ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2024)
В статье представлены результаты эмпирического исследования, а также апробации модели образовательной среды, обеспечивающей развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста. По результатам эмпирического исследования описаны содержательные характеристики развития компонентов и структурных звеньев самосознания детей. Определено, что развитию самосознания способствовало активное становление и развитие способности детей устанавливать тождественность. Особое влияние на развитие самосознания детей имеют конкретные предметно-содержательные характеристики образовательной среды дошкольного учреждения и семьи (определяемой как семейно-образовательная среда), активность ребенка в предметной деятельности и общении, использование технологий социализации и индивидуализации, с преимущественным применением первых. Такая процессуальная и содержательная настройка психолого-педагогической деятельности способствует наряду с развитием самосознания детей, развитию и проявлению детьми субъектности, в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Идентификаторы и классификаторы
Современный период развития российского общества характеризуется интенсивными процессами информационного развития, где человек независимо от собственного желания находится во взаимодействии практически постоянно. В этом процессе присутствуют как положительные, так и нежелательные явления. Но, с одной стороны, активный обмен информацией, распространение информационных технологий стирают различия между социальными группами и затрудняют процессы усвоения родной культуры.
Список литературы
- Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачева. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. – 163 с. – ISBN 978-5-7186-0932-5.
- Антонова, А. Н. Роль группы детского сада в социальном развитии ребенка / А. Н. Антонова, А. Г. Арушанова, Т. А. Репина // Социальные и биологические факторы в психофизиологическом развитии ребенка. СПб., 1995.
- Асмолов, А. Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А. Г. Асмолов. – Москва: ФИРО, 2012. – 47 с. – ISBN 978-5-85630-062-7.
- Белановская, О. В. Возможности индивидуально-возрастного консультирования и коррекции личностного развития детей раннего возраста / О. В. Белановская // Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2000. – С. 98–104.
- Белова, И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход/ И.М. Белова, Ю.А. Парфенов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-3. – С. 620-628.
- Борытко, Н. М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях / Н. М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2006. – № 1(14). – С. 11-14. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 09.04.2024).
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 томах. – Москва: Педагогика, 1982-1984. – 1984. – Т. 4. – Гл. 11. – С. 111-199.
- Груздева, О. В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях / О. В. Груздева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). – 2019. – № 1(47). – С. 80-87. – DOI 10.25146/1995-0861-2019-47-1-106. –URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=37139594 (дата обращения: 12.02.2024).
- Груздева, О.В. Содержательные характеристики развития самосознания детей в раннем онтогенезе/ О. В. Груздева, Е.В. Улыбина // СибСкрипт. – 2024. – Т. 26. – № 2 (102). – С. 235-242. –URL: https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-235-242 (дата обращения: 02.05.2024). EDN: kqofue
- Гусейнова, С. Д. Самосознание человека в современном мире: некоторые новые факторы влияния / С. Д. Гусейнова // Sciences of Europe. – 2021. – № 85-3(85). – С. 44-50. – DOI 10.24412/3162-2364-2021-85-3-44-50. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-cheloveka-v-sovremennom-mire-nekotorye-novye-faktory-vliyaniya/ (дата обращения: 04.04.2023).
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Университетская, 1997. – 237 с. – ISBN 985-09-0117-9.
- Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 284 с.
- Кончаловская, М. М. Особенности идентичности детей дошкольного возраста (сравнительный анализ данных, полученных в 2005 и 2014 гг.) / М. М. Кончаловская // Мир психологии. – 2015. – № 1(81). – С. 77-85. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23695369 (дата обращения: 07.05.2019).
- Кучерова, Е. В. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте / Е. В. Кучерова // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста: сб. научных трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
- Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М. Д. Маханева. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 57 с. – (Библиотека руководителя ДОУ). – ISBN 5-89144-565-4.
- Мелков, С. В. Идеи В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа изучения гендерной идентичности личности / С. В. Мелков // Развитие личности. – 2017. – № 4. – С. 119-141. –URL: http://rl-online.ru/articles/rl4-2017/1330.html (дата обращения: 29.02.2024).
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. – 14-е изд., стер. – Москва: Академия, 2012. – 656 с. – (Высшее профессиональное образование). – ISBN 978-5-7695-9163-1.
- Пример расчета коэффициента корреляции r-Спирмена // Математическая статистика для психологов: сайт. – URL: https://stanly.statpsy.ru/all/correlation_spearman/steps/4/ (дата обращения: 15.04.2024).
- Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Белгород, 22–23 ноября 2018 года. Часть 2. / отв. ред. И.П. Ильинская. – Белгород: БелГУ, 2018. – 272 с. – ISBN 978-5-9571-2649-2.
- Просекова, Е. Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых / Е. Н. Просекова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 4. – С. 85-88. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-samosoznaniya-v-trudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 06.04.2023).
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубнштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 470 с.
- Спиридонова, С.Б. Проблема развития самосознания в детском возрасте/С.Б. Спиридонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. – №10. – С. 30-34.
- Столин, В.В. Самосознание личности/В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета. – 1983. – 288 с.
- Чурекова, Т. М. Обусловленность процесса социализации возрастными особенностями ребенка дошкольного возраста / Т. М. Чурекова, В. Н. Пуранен // Вестник ВЭГУ. – 2018. – № 1(93). – С. 125-132.
- Barrera, M. The role of emotional social support in the psychological adjustment of siblings of children with cancer / M. Barrera, C. F. Fleming, F. S. Khan // Child Care Health, 2006. – № 30. – p. 103–111.
- Chowbey, P. Building resilience: young children from minority ethnic backgrounds starting school in a multi-ethnic society / P. Chowbey, R. Barley // British Journal of Sociology of Education. – 2022. – P. 415-432. – DOI: 10.1080/01425692.2022.2030672 (access date: 12.01.2024).
- Karoly, P. Goal systems and self-regulation: An individual differences perspective / P. Karoly // Handbook of personality and self-regulation / R. H. Hoyle. – Blackwell Publishing Ltd, 2010. – P. 218-243. – URL: https://is.muni.cz/el/1423/ jaro2016/PSY221J161/um/Handbook_of_Per-sonality_and_Self_Regulation (access date: 28.02.2020).
- The development of self-regulation across early childhood / J. J. Montroy, R. P. Bowles, L. E. Skibbe, [et al.] // Developmental Psychology. – 2016. – No. 52 (11). – P. 1744-1762. – DOI: 10.1037/dev0000159.
- Walper, S. Effects of family structure and the experience of parental separation: A study on adolescents well-being / S. Walper, C. Thonnissen, P. Alt // Comparative Population Studies. – 2015. – Vol. 40, No. 3. – P. 335-364. – URL: https://epub.ub.uni-muenchen.de/34523/1/10.12765_CPoS-2015-12en (access date: 28.02.2020).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается комплексный подход к обучению инженерных кадров, который включает в себя не только приобретение теоретических знаний, но и развитие практических навыков, творческого мышления, а также умения работать в команде. Автор подчеркивает важность адаптации образовательных программ к быстро меняющемуся в технологическом отношении миру и необходимость подготовки специалистов, способных заниматься инновационной деятельностью, умеющих эффективно решать сложные технические задачи. Статья предлагает обзор ключевых аспектов профессиональной подготовки инженерных кадров, а также обосновывает важность использования интерактивных форм обучения при развитии способности будущего специалиста-инженера быстро адаптироваться к новациям в области науки и техники.
Исторический опыт наставничества показал, что совершенствование этого социального института влияет на развитие общества в целом, а также способствует повышению эффективности экономических процессов и стабилизации внутриполитической обстановки. Наставничество, как социальное явление, ориентировано на развитие личности и решение социально значимых проблем на общегосударственном и региональном уровнях. В данной статье рассматривается эволюция феномена наставничества с опорой на итоги изучения данного вопроса, проводившегося в разные исторические периоды разными научными течениями. Целью исследования выступает историографический обзор научной литературы, связанной с рассматриваемой темой, основанный на использовании методов анализа и обобщения. По результатам проведенной работы предлагается уточнить содержание понятия «социальное наставничество» и систематизировать сведения о влиянии наставничества на способность личности (индивида) к полноценной социализации. Автор обосновывает особое место наставничества в структуре воспитательного и учебного процессов, а также указывает на его значимость в контексте адаптации человека к жизни в обществе. При этом отмечается, что наставничество позволяет в определенной мере восполнить недостаток действенности ряда социальных институтов, встроенных в государственный механизм.
В статье представлен содержательный анализ процесса управления деловыми коммуникациями образовательной организации, на основе которого педагог может осуществить выбор современных приемов управления деловыми коммуникациями с учетом их характерных особенностей, овладеть широким спектром коммуникативных умений. В статье показано, что деловые переговоры представляют собой диалогический вид общения, при котором каждая сторона четко знает результат, который ей необходим (цель переговоров). Данный результат представляет собой договоренность по интересующим все стороны вопросам. Это само по себе определяет специфику проведения деловых переговоров, отличая их, например, от деловой беседы, т. к. при переговорах все стороны заранее хорошо знают ситуацию достаточно подробно, и ориентированы лишь на обсуждение самых основных, проблемных и спорных аспектов вопроса. В заключении делается вывод о том, что рассмотренное структурное содержание деловой коммуникации позволяет представить содержательный анализ современных форм делового общения, применение которых в педагогической практике целесообразно для овладения широким спектром коммуникативных умений.
Операции по эндопротезированию крупных суставов всегда сопряжены с рядом сложностей, с которыми может столкнуться каждый пациент. При поступлении на операцию по замене сустава, пораженного таким заболеванием, как остеоартрит, врачами выявляются разные сопутствующие патологии, назначается лечение и уделяется внимание физической подготовке пациента, как к самому процессу операции, так и к послеоперационному восстановлению. Тем не менее зачастую в лечебных учреждениях соматического профиля полноценная психологическая подготовка пациентов игнорируется, что не снижает важности медико-психологического сопровождения в описанных случаях оперативного вмешательства. В данной статье рассмотрены мишени медико-психологической работы с пациентами, имеющими диагноз остеоартрит. Обозначена важность таких параметров, как ощущение боли; избыточная масса тела; низкая приверженность рекомендованному курсу лечения и выполнению врачебных предписаний; психоэмоциональные нарушения (тревожные и депрессивные состояния; нарушения сна; иррациональные установки относительно своего состояния, заболевания и дальнейшего лечения; неадаптивные копинг-стратегии и низкий потенциал жизнестойкости), а также уровень социальной поддержки. В работе отражено проведенное авторами статьи исследование пациентов, которым оказывалась медико-психологическая помощь на разных этапах лечения, включая периоперационный период. Были изучены мишени медико-психологической работы с пациентами, проходящими операцию по эндопротезированию крупных суставов, и выявлены взаимосвязи между параметрами психологического состояния таких пациентов.
В статье описывается особенности эмоциональной сферы пациентов кардиологического профиля, находящихся на реабилитации в санатории «Леззет», специализирующем на лечении болезней сердечно-сосудистой системы в Республике Дагестан. Для проведения экспериментального исследования применялись методики: вопросник для выявления доминирующего инстинкта (В. Гарбузов); опросник Шмишека «Акцентуации характера», опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного опросника (MMPI). В опросе приняло участие 40 респондентов, возраст которых колебался в районе 55-65 лет женского пола. Статистический критерий обработки данных производился при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Наша гипотеза состояла в том, что люди, страдающие различными сердечно-сосудистыми заболеваниями, имеют собственный уникальный эмоциональный профиль, на который влияют физиологические и психологические факторы, связанные с состоянием их здоровья. Распределение данных позволило сделать заключение о том, что существует линейная связь между сердечно-сосудистыми заболеваниями и эмоциональной сферой лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Коэффициент корреляции Пирсона для всех пар переменных в данной выборке составляют r=1, что свидетельствует о сильной положительной линейной зависимости между этими переменными. Это означает, что при увеличении значения одной переменной значение другой переменной также увеличивается. Наблюдаемая сильная положительная корреляция указывает на высокую взаимосвязь между эгофильным типом принадлежности и экзальтированностью, а также между гипоманией и умеренной тревожностью. Эти результаты исследования могут быть полезными для понимания взаимосвязи между личностными особенностями и состоянием здоровья сердечно-сосудистой системы. Изучение таких характеристик может помочь в разработке более эффективных методов диагностики, лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, учитывая психосоматические аспекты их проявления.
Актуальность темы обусловлена возрастающей востребованностью применения технологий виртуальной реальности в образовательном процессе в высших учебных заведениях. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление отношения студентов к использованию технологий виртуальной реальности в процессе обучения с точки зрения педагогической целесообразности. В работе приводится классификация технических решений реализации виртуальной реальности. Методология исследования строится на основе синтетического метода, который применяется для изучения индивидуального отношения участников эксперимента к внедрению технологии виртуальной реальности в учебный процесс. В исследовании использованы социологические методы: опрос посредством анкетирования, методы количественной обработки данных. Итоги проведенного среди студентов высших учебных заведений анкетирования демонстрирует уровень их осведомленности о специфике технологии виртуальной реальности и степень удовлетворенности задействованием таких технологий в познавательных целях (на основании опыта взаимодействия с уже используемыми в образовательном процессе ИТ-решениями этого типа). Кроме того, респонденты выразили свое мнение по вопросу предпочтительных способов применения виртуальной технологии в сфере образования. Результаты опроса демонстрируют заинтересованность студентов в расширении использования технологий виртуальной реальности в рамках учебного процесса.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи мотивации обучения и профессиональной идентичности педагогов на стадии получения профессионального образования. Мотивация выступает одним из ключевых факторов, способствующих актуализации личностно-профессионального потенциала будущего специалиста. Уровень учебной мотивации оказывает влияние на степень вовлеченности в учебный процесс, побуждая студента использовать ресурсы образовательной среды для собственного развития. На основе анализа эмпирических данных выявлены значимые различия в выраженности отдельных компонентов учебно-профессиональной идентичности студентов, а также сложная структура взаимосвязи исследуемых феноменов у студентов второго и четвёртого курса обучения. Полученные результаты позволяют предположить, что отдельные группы учебных мотивов могут быть рассмотрены в качестве предикторов формирования когнитивных и эмоционально-установочных компонентов идентичности будущего профессионала. Сделан вывод о необходимости углубленного мониторинга индивидуальной структуры учебной мотивации в контексте профессиональной идентификации педагогов.
Данная работа отражает изучение особенностей восприятия конфликтов в среде студентов. Авторы проводят теоретико- методологический анализ структуры и содержания конфликтов, изучают особенности восприятия конфликта молодежью. Психологический анализ понятия «конфликт» проводится в контексте основных теорий конфликта и работ современных исследователей. В статье исследуются детерминанты конфликтного поведения, возможности его проявления, а также осмысление и восприятие значения и смысла конфликта молодежью. Раскрывается специфика молодежного возраста, основные направленности личности, а также отношение к конфликту и его восприятие. Кроме того, авторы изучают причины участия в конфликтах, источники конфликтов и пути выхода из них. Кроме теоретической части статья отражает практическое исследование в студенческой среде, в ходе которого выявляются эффективные стратегии поведения в конфликте, а также возможность построения различных моделей поведения в конфликтных ситуациях. Данное исследование включает опрос студентов в контексте определения их восприятия конфликтов и выбора стратегий поведения. Целью нашей работы определено изучение особенностей восприятия конфликтов в студенческой среде. Объект – конфликт, предмет – особенности восприятия конфликтов студенческой молодежью.
Исследование посвящено изучению особенностей супружеского копинга у женщин в связи с их генерализованным типом привязанности. Выборку составили женщины (n=80), в возрасте от 22 до 55 лет, большая часть которых замужем и имеет детей. Использовались методики: «Самооценка генерализованного типа привязанности», “Опросник диадического копинга”, авторская анкета на оценку особенностей реакции в конфликте и саморегуляции. В результате было обнаружено, что наименьшая удовлетворенность супружеским копингом характерна для женщин со сверхзависимым или тревожным типом привязанности (B). У них сильнее чувство вины, склонность обижаться или игнорировать партнера, избегать обсуждения проблемы. Они отмечают меньшую поддержку от партнера и больше негативных реакций в свой адрес. У женщин с надежным типом (A) привязанности общий уровень самоконтроля в стрессовых ситуациях выше благодаря более открытому, нестереотипному видению ситуации и устойчивому принятию супруга на физическом и эмоциональном уровне. Амбивалентность, характерная для типа привязанности D, проявляется в отдельных контрпродуктивных реакциях на стресс и выражается в большем дистанцировании женщины от своего партнера.
Лживость и апатия представляют собой сложные и многомерные феномены, которые, в свою очередь, соотносятся с различными психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Подростковый возраст, известный своей нестабильностью и кризисными явлениями, может стать ключевым периодом для их изучения. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи лживости и апатии в подростковом возрасте. Анализ результатов представлен в виде корреляционных связей, на основе которых осуществлена интерпретация полученных данных. Выводы исследования свидетельствуют о том, что склонность к лживости уменьшается при возрастании уровня апатии (выявлена обратная корреляция). При этом гендерные различия отсутствуют: подростки обоих полов демонстрируют схожие результаты. Учет полученных результатов позволит в дальнейшем проектировать психологическое сопровождение подростков в состоянии апатии.
В современном мире виртуальная идентичность является актуальной проблемой. Виртуальная идентичность личности носит динамический характер. Она способствует тому, что определенные поведенческие паттерны пользователя социальной сети могут подстраиваться под различные ситуации и проявляться по-разному в различных социальных интернет-группах. В формировании идентичности решающую роль играет социализация. Виртуальная реальность в свою очередь сегодня выступает одним из социальных институтов, в котором эта идентичность формируется. В этом качестве виртуальная реальность обладает своими уникальными особенностями, рассмотренными в статье. При этом образ индивида в интернет-пространстве влияет на социальный статус человека в реальном обществе. Построение виртуальной идентичности пользователей социальных сетей зависит от влияния множества факторов, одним из которых является гендер.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/