СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА: ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ (2024)
В статье рассмотрены понятие и сущность стратегического партнерства органов власти и представителей бизнес-сектора в рамках их присутствия и функционирования на определенной территории. На основе анализа особенностей соответствующего механизма государственно-частного взаимодействия, в том числе исходя из анализа текущих инноваций, автономно или преднамеренно развивающихся в той или иной области стратегического взаимодействия, был актуализирован перечень интеграционных эффектов, среди которых наибольшую практическую значимость для прямых стейкхолдеров имеют: эффект масштаба, эффект конкуренции, эффект аллокации, эффект реаллокации, эффект протекции и эффект инноваций.
The article examines the concept and essence of strategic partnership between government authorities and representatives of the business sector within the framework of their presence and functioning in a certain territory. Based on the analysis of the features of the corresponding mechanism of public-private interaction, including based on the analysis of current innovations, autonomously or deliberately developing in one or another area of strategic interaction, a list of integration effects was updated, among which the greatest practical significance for direct stakeholders are: economies of scale, competition effect, allocation effect, reallocation effect, protection effect and innovation effect.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.34773/EU.2024.4.10
- eLIBRARY ID
- 68549035
Только внешнюю среду партнерского взаимодействия охватывает «сфера влияния 2», которая предполагает реализацию общих интересов власти и бизнеса, например – развитие инфраструктуры на определенном участке, обеспечивающем выгоды от использования обеим сторонам, или популяризация регионального бренда, предполагающая продвижение уникального продукта, производимого исключительно в регионе присутствия и т.д. Представленный на рисунке механизм стратегического партнерства власти и бизнеса в регионе реализуется посредством местных государственных программ и положений, а также территориальным институтом государственно-частного партнерства и иными инструментами, обеспечивающими правомерность, прозрачность и эффективность взаимодействия [8].
Несмотря на обширную теоретическую базу и практический опыт развитых стран, использование стратегического партнерства – как особого режима взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнес-сектора, применительно к российским реалиям имеет ряд трудностей, которые не позволяют в полной мере использовать потенциал ГЧП-решений.
Среди причин слабого стремления к развитию стратегического партнерства можно выделить следующие:
– нехватка опыта реализации исследуемого взаимодействия среди российских регионов,
соответственно, отсутствие полной картины эффектов и рисков от проектов государственночастного партнерства;
– отсутствие взаимного доверия между представителями государственного и предпринимательского секторов на региональном и муниципальном уровнях;
– избирательность органов власти или стремление отдельных частных организаций (предпринимателей) к налаживанию строго персональных контактов с государственным аппаратом, что неизбежно ведёт к нарастанию социального напряжения внутри предпринимательского сообщества [1];
– отсутствие чёткой и ясной стратегии взаимодействия в рамках ГЧП-проектов (в том
числе из-за несовершенства нормативного содержания правового массива в области государственно-частного партнерства, влияния теневого сектора и пр.).
Список литературы
-
Бикеева М.В. Стратегическое партнёрство власти и бизнес-структур как фактор социально-экономического развития региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6-1. С. 27-33. EDN: UCBSUP
-
Егоркин В. Г. Философия инноваций // Общество. Среда. Развитие. 2006. № 1. С. 14-25. EDN: KYBREN
-
Мурзаков В.Г., Хасанов И.И. Методологический аспект исследования инновационного процесса: экономическая природа и законы функционирования // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 4 (172). С. 25-31.
-
Мурзаков В.Г. Механизм государственно-частного взаимодействия в архитектуре региональной инновационной системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2024. № 2. С. 82-89. EDN: MVFLEK
-
Мусина Д.Р., Мусина А.Э. Государственно-частное партнерство в развитии отраслевых цифровых платформ // Евразийский юридический журнал. 2023. № 7 (182). С. 471-473.
-
Мусина Д.Р., Низамов А.Н., Кожевников А.В. Механизм создания малых инновационных нефтяных предприятий // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2019. № 3 (147). С. 21-24.
-
Низамова Г.З., Мусина Д.Р. Государственно-частное партнерство как путь к освоению новых регионов России // Стратегия Республики Башкортостан - 2030: приоритеты экономического роста: cборник научных статей Всеросс. научно-практич. конф., Уфа, 16 марта 2017 г. Уфа: УГНТУ, 2017. С. 266-268. EDN: ZCNYMN
-
Райхлина А.В. Инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1. № 4. С. 107-111. EDN: OHIIGL
-
Шахов О.Ф. Механизм стратегического партнерства государства и бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2018. № 1 (40). С. 82-86. EDN: YVOZLL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию установок современной молодежи, связанных с возможностями и перспективами миграции и эмиграции, смены постоянного места жительства - как внутри страны, так и за ее пределами. Особое внимание уделяется анализу положительных и отрицательных последствий миграционного поведения. Авторы опираются на эмпирический материал, полученный в результате онлайн-анкетирования респондентов, проживающих в Республике Башкортостан.
В статье рассматривается проблема вовлеченности персонала предприятия в инновационную деятельность. Раскрыты факторы, способствующие повышению уровня вовлеченности и росту инновационной активности персонала предприятия. Представлены результаты исследования уровня вовлеченности сотрудников производственной площадки одного из обрабатывающих предприятий, полученные в результате проведенного опроса.
В статье обосновывается ведущая роль Башкирской академии государственной службы и управления (БАГСУ) при Главе Республики Башкортостан (РБ) в формировании научно-образовательного кластера для подготовки высококвалифицированных кадров для сферы государственного и муниципального управления РБ в контексте необходимости повышения эффективности социально-экономического развития городов и районов региона. Разработаны предложения и даны рекомендации по совершенствованию стратегического управления сферой образования на региональном и муниципальном уровнях, в том числе по активизации научно-исследовательской, грантовой, профориентационной деятельности, формированию профильных классов в школах, заключению долгосрочных договоров о сотрудничестве между БАГСУ, УФИЦ РАН и муниципальными образованиями РБ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в государственном управлении стремительно набирает обороты. Республика Башкортостан активно внедряет такие технологии, стремясь повысить эффективность и качество услуг, предоставляемых гражданам. Цель исследования - проанализировать практику применения ИИ в государственном управлении России в целом, и Республики Башкортостан в частности, выявить возможности и риски для органов власти и управления республики. В статье представлен обзор кейсов и инициатив по внедрению ИИ в различных сферах государственного управления, в том числе и в Республике Башкортостан; дана оценка потенциальных преимуществ ИИ для повышения эффективности работы органов власти и управления, улучшения качества предоставляемых услуг, ускорения принятия решений и повышения прозрачности.
В статье анализируются тенденции изменения основных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние организаций российских организаций за 1995-2023 гг. Выявлены основные факторы, повлиявшие на их динамику.
Исследование подчеркивает, что успешное развитие региона зависит от анализа показателей экономической безопасности с учетом инвестиционной составляющей. Инвестиции играют ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста, модернизации производства и внедрении новых технологий. Постоянное улучшение механизмов инвестиционной политики является неотъемлемой частью развития региона. Рациональное использование ресурсов и обоснованная инвестиционная стратегия способствуют достижению стратегических целей и обеспечивают экономическую безопасность. Основная цель исследования заключается в определении направлений совершенствования инвестиционной политики для обеспечения устойчивого роста экономики и общественного производства. Результаты данного исследования ориентированы на активизацию инвестиционной деятельности, увеличение производственной эффективности и обеспечение экономической устойчивости региона.
В работе представлен анализ динамики роста числа персональных компьютеров с подключением к сети Интернет в отечественных организациях с 2003 по 2022 год, скорость увеличения количества персональных компьютеров в разные временные отрезки. Также нами проанализированы изменения показателей от одного периода к другому, выявлены адаптации организаций к современным технологиям. Рассмотрены ключевые факторы, влияющие на распространение персональных компьютеров, доступ к Интернету и региональные различия. В итоге предложены рекомендации по улучшению IT-инфраструктуры и дальнейшему мониторингу изменений.
На современном этапе развития цифровые технологии стали составной частью сложившейся экономики и играют ключевую роль в ее развитии, их воздействие на экономический рост огромно и продолжает расти из года в год. Автоматизация процессов, применение искусственных интеллектуальных систем и анализ информации, с одной стороны, позволяют компаниям выполнять задачи более эффективно и быстро, что ведет к сокращению издержек на трудовые ресурсы и к повышению общей производительности. С другой стороны, развитие новых сфер экономики (цифровая коммерция, онлайн-образование, финтех и др.) способствуют не только созданию новых рабочих мест и увеличению конкуренции на рынке, но и стимулируют инновации, что, в свою очередь, содействует диверсификации экономики и открывает новые возможности для компаний в различных секторах.
В статье рассматривается результативность сферы ЖКХ и инструменты ее повышения. ЖКХ, его состояние и уровень развития сегодня является основным показателем уровня и качества жизни населения. В сфере ЖКХ наблюдается много проблем, таких как изношенность инженерных коммуникаций, снижение доли расходов бюджета на ЖКХ, неэффективная система управления и др. Результативность работы ЖКХ в связи с перечисленными проблемами достаточно низкая, а ее повышение требует больших вложений, новых инновационных технологий в отрасли.
В рамках этой статьи мы рассматриваем вопросы, которые связаны с проблемами и стратегией укрепления цифрового суверенитета на территории России. Актуальность исследования обусловлена негативными тенденциями, которые включают в себя санкционную политику недружественных стран, распространение экстремистской информации, а также рост числа утечек информации и киберугроз. Для понимания угроз необходимо определить последствия санкций и текущую деятельность, которая осуществляется правительством в рамках решения этих проблем.
В статье изложены основные положения авторского подхода к оценке готовности компаний к цифровой трансформации, основанные на обобщении имеющегося опыта и расширенные в части учета специфических условий ведения бизнеса. Проведена апробация предложенного подхода, представлены ее результаты, позволившие обозначить целесообразность осуществления диагностических процедур на регулярной основе. Показана возможность применения предложенного подхода в практике управления.
В рамках развития современного государства важна роль Вооруженных Сил, их имиджа и личностных качеств военнослужащих. Цель статьи: выявить наиболее значимые для общественности в лице молодежи индивидуальные особенности и качества личности военнослужащего для дальнейшего развития имиджа Вооруженных Сил РФ. Уделяется внимание вопросам доверия граждан к действующим военнослужащим, наиболее актуальным качествам для формирования положительного образа российской армии. А также приводятся меры по формированию, развитию и реорганизации общественного мнения в области имиджа Вооруженных Сил РФ. Кроме этого, дана характеристика мероприятий, уже реализующихся на государственном уровне, и направленных на формирование и коррекцию имиджа Вооруженных Сил РФ.
В данной работе рассматривается положение молодёжи в современном обществе Республики Башкортостан. Проводится анализ трудовых ценностей, экономического поведения и социального капитала молодых людей, а также их роли в формировании будущего региона. Исследование опирается на социологические данные, которые позволяют выявить основные тенденции и проблемы в жизни молодёжи. В ходе работы были изучены труды, посвящённые трудовым ценностям молодёжи, её экономическому поведению, а также вопросу социального капитала молодых. Особое внимание уделяется финансовому положению молодёжи, её экономическим ценностям, таким как отношение к труду, потреблению, кредитованию и сбережениям, финансовому планированию, предпринимательству. Также рассматриваются вопросы ценностей, приоритетов и целей молодого поколения. Результаты исследования могут быть полезны для разработки молодежной политики.
Статья посвящена актуальной проблеме демографического старения населения, характерной для большинства стран мира и России. На основе теоретического анализа определены подходы к идентификации и дифференциации рисков социальной безопасности при трансформации возрастной структуры населения для его отдельных возрастных когорт, в том числе трудоспособного возраста. Сделан вывод о возможности митигирования рисков в сфере социальной безопасности в рамках действующих и планируемых к реализации профильных национальных проектов в России в исследуемой области.
В статье рассматриваются актуальные вопросы оценки эффективности формирования и использования персонального бренда как фактора развития предпринимательства. Определены критерии оценки эффективности, выявлена взаимосвязь компонентов социальных и экономических предпринимательских выгод и их взаимное влияние, показана специфика затрат, связанных с оказанием услуг по формированию и использованию личного бренда предпринимателя, очерчены направления их минимизации.
Когда два разных, но тесно связанных аспекта одного общего объекта бизнеса - бизнес-процессы и бизнес-коммуникации - разделяются и исследуются отдельно, часто возникает проблема. Статья рассматривает объективные причины такого явления, приводится конкретный пример объекта бизнеса - коммерческого конкурса, и показано, что при разделения процессов и коммуникаций возникают неожиданные результаты бизнеса, анализируются причины, по которым возникают различия, и показаны возможность устранения этой проблемы. Целью этой статьи является доказательство того, что для создания бизнес-процессов и соответствующих бизнес-коммуникаций, как основных объектов любого реального бизнеса, необходим целостный или системный подход.
В статье описываются два явления, которые широко распространены в обычной экономике, часть из них законна в неисламских странах, а часть противозаконна даже в них, но оба явления запрещены в исламской финансовой модели, которая базируется на моральных постулатах ислама. В статье показан экономический и социальный смысл этих религиозных ограничений.
Понимание финансовых концепций и наличие соответствующих навыков имеет решающее значение для внесения позитивных изменений в финансовое поведение. С 2013 года каждые два года проводится Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам, которое исследует влияние понимания людьми финансов домохозяйств на принятие ими финансовых решений. Изучение разнообразия выявило значительные различия в финансовом поведении в зависимости от таких факторов, как пол, место проживания, уровень образования и семейное положение. Исследование даёт ценные сведения, которые могут послужить основой для изменения политики, направленной на повышение финансовой грамотности населения
В статье анализируются основные тенденции развития налоговой системы в условиях цифровизации общества, когда на смену выездного налогового контроля приходят современные налоговые программы по проверке и выявлению правонарушению, контролю за деятельностью предприятий, а также использование законных форм оптимизации налогообложения.
В статье проводится анализ основных тенденций трансформации налоговых параметров региона на примере Республики Башкортостан. Выявляются ключевые факторы, определяющие динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона и совокупной налоговой нагрузки в республике, проводится оценка финансовой устойчивости консолидированного бюджета Республики Башкортостан. В статье предлагаются основные направления повышения результативности налоговых механизмов в регионе с учетом принципов и критериев обеспечения результативности управления региональными общественными финансами.
Инновационное развитие России и Республики Башкортостан в подавляющей степени зависит от решений, принятых на уровне федерального центра. Изменение геополитической обстановки и процессы деглобализации (разрыв с западными странами) породили необходимость в обеспечении технологического суверенитета страны и республики. Происходит смена парадигмы развития всей экономики России. Обеспечение экономического развития объектами интеллектуальной собственности и собственными разработками, изобретениями и рационализаторскими предложениями становится жизненно необходимой задачей. Это отражено в новой государственной Стратегии научно-технологического развития России и майском Указе Президента Российской Федерации. Оба документа приняты в 2024 году. Анализу прежней государственной научно-технологической политики и историческим ее основам в стране, а также путям решения назревших проблем технологического развития посвящено данное исследование.
В статье рассматриваются вопросы становления и развития открытого банкинга в международной и отечественной практике, а также проблемы законодательного регулирования данной сферы со стороны органов, регламентирующих финансовую деятельность в разных странах. Реализация идей открытого банкинга в настоящее время сопряжена с рядом трудностей, так как раскрытие информации о клиентах затрагивает интересы различных игроков финансового рынка
В статье исследуются особенности предложения на национальном (Российская Федерация) и региональном (Республика Башкортостан) рынках труда. Особое внимание уделяется ограничениям предложения на этих рынках. С этой целью различаются его потенциальная, то есть верхняя (максимальная) и нижняя (минимальная) величины. Отмечается, что в условиях современной макроэкономической нестабильности: 1) показатели рынка труда становятся волатильными; 2) наблюдается дефицит рабочей силы; 3) резервы предложения труда снижаются и не совпадают по своей структуре со спросом на него; 4) необходима смена приоритетов в образовании и подготовке кадров; 5) возрастает стабилизирующая роль политики занятости и цифровизации экономики.
Актуальность исследуемой темы обуславливается тенденцей к росту экономической преступности, оказывающей негативное воздействие на процессы социально-экономического развития регионов. В связи с недостаточной эффективностью принимаемых на сегодняшний день мер по борьбе с данной проблемой, возникает необходимость поиска альтернативных способов её нивелирования. В рамках исследования были применены методы анализа и синтеза, принципы рационализации и формализации. Основными результатами являются: выявление отличительных характеристик экономической преступности на современном этапе развития экономики и разработка рекомендаций по решению поставленной проблемы, основной акцент в которых сделан на реализации социального капитала и расширении свобод в области ведения экономической деятельности.
Издательство
- Издательство
- БАГСУ
- Регион
- Россия, Уфа
- Почтовый адрес
- 450008, Респ Башкортостан, г Уфа, Кировский р-н, ул Заки Валиди, д 40
- Юр. адрес
- 450008, Респ Башкортостан, г Уфа, Кировский р-н, ул Заки Валиди, д 40
- ФИО
- Абдрахманов Данияр Мавлиярович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- bagsu@bagsurb.ru
- Контактный телефон
- +8 (347) 2721077
- Сайт
- https://bagsurb.ru