Архив статей журнала

ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ: ДИАГНОСТИКА И ПРОБЛЕМЫ (2023)
Выпуск: № 2 (42), Том 10 (2023)
Авторы: Ячичурова Валентина Александровна, Калугина Наталья Андреевна

Статья описывает особенности проявления высокой чувствительности у детей, начиная с младенческого возраста (по словам психолога и исследователя Элейн Эйрон, автора книги «Высокочувствительный ребенок», такие характеристики темперамента встречаются примерно у 20% детей). Кроме того, в статье представлен обзор проблем, связанных с повышенной восприимчивостью, особой глубиной внутренней эмоциональной работы и выраженностью реакции в ответ на внешние и внутренние стимулы у детей, а именно – особых психосоматических проявлениях, реакции тревожности, рассеянности внимания и заторможенности, импульсивности, неуравновешенности, неспособности к самоконтролю, несдержанности, сложности с принятием перемен, переживанием неудач и недостаточной гибкости в эмоциональном плане. В статье анализируются различные способы диагностики высокой чувствительности у детей, основанные на тестировании и анкетировании с использованием специальных методик; дана характеристика существующих тестов, предназначенных для изучения уровня чувствительности у разных возрастных категорий – взрослых, подростков и детей дошкольного возраста. Статья обобщает исследовательский опыт, подтверждающий предположение о повышенной восприимчивости детей, обладающих высоким уровнем чувствительности, по отношению к факторам их окружения, включая проявление заботы и принятия их личности со стороны взрослых. Автор предлагает выявлять детей с такими чертами личности в раннем возрасте и устанавливать с ними эмоциональный контакт, создавая для них условия, в которых они будут чувствовать себя в безопасности, а значит, и более уверенно. Такая модель поведения заботящегося взрослого позволит формировать, углублять привязанность, создаст дополнительные преимущества в период развития ребенка, поскольку эти дети, с одной стороны, острее переносят любое негативное воздействие от посторонних факторов, но, с другой, – и позитивные воздействия дают им больше других детей.

Сохранить в закладках