагает системное взаимодействие разных уровней между собой: духовно-нравственный, когнитивный, потребностно-мотивационный, эмоционально-регулятивный, поведенческий. В ходе эмпирического исследования нами были выделены основные личностные качества, присущие коррупционным преступникам, и на основе этого составлен их психологический портрет.
В ходе проведенного исследования были получены данные о сформированности готовности к здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов во взаимосвязях с локусом контроля, копинг-стратегиями и психологическими защитами. Обнаружено, что интернальный локус контроля и система конструктивных, адаптивных копинг-стратегий достоверно значимы в группе студентов с сформированной готовностью к здоровому образу жизни, а экстернальный локус контроля и система менее адаптивных копинг-стратегий - для студентов с недостаточно сформированной готовностью к здоровому образу жизни. В заключении делается вывод о том, что здоровый образ жизни – готовность человека к целенаправленным действиям, направленным на поддержание и улучшение здоровья, на повышение качества жизни в целом. Формирование готовности к здоровому образу жизни - актуальная задача психологической и медицинской науки и практики. В организации необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, в формировании позитивного образа здоровья, очевидно должны учитываться и психологические особенности студентов: типы реагирования на стресс, система ценностей и направленностей - этим определяются перспективные направления нашего исследования.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/