В статье рассматривается, как изображались и какое место занимали турки-османы и крымские татары в проповедях и полемических произведениях одного из выдающихся деятелей униатской церкви в Речи Посполитой — Киприана Жоховского, униатского митрополита «всея Руси» в 1674–1693 гг. Отмечается, что в рамках заочной полемики с конфессиональными противниками Жоховский часто апеллировал к бедственному положению христиан под властью мусульман, изображая тех орудиями Божественного гнева, направленного против «схизматиков» и «еретиков», тем самым призывая всех сплотиться вокруг «истинной» католической церкви. С другой стороны, василианин отмечал полное подчинение Константинопольского патриархата османским властям, их покровительство по отношению к православным в Речи Посполитой, а также симпатии самих православных по отношению к Османской империи. Исходя из этого, он оправдывал ограничения и репрессии по отношению к не-католикам, дабы обезопасить саму Польшу от Божественного наказания и оградить от опасного влияния со стороны Стамбула. Констатируется, что, несмотря на данные апелляции, сами турки-османы и крымские татары мало интересовали Киприана Жоховского, а их образы были ему важны в первую очередь именно для утверждения «истинности» и «праведности» католической веры. В рамках подобного дискурса он также прославлял католиков, боровшихся против «магометан», как бы противопоставляя их в этом православным, которые, наоборот, молятся за главного врага всех христиан — османского султана
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Проблематика, связанная с Османской империей и ее вассалом Крымским ханством, была очень популярной в различного рода литературе в Речи Посполитой из-за близких связей и постоянных контактов между странами [Шейхумеров, 2017; Baranowski, 1950; Nosowski, 1974; Ryba, 2014]. Со второй половины XVI в. для воздействия на свою же паству, а также в рамках полемики с протестантами и православными католические (а уже после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии — также униатские) авторы очень часто обращались к мусульманской тематике. Они изображали турок-османов и татар орудиями Божественного гнева, направленного против «схизматиков», «еретиков» и прочих «богохульников», тем самым призывая всех сплотиться вокруг католической церкви и католической монархии. Особенно часто римско-католические и униатские авторы ссылались на судьбу «схизматической» Греции, отказавшейся признавать верховенство Папы, и погрязшей в «ересях» Венгрии, которые в отместку за это были наказаны Господом нашествием «магометан» и оказались «порабощены» ими [Аржакова, 2005; Stradomski, 2003]
Список литературы
1. Аржакова Л.М. Турецкая тема в “Сеймовых проповедях” Петра Скарги // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. 2005. № 5. С. 75-86. EDN: TBVBVB
2. Артамонов В.А. Страны Восточной Европы в войне с Османской империей (1683-1699 гг.) // Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в. Ч. II. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 295-328.
3. Боцян Й. (єп.). Йосафатiяна: Причинки до iсторiї почитання // Miscellania in honorem S. Josaphat Kuncevycz = Analecta OSBM. Vol. VI (XII). Fasc. 1-4. 1967. P. 441-510.
4. Веремеев С.Ф. Митрополит Киприан Жоховский: основные вехи биографии // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2023. Т. 37. С. 64-68. EDN: HCPMZG
5. Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 гг. Исследования и документы. М.: ЦНЦ “ПЭ”, 2019. 912 с.
6. Голубев С.Т. Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в. // Труды Киевской Духовной Академии. 1872. Кн. 10. С. 295-382.
7. Назарко I. Киïвськi i Галицькi Митрополити: биографични нариси (1590-1960). Торонто: Видавництво отцiв Василiян, 1962. 269 c.
8. Нiкалаеў М.В. Адзiн беларускi унiяцкi старадрук у бiблiятэцы Пятра Першага // Польза зело великая: сборник научных статей к 60-летию Андрея Владимировича Вознесенского. СПб.: Российская национальная библиотека, 2022. С. 159-198.
9. Петрушко В.И. Жоховский Киприан // Православная энциклопедия. Т. 19: Ефесянам послание - Зверев. М.: Православная энциклопедия, 2008. С. 369-367. URL: https://www.pravenc.ru/text/182341.html (дата обращения - 29 cентября 2023 г.).
10. Сафронова Л.И. Украинские старопечатные предисловия конца XVI-первой половины XVII в. (особенности литературной формы) // Русская старопечатная литература (XVI-первая четверть XVIII в.). Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М.: Наука, 1981. С. 153-187.
11. Скочиляс I. Галицька (Львiвська) єпархiя XII-XVIII ст. Органiзацiйна структура та правовий статус. Львiв: Вид-во УКУ, 2010. 872 с.
12. Флоря Б.Н. Митрополит Иосиф (Тукальский) и судьбы Православия в Восточной Европе в XVII веке // Вестник церковной истории. 2009. № 1/2 (13/14). С. 123-147. EDN: SDYBPD
13. Флоря Б.Н. Начало открытой османской экспансии в Восточной Европе (1667-1671 гг.) // Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в. Ч. II. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 76-108.
14. Шейхумеров А.А. Рыцарские традиции в Диком поле: о взаимоотношениях крымских татар и поляков в XVI-XVII вв. // Петербургский исторический журнал. 2017. № 4 (16). С. 267-280. EDN: YLYTXW
15. Яковенко Н. Очерки истории Украины в Средние века и раннее Новое время. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 768 с.
16. Baranowski B. Znajomość Wschodu w dawnej Polsce do XVIII wieku. Łódź: Drukarnia wydawnictwa Prasa Wojskowa, 1950. 516 s.
17. Buc P. Holy War, Martyrdom, and Terror: Christianity, Violence, and the West. Philadelphia, Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 2015. 453 p.
18. Epistolae metropolitarum Kioviensium catholicorum Cypriani Zochovskyj, Leonis Slubicz Zalenskyj, Georgii Vynnyckyj. 1674-1713. Romae: PP. Basiliani, 1958. 314 p.
19. Gronek A. Rycerz Ducha Świętego: o wizerunku Jana III Sobieskiego w Colloquium lubelskim Cypriana Żochowskiego // Słowiańszczyzna wielowyznaniowa w dawnych wiekach. T. 16. 2019. S. 89-100.
20. Kuran M. Idea “przedmurza” chrześcijaństwa w epice historycznej XVII wieku. S. Twardowski. W. Potocki // Idee chrześcijańskie w życiu Europejczyka. Język. Piśmiennictwo. Sztuki plastyczne. Obyczaje. Materiały z konferencji 15-17 maja 2000 r. Cz. 2. Łódź: Archidiecezjalne Wydawnictwo Łódzkie, 2001. S. 231-260.
21. Mironowicz A. Metropolita Józef Nielubowicz-Tukalski. Białystok: Białoruskie Towarzystwo Historyczne, 1998. 128 s.
22. Naumow A. Przedmowy metropolity Cypriana Żochowskiego w wileńskim służebniku z 1692 roku // Acta Polono-Ruthenica. No. 2. 1997. S. 81-90.
23. Nosowski J. Polska literatura polemiczno-antyislamistyczna XVI, XVII i XVIII w.: wybór tekstów i komentarze. Warszawa: Akademia Teologii Katolickiej, 1974. Z. 1-2.
24. Perdenia J. Stanowisko Rzeczypospolitej szlacheckiej wobec sprawy Ukrainy na przełomie XVII-XVIII w. Wrocław: Zakład Narodowy im. Ossolinskich, 1963. 284 s.
25. Plokhy S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. New York: Oxford University Press, 2001. 411 p.
26. Ryba R. Literatura staropolska wobec zjawiska niewoli tatarsko-tureckiej: Studia i szkice. Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego, 2014. 228 s.
27. Stradomski J. Spory o „wiarę grecką“ w dawnej Rzeczypospolitej. Kraków: Wydawnictwo “Scriptum”, 2003. 341 s.
28. Stradomski J. Obraz prawosławnego Greka w polemice religijnej okresu unii brzeskiej // Tradycja i nowatorstwo w kulturach i literaturach słowiańskich (Rozprawy i studia Uniwersytetu Szczecińskiego. T. (DXCIX) 525). Szczecin: Wydawnictwo Naukowe US, 2004. S. 255-262.
29. Tazbir J. Polska przedmurzem Europy. Warszawa: Wydawnictwo Książkowe Twój Styl, 2004. 216 s.
30. Wereda D. Kult Jozafata Kuncewiza w XVIII wieku // Acta Academiae Artium Vilnensis. 2009. T. 54. P. 85-97.
31. Żochowski C. Colloqvivm lvbelskie. Lwów: w drvkarni Collegium Societatis Iesv Leopoli, [1680]. 103 s.
32. Żochowski C. Dobry pasterz w zywoćie y śmierći, to iest b. Iozaphat Kvncewicz. Kraków: w Druk. Stanisława Piotrkowczyka, I.K.M. Typogr., [1669]. [6] k.
33. Żochowski C. Kasztel krwi Xiązęcey, cnot chrzescianskich. Wilno: w Drukarni Akademiey Soc. IESV, 1668. 40 p.
34. Żochowski C. Legacya niebieska do rzeczypospolitey ziemskiey z prokvrą vniey między Bogiem a ludzmi. Warszawa, [1670]. [8] k.
35. Żochowski C. Panna krolewic Kazimierz święty z lilią y crucifixem w ręce. Wilno: w Drukarni ww. oo. Bazylianow, [1671]. [6] k.
36. Żochowski C. Pasowany Od Chrystvsa Na Ziemi, A, Za Przewazne Rycerskie Dzieła, W Niebie Tyarą Chwały Ukoronowany Kawaler Xze Gandyey Borgiasz Franciszek. Wilno: w Drukarni OO. Bazylianow S. Troyce, 1672. [7] k.
37. Żochowski C. Relacya czternastoletniego wygnania z Katedry Połockiey B. Męczennika Jozaphata. Wilno: w Drukarni Akadem. Soc. IESU, 1667a. 20 s.
38. Żochowski C. Swiętołdycz, Albo Starozytny Iaśnie Wielmożnego Domu Ich Mośćiow Panow Kisielow Herbowny Kleynot. Wilno: w Drukarni Akadem. Soc. IESU, 1683. [9] k.
39. Żochowski C. Wstęp po drodze do Stołecznego Wº Xięstwá Lit. Miastá Wilna. Wilno: z Drukarni Akad. Socieratis IESV, 1667b. 22 s.
40. Arzhakova L.M. Tureckaya tema v “Sejmovyh propovedyah” Petra Skargi [Turkish question in Peter Skarga’s “The Sejm’s sermons”], in Problemy social’noj istorii i kul’tury srednih vekov i rannego novogo vremeni. 2005. No. 5. Pp. 75-86 (in Russian).
41. Artamonov V.A. Strany Vostochnoj Evropy v vojne s Osmanskoj imperiej (1683-1699 gg.) [Eastern European countries in the war with the Ottoman Empire (1683-1699)], in Osmanskaya imperiya i strany Central’noj, Vostochnoj i Yugo-Vostochnoj Evropy v XVII v. [The Ottoman Empire and the countries of Central, Eastern and South-Eastern Europe in the 17th century]. Part II. Moscow: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2001. Pp. 295-328 (in Russian).
42. Bocyan J. (bishop). Yosafatiiana: Prychynky do istorii pochytannia [Josaphatiana: Notes on the history of veneration], in Miscellania in honorem S. Josaphat Kuncevycz = Analecta OSBM. 1967. Vol. VI (XII). Fasc. 1-4. Pp. 441-510 (in Ukrainian).
43. Veremeev S.F. Mitropolit Kiprian Zhohovskij: osnovnye vekhi biografii [Metropolitan Kyprian Zochovskyj: main milestones of his biography], in Uchenye zapiski UO VGU im. P.M. Masherova. 2023. Vol. 37. Pp. 64-68 (in Russian).
44. Vossoedinenie Kievskoj mitropolii s Russkoj Pravoslavnoj Cerkov’ju. 1676-1686 gg. Issledovanija i dokumenty [Reunification of the Kyiv Metropolis with the Russian Orthodox Church. 1676-1686. Research and documents]. Moscow: CNC “PJE”, 2019. 912 p. (in Russian).
45. Golubev S.T. Opisanie i istolkovanie dvoryanskih gerbov yuzhnorusskih familij v proizvedeniyah duhovnyh pisatelej XVII v. [Description and interpretation of noble coats of arms of southern Russian families in the works of spiritual writers of the 17th century], in Trudy Kievskoj Duhovnoj Akademii. 1872. Book 10. Pp. 295-382 (in Russian).
46. Nazarko I. Kyïvski i Halytski Mytropolyty: byohrafychny narysy (1590-1960) [Metropolitans of Kyiv and Galicia: biographical essays (1590-1960)]. Toronto: Basilian Press, 1962. XIX, 269 p. (in Ukrainian).
47. Nikałajeŭ M.V. Adzin biełaruski unijacki staradruk u biblijatecy Piatra Pieršaha [One old Belarusian Uniate book in the library of Peter I], in Pol’za zelo velikaya: sbornik nauchnyh statej k 60-letiyu Andreya Vladimirovicha Voznesenskogo [The benefit is great: a collection of scientific articles for the 60th anniversary of Andrei Vladimirovich Voznesensky]. St. Petersburg: Rossijskaja nacional’naja biblioteka, 2022. Pp. 159-198 (in Belarusian).
48. Petrushko V.I. Zhohovskij Kiprian [Kyprian Zochovskyj], in Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 19: Epistle to the Ephesians - Zverev. Moscow: Pravoslavnaya enciklopediya, 2008. Pp. 369-371. Available at: https://www.pravenc.ru/text/182341.html (accessed 29 September 2023) (in Russian).
49. Safronova L.I. Ukrainskie staropechatnye predisloviya konca XVI-pervoj poloviny XVII v. (osobennosti literaturnoj formy) [Ukrainian early printed prefaces of the late 16th-first half of the 17th centuries. (features of literary form], in Russkaya staropechatnaya literatura (XVI-pervaya chetvert’ XVIII v.). Tematika i stilistika predislovij i posleslovij [Russian early printed literature (16th-first quarter of the 18th centuries). Subject and style of prefaces and afterwords]. Moscow: Nauka, 1981. Pp. 153-187 (in Russian).
50. Skochylias I. Halytska (Lvivska) yeparkhiia XII-XVIII st. Orhanizatsiina struktura ta pravovyi status [The Eparchy of Halych (Lviv) in the 12-18th Centuries: Organizational Structure and Legal Status]. Lviv: UCU Press, 2010. 872 p. (in Ukrainian).
51. Florya B.N. Mitropolit Iosif (Tukal’skij) i sud’by Pravoslaviya v Vostochnoj Evrope v XVII veke [Metropolitan Iosif Tukalskii and the fortunes of Orthodoxy in Eastern Europe], in Vestnik cerkovnoj istorii. 2009. No. 1/2 (13/14). Pp. 123-147 (in Russian).
52. Florya B.N. Nachalo otkrytoj osmanskoj ekspansii v Vostochnoj Evrope (1667-1671 gg.) [Beginning of open Ottoman expansion in Eastern Europe (1667-1671)], in Osmanskaya imperiya i strany Central’noj, Vostochnoj i Yugo-Vostochnoj Evropy v XVII v. [The Ottoman Empire and the countries of Central, Eastern and South-Eastern Europe in the 17th century]. Part II. Moscow: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2001. Pp. 76-108 (in Russian).
53. Shejhumerov A.A. Rycarskie tradicii v Dikom pole: o vzaimootnosheniyah krymskih tatar i polyakov v XVI-XVII vv. [Knightly traditions in the Wild Field: the relationship between the Crimean Tatars and the Poles in the 16th-17th centuries], in Peterburgskij istoricheskij zhurnal. 2017. No. 4 (16). Pp. 267-280 (in Russian).
54. Jakovenko N. Ocherki istorii Ukrainy v Srednie veka i rannee Novoe vremja [Essays on the history of Ukraine in the Middle Ages and early modern times]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012. 768 p. (in Russian).
55. Baranowski B. Znajomość Wschodu w dawnej Polsce do XVIII wieku [Knowledge about the East in old Poland before the 18th century]. Łodż: Drukarnia wydawnictwa Prasa Wojskowa, 1950. 516 p. (in Polish).
56. Buc P. Holy War, Martyrdom, and Terror: Christianity, Violence, and the West. Philadelphia, Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 2015. 453 p.
57. Epistolae metropolitarum Kioviensium catholicorum Cypriani Zochovskyj, Leonis Slubicz Zalenskyj, Georgii Vynnyckyj. 1674-1713. Romae: PP. Basiliani, 1958. 314 p. (in Latin).
58. Gronek A. Rycerz Ducha Świętego: o wizerunku Jana III Sobieskiego w Colloquium lubelskim Cypriana Żochowskiego [Knight of the Holy Spirit: on the image of Jan III Sobieski in Kyprian Zochovskyj’s Colloquium of Lublin], in Słowiańszczyzna wielowyznaniowa w dawnych wiekach. Vol. 16. 2019. Pp. 89-100 (in Polish).
59. Kuran M. Idea „przedmurza“ chrześcijaństwa w epice historycznej XVII wieku. S. Twardowski. W. Potocki [The idea of the “bulwark” of Christianity in the historical epic of the 17th century. S. Twardowski. W. Potocki], in Idee chrześcijańskie w życiu Europejczyka. Język. Piśmiennictwo. Sztuki plastyczne. Obyczaje. Materiały z konferencji 15-17 maja 2000 r. [Christian ideas in the life of a European. Tongue. Literature. Fine arts. Manners. Proceedings of the conference on May 15-17, 2000]. Part 2. Łódź: Archidiecezjalne Wydawnictwo Łódzkie, 2001. Pp. 231-260 (in Polish).
60. Mironowicz A. Metropolita Józef Nielubowicz-Tukalski [Metropolitan Józef Nielubowicz-Tukalski]. Białystok: Białoruskie Towarzystwo Historyczne, 1998. 128 p. (in Polish).
61. Naumow A. Przedmowy metropolity Cypriana Żochowskiego w wileńskim służebniku z 1692 roku [Prefaces by Metropolitan Kyprian Zochovskyj in Wilno Missal of 1692], in Acta Polono-Ruthenica. 1997. No. 2. Pp. 81-90 (in Polish).
62. Nosowski J. Polska literatura polemiczno-antyislamistyczna XVI, XVII i XVIII w.: wybór tekstów i komentarze [Polish polemical and anti-Islamist literature of the 16th, 17th and 18th centuries: selection of texts and commentaries]. Warszawa: Akademia Teologii Katolickiej, 1974. Iss. 1-2 (in Polish).
63. Perdenia J. Stanowisko Rzeczypospolitej szlacheckiej wobec sprawy Ukrainy na przełomie XVII-XVIII w. [The position of the Polish-Lithuanian Commonwealth towards the Ukrainian issue at the turn of the 17th and 18th centuries]. Wrocław: Zakład Narodowy im. Ossolinskich, 1963. 284 p. (in Polish).
64. Plokhy S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. New York: Oxford University Press, 2001. 411 p.
65. Ryba R. Literatura staropolska wobec zjawiska niewoli tatarsko-tureckiej: Studia i szkice [Old Polish literature and the phenomenon of Tatar-Turkish captivity: Studies and sketches]. Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego, 2014. 228 p. (in Polish).
66. Stradomski J. Spory o „wiarę grecką“ w dawnej Rzeczypospolitej [Disputes over the “Greek faith” in the former Polish-Lithuanian Commonwealth]. Kraków: Wydawnictwo “Scriptum”, 2003. 341 p. (in Polish).
67. Stradomski J. Obraz prawosławnego Greka w polemice religijnej okresu unii brzeskiej [The image of an Orthodox Greek in religious polemics at the time of the Union of Brest], in Tradycja i nowatorstwo w kulturach i literaturach słowiańskich (Rozprawy i studia Uniwersytetu Szczecińskiego. T. (DXCIX) 525) [Tradition and innovation in Slavic cultures and literatures (Dissertations and studies of the University of Szczecin. Vol. (DXCIX) 525)]. Szczecin: Wydawnictwo Naukowe US, 2004. Pp. 255-262 (in Polish).
68. Tazbir J. Polska przedmurzem Europy [Poland as the bulwark of Europe]. Warszawa: Wydawnictwo Książkowe Twój Styl, 2004. 216 p. (in Polish).
69. Wereda D. Kult Jozafata Kuncewiza w XVIII wieku [The cult of Josaphat Kuntsevych in the 18th century], in Acta Academiae Artium Vilnensis. 2009. Vol. 54. Pp. 85-97 (in Polish).
70. Żochowski C. Dobry pasterz w zywoćie y śmierći, to iest b. Iozaphat Kvncewicz [A good shepherd in life and death, that is, b. Josaphat Kuntsevych]. Kraków: w Druk. Stanisława Piotrkowczyka, I.K.M. Typogr., [1669]. [6] c. (in Polish).
71. Żochowski C. Colloqvivm lvbelskie [Colloquium of Lublin]. Lwów: w drvkarni Collegium Societatis Iesv Leopoli, [1680]. 103 p. (in Polish).
72. Żochowski C. Kasztel krwi Xiązęcey, cnot chrzescianskich [Castle of Princely blood, Christian virtues]. Wilno: w Drukarni Akademiey Soc. IESV, 1668. 40 p. (in Polish).
73. Żochowski C. Legacya niebieska do rzeczypospolitey ziemskiey z prokvrą vniey między Bogiem a ludzmi [Heavenly legation to the earthly commonwealth with the affirmation of the union between God and people]. Warsaw, [1670]. [8] c. (in Polish).
74. Żochowski C. Panna krolewic Kazimierz swięty z lilią y crvcifixem w ręce [Virgin prince Saint Casimir with a lily and a cross in his hand]. Wilno: w Drukarni ww. oo. Bazylianow, [1671]. [6] c. (in Polish).
75. Żochowski C. Pasowany Od Chrystvsa Na Ziemi, A, Za Przewazne Rycerskie Dzieła, W Niebie Tyarą Chwały Ukoronowany Kawaler Xze Gandyey Borgiasz Franciszek [Decorated From Christ On Earth, And, For The Great Сhivalrous Deeds, In Heaven With The Tiara Of Glory Crowned Chevalier Duke of Gandia Francis Borgia]. Wilno: w Drukarni OO. Bazylianow S. Troyce, 1672. [7] c. (in Polish).
76. Żochowski C. Relacya czternastoletniego wygnania z Katedry Połockiey B. Męczennika Jozaphata [The report of the fourteen years of exile from the Polotsk Cathedra of B. Martyr Josaphat]. Wilno: w Drukarni Akadem. Soc. IESU, 1667a. [20] p. (in Polish).
77. Żochowski C. Swiętołdycz, Albo Starozytny Iaśnie Wielmożnego Domu Ich Mośćiow Panow Kisielow Herbowny Kleynot [Swiętołdycz or the Ancient Armorial Crest of the noble house of their Lordships Messrs. Kisiel]. Wilno: w Drukarni Akadem. Soc. IESU, 1683. [9] c. (in Polish).
78. Żochowski C. Wstęp po drodze do Stołecznego Wº Xięstwá Lit. Miastá Wilna [Entry, after the way, into the Capital City of the Grand Duchy of Lithuania Wilno]. Wilno: z Drukarni Akad. Socieratis IESV, 1667b. [22] p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена 75-летнему юбилею выдающегося российского историка Николая Александровича Мининкова. На формирование личности и мировоззрения ученого и педагога оказали влияние семейные традиции. Приоритетным направлением исследований Н. А. Мининкова стала история донского казачества. Этой большой теме были посвящены его кандидатская и докторская диссертации. Чтение лекций по теоретическим проблемам исторической науки предопределило новое направление его научной работы, посвященное вопросам теории и методологии истории. Еще одним направлением его исследования стали биографии и научная деятельность историков Дона, а также жизнь, судьба, академические труды и литературное творчество известного советского историка Д. Н. Альшица. Совместно с Л. В. Мининковой он подготовил и выпустил монографию, посвященную трудам о российских историках, с обоснованием воздействия личности историка на результаты его научной работы. Как лектор и преподаватель Н. А. Мининков вел и продолжает вести курсы по специальным историческим дисциплинам для студентов и магистрантов Института истории и международных отношений Южного федерального университета.
Распад СССР, либеральные реформы, «война историографий» нанесли большей урон советской традиции плодотворного взаимодействия ученых и педагогов Юга России, заложенной Ю. А. Ждановым — выдающимся организатором науки и образования, ректором Ростовского университета и Председателем Северо-Кавказского научного центра высшей школы. В статье рассказывается о научно-педагогической деятельности известного ростовского ученого и педагога Андрея Вадимовича Венкова, которому 15 декабря 2024 г. исполнилось 70 лет, рассматривается вклад новой генерации ученых, подхвативших эстафетную палочку старших товарищей по дальнейшему углублению интеграции деятельности научных и образовательных учреждений в интересах сохранения и укрепления российской государственности на Северном Кавказе.
Материал представляет собой обзор Всероссийской научной конференции «Древнерусская книжность: опыты прочтения и источниковедческого осмысления. Памяти Владимира Владимировича Милькова (1951–2021) и Рэма Александровича Симонова (1929–2023)», прошедшей 16 декабря 2024 г. в Москве, в Институте философии РАН. Организаторами конференции выступили сектор истории русской философии Института философии РАН и редакция журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях». Конференция стала междисциплинарной площадкой для обсуждения широкого спектра вопросов, связанных с древнерусской книжностью и ее влиянием на историю и культуру России. Участниками конференции обсуждались церковно-правовые вопросы отечественного Средневековья, были рассмотрены философские и богословские аспекты древнерусской книжности (диофизитстские и сотериологические взгляды Иосифа Волоцкого, «интеллектуальный ресурс» Симеона Полоцкого и его методы работы с библиографическими источниками, наследие Кирилла Туровского и др.), затронуты новые перспективы изучения Жития Арсения Коневского, образ «Великого Города» в книжности Владимиро-Суздальской Руси, славяно-русский политеизм и возможность осмысления «Диоптры» Филиппа Монотропа в контексте проблем современного образования
В статье впервые публикуется журнал заседания педагогического совета Новочеркасской мужской гимназии от 1883 г. Документ представляет интерес с позиции оценки процессов развития образовательной системы в Российской империи рубежа XIX–XX вв. и взаимосвязи его с общегосударственными процессами: «еврейским вопросом», некоторыми социальными проблемами и тенденциями управления. Содержание журнала дает комплексное представление об особенностях работы такого органа самоуправления в средних образовательных учреждениях, как педагогический совет, работа которого вскрывает типичные социальные тенденции в обществе рубежа веков: падение профессиональной дисциплины, рост государственного контроля, бюрократизация. Изучение данного источника позволяет охватить диапазон вопросов внутренней жизни среднего образовательного учреждения конца XIX в. В этих материалах можно видеть рост проблем воспитательного характера в гимназии, которые предлагается решать административными методами. Изучение источника ставит вопрос о типологии и широте решаемых образовательными учреждениями проблем в стране на рубеже веков и связи этих вопросов с революционными событиями последующего времени
Конструирование альтернатив свершившимся историческим событиям относится к популярному у историков, политологов и журналистов жанру размышления о прошлом. Особенно показательны многочисленные рассуждения об альтернативном исходе различных ключевых исторических событий: войн, мятежей, революций, заговоров. В этой статье вопросы альтернативности прошлого, поставленные перед участниками дискуссии, рассмотрены на примере истории Российской империи. Именно такая оптика позволяет не только показать аналитические возможности подхода, связанного с рассмотрением исторических альтернатив, но и определить дискуссионные пространства современной историографии сравнительного изучения империй. В этом отношении можно выделить несколько тем для обсуждения: последствия распада империй, общественные ожидания, связанные с крахом «старого режима», альтернативные возможности развития империй. Как показывают специальные исследования, Российская империя имела несколько точек политического и социально-экономического роста в межреволюционный период 1906–1916 гг. Во-первых, в империи Романовых быстро формировался широкий политический класс и развивалась политическая культура. Именно эти обстоятельства могли стать залогом трансформации империи в конституционную монархию. Во-вторых, российская система образования и научная мысль способствовали складыванию условий для масштабного рывка в техническом, производственном и инфраструктурном отношении. Спустя годы после революции 1917 года именно этот потенциал был отчасти реализован в советской индустриализации, а также в развитии инженерной мысли в Европе и Северной Америке
Проблема гипотетических рассуждений об альтернативности прошлого и необходимости изучения образов будущего в прошлом рассматривается сквозь призму теории современных социогуманитарных наук. Отмечается важность факторов непредвиденного в жизни людей и законность профессионального интереса историка как к мотивам исторических акторов, так и к альтернативным реконструкциям прошлого, вызывающим дискуссии о закономерности тех или иных явлений прошлого. Отмечается роль Р. Козеллека, привнесшего в историографию феноменологическую трактовку исторического времени как смены «теперь» — цепи событий, связанных «пространством опыта» и «горизонтами ожидания» живущих поколений, подчеркивается также значимость его представлений о рекурсивной связи «слоев времени», вбирающих в себя и жизнь человека, и бытование длительно существующих социальных структур. Тема проживания исторических канунов современниками представлена в логике рассуждения о темпоральных дискурсах. Историк имеет свободу выбора: уделять ему внимание «подводным течениям» коллективного бессознательного или посвятить себя постфактуальному моделированию, руководствуясь непреложным знанием исходов. Историю победителей и побежденных следует, по мнению автора, писать с позиций симметричного их представления, с обозначением всех значимых контекстуальных нюансов их существования, а историю утопических дискурсов — с позиций того, что разделяемые массой людей убеждения сами становятся влиятельным фактором формирования будущего, даже если грядущее сформируется отличным от ожидаемого образом
Вопрос об альтернативности, вариативности, «осевых моментах» и поворотных точках в истории больше относится к сфере историографии, чем реально свершившейся истории. Такие оценки и гипотезы часто возникают «задним числом», когда известен результат, и теперь под результат подгоняют якобы имевшиеся раньше причины, по которым история пошла именно этим путем, а не другим. Как правило, в подобных исследованиях рассматриваются не собственно исторические альтернативы, а сюжеты из области борьбы идей и дискурсов. В этом плане такие оценки заслуживают изучения, потому что борьба идей и дискурсов имеет вполне реальное влияние на материальную сторону исторического процесса, и без учета этого влияния невозможен поиск причин исторических деяний, событий, процессов
Одной из важнейших методологических дискуссий, на протяжении долгого времени разворачивавшейся как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке, является полемика о праве на существование альтернативной истории, праве историка на моделирование и анализ нереализовавшихся возможностей, самой принципиальной возможности встроить сослагательное наклонение в толщу исторического нарратива. Представленная статья посвящена осмыслению тех перспектив и возможностей, которые открываются перед исследователем при его взгляде на прошлое как на многовариантное пространство, где, кроме свершившихся фактов, существует широкое поле нереализованных исторических сценариев. Исторические альтернативы выступают не только в качестве продукта исследовательского анализа, но и в качестве реально ожидаемых перспектив общественного развития, которые прогнозируются, ожидаются, но по каким-то причинам не реализуются. В статье рассматривается влияние данных прогнозов и ожиданий на общественные настроения и поведенческие траектории, индивидуальные и коллективные реакции на их реальное (не)воплощение, искажение либо подмену. В качестве основного примера взяты явления русского XIX века как своеобразного затянувшегося кануна великих перемен или столетия несбывшихся надежд и несостоявшихся героев. Делается вывод о том, что несостоявшаяся история, представленная огромным количеством нереализованных проектов и пророчеств, вариантов и альтернатив, является такой же Magistra vitae, как и «реальная» история, выступая в качестве необходимого контекста последней, комментария и ключа к ее пониманию и объяснению.
Статья предлагает обратить внимание на ранее почти неисследованную часть потребления в Советском Союзе — создание советской мужской моды. В фокусе исследования находится деятельность домов моделей одежды и их роль в формировании советской официальной мужской моды. Посредством включения в анализ делопроизводственных материалов домов моделей одежды статья акцентирует внимание на ключевых диалогах и дискуссиях, возникавших в стенах этих учреждений, которые стали площадками для обмена идеями о стиле, моде и идентичности. В рамках исследования рассмотрены вопросы, связанные со сложными отношениями между мужчинами, модой и потреблением, балансом между официальной идеологией и реальными потребностями потребителей, а также влиянием международных модных тенденций на советскую моду. В статье показано, что советская мужская мода всегда находилась в тени моды женской, но при этом предполагалось, что она должна быть разнообразной и динамично меняться вслед за изменением политического курса. Однако ввиду технологических ограничений советской текстильной промышленности, а также условий системного товарного дефицита советская мужская мода имела мало общего с повседневной реальностью, с которой сталкивались советские мужчины
Статья посвящена рассмотрению вопроса о вероятности создания дела «антикоминтерновского блока» — судебного процесса в отношении ряда руководящих деятелей Коминтерна: О. А. Пятницкого, В. Г. Кнорина, А. Л. Абрамова-Мирова, Б. Н. Мельникова и др. Цель, которую преследовал автор — изучить имеющиеся оценки подготовки этого процесса в отечественной и зарубежной историографии, а также документальные источники, в том числе «расстрельные списки», и обобщить полученный материал. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что данный вопрос комплексно в отечественной историографии не изучался; арест сотрудников Коминтерна входил в перечень сталинских репрессий, которые являются неотъемлемой частью истории нашей страны XX в.; также данное дело связано с самой международной организацией, без рассмотрения деятельности которой невозможно комплексно изучить внешнюю политику СССР первой половины прошлого века. Новизна работы состоит в попытке обобщить в одном исследовании факты, связанные с исследуемым судебным процессом. Статья основывается на принципе системности, использованы хронологический и историко-сравнительный подходы. Автор пришел к выводу о том, что деятели Коминтерна вполне могли бы предстать перед судом, однако отказ Пятницкого дать показания о существовании «антикоминтерновского блока», слишком большое число арестованных «коминтерновцев», а также чрезмерная перегруженность НКВД и смещение Н. И. Ежова с поста Народного комиссара внутренних дел не позволили состояться новому московскому процессу
В работе рассматриваются зафиксированные в древнерусских летописях описания молитв предков за живых князей в династии Рюриковичей (XII–XIII вв.). Целью статьи является выявление основных причин и обстоятельств обращения князей к высшим силам в молитвах за живых представителей княжеского рода. На основе анализа древнерусских нарративных источников делается вывод о христианском характере молитвенных обращений. Большинство описаний княжеских молитв связано с владимирскими князьями — потомками Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого. Упоминание как живых, так и умерших правителей при описании молитв свидетельствует о распространении в родовом сознании владимирских Юрьевичей культа княжеских предков — ближайших родственников живых князей по мужской линии. Данное обстоятельство является показателем выделения владимирской ветви как отдельной линии в общей династии Рюриковичей, занимающей особое положение в новом политическом центре русских земель — Владимиро-Суздальской земле и претендующей во второй половине ХІІ–начале ХІІІ в. на политическое верховенство на землях Руси
Обосновывается гипотеза о том, что презентизм является имманентной характеристикой исторического познания XX–первой четверти XXI в., а также предлагаются альтернативы его экстремальным формам в современной исторической культуре (с середины 2000-х гг.). Проблема презентизма рассматривается в соотнесении с концептом историческая культура. Актуальность данной проблематики обусловлена в первую очередь усилением необходимости экспликации имманентных характеристик научного/профессионального исторического познания в условиях расширения границ исторической культуры и разрыва внутри нее социально ориентированного историописания и истории как строгой науки. Теоретическую рамку исследования задает смена типов рациональности/моделей науки: от классической к неклассической, затем к постнеклассической в ситуации постмодерна, — и предпринимается попытка концептуализации новой исторической культуры в ситуации постпостмодерна. При анализе презентизма последней трети XX в. концепция «режимов историчности» Ф. Артога дополняется идеей «конца истории» Ф. Фукуямы и теорией нарратива (Х. Уайт, Ф. Анкерсмит). Сделан вывод о концептуальных различиях презентизма первой трети XX в., жестко обусловленного становлением неклассической модели науки, и презентизма последних десятилетий XX в., обусловленного постнеклассической моделью науки и исторической культурой постмодерна. Предлагается гипотеза нового варианта презентизма в исторической культуре первой четверти XXI в., фактором формирования которого является постпостмодерн и соответствующая ему историческая культура, базовым свойством которой стал процесс ренарративизации после кризиса метанарратива эпохи постмодерна
Статья посвящена чтению литературы о «новых людях», живущих накануне великих перемен, которые и начнутся благодаря им. Несмотря на то, что влияние такого рода текстов на формирование народнического движения и — шире — поколения 1870-х гг. давно стало общим местом в историографии, историки, как правило, обращались к отдельным произведениям, доказательством «влияния» которых служила частота их упоминаний в автобиографических текстах. Исследователи анализировали содержание романов и повестей о «новых людях», предполагая, что описанные в них герои создавали модели жизнестроительства для своих читателей, чтобы они могли преобразовать сначала свои жизни, а затем социальный и политический порядок Российской империи. Статья предлагает отказаться от прямолинейных представлений о том, что тексты оказывают непосредственное влияние на читателей. Анализ двух читательских дневников и переписки молодых людей первой половины 1870-х гг. позволил проследить как широкий репертуар прочитанных книг, так и правила их интерпретации. Автор приходит к заключению, что читатели поколения 1870-х гг. воспроизводили особую модель чтения, представления о которой были наиболее отчетливо сформулированы в статье Д. И. Писарева «Наша университетская наука». Она предполагала самостоятельную интеллектуальную работу над осмыслением прочитанного, причем содержание литературы оказывалось вторично по отношению к интерпретации. Многочисленные романы воспитания, наводнившие российский книжный рынок, закрепили предложенную критиком модель: их герои читали по аналогичным правилам и, избежав падения, превращались в «настоящих людей». Установка на самостоятельный интеллектуальный труд приводила к тому, что восприятие прочитанного могло выходить далеко за пределы привычной современному исследователю интерпретации значимых текстов, таких как романы И. В. Омулевского или Д. Л. Мордовцева, а «новые люди» — подвергаться критике. Главным, чему передовая литература учила читателей 1870-х гг., было собственно чтение
Статья посвящена нарративам темпорализации Судебной реформы современниками, что позволяет пересмотреть политически ангажированные и неочевидные трактовки реформы как «либеральной». С опорой на методологию Билефельдской школы истории понятий в статье анализируются наиболее полемические высказывания о преобразовании судебной системы в ведомственных документах и периодической печати 1860–1870-х гг. Конструируемые в них темпоральные ряды развития правосудия в России и мире исследуются как историческая аргументация для легитимизации реформы или, наоборот, ее критики. В заключение делается вывод о том, что пересборка структур судебной власти, включивших в себя экспертов и представителей общественности в роли присяжных заседателей и поверенных, означала, что именно от их понимания сути реформ зависела работа преобразованных судов. Поэтому важно отметить, что оптимистический прогрессивный дискурс новой судебной власти, сохранившийся в архивных документах и официальной печати, был далеко не единственным и встречал много сомневающихся голосов. Конструирование прогрессивной темпоральности развития цивилизации и утверждения о том, что народ «приноровится» к полезным нововведениям, встречали большое сопротивление
Целью статьи является рассмотрение кануна Пугачевщины не как преддверия бунта, а как самостоятельного научного объекта. Изучение этой проблемы поставлено в контекст категорий «случайность», «закономерность», «возможность», «вероятность» исторического процесса. Местом действия, вобравшем в себя ключевые события и персонажи, выбран Таловой умёт (постоялый двор) недалеко от Яицкого городка. Дело происходило в августе 1773 г., т. е. за несколько недель до бунта, начавшегося 17 сентября того же года. На основе различных источников, прежде всего судебно-следственных материалов, тщательно проанализировано поведение нескольких конкретных людей. От них зависело, вспыхнет ли Пугачевский бунт или история пойдет по другому пути. Большая часть документов не опубликована, находится в архиве и представляет собой протоколы допросов действующих лиц. Главное внимание обращено на личность С. М. Оболяева — хозяина умёта. На его примере показана роль «маленького» человека как актора событий большой истории. Выявлены и проанализированы существовавшие тогда на Яике исторические альтернативы. Исследованы индивидуальные и коллективные жизненные стратегии незаметных ранее персонажей в условиях кризиса, когда не только их действия формировали будущее, но они сами становились заложниками затеянного. Таким образом, показана самоценность переходного времени между сегодня и еще не наступившим завтра
Монгольское нашествие — событие, расколовшее историю Руси на время «до» и «после» вторжения. Однако в жизни древнерусской церковной организации нашествие сказалось особым образом. Высшая церковная иерархия смогла не только сохранить свою целостность, но и укрепить свое положение. Данная особенность прослеживается в том числе в области каноническо-правовых отношений. В представленной статье предпринята попытка осмыслить церковноправовую ситуацию на Руси накануне монгольского нашествия. Предварительные наблюдения позволяют заключить, что проблема грядущих потрясений в принципе отсутствовала в церковно-канонических текстах. Темы ожидания грядущих бедствий и страхов никак не прослеживаются в текстах эпохи. Собственно, и последующие события убеждают, что, невзирая на грандиозное вторжение и последовавшие за ним бедствия, канонический строй церкви и протекавшие в ней правовые процессы характеризовались поступательностью и преемственностью в развитии
Выдвигается и обосновывается тезис, согласно которому процессы ранней европейской модернизации (то есть период накануне современности) были неразрывно связаны с насилием, выражением которого стала, в частности, «социальная дисциплинаризация». Приводятся характерные примеры из истории провинции Артуа во Франции в XV в. (на основе исследований Р. Мюшамбле) и польской деревни в XVII–XVIII вв. (на основе исследований М. А. Корзо), подтверждающие, что запреты, ограничения и репрессии «социальной дисциплинаризации» получали религиозное обоснование. Эти мрачные стороны ранней модернизации оставили отпечаток на развитии Европы в XIX–XX вв. Подчеркивается, что, во-первых, репрессивные тенденции в культуре раннего модерна развернулись уже в зрелое Средневековье; во-вторых, они, как представляется, коррелировали со специфически католической, «августиновской» системой представлений о человеке (антропологией); в-третьих, они не связаны с переходом к «раннему капитализму», происходя в зоне и первичной (Франция, Нидерланды), и вторичной (Польша) модернизации, потому что «социальная дисциплинаризация» предстает как процесс, имманентно связанный с развертыванием заложенных в «латинском» христианстве собственно религиозных начал
Статья представляет собой введение к теме номера, сфокусированной на проблеме исторической ретроспекции и тех аберрациях, которые порождает трактовка исторических фактов безотносительно анализа ситуации, непосредственно предшествовавшей произошедшему событию. Обосновывается тезис об эвристических возможностях исследовательской оптики «будущее в прошедшем», когда вероятность и значение исторического явления оценивается в соотнесении с его преддверием, кануном как точкой перехода совокупности событий-причин в событие-следствие. Взгляд на исторический факт в той темпоральной проекции, в которой событие воспринималось современниками, абстрагируясь от знания исследователя о реальных его последствиях, позволяет увидеть исследуемое явление как реализованный сценарий развития на фоне множества нереализованных возможностей, во всей полноте причинно-следственных связей и в соотнесении закономерностей, случайностей и человеческого фактора. Рассмотрение события из точки его кануна также дает возможность более полного понимания мотивации исторических акторов без искажающего эффекта, сопряженного с априорным представлением о реализованных исторических сценариях как наиболее вероятных. Кроме того, применение исследовательской оптики «будущее в прошедшем» дает основания для пересмотра представления о «черных лебедях» — аномальных и непредсказуемых событиях, радикально изменивших действительность и post factum истолкованных в качестве закономерных — как ключевом маркере современности. С позиций применения данного подхода становится очевидным, что подобные события происходили и в прошлом, однако их восприятие современниками было заслонено в исторической памяти более поздними трактовками
Издательство
- Издательство
- ЮФУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- Юр. адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- ФИО
- Боровская Марина Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@sfedu.ru
- Контактный телефон
- +7 (863) 3051990
- Сайт
- https://sfedu.ru