ISSN 2658-4522 · EISSN 2658-7580
Язык: ru

КОГНИТИВНАЯ ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ: МАРШРУТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД (2024)

Вопросы выявления, оценки когнитивной доступности и путей преодоления информационных барьеров, возникающих в процессе коммуникации у лиц с инвалидностью, имеющих нарушения психических функций, интеллекта и речи, расстройства адаптации, вызывают активное внимание участников реабилитационного процесса в различных организациях ведомственной принадлежности. Формирование подходов к созданию доступного коммуникационного пространства основано на учете условий организации доступной среды на уровне личностных и социальных факторов.

Цель. Систематизация междисциплинарных представлений и подходов в сфере когнитивной доступности с целью формирования универсальных механизмов преодоления барьеров в комплексной реабилитации инвалидов.

Материалы и методы. Методология исследования была построена исходя из обобщения данных о моделировании фокус-группой специалистов мультидисциплинарной бригады в сфере социального обслуживания и оказания реабилитационных услуг лицам с нарушением психических функций. В исследовании приняли участие специалисты мультидисциплинарных бригад (42 человека): психолого-педагогического профиля (47 %), специалисты по социальной работе (16 %), медицинские работники (37 %). При синхронизации и проведении дифференциации использовались следующие методы исследований: интервьюирование экспертов о доступной среде учреждений, лиц с инвалидностью и их окружения, сбор данных, изучение документации. Применялись методы качественного анализа описательной статистики.

Результаты. В ходе исследования определены показатели барьеров при качественном соотнесении под- ходов психологов, педагогических и социальных работников с ориентацией врачей на МКФ, а также учете механизмов, участвующих в формировании поведения лиц с нарушением интеллектуальных и речевых функций. Учитывая показатель устойчивости исследуемых явлений на основании качественного анализа, проведенного фокус-группой (большинством, более 63 %), возможно определить типы барьеров по оси: объективный, субъективный, ситуативный.

Обсуждение. Развивая маршрутоориентированный подход при создании доступной среды, ключевой задачей является преодоление не только физических барьеров, но и коммуникативных, а именно формирование индивидуальных коммуникативных доступных маршрутов для лиц с психическими нарушениями. Определена целевая группа нуждающихся в данных когнитивных маршрутах лиц. Для развития подходов в сфере когнитивной доступности, по мнению фокус-группы, одним из пусковых механизмов развития системы доступной коммуникации является потребность в преодолении барьеров восприятия. Целостно решить эту задачу, почти по всем ответам респондентов (86 %), с учетом индивидуального и персонализированного подхода способна только мультидисциплинарная команда специалистов.

Заключение. Даны предложения по разработке маршрутоориентированного подхода как методологии когнитивной доступности, направленные на повышение доступности информации для лиц с психическими нарушениями (расстройствами адаптации, интеллектуальными, речевыми, расстройствами аутистического спектра (РАС)). Подчеркнута необходимость использования АДК, упрощенного языка для лиц с нарушениями психических и речевых функций как одного из факторов, способствующих соблюдению их гражданских прав, а также созданию доступной среды.

Тип: Статья
Автор (ы): Мирошниченко Оксана Анатольевна, Вечканова Ирина Геннадьевна
Ключевые фразы: люди с инвалидностью, нарушение психических функций, нарушение адаптации, барьеры, когнитивная доступность, альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), рубрикатор, мультидисциплинарное взаимодействие

Идентификаторы и классификаторы

УДК
364.1. Общие проблемы, воздействующие на благополучие человека
364.24. Социальные барьеры в сфере воспитания, обучения и просвещения. Принадлежность к непривилегированным социальным слоям. Языковый барьер
364.25. Воздействия окружающей среды.
376. Воспитание, образование и обучение особых групп лиц
Текстовый фрагмент статьи