Применение искусственного интеллекта в предотвращении и минимизации сбросов нефтесодержащих вод с судов (2024)
В работе предложено интегрировать искусственный интеллект в модель мониторинга морской экосистемы для оценки воздействия сбросов нефтепродуктов в водные ресурсы Российской Федерации. Методология направлена на повышение точности исследований, предотвращение экологических кризисов и упрощение процессов сбора и анализа данных с применением методов машинного обучения. Постоянная оценка и обновление способствуют эффективному применению и объединению информации для оперативного реагирования соответствующих органов власти на кризисные ситуации в морской экосистеме. Данное предложение является перспективным в будущем, затрагивает новейшие технологии и различные сферы взаимодействия в программировании, планирование, законодательное регулирование, расширит решение проблемы рабочих мест, минимизирует человеческий фактор, затраты, связанные с ликвидацией последствий нефтяных загрязнений водной среды.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023683871 Российская Федерация. Информационно-аналитическая поддержка мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Оценка размеров вреда водному объекту : № 2023683646 : заявл. 10.11.2023 : опубл. 10.11.2023 / Головацкая Л. И., Пластинин А. Е., Бородин А. Н. [и др.] ; заявитель ФГБУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта». - EDN IIIZDX.
- Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023623610 Российская Федерация. База данных по источникам разливов нефти и нефтепродуктов : № 2023623290 : заявл. 11.10.2023 : опубл. 24.10.2023 / Головацкая Л. И., Пластинин А. Е., Бородин А. Н., Воробьева А. С.; ФГБУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта». - EDN ITXKIK.
- Головацкая, Л. И. Оценка площади нефтяного загрязнения при разливах газового конденсата в Каспийском море / Л. И. Головацкая, А. Н. Бородин, А. Е. Пластинин // Морские интеллектуальные технологии. - 2023. - № 2-1 (60). - С. 315-319. - https://doi.org/10.37220/MIT.2023.60.2.039. - EDN MEQVPB.
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ президента РФ от 09.05.2017 № 203. - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) (с изменениями на 17.02.1978 года). Текст : электронный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901764502
- План управления судовыми отходами в морском порту. - Текст : электронный. - URL: https://triptonkosti.ru/13-foto/plan-upravleniya-sudovymi-othodami-v-morskom-portu-92-foto.html (дата обращения: 20.03.2024).
- Дицевич, Я. Б. Применение искусственного интеллекта в решении экологических проблем современности / Я. Б. Дицевич, Д. В. Карнаух, А. Е. Тользак // Теория государства и права. - 2023. - № 2 (31). - С. 50-64. - https://doi.org/10.25839/MATGIP_2023_2_50. - EDN MMGGND.
- Фатхутдинова Д. Машинное обучение // Unisender : словарь. - Текст : электронный. - URL: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-machinnoe-obuchenie/#anchor-1 (дата обращения: 11.03.2024).
- О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : указ президента РФ от 10.19.2019 № 490. - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184
- Митягина, М. И. Спутниковый мониторинг нефтяных загрязнений морской поверхности / М. И. Митягина, О. Ю. Лаврова, Т. Ю. Бочарова // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. - 2015. - Т. 12, № 5. - С. 130-149. - EDN UZNDRL.
- Искусственный интеллект для больших данных. - Текст : электронный. - URL: https://www.qlik.com/us/augmented-analytics/big-data-ai (дата обращения: 11.11.2023).
- Статистические модели в информатике: основные понятия, применение и примеры. - Текст : электронный. - URL: https://nauchniestati.ru/spravka/statisticheskie-modeli-v-informatike (дата обращения: 11.03.2024).
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ президента РФ от 02.07.2021 № 400. - Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271
- О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 13.05.2017 № 208. - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629
- Международный кодекс по охране судов и портовых средств : от 12.12.2002 года. - Текст : электронный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902019001 (дата обращения: 11.03.2024).
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС 74) : текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками, с изменениями на 24.05.2018. - Текст : электронный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901765675 (дата обращения: 11.03.2024).
- Кляченков, А. А. Искусственный интеллект и его влияние на охрану окружающей среды / А. А. Кляченков // Актуальные исследования. - 2021. - № 2 (29). - С. 63-66. - Текст: электронный. - URL: https://apni.ru/article/1767-iskusstvennij-intellekt-i-ego-vliyanie (дата обращения: 13.03.2024).
- Ходжаева, Д. Ф. Проблемы, с которыми можно столкнуться при внедрении искусственного интеллекта / Д. Ф. Ходжаева, А. А. Омонов, Ф. У. Тугизбоев // Наука, техника и образование. - 2021. - № 5 (80). - Текст : электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-s-kotorymi-mozhno-stolknutsya-pri-vnedrenii-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 13.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены ключевые обязанности руководителя предприятия по обеспечению безопасных условий на рабочих местах, охраны здоровья работников и основные понятия обеспечения экологической безопасности. Представлены приемы идентификации опасностей деятельности и эффективные методы оценки профессиональных рисков. Отмечена роль работника в эффективном функционировании системы управления охраной труда и управлении профессиональными рисками, в частности, в предотвращении травматизма и профилактике профессиональных заболеваний непосредственно работников, а также роль в системе экологического менеджмента и обеспечении благоприятного функционирования экологических систем на производственных объектах.
В данной статье, проанализировав некоторые особенности и сложности, связанные с профессиональной направленностью обучения иностранному языку, авторы пришли к выводу о необходимости разработки специальной психолого-педагогической программы. Авторы представили программу повышения профессионально ориентированной мотивации изучения иностранного языка в неязыковом вузе. В качестве одной из целей программы выступило формирование профессионально-ориентированной мотивации с учетом гендерной дифференциации. Было установлено, что сложности с формированием профессионально-ориентированной мотивации в техническом вузе, существование комплекса причин демотивации обучающихся могут быть результатом фокуса на традиционных образовательных подходах с доминированием грамматико-переводного метода обучения иностранному языку. Созданная авторами психолого-педагогическая программа включает в себя интересные проблемные задания на основе лингвострановедческого материала, а также ролевую игру профессионального характера, предоставляющую студентам, как юношам, так и девушкам, возможность попробовать себя в роли профессионалов. По итогам апробации программы, авторы отмечают значительное снижение у студентов обоего пола стрессоров и тревожности в процессе обучения иностранному языку, а также значительное увеличение мотивации достижения успеха, что способствует повышению профессионально-ориентированной мотивации изучения иностранного языка у студентов технического вуза.
От сегодняшнего выпускника требуется обладание профессиональными знаниями и умениями, способностью использовать их при решении производственных задач, способностью нести ответственность за свои действия в реальных производственных условиях. На примере комплексного изучения одного из наиболее часто используемых в радиоэлектронных системах элементов рассмотрена методика формирования профессиональных компетенций у студентов специальности 25.05.03 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования». Методика обучения строится на комплексном подходе, включающем: теоретическое изучение радиоэлектронных средств; компьютерное моделирование исследуемых устройств; натурные исследования с использованием лабораторных стендов; итоговое собеседование по изучаемому материалу, включая компьютерное тестирование. Современный радиоинженер при исследовании радиоэлектронного оборудования может использовать широкий арсенал технических средств и информационных технологий. Поэтому в учебном процессе уделяется значительное внимание принципам изучения объектов профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий, закрепляя результаты компьютерного исследования моделей объектов на лабораторном оборудовании, выполненном на реальных радиоэлектронных устройствах.
Рассмотренная методика формирования профессиональных компетенций позволяет сформировать у обучающегося знания, умения и навыки при работе с объектами профессиональной деятельности.
Стремительное развитие науки и технологий требует от образования постоянного обновления и адаптации к новым вызовам. В этом контексте установление тесных связей между школьным и высшим образованием становится неотъемлемым фактором прогресса. В современном мире химия играет ключевую роль в различных сферах: от фармацевтики до энергетики. Поэтому получение профессионального образования в этой области становится все более актуальным. В настоящее время количество школьников, сдающих экзамены по химии, значительно сократилось, средний балл ухудшился. Качество образования в школах с низкими результатами по химии, с отсутствием в школах материально-технической базы для проведения лабораторных практикумов можно повысить за счет организации сетевого обучения и создания профильных классов на базе университетов. Занятия в лабораториях вуза оптимизируют результат: школьники получат личный опыт и применят свои знания на практике, научатся работать с химическими веществами, использовать физико-химические методы при проведении экспериментов. В статье показаны основные преимущества, которые возникают при сотрудничестве между двумя образовательными учреждениями, проанализированы успешные примеры сотрудничества при реализации стратегического партнерства «школа – вуз».
В статье излагается исторический подход к определению сущности транспорта. Показано, что с самого зарождения человек создавал транспорт как систему, состоящую из объекта управления – транспортного средства (ТС), субъекта управления – управленца-транспортника (УТ) и комплекса средств обслуживания ТС – производства, ремонта ТС, перегрузочных средств. Транспорт как система с зарождения ориентировался на определенную среду деятельности. С развитием человека менялись и требования к транспорту – кроме перевозочной у транспорта возникают информационная и системообразующая функции. Особо значима информационная функция в период великих географических открытий. Рост потребности в информации привел к возникновению электронного транспорта, обеспечивающего передачу электроэнергии и информации на большие расстояния. Развитие торговых отношений между странами и континентами привело к возникновению системообразующей функции – появились экономические, политические, военные союзы вплоть до образования империй. Развитие транспорта принимало все новые и новые формы наряду с мобильными ТС появились и стационарные. При определении сущности транспорта изложена авторская точка зрения на трактовку транспорта как отрасли материального производства, сферы услуг и как отрасли экономики и социальной сферы. Рассмотрено состояние транспорта как системы в настоящее время, представлены рекомендации по повышению удовлетворения потребностей национальной экономики и социальной сферы в транспортной деятельности
В статье изучаются процессы образования моделей при взаимодействии молекул очистителя и загрязнителя на примере сероводорода и аспарагина, подчеркивается важность компьютерного моделирования в разработке эффективных методов очистки. Молекулярное взаимодействие между аспарагином и сероводородом исследуется с использованием полуэмпирического метода PM3. Целью работы было выявление в структуре аспарагина активных атомов, с которыми могут взаимодействовать молекулы сероводорода, приводя к формированию соединений с достаточной прочностью. Исследования проводились с использованием квантово-химических вычислений оптимизированных по энергии структур отдельных молекул и их взаимодействий. Поиск минимума полной энергии проводился по всем независимым геометрическим параметрам в процессе полной оптимизации геометрии молекулы. Приведены результаты расчетов основных зарядовых, энергетических и геометрических параметров. Представлена схема активных атомов молекулы аспарагина по отношению к сероводороду, полученная на основе проведенных квантово-химических исследований. Использованные правила позволили среди множества смоделированных адсорбционных комплексов выявить реально существующие. Полученные данные предоставляют новые перспективы для понимания последствий этого взаимодействия в контексте медицинских и экологических исследований.
Издательство
- Издательство
- ВГУВТ
- Регион
- Россия, Нижний Новгород
- Почтовый адрес
- 6603950, Нижегородская область, город Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
- Юр. адрес
- 6603950, Нижегородская область, город Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
- ФИО
- Кузьмичев Игорь Константинович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- otd_o@vsuwt.ru
- Контактный телефон
- +7 (831) 2184413
- Сайт
- https://vsuwt.ru/