Несмотря на то, что патриотизм уже достаточно давно был объявлен российским руководством национальной идеей нашей страны, вплоть до начала специальной военной операции в 2022 г. в системе как среднего, так и высшего образования не наблюдалось ее практической реализации. В статье анализируются проблемы преподавания курса «Основы российской государственности», введенного в программы всех российских вузов в сентябре 2023 г. Опираясь на собственный опыт ведения данной дисциплины, автор дает свое видение целей и задач данного курса с учетом политической конъюнктуры и стратегических национальных интересов России. Кроме того, предлагается и обосновывается авторская версия тематики лекционных и семинарских занятий.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.26794/2226-7867-2024-14-2-24-29
В первую очередь «идеальный» преподаватель ОРГ должен обладать глубокими знаниями (желательно экспертного плана) в своей области. Это позволит успешно парировать острые вопросы студентов, которые практически всегда стремятся «прощупать» интеллектуальный уровень педагога.
Список литературы
1. Страус А. Униполярность (Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России). Политические исследования. 1997;(2):27-45.
2. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Пер. с англ. М.: АСТ; 2015.
3. Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности в высшей школе». Мир науки, культуры, образования. 2023;4(101):138-142.
4. Акопов П. Уроки китайского: Мао предупреждал нас про «меч Сталина». URL: https://ria.ru/20231226/mao_tszedun-1918043207.html
5. Патрушев Н. П. Защита исторической памяти - фундамент российской государственности. URL: https://oborona.ru/product/zhurnal-nacionalnaya-oborona/zashchita-istoricheskoj-pamyati-fundamentrossijskoj-gosudarstvennosti-45910.shtml
6. Вычеров Д. А., Лобатюк В. В. Практические вопросы формирования патриотизма и гражданственности в курсе «Основы российской государственности». Основы экономики, управления и права. 2024;1(40):19- 21.
7. Шляпина С. Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса «Основы российской государственности». Вестник Челябинского государственного университета. 2023;10(480):79-82.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблематика управленческого применения термина «деструктивная идеология», введенного в российское правовое поле с утверждением в 2022 г. Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В исследовании анализируются присутствующие в научной дискуссии интерпретации нового термина в правовом, политологическом и социально-философском контекстах, представлено авторское прочтение термина «деструктивная идеология» как системы идей, направленных на целенаправленное разрушение традиционных ценностей, формирующих самосознание народа, и их замещение исторически чуждыми российскому обществу, несущими в себе угрозу его саморазрушения, дискредитации государствообразующих публичных институтов, присваивания функций государства альтернативными структурами, в том числе криминальными. Предложенная авторами терминология может быть использована в целях корректного применения управленческого инструментария государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и эффективного противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
В статье анализируется образовательная среда как фактор, который оказывает воздействие на профессиональную ориентацию студентов с инвалидностью, и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения в вузе, а также предлагаются практические рекомендации для решения существующих трудностей в сфере инклюзивного образования. Вопрос профессионального самоопределения молодежи с инвалидностью на данный момент является трудноразрешимым. В современной России граждане, имеющие инвалидность, остаются особой категорией, которая в недостаточной степени включена в социальные процессы, несмотря на различные попытки государственных структур разрешить сложившуюся ситуацию. В современных условиях высшие учебные заведения применяют разнообразные практики, нацеленные на помощь в профессиональном самоопределении и получении важнейших навыков и знаний таким студентам, для того, чтобы далее они могли быть конкурентоспособными на рынке труда, раскрыть свой потенциал, самореализоваться и интегрироваться в различные общественные структуры. Однако многие практики являются неэффективными. В рамках социологического исследования был проведен массовый опрос студентов с инвалидностью, обучающихся в московских высших учебных заведениях, а также серия экспертных интервью со специалистами в сфере высшего образования, авторами различных научных трудов, посвященных обучению в университете студентов с особыми образовательными потребностями.
Главный источник настоящей статьи — доклад «The Return of Great Power War: Scenarios of Systemic Conflict Between the United States and China» (далее — Доклад). Характерно, что противостояние США и КНР, рассматриваемое в Докладе, в существенной части анализируется его авторами со ссылками на предыдущий опыт противоборства сверхдержав периода холодной войны. Неслучайно поэтому Советский Союз упоминается в нем более 70 раз. Именно «советский след» в Докладе — тема настоящей статьи. Тематические сюжеты, к которым обратился автор, в основном относятся к четырем смысловым блокам: 1) оценка военных возможностей сторон противостояния; 2) утверждение глобального, а не регионального характера экспансии советского государства; 3) неверные трактовки экономических возможностей Советского Союза, представленные в Докладе; 4) ошибочность попыток моделировать грядущее поведение КНР, основываясь на опыте взаимодействия США с Советским Союзом. Первые два блока были рассмотрены автором в предыдущей статье. Настоящая же работа посвящена анализу третьего и четвертого смысловых блоков Доклада. Внимание автора сосредоточено не только на констатации ошибок в трактовках американских аналитиков, но и объяснении причин, по которым они их допускают.
Современному миру свойственна политическая нестабильность. Уже долгое время фейковые новости играют важную роль в политике и являются одним из способов влияния на массы, а также технологией формирования и управления общественным мнением. В данной работе даются основные понятия, поверхностно затрагивающие фейковые новости; рассматривается их определение, алгоритм создания, подходы к классификации. Кроме того, в статье обозначены пути дальнейших исследований, направленных на изучение того, каким образом фейковые новости влияют на общественное сознание и формируют представление о чем-либо.
Настоящая статья посвящена роли личности в истории в историософских концепциях Г. В. Ф. Гегеля и Н. А. Бердяева. Их непосредственное сравнение представляется настолько трудоемкой задачей, что едва ли может быть выполнено в таком кратком формате, однако наиболее примечательные детали ярче всего обнаруживают себя у обоих философов в вопросе об отношении личности к истории. В ходе исследования было выявлено, что если для Гегеля личность есть часть исторического процесса и подчинена ему, то для Бердяева, напротив, история может быть понята и представлена как средство становления личности. Ход мировой истории, по Гегелю, напрямую зависит от личностной практики.
Бердяев же считает, что личность по отношению к истории принципиально первична. Ключевые слова
В статье с помощью экспертного опроса (интервью) специалистов, изучения статистической отчетности и метода прогнозирования проведен анализ рисков и оценены последствия дефицита доверия в экономических отношениях. В результате автор делает вывод о том, что дефицит доверия инициирует развитие девиантных моделей экономического поведения. Разрыв социальных связей, кризис институциональных условий, размывание значимости репутационного капитала снижают готовность экономических агентов соблюдать гарантии добросовестного выполнения обязательств. В сложившихся условиях стабилизации экономических отношений можно достичь, наращивая генерализированное доверие в обществе и создавая институциональные условия для формирования предсказуемости действий экономических субъектов. Для компенсации рисков доверия на международной арене следует развивать новые каналы ведения внешнеэкономической деятельности и выстраивать обновленные логистические цепочки.
В условиях трансформации существующего миропорядка прогнозируется обострение информационного противоборства. Значение новых медиа как основного источника информации новостного и политического содержания в условиях продолжающейся цифровизации всех сфер жизнедеятельности человечества неуклонно возрастает. На настоящем этапе виртуальные сетевые сообщества не только выполняют функцию распространения контента, но зачастую выступают в качестве координирующего центра управления политическими процессами, как позитивного, так и противоправного содержания. Данная тенденция в полной мере характерна для Российской Федерации, где особая роль принадлежит мессенджеру Telegram.
Процесс реинтеграции Республики Крым и города Севастополя сегодня еще не закончен. В этом контексте необходимо обратить внимание на его политико-психологическую составляющую — проблему формирования российской национально-государственной идентичности. Политико-психологический подход предполагает анализ не только рациональных аспектов этого процесса, но и места в нем неосознаваемых факторов, в том числе символического пространства идентичности. Исследование проходило на базе Севастопольского университета с использованием анкетного опроса, включающего закрытые и открытые вопросы по репрезентативной для двух регионов выборке. Всего было опрошено 2100 респондентов. Для исследования были выделены такие элементы, как образ территории, образы личностей, имеющих символическое значение, исторические символы.
В условиях текущих экономических и политических реалий все бо́льшую актуальность приобретают вопросы, связанные с детерминантами протестных настроений в обществе, которые могут служить инструментом мобилизации протестной активности со стороны заинтересованных политических акторов. Данные проблемы приобретают особую значимость в условиях проведения СВО. Статья посвящена изучению некоторых экономических аспектов, которые способны оказывать влияние на формирование и развитие протестных настроений в российском обществе. Проводится анализ возможной корреляции между отдельными индикаторами уровня социально-экономического развития государства и ростом протестных настроений. Отдельное внимание в работе уделяется анализу потенциальных форм и методов профилактики указанных негативных явлений со стороны государства, которые применяются или могут применяться в будущем.
Целью данной статьи является изучение состояния наиболее крупных отечественных IT-компаний в условиях санкций. Автором рассмотрены топ-100 компаний из рейтинга TAdviser за 2023 г. Выявлены диспропорции между производителями аппаратного обеспечения (АО) и программного обеспечения (ПО). Рассмотрены общие проблемы экономики, вызванные санкциями, а также то, как государство стремится их нивелировать посредством дотаций и налоговых послаблений для компаний и сотрудников. На основе полученных данных проведен SWOT-анализ IT-сферы экономики Российской Федерации. Выявлено, что санкции наиболее сильно ударили именно по иностранным компаниям, действующим на российском рынке, что дает отечественным разработчикам возможности для активного роста. Повышенное внимание к отечественным IT-компаниям также связано с необходимостью замены иностранного оборудования и программ, используемых на современном этапе органами государственной власти и системообразующими предприятиями Российской Федерации. Данные факторы выступают причиной повышения активности взаимодействия органов государственной власти нашей страны и IT-предприятий.
Визуальные образы являются неотъемлемым инструментом для осознания абстрактных понятий, в том числе и в экономике, где они могут облегчить понимание сложных идей. Однако такой подход требует не только знания языка, но и понимания культурологических нюансов, специфичных для общества людей, говорящих на этом языке. В данной статье представлен инновационный подход к изучению экономических понятий на иностранном языке, который включает как поиск визуального образа, так и его сатирическое прочтение. Результаты показали, что использование данного метода может повысить уровень восприятия, понимания и запоминания экономических терминов у студентов нелингвистических вузов, изучающих иностранный язык.
В статье рассматриваются цели обучения языку специальности, а также роль и функции контроля при их реализации. Анализируются условия, нужные для качественного проведения контроля учебных достижений в ходе освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» студентами бакалавриата по направлению подготовки «Социология». Доказывается необходимость модернизации методов контроля, при помощи которых можно не только проверять у студентов уровень сформированности различных компетенций, согласно ФГОС ВО, но одновременно с этим развивать у них навыки критического и креативного мышления. Предлагаются рекомендации по взаимодействию со специалистами профильных кафедр и приглашенными лекторами из реального сектора экономики, а также по организации дополнительной профессиональной подготовки для преподавателей, которые обучают будущих социологов языку специальности.
В настоящее время в процессе формирования политической элиты прослеживается следующая тенденция: отбор кандидатов производится из руководителей субъектов Российской Федерации. При успешном выполнении своих обязанностей на должностях губернаторов кандидаты могут быть назначены на более высокие должности в федеральный центр и продолжать продвижение по карьерной лестнице. В статье проводится анализ кадровых изменений политической элиты РФ после выборов президента в 2024 г., прослеживается характер перестановок и их влияние на состав губернаторского корпуса и Правительства РФ.
Издательство
- Издательство
- ФИНУНИВЕРСИТЕТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- Юр. адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- ФИО
- Прокофьев Станислав Евгеньевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@fa.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 9439580