Статья посвящена нарративам темпорализации Судебной реформы современниками, что позволяет пересмотреть политически ангажированные и неочевидные трактовки реформы как «либеральной». С опорой на методологию Билефельдской школы истории понятий в статье анализируются наиболее полемические высказывания о преобразовании судебной системы в ведомственных документах и периодической печати 1860–1870-х гг. Конструируемые в них темпоральные ряды развития правосудия в России и мире исследуются как историческая аргументация для легитимизации реформы или, наоборот, ее критики. В заключение делается вывод о том, что пересборка структур судебной власти, включивших в себя экспертов и представителей общественности в роли присяжных заседателей и поверенных, означала, что именно от их понимания сути реформ зависела работа преобразованных судов. Поэтому важно отметить, что оптимистический прогрессивный дискурс новой судебной власти, сохранившийся в архивных документах и официальной печати, был далеко не единственным и встречал много сомневающихся голосов. Конструирование прогрессивной темпоральности развития цивилизации и утверждения о том, что народ «приноровится» к полезным нововведениям, встречали большое сопротивление
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
В историографии Великих реформ уже давно поднят вопрос о необходимости критически относиться к свидетельствам источников, созданных самими реформаторами и их ближайшим кругом. Известный историк крестьянской реформы М. Д. Долбилов первым обратил внимание на мифологизацию освобождения крестьян в таких объективных на первый взгляд источниках, как известный трехтомник «Материалы для истории упразднения крепостного состояния помещичьих крестьян в царствование Александра II», изданных в 1860–1862 гг. в Берлине, и богатейшей мемуарной литературе [Долбилов, 2004]. Он убедительно показал, как именно в этих источниках создавалось противостояние «проводников прогресса» и ретроградов-крепостников
Список литературы
1. Борисова Т.Ю. Когда велит совесть: Культурные истоки Судебной реформы в России. М.: НЛО, 2025. 584 c.
2. Василевский А. Отзывы русских журналов и газет о судебной реформе // Журнал Министерства юстиции. 1863a. Т. XV. С. 365-422.
3. Василевский А. Отзывы русских журналов и газет о судебной реформе (окончание) // Журнал Министерства юстиции. 1863b. Т. XVI. С. 403-441.
4. Велижев М.Б. Цивилизация. Война миров. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2023. 160 с.
5. Верещагин А.Н. Кассационный сенат (1866-1917). Очерки устройства и деятельности верховного суда Российской Империи. М.: Закон, 2022. 604 с.
6. Галкин А.Г. Судебная реформа 1864 года в России в контексте общественно-политической жизни пореформенной России (1864-1904 гг.): дис. … докт. ист. наук: 07.00.02. М.: МПГУ, 2011. 471 с. EDN: QFVXDV
7. Гессен И.В. Судебная реформа. СПб: Книгоизд-во П.П. Гершунина, 1905. 267 с.
8. Давыдов Н.В., Полянский Н.Н. Судебная реформа. Т. 1. М.: Объединение, 1915. 366 c.
9. День. 1861. № 10.
10. День. 1862. № 45, 46, 49.
11. День. 1863. № 5, 9, 14.
12. Джаншиев Г.А. Основы судебной реформы (к 25-летию нового суда). Историко-юридические этюды. М.: Типография М.П. Щепкина, 1891. 523 с.
13. Долбилов М.Д. Полезная недостоверность: о критике мемуарных сочинений творцов крестьянской эмансипации // “Цепь непрерывного предания..”.: Cб. памяти А.Г. Тартаковского. М.: РГГУ, 2004. С. 266-294.
14. Зарудный С.И. Беккария о преступлениях и наказаниях в сравнении с главою Х Наказа Екатерины IIиссовременными русскими законами. СПб.: Тип. Второго отд-ния собств. Его Императ. Величества канцелярии, 1879. 196 с.
15. Зарудный С.И. Справка из гражданского уложения Итальянского Королевства о постановлениях о наследстве по закону и по завещанию в сравнении с русскими законами. СПб.: б.и., 1868. 145 с.
16. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // Современник. 1847. Кн. 1. С. 1-53.
17. Кирмзе Ш.Б. Империя законности: юридические перемены и культурное разнообразие в позднеимперской России. Ланге. М.: НЛО, 2023. 432 с.
18. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы (к пятидесятилетию Судебных уставов). М.: Издание т-ва И.Д. Сытина, 1914. 296 с.
19. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избр. тр. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1994. С. 338-381.
20. Мойсинович А.М. Судебная реформа 1864 г. в оценках современников и исследователей второй половины XIX-начала XX вв.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2006. 260 с. EDN: NOCROJ
21. Московские ведомости. 1862. № 226.
22. Отечественные записки. 1863. Январь.
23. Поляков И.А., Смирнова М.А. К истории изучения русской мемуарной литературы XVII-XVIII вв.: Проблема систематизации // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 4. С. 400-445. EDN: RUEEXW
24. Попова А.Д. “Правда и милость да царствуют в судах” (из истории реализации Судебной реформы 1964 г.). Рязань: Поверенный, 2005. 311 с.
25. Редин Д. Легитимация власти в России в переходные эпохи // Quaestio Rossica. 2013. Т. 1, № 1. С. 43-51. EDN: SCVZET
26. Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 1405. Оп. 64. Д. 5934.
27. Русский инвалид. 1863. № 6.
28. Самарин Ю.Ф. О мнениях “Современника”, исторических и литературных // Москвитянин. 1847. Кн. 2. C. 133-222.
29. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни. М.: Университетская книга, 2005. 578 с. EDN: QOEPBJ
30. Сын отечества. 1862. № 241, 242, 243.
31. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII-первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М.: Наука, 1991. 286 с.
32. Шахрай С.М., Краковский К.П. “Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех”. К 150-летию Судебной реформы в России. М.: Кучково поле, 2014. 536 с.
33. Шахрай С.М., Краковский К.П. Юристы и революция: Pro et Contra. М: Кучково поле, 2017. 552 c.
34. Энгельштейн Л. “Комбинированная” неразвитость: дисциплина и право в царской и советской России // Новое литературное обозрение. 2001. № 49. С. 31-49.
35. Bernstein L. Sonia’s Daughters: Prostitutes and Their Regulation in Imperial Russia. Berkeley: University of California Press, 1995. 335 p.
36. Borisova Т., Burbank J. Russia’s legal trajectories // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2018. V. 19. No. 3. P. 469-508. EDN: YBYITR
37. Koselleck R. Critique and Crisis: Enlightenment and the Pathogenesis of Modern Society. Cambridge: MIT Press, 1988. 224 p.
38. Koselleck R. Sediments of time: On Possible Histories. Stanford: Stanford University Press, 2019. 392 p.
39. Borisova T.Yu. Kogda velit sovest’: Kul’turnye istoki Sudebnoi reformy v Rossii [When Conscience Commands: The Cultural Origins of Judicial Reform in Russia]. Mocow: NLO, 2025. 584 p. (in Russian).
40. Vasilevsky A. Otzyvy russkikh zhurnalov i gazet o sudebnoi reforme [Reviews of Russian Journals and Newspapers on Judicial Reform], in Zhurnal Ministerstva yustitsii. 1863a. Vol. XV. Pp. 365-422 (in Russian).
41. Vasilevsky A. Otzyvy russkikh zhurnalov i gazet o sudebnoi reforme (okonchanie) [Reviews of Russian Journals and Newspapers on Judicial Reform (conclusion)], in Zhurnal Ministerstva yustitsii. 1863b. Vol. XVI. Pp. 403-441 (in Russian).
42. Velizhev M.B. Tsivilizatsiya. Voina mirov [Civilization: The War of Worlds]. St. Petersburg: Evropeiskiy universitet v Sankt-Peterburge, 2023. 160 p. (in Russian).
43. Vereshchagin A.N. Kassatsionnyi senat (1866-1917). Ocherki ustroistva i deyatel’nosti verkhovnogo suda Rossiiskoi Imperii [The Cassation Senate (1866-1917): Essays on the Structure and Activities of the Supreme Court of the Russian Empire]. Moscow: Zakon, 2022. 604 p. (in Russian).
44. Galkin A.G. Sudebnaja reforma 1864 goda v Rossii v kontekste obshhestvenno-politicheskoj zhizni poreformennoj Rossii (1864-1904 gg.) [The judicial reform of 1864 in Russia in the context of the socio-political life of post-reform Russia (1864-1904)]: dissertation of the Doсtor of Historical sciences: 07.00.02. Moscow: MPGU, 2011. 471 p. (in Russian). EDN: QFVXDV
45. Gessen I.V. Sudebnaya reforma [Judicial Reform]. St. Petersburg: Knigoizd-vo P.P. Gershunina, 1905. 267 p. (in Russian).
46. Davydov N.V., Polyansky N.N. Sudebnaya reforma [Judicial Reform]. Vol. 1. Moscow: Ob’edinenie, 1915. 366 p. (in Russian).
47. Den’[The Day]. 1861. No. 10. (in Russian).
48. Den’[The Day]. 1862. No. 45, 46, 49. (in Russian).
49. Den’[The Day]. 1863. No. 5, 9, 14. (in Russian).
50. Dzhanshiev G.A. Osnovy sudebnoi reformy (k 25-letiyu novogo suda). Istoriko-yuridicheskie etyudy [Foundations of Judicial Reform (On the 25th Anniversary of the New Court): Historical and Legal Essays]. Moscow: Tipografiya M.P. Shchepkina, 1891. 523 p. (in Russian).
51. Dolbilov M.D. Poleznaya nedostovernost’: o kritike memuarnykh sochinenii tvortsov krest’yanskoi emansipatsii in “Tsep’ nepreryvnogo predaniya..”.: Sb. pamyati A.G. Tartakovskogo [Useful Inaccuracy: On the Critique of Memoirs by the Creators of Peasant Emancipation], in “The Chain of Continuous Tradition..”.: Collection in Memory of A.G. Tartakovsky. Moscow: RGGU, 2004. Pp. 266-294 (in Russian).
52. Zarudny S.I. Bekkariya o prestupleniyakh i nakazaniyakh v sravnenii s glavoi X Nakaza Ekateriny IIissovremennymi russkimi zakonami [Beccaria on Crimes and Punishments in Comparison with Chapter X of Catherine II’s Instruction and Modern Russian Laws]. St. Petersburg: Tip. Vtorogo otd-niya sobstv. Ego Imperat. Velichestva kantselyarii, 1879. 196 p. (in Russian).
53. Zarudny S.I. Spravka iz grazhdanskogo ulozheniya Ital’yanskogo Korolevstva o postanovleniyakh o nasledstve po zakonu i po zaveshchaniyu v sravnenii s russkimi zakonami [Reference from the Civil Code of the Kingdom of Italy on Provisions Regarding Inheritance by Law and by Will in Comparison with Russian Laws]. St. Petersburg: w. p., 1868. 145 p. (in Russian).
54. Kavelin K.D. Vzglyad na yuridicheskii byt drevnei Rossii [A View on the Legal Life of Ancient Russia in The Contemporary], in Sovremennik. 1847. Book 1. Pp. 1-53 (in Russian).
55. Kirmze Sh.B. Imperiya zakonnosti: yuridicheskie peremeny i kul’turnoe raznoobrazie v pozdneimperskoi Rossii [Empire of Legality: Legal Changes and Cultural Diversity in Late Imperial Russia]. Moscow: NLO, 2023. 432 p. (in Russian).
56. Koni A.F. Ottsy i deti sudebnoi reformy (k pyatidesyatiletiyu Sudebnykh ustavov) [Fathers and Sons of Judicial Reform (On the 50th Anniversary of the Judicial Statutes)]. Moscow: Izdanie t-va I.D. Sytina, 1914. 296 p. (in Russian).
57. Lotman Yu.M., Uspenskii B.A. Rol’ dual’nykh modelei v dinamike russkoi kul’tury (do kontsa XVIII veka) [The Role of Dual Models in the Dynamics of Russian Culture (Until the End of the 18th Century], in Uspenskii B.A. Izbr. tr. T. 1: Semiotika istorii. Semiotika kul’tury. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury, 1994. Pp. 338-381 (in Russian).
58. Mojsinovich A.M. Sudebnaja reforma 1864 g. v ocenkah sovremennikov i issledovatelej vtoroj poloviny XIX-nachala XX vv. [The judicial reform of 1864 in the assessments of contemporaries and researchers of the second half of the 19th-early 20th centuries]: Dissertation of the Candidate of Historical sciences: 07.00.02. Yaroslavl’: YarGU im. P.G. Demidova. 260 p. (in Russian).
59. Moskovskie vedomosti [Moscow Gazette]. 1862. No. 226. (in Russian).
60. Otechestvennye zapiski [Notes of the Fatherland]. 1863. January. (in Russian).
61. Poliakov, I.A., Smirnova, M.A. K istorii izuchenija russkoj memuarnoj literatury XVII-XVIII vv.: Problema sistematizacii [History of the Studies in Russian Memoir Literature of the 17th-18th Centuries: The Problem of Classification], in Studia Litterarum. 2021. Vol. 6. No. 4. Pp. 400-445 (in Russian).
62. Popova A.D. “Pravda i milost’ da carstvujut v sudah” (iz istorii realizacii Sudebnoĭ reformy 1864 g.) [“Truth and mercy come to the courts” (from the historical implementation of the judicial reform of 1964) ]. Rjazan’: Poverennyj, 2005. 311 p. (in Russian).
63. Redin D. Legitimatsiya vlasti v Rossii v perekhodnye epokhi [Legitimation of Power in Russia During Transitional Periods], in Quaestio Rossica. 2013. No. 1. Vol. 1. Pp. 43-51 (in Russian). EDN: SCVZET
64. Russian State Historical Archive (RGIA). F. 1405. Inv. 64. D. 5934.
65. Russkii invalid [Russian Invalid]. 1863. No. 6. (in Russian).
66. Samarin Yu.F. O mneniyakh “Sovremennika”, istoricheskikh i literaturnykh [On the Opinions of “The Contemporary”, Historical and Literary], in Moskvityanin. 1847. Book 2. Pp. 133-222 (in Russian).
67. Scott J. Blagimi namereniyami gosudarstva. Pochemu i kak pro valivalis’ proekty uluchsheniya uslovii chelovecheskoi zhizni [Seeing Like a State: How Certain Schemes to Improve the Human Condition Have Failed]. Moscow: Universitetskaya kniga, 2005. 578 p. (in Russian).
68. Syn otechestva [Son of the Fatherland]. 1862. No. 241, 242, 243 (in Russian).
69. Tartakovskii A.G. Russkaia memuaristika XVIII-pervoi poloviny XIX v.: Ot rukopisi k knige [Russian Memoirs of the 18th-First Half of the 19th Century: From the Manuscript to the Book]. Moscow: Nauka, 1991. 286 p. (in Russian).
70. Shakhrai S.M., Krakovskii K.P. “Sud skoryi, pravyi, milostivyi i ravnyi dlya vsekh”. K 150-letiyu Sudebnoi reformy v Rossii [“A Swift, Just, Merciful, and Equal Court for All”: On the 150th Anniversary of Judicial Reform in Russia]. Moscow: Kuchkovo pole, 2014. 536 p. (in Russian).
71. Shakhrai S.M., Krakovskii K.P. Yuristy i revollyutsiia: Pro et Contra [Lawyers and Revolution: Pro et Contra]. Moscow: Kuchkovo pole, 2017. 552 p. (in Russian).
72. Engelstein L. “Kombinirovannaya” nerazvitost’: distsiplina i pravo v tsarskoi i sovetskoi Rossii [“Combined” Underdevelopment: Discipline and Law in Tsarist and Soviet Russia], in Novoe literaturnoe obozrenie. 2001. No. 49. Pp. 31-49 (in Russian).
73. Bernstein L. Sonia’s Daughters: Prostitutes and Their Regulation in Imperial Russia. Berkeley: University of California Press, 1995. 335 p.
74. Borisova Т., Burbank J. Russia’s legal trajectories, in Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2018. Vol. 19. No. 3. Pp. 469-508. EDN: YBYITR
75. Koselleck R. Critique and Crisis: Enlightenment and the Pathogenesis of Modern Society. Cambridge: MIT Press, 1988. 224 p.
76. Koselleck R. Sediments of time: On Possible Histories. Stanford: Stanford University Press, 2019. 392 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена 75-летнему юбилею выдающегося российского историка Николая Александровича Мининкова. На формирование личности и мировоззрения ученого и педагога оказали влияние семейные традиции. Приоритетным направлением исследований Н. А. Мининкова стала история донского казачества. Этой большой теме были посвящены его кандидатская и докторская диссертации. Чтение лекций по теоретическим проблемам исторической науки предопределило новое направление его научной работы, посвященное вопросам теории и методологии истории. Еще одним направлением его исследования стали биографии и научная деятельность историков Дона, а также жизнь, судьба, академические труды и литературное творчество известного советского историка Д. Н. Альшица. Совместно с Л. В. Мининковой он подготовил и выпустил монографию, посвященную трудам о российских историках, с обоснованием воздействия личности историка на результаты его научной работы. Как лектор и преподаватель Н. А. Мининков вел и продолжает вести курсы по специальным историческим дисциплинам для студентов и магистрантов Института истории и международных отношений Южного федерального университета.
Распад СССР, либеральные реформы, «война историографий» нанесли большей урон советской традиции плодотворного взаимодействия ученых и педагогов Юга России, заложенной Ю. А. Ждановым — выдающимся организатором науки и образования, ректором Ростовского университета и Председателем Северо-Кавказского научного центра высшей школы. В статье рассказывается о научно-педагогической деятельности известного ростовского ученого и педагога Андрея Вадимовича Венкова, которому 15 декабря 2024 г. исполнилось 70 лет, рассматривается вклад новой генерации ученых, подхвативших эстафетную палочку старших товарищей по дальнейшему углублению интеграции деятельности научных и образовательных учреждений в интересах сохранения и укрепления российской государственности на Северном Кавказе.
Материал представляет собой обзор Всероссийской научной конференции «Древнерусская книжность: опыты прочтения и источниковедческого осмысления. Памяти Владимира Владимировича Милькова (1951–2021) и Рэма Александровича Симонова (1929–2023)», прошедшей 16 декабря 2024 г. в Москве, в Институте философии РАН. Организаторами конференции выступили сектор истории русской философии Института философии РАН и редакция журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях». Конференция стала междисциплинарной площадкой для обсуждения широкого спектра вопросов, связанных с древнерусской книжностью и ее влиянием на историю и культуру России. Участниками конференции обсуждались церковно-правовые вопросы отечественного Средневековья, были рассмотрены философские и богословские аспекты древнерусской книжности (диофизитстские и сотериологические взгляды Иосифа Волоцкого, «интеллектуальный ресурс» Симеона Полоцкого и его методы работы с библиографическими источниками, наследие Кирилла Туровского и др.), затронуты новые перспективы изучения Жития Арсения Коневского, образ «Великого Города» в книжности Владимиро-Суздальской Руси, славяно-русский политеизм и возможность осмысления «Диоптры» Филиппа Монотропа в контексте проблем современного образования
В статье впервые публикуется журнал заседания педагогического совета Новочеркасской мужской гимназии от 1883 г. Документ представляет интерес с позиции оценки процессов развития образовательной системы в Российской империи рубежа XIX–XX вв. и взаимосвязи его с общегосударственными процессами: «еврейским вопросом», некоторыми социальными проблемами и тенденциями управления. Содержание журнала дает комплексное представление об особенностях работы такого органа самоуправления в средних образовательных учреждениях, как педагогический совет, работа которого вскрывает типичные социальные тенденции в обществе рубежа веков: падение профессиональной дисциплины, рост государственного контроля, бюрократизация. Изучение данного источника позволяет охватить диапазон вопросов внутренней жизни среднего образовательного учреждения конца XIX в. В этих материалах можно видеть рост проблем воспитательного характера в гимназии, которые предлагается решать административными методами. Изучение источника ставит вопрос о типологии и широте решаемых образовательными учреждениями проблем в стране на рубеже веков и связи этих вопросов с революционными событиями последующего времени
Конструирование альтернатив свершившимся историческим событиям относится к популярному у историков, политологов и журналистов жанру размышления о прошлом. Особенно показательны многочисленные рассуждения об альтернативном исходе различных ключевых исторических событий: войн, мятежей, революций, заговоров. В этой статье вопросы альтернативности прошлого, поставленные перед участниками дискуссии, рассмотрены на примере истории Российской империи. Именно такая оптика позволяет не только показать аналитические возможности подхода, связанного с рассмотрением исторических альтернатив, но и определить дискуссионные пространства современной историографии сравнительного изучения империй. В этом отношении можно выделить несколько тем для обсуждения: последствия распада империй, общественные ожидания, связанные с крахом «старого режима», альтернативные возможности развития империй. Как показывают специальные исследования, Российская империя имела несколько точек политического и социально-экономического роста в межреволюционный период 1906–1916 гг. Во-первых, в империи Романовых быстро формировался широкий политический класс и развивалась политическая культура. Именно эти обстоятельства могли стать залогом трансформации империи в конституционную монархию. Во-вторых, российская система образования и научная мысль способствовали складыванию условий для масштабного рывка в техническом, производственном и инфраструктурном отношении. Спустя годы после революции 1917 года именно этот потенциал был отчасти реализован в советской индустриализации, а также в развитии инженерной мысли в Европе и Северной Америке
Проблема гипотетических рассуждений об альтернативности прошлого и необходимости изучения образов будущего в прошлом рассматривается сквозь призму теории современных социогуманитарных наук. Отмечается важность факторов непредвиденного в жизни людей и законность профессионального интереса историка как к мотивам исторических акторов, так и к альтернативным реконструкциям прошлого, вызывающим дискуссии о закономерности тех или иных явлений прошлого. Отмечается роль Р. Козеллека, привнесшего в историографию феноменологическую трактовку исторического времени как смены «теперь» — цепи событий, связанных «пространством опыта» и «горизонтами ожидания» живущих поколений, подчеркивается также значимость его представлений о рекурсивной связи «слоев времени», вбирающих в себя и жизнь человека, и бытование длительно существующих социальных структур. Тема проживания исторических канунов современниками представлена в логике рассуждения о темпоральных дискурсах. Историк имеет свободу выбора: уделять ему внимание «подводным течениям» коллективного бессознательного или посвятить себя постфактуальному моделированию, руководствуясь непреложным знанием исходов. Историю победителей и побежденных следует, по мнению автора, писать с позиций симметричного их представления, с обозначением всех значимых контекстуальных нюансов их существования, а историю утопических дискурсов — с позиций того, что разделяемые массой людей убеждения сами становятся влиятельным фактором формирования будущего, даже если грядущее сформируется отличным от ожидаемого образом
Вопрос об альтернативности, вариативности, «осевых моментах» и поворотных точках в истории больше относится к сфере историографии, чем реально свершившейся истории. Такие оценки и гипотезы часто возникают «задним числом», когда известен результат, и теперь под результат подгоняют якобы имевшиеся раньше причины, по которым история пошла именно этим путем, а не другим. Как правило, в подобных исследованиях рассматриваются не собственно исторические альтернативы, а сюжеты из области борьбы идей и дискурсов. В этом плане такие оценки заслуживают изучения, потому что борьба идей и дискурсов имеет вполне реальное влияние на материальную сторону исторического процесса, и без учета этого влияния невозможен поиск причин исторических деяний, событий, процессов
Одной из важнейших методологических дискуссий, на протяжении долгого времени разворачивавшейся как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке, является полемика о праве на существование альтернативной истории, праве историка на моделирование и анализ нереализовавшихся возможностей, самой принципиальной возможности встроить сослагательное наклонение в толщу исторического нарратива. Представленная статья посвящена осмыслению тех перспектив и возможностей, которые открываются перед исследователем при его взгляде на прошлое как на многовариантное пространство, где, кроме свершившихся фактов, существует широкое поле нереализованных исторических сценариев. Исторические альтернативы выступают не только в качестве продукта исследовательского анализа, но и в качестве реально ожидаемых перспектив общественного развития, которые прогнозируются, ожидаются, но по каким-то причинам не реализуются. В статье рассматривается влияние данных прогнозов и ожиданий на общественные настроения и поведенческие траектории, индивидуальные и коллективные реакции на их реальное (не)воплощение, искажение либо подмену. В качестве основного примера взяты явления русского XIX века как своеобразного затянувшегося кануна великих перемен или столетия несбывшихся надежд и несостоявшихся героев. Делается вывод о том, что несостоявшаяся история, представленная огромным количеством нереализованных проектов и пророчеств, вариантов и альтернатив, является такой же Magistra vitae, как и «реальная» история, выступая в качестве необходимого контекста последней, комментария и ключа к ее пониманию и объяснению.
Статья предлагает обратить внимание на ранее почти неисследованную часть потребления в Советском Союзе — создание советской мужской моды. В фокусе исследования находится деятельность домов моделей одежды и их роль в формировании советской официальной мужской моды. Посредством включения в анализ делопроизводственных материалов домов моделей одежды статья акцентирует внимание на ключевых диалогах и дискуссиях, возникавших в стенах этих учреждений, которые стали площадками для обмена идеями о стиле, моде и идентичности. В рамках исследования рассмотрены вопросы, связанные со сложными отношениями между мужчинами, модой и потреблением, балансом между официальной идеологией и реальными потребностями потребителей, а также влиянием международных модных тенденций на советскую моду. В статье показано, что советская мужская мода всегда находилась в тени моды женской, но при этом предполагалось, что она должна быть разнообразной и динамично меняться вслед за изменением политического курса. Однако ввиду технологических ограничений советской текстильной промышленности, а также условий системного товарного дефицита советская мужская мода имела мало общего с повседневной реальностью, с которой сталкивались советские мужчины
Статья посвящена рассмотрению вопроса о вероятности создания дела «антикоминтерновского блока» — судебного процесса в отношении ряда руководящих деятелей Коминтерна: О. А. Пятницкого, В. Г. Кнорина, А. Л. Абрамова-Мирова, Б. Н. Мельникова и др. Цель, которую преследовал автор — изучить имеющиеся оценки подготовки этого процесса в отечественной и зарубежной историографии, а также документальные источники, в том числе «расстрельные списки», и обобщить полученный материал. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что данный вопрос комплексно в отечественной историографии не изучался; арест сотрудников Коминтерна входил в перечень сталинских репрессий, которые являются неотъемлемой частью истории нашей страны XX в.; также данное дело связано с самой международной организацией, без рассмотрения деятельности которой невозможно комплексно изучить внешнюю политику СССР первой половины прошлого века. Новизна работы состоит в попытке обобщить в одном исследовании факты, связанные с исследуемым судебным процессом. Статья основывается на принципе системности, использованы хронологический и историко-сравнительный подходы. Автор пришел к выводу о том, что деятели Коминтерна вполне могли бы предстать перед судом, однако отказ Пятницкого дать показания о существовании «антикоминтерновского блока», слишком большое число арестованных «коминтерновцев», а также чрезмерная перегруженность НКВД и смещение Н. И. Ежова с поста Народного комиссара внутренних дел не позволили состояться новому московскому процессу
В статье рассматривается, как изображались и какое место занимали турки-османы и крымские татары в проповедях и полемических произведениях одного из выдающихся деятелей униатской церкви в Речи Посполитой — Киприана Жоховского, униатского митрополита «всея Руси» в 1674–1693 гг. Отмечается, что в рамках заочной полемики с конфессиональными противниками Жоховский часто апеллировал к бедственному положению христиан под властью мусульман, изображая тех орудиями Божественного гнева, направленного против «схизматиков» и «еретиков», тем самым призывая всех сплотиться вокруг «истинной» католической церкви. С другой стороны, василианин отмечал полное подчинение Константинопольского патриархата османским властям, их покровительство по отношению к православным в Речи Посполитой, а также симпатии самих православных по отношению к Османской империи. Исходя из этого, он оправдывал ограничения и репрессии по отношению к не-католикам, дабы обезопасить саму Польшу от Божественного наказания и оградить от опасного влияния со стороны Стамбула. Констатируется, что, несмотря на данные апелляции, сами турки-османы и крымские татары мало интересовали Киприана Жоховского, а их образы были ему важны в первую очередь именно для утверждения «истинности» и «праведности» католической веры. В рамках подобного дискурса он также прославлял католиков, боровшихся против «магометан», как бы противопоставляя их в этом православным, которые, наоборот, молятся за главного врага всех христиан — османского султана
В работе рассматриваются зафиксированные в древнерусских летописях описания молитв предков за живых князей в династии Рюриковичей (XII–XIII вв.). Целью статьи является выявление основных причин и обстоятельств обращения князей к высшим силам в молитвах за живых представителей княжеского рода. На основе анализа древнерусских нарративных источников делается вывод о христианском характере молитвенных обращений. Большинство описаний княжеских молитв связано с владимирскими князьями — потомками Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого. Упоминание как живых, так и умерших правителей при описании молитв свидетельствует о распространении в родовом сознании владимирских Юрьевичей культа княжеских предков — ближайших родственников живых князей по мужской линии. Данное обстоятельство является показателем выделения владимирской ветви как отдельной линии в общей династии Рюриковичей, занимающей особое положение в новом политическом центре русских земель — Владимиро-Суздальской земле и претендующей во второй половине ХІІ–начале ХІІІ в. на политическое верховенство на землях Руси
Обосновывается гипотеза о том, что презентизм является имманентной характеристикой исторического познания XX–первой четверти XXI в., а также предлагаются альтернативы его экстремальным формам в современной исторической культуре (с середины 2000-х гг.). Проблема презентизма рассматривается в соотнесении с концептом историческая культура. Актуальность данной проблематики обусловлена в первую очередь усилением необходимости экспликации имманентных характеристик научного/профессионального исторического познания в условиях расширения границ исторической культуры и разрыва внутри нее социально ориентированного историописания и истории как строгой науки. Теоретическую рамку исследования задает смена типов рациональности/моделей науки: от классической к неклассической, затем к постнеклассической в ситуации постмодерна, — и предпринимается попытка концептуализации новой исторической культуры в ситуации постпостмодерна. При анализе презентизма последней трети XX в. концепция «режимов историчности» Ф. Артога дополняется идеей «конца истории» Ф. Фукуямы и теорией нарратива (Х. Уайт, Ф. Анкерсмит). Сделан вывод о концептуальных различиях презентизма первой трети XX в., жестко обусловленного становлением неклассической модели науки, и презентизма последних десятилетий XX в., обусловленного постнеклассической моделью науки и исторической культурой постмодерна. Предлагается гипотеза нового варианта презентизма в исторической культуре первой четверти XXI в., фактором формирования которого является постпостмодерн и соответствующая ему историческая культура, базовым свойством которой стал процесс ренарративизации после кризиса метанарратива эпохи постмодерна
Статья посвящена чтению литературы о «новых людях», живущих накануне великих перемен, которые и начнутся благодаря им. Несмотря на то, что влияние такого рода текстов на формирование народнического движения и — шире — поколения 1870-х гг. давно стало общим местом в историографии, историки, как правило, обращались к отдельным произведениям, доказательством «влияния» которых служила частота их упоминаний в автобиографических текстах. Исследователи анализировали содержание романов и повестей о «новых людях», предполагая, что описанные в них герои создавали модели жизнестроительства для своих читателей, чтобы они могли преобразовать сначала свои жизни, а затем социальный и политический порядок Российской империи. Статья предлагает отказаться от прямолинейных представлений о том, что тексты оказывают непосредственное влияние на читателей. Анализ двух читательских дневников и переписки молодых людей первой половины 1870-х гг. позволил проследить как широкий репертуар прочитанных книг, так и правила их интерпретации. Автор приходит к заключению, что читатели поколения 1870-х гг. воспроизводили особую модель чтения, представления о которой были наиболее отчетливо сформулированы в статье Д. И. Писарева «Наша университетская наука». Она предполагала самостоятельную интеллектуальную работу над осмыслением прочитанного, причем содержание литературы оказывалось вторично по отношению к интерпретации. Многочисленные романы воспитания, наводнившие российский книжный рынок, закрепили предложенную критиком модель: их герои читали по аналогичным правилам и, избежав падения, превращались в «настоящих людей». Установка на самостоятельный интеллектуальный труд приводила к тому, что восприятие прочитанного могло выходить далеко за пределы привычной современному исследователю интерпретации значимых текстов, таких как романы И. В. Омулевского или Д. Л. Мордовцева, а «новые люди» — подвергаться критике. Главным, чему передовая литература учила читателей 1870-х гг., было собственно чтение
Целью статьи является рассмотрение кануна Пугачевщины не как преддверия бунта, а как самостоятельного научного объекта. Изучение этой проблемы поставлено в контекст категорий «случайность», «закономерность», «возможность», «вероятность» исторического процесса. Местом действия, вобравшем в себя ключевые события и персонажи, выбран Таловой умёт (постоялый двор) недалеко от Яицкого городка. Дело происходило в августе 1773 г., т. е. за несколько недель до бунта, начавшегося 17 сентября того же года. На основе различных источников, прежде всего судебно-следственных материалов, тщательно проанализировано поведение нескольких конкретных людей. От них зависело, вспыхнет ли Пугачевский бунт или история пойдет по другому пути. Большая часть документов не опубликована, находится в архиве и представляет собой протоколы допросов действующих лиц. Главное внимание обращено на личность С. М. Оболяева — хозяина умёта. На его примере показана роль «маленького» человека как актора событий большой истории. Выявлены и проанализированы существовавшие тогда на Яике исторические альтернативы. Исследованы индивидуальные и коллективные жизненные стратегии незаметных ранее персонажей в условиях кризиса, когда не только их действия формировали будущее, но они сами становились заложниками затеянного. Таким образом, показана самоценность переходного времени между сегодня и еще не наступившим завтра
Монгольское нашествие — событие, расколовшее историю Руси на время «до» и «после» вторжения. Однако в жизни древнерусской церковной организации нашествие сказалось особым образом. Высшая церковная иерархия смогла не только сохранить свою целостность, но и укрепить свое положение. Данная особенность прослеживается в том числе в области каноническо-правовых отношений. В представленной статье предпринята попытка осмыслить церковноправовую ситуацию на Руси накануне монгольского нашествия. Предварительные наблюдения позволяют заключить, что проблема грядущих потрясений в принципе отсутствовала в церковно-канонических текстах. Темы ожидания грядущих бедствий и страхов никак не прослеживаются в текстах эпохи. Собственно, и последующие события убеждают, что, невзирая на грандиозное вторжение и последовавшие за ним бедствия, канонический строй церкви и протекавшие в ней правовые процессы характеризовались поступательностью и преемственностью в развитии
Выдвигается и обосновывается тезис, согласно которому процессы ранней европейской модернизации (то есть период накануне современности) были неразрывно связаны с насилием, выражением которого стала, в частности, «социальная дисциплинаризация». Приводятся характерные примеры из истории провинции Артуа во Франции в XV в. (на основе исследований Р. Мюшамбле) и польской деревни в XVII–XVIII вв. (на основе исследований М. А. Корзо), подтверждающие, что запреты, ограничения и репрессии «социальной дисциплинаризации» получали религиозное обоснование. Эти мрачные стороны ранней модернизации оставили отпечаток на развитии Европы в XIX–XX вв. Подчеркивается, что, во-первых, репрессивные тенденции в культуре раннего модерна развернулись уже в зрелое Средневековье; во-вторых, они, как представляется, коррелировали со специфически католической, «августиновской» системой представлений о человеке (антропологией); в-третьих, они не связаны с переходом к «раннему капитализму», происходя в зоне и первичной (Франция, Нидерланды), и вторичной (Польша) модернизации, потому что «социальная дисциплинаризация» предстает как процесс, имманентно связанный с развертыванием заложенных в «латинском» христианстве собственно религиозных начал
Статья представляет собой введение к теме номера, сфокусированной на проблеме исторической ретроспекции и тех аберрациях, которые порождает трактовка исторических фактов безотносительно анализа ситуации, непосредственно предшествовавшей произошедшему событию. Обосновывается тезис об эвристических возможностях исследовательской оптики «будущее в прошедшем», когда вероятность и значение исторического явления оценивается в соотнесении с его преддверием, кануном как точкой перехода совокупности событий-причин в событие-следствие. Взгляд на исторический факт в той темпоральной проекции, в которой событие воспринималось современниками, абстрагируясь от знания исследователя о реальных его последствиях, позволяет увидеть исследуемое явление как реализованный сценарий развития на фоне множества нереализованных возможностей, во всей полноте причинно-следственных связей и в соотнесении закономерностей, случайностей и человеческого фактора. Рассмотрение события из точки его кануна также дает возможность более полного понимания мотивации исторических акторов без искажающего эффекта, сопряженного с априорным представлением о реализованных исторических сценариях как наиболее вероятных. Кроме того, применение исследовательской оптики «будущее в прошедшем» дает основания для пересмотра представления о «черных лебедях» — аномальных и непредсказуемых событиях, радикально изменивших действительность и post factum истолкованных в качестве закономерных — как ключевом маркере современности. С позиций применения данного подхода становится очевидным, что подобные события происходили и в прошлом, однако их восприятие современниками было заслонено в исторической памяти более поздними трактовками
Издательство
- Издательство
- ЮФУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- Юр. адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- ФИО
- Боровская Марина Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@sfedu.ru
- Контактный телефон
- +7 (863) 3051990
- Сайт
- https://sfedu.ru