Исследование посвящено анализу теоретических и практических аспектов использования деривативной силы в международных отношениях и концепции страны-«моста» - связующего звена между различными, в том числе и враждебными, центрами силы, опирающегося на свое промежуточное положение как конкурентное преимущество на мировой арене. Рассматривая подобные государства в качестве акторов, наиболее активно и эффективно использующих деривативную силу, авторы выявляют специфику циркуляционного подхода к феномену силы в международных отношениях и черты, присущие стране-«мосту». В рамках трех аспектов - политико - географического, историко-культурного и статусно-легитимного - в качестве характеристик, присущих государствам-«мостам», выделяются сбалансированность внешнеполитического курса по отношению к крупным государствам или группам с их участием, отсутствие прямых региональных угроз, этнокультурный плюрализм, а также внутреннее и внешнее принятие и признание посреднического статуса государств-«мостов». В теоретической части исследования также объяснены различия и сходства между нейтральным государством и страной-«мостом», что в значительной степени упрощает понимание последней категории. Опираясь на сравнительно-сопоставительный метод, в рамках которого проанализировано девять отличительных черт государств-«мостов», рассмотрена внешняя политика Сингапура и Индонезии, что позволяет не только выявить возможные отклонения от идеал-типической модели, но и продемонстрировать способность крупных акторов вроде Индонезии использовать деривативную силу в международных делах. Концептуальные объяснения и эмпирические данные исследования открывают широкие возможности для дальнейшего изучения внутренних и внешних условий приобретения и утраты статуса страны-«моста», а также создают предпосылки для смещения акцента с исследования групп и альянсов на изучение типов и принципов формирования связанности в международных отношениях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
В исследованиях международных отношений постепенно происходит разворот от изучения великих держав к анализу других групп государств.
Список литературы
1. Вершинина В. В. “Державы среднего уровня” в международных отношениях: сравнительный анализ концептуальных подходов // Сравнительная политика. 2020. Т. 11, № 3. С. 25-40. EDN: WLZAVZ
2. Воронцов А.В., Понька Т.И., Варпаховскис Э. Концепция “средней силы” (middle power) во внешней политике Республики Корея: теория и практика // Международные процессы. 2020. Т. 18, № 1. С. 89-105. ;. DOI: 10.17994/IT.2020.18.1.60.5 EDN: AKYENY
3. Дуррани А. Джунгли, основанные на правилах // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20, № 2. С. 199-203. ;. DOI: 10.31278/1810-6439-2022-20-2-199-203 EDN: NMEPHO
4. Ефимова Л. М. Внешнеполитическая доктрина президента Индонезии Джоко Видодо // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 33. С. 55-69. EDN: XHSUXX
5. Красняк О. А., Шатерников П. С. Дипломатия малых государств: анализ возможностей и ограничений на примере Восточного Тимора // Вестник МГИМО-Университета. 2023. Т. 16, № 3. С. 138-152. ;. DOI: 10.24833/2071-8160-2023-3-90-138-152 EDN: GQBHUU
6. Кудряшова И.В. Легко ли быть средневеликим… // Международные процессы. 2008. Т. 6, № 3. С. 78-83. EDN: OHZUDZ
7. Куклин Н.С. Влияние религиозно-политических факторов на внешнюю политику Индонезии в период президентства Джоко Видодо // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2019. Т. 1, № 2. С. 103-112. EDN: PEVWZI
8. Лошкарёв И.Д. Концепция “Силы Протея” в международных отношениях: истоки и перспективы // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2021. № 3. С. 6-21. ;. DOI: 10.30570/2078-5089-2021-102-3-6-21 EDN: RZOIRD
9. Adler E., Pouliot V. International Practices // International Theory. 2011. Vol. 3, iss. 1. P. 1-36. DOI: 10.1017/s175297191000031x
10. Agius C., Devine K. ‘Neutrality: A Really Dead Concept?’ A Reprise // Cooperation and Conflict. 2011. Vol. 46, iss. 3. P. 265-284. DOI: 10.1177/0010836711416955
11. Amstrup N. The Perennial Problem of Small States: a Survey of Research Efforts // Cooperation and Conflict. 1976. Vol. 11, iss. 3. P. 163-182. ;. DOI: 10.1177/001083677601100302 EDN: JQQZCL
12. Andika M. T. An Analysis of Indonesia Foreign Policy Under Jokowi’s Pro-People Diplomacy // Indonesian Perspective. 2016. Vol. 1, no. 2. P. 1-13. DOI: 10.14710/ip.v1i2.14284
13. Andrén N. On the Meaning and Uses of Neutrality // Cooperation and Conflict. 1991. Vol. 26, iss. 2. P. 67-83. ;. DOI: 10.1177/001083679102600202 EDN: JQRDFT
14. Anwar D. F. Indonesia’s Hedging Plus Policy in the Face of China’s Rise and the US - China Rivalry in the Indo-Pacific Region // The Pacific Review. 2023. Vol. 36, iss. 2. P. 351-377. ;. DOI: 10.1080/09512748.2022.2160794 EDN: RXGZLN
15. Baehr P. R. Small States: A Tool for Analysis? // World Politics. 1975. Vol. 27, iss. 3. P. 456-466. DOI: 10.2307/2010129
16. Barr M. D. Ordinary Singapore: The Decline of Singapore Exceptionalism // Journal of Contemporary Asia. 2016. Vol. 46, iss. 1. P. 1-17. DOI: 10.1080/00472336.2015.1051387
17. Burges S. W. Brazil as a Bridge Between Old and New Powers? // International Affairs. 2013. Vol. 89, no. 3. P. 577-594. DOI: 10.1111/1468-2346.12034
18. Clark M. Indonesia’s Postcolonial Regional Imaginary: From a ‘Neutralist’ to an ‘All-Directions’ Foreign Policy // Japanese Journal of Political Science. 2011. Vol. 12, iss. 2. P. 287-304. DOI: 10.1017/s1468109911000089
19. Cummings S. N. Eurasian Bridge or Murky Waters Between East and West? Ideas, Identity and Output in Kazakhstan’s Foreign Policy // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2003. Vol. 19, iss. 3. P. 139-155. DOI: 10.1080/13523270300660021
20. Deutsch K. W. The Analysis of International Relations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc., 1968.
21. Fulton J. China - UAE Relations in the Belt and Road Era // Journal of Arabian Studies. 2019. Vol. 9, iss. 2. P. 253-268. DOI: 10.1080/21534764.2019.1756135
22. Galbraith M. H. Between East and West: Geographic Metaphors of Identity in Poland // Ethos. 2004. Vol. 32, iss. 1. P. 51-81. DOI: 10.1525/eth.2004.32.1.51
23. Garnett S. W. Poland: Bulwark or Bridge? // Foreign Policy. 1996. No. 102. P. 66-82. ;. DOI: 10.2307/1149260 EDN: CEKJEF
24. Handel M. I. Weak States in the International System. London, England; Totowa, N.J.: F. Cass, 1981.
25. Jordaan E. The Concept of a Middle Power in International Relations: Distinguishing Between Emerging and Traditional Middle Powers // Politikon. 2003. Vol. 30, iss. 1. P. 165-181. DOI: 10.1080/0258934032000147282
26. Kabasakal H., Bodur M. Arabic Cluster: A Bridge Between East and West // Journal of World Business. 2002. Vol. 37, iss. 1. P. 40-54. ;. DOI: 10.1016/s1090-9516(01)00073-6 EDN: DVYPHH
27. Katzenstein P. J., Seybert L. A. Protean Power and Uncertainty: Exploring the Unexpected in World Politics // International Studies Quarterly. 2018. Vol. 62, iss. 1. P. 80-93. DOI: 10.1093/isq/sqx092
28. Kaul N. Beyond India and China: Bhutan as a Small State in International Relations // International Relations of the Asia-Pacific. 2022. Vol. 22, no. 2. P. 297-337. ;. DOI: 10.1093/irap/lcab010 EDN: QPLSUO
29. Keohane R. O. Lilliputians’ Dilemmas: Small States in International Politics // International Organization. 1969. Vol. 23, iss. 2. P. 291-310. DOI: 10.1017/s002081830003160x
30. Lesser I. O. Bridge or Barrier? Turkey and the West after the Cold War. Santa Monica, CA: Rand, 1992.
31. Long T. Small States, Great Power? Gaining Influence Through Intrinsic, Derivative, and Collective Power // International Studies Review. 2017. Vol. 19, iss. 2. P. 185-205. DOI: 10.1093/isr/viw040
32. Mangundjaya W. L. H. (2013). Is There Cultural Change in the National Cultures of Indonesia // Steering the Cultural Dynamics: Selected Papers from the 2010 Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology / ed. by Y. Kashima, E. S. Kashima, R. Beatson. The International Association for Cross-Cultural Psychology, 2013. P. 59-68. URL: https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1032&context=iaccp_papers (accessed: 20.04.2024).
33. Mitra A., Pal S. Ethnic Diversity, Social Norms and Elite Capture: Theory and Evidence from Indonesia // Economica. 2022. Vol. 89, iss. 356. P. 947-996. ;. DOI: 10.1111/ecca.12423 EDN: PEKPWV
34. Neuhold H. Permanent Neutrality in Contemporary International Relations: A Comparative Perspective // Irish Studies in International Affairs. 1982. Vol. 1, no. 3. P. 13-26. URL: http://www.jstor.org/stable/30001721 (accessed: 20.04.2024).
35. Ozturk M., Yuksel Y.E., Ozek N. A Bridge Between East and West: Turkey’s Natural Gas Policy // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2011. Vol. 15, iss. 9. P. 4286-4294. DOI: 10.1016/j.rser.2011.07.122
36. Parameswaran P. Between Aspiration and Reality: Indonesian Foreign Policy After the 2014 Elections // The Washington Quarterly. 2014. Vol. 37, iss. 3. P. 153-165. DOI: 10.1080/0163660x.2014.978441
37. Parsons T. On the Concept of Political Power // Proceedings of the American Philosophical Society. 1963. Vol. 107, no. 3. P. 232 - 262. URL: http://www.jstor.org/stable/985582 (accessed: 12.04.2024).
38. Purwono R., Heriqbaldi U., Esquivias M. A., Mubin M. Kh. The American-China Trade War and Spillover Effects on Value-Added Exports from Indonesia // Sustainability. 2022. Vol. 14, iss. 5. P. 1-22. ;. DOI: 10.3390/su14053093 EDN: WWEXXA
39. Putri E.F., Pambudi K.S., Adriyanto A. Analysis of the Increasing US - China Military Tension in the South China Sea and the Challenges for Indonesia // International Journal of Social Science and Religion. 2020. Vol. 1, iss. 2. P. 187-198. DOI: 10.53639/ijssr.v1i2.10
40. Singh B. Singapore: Success at Home, Challenges from Abroad // Southeast Asian Affairs 2008 / ed. by D. Singh & T. M. M. Than. Singapore: ISEAS Publishing, 2008. P. 313-330. DOI: 10.1355/9789812307910-019
41. Teo A. G., Koga K. Conceptualizing Equidistant Diplomacy in International Relations: the Case of Singapore // International Relations of the Asia-Pacific. 2022. Vol. 22, iss. 3. P. 375-409. ;. DOI: 10.1093/irap/lcab011 EDN: MSCDNZ
42. Warburton E., Muhtadi B., Aspinall E., Fossati D. When Does Class Matter? Unequal Representation in Indonesian Legislatures // Third World Quarterly. 2021. Vol. 42, iss. 6. P. 1252-1275. ;. DOI: 10.1080/01436597.2021.1882297 EDN: LEJVJS
43. Wendt A. Social Theory of International Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. DOI: 10.1017/CBO9780511612183
44. Yoshimatsu H. Indonesia’s Response to the Belt and Road Initiative and the Indo-Pacific: A Pivotal State’s Hedging Strategy // Asian Politics & Policy. 2022. Vol. 14, iss. 2. P. 159-174. ;. DOI: 10.1111/aspp.12629 EDN: CEJCLK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современный макрорегион Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) и после распада биполярной системы международных отношений представляет собой пространство с более чем двумя десятками государств с различными политическими режимами, экономическими моделями, уровнями социально-экономического развития и целым рядом конфликтов, которые по типам делятся на межгосударственные, внутренние и гибридные с участием государств и негосударственных акторов (НГА), по видам - на территориальные, идеологические, политические, этнические, религиозные и экономические, а также отличаются по интенсивности и степени интернационализации. Противоречивость БВСА проявляется в параллельном генезисе очагов устойчивого развития, обусловливающих заинтересованность государств в установлении долгосрочного мира, что коррелирует с важным транзитным местом БВСА в глобальных логистических проектах, будь то китайская инициатива «Один пояс, один путь» или транспортный коридор «Индия - Ближний Восток - Европа». Отсутствие определенности в военно-политических сценариях, от которых зависит развитие стран БВСА, повышает значимость экспертных оценок и прогнозирования, чем объясняется актуальность темы исследования. Автор ставит перед собой задачу доказать тезис о том, что, несмотря на эскалацию напряженности и провал попыток США «умиротворить» регион на монетарной основе, учитывая преимущественно интересы Израиля, но не других стран, шансы избежать масштабной региональной войны остаются. При переходе от так до конца и не сложившегося однополярного мира к многополярности это связано с суверенизацией внешней политики стран БВСА и дипломатией новых глобальных центров силы, в частности России и Китая. С опорой на широкий пласт российских и зарубежных источников автор применяет принцип историзма и системный подход, анализируя процессы в динамике и в ретроспективе. Новизна исследования состоит в том, что, руководствуясь принципом связи теории и практики и обращаясь к теории глубоко разделенных обществ (ГРО), автор вводит в научный оборот понятие «глубоко разделенного региона» (ГРР). Практическая значимость исследования заключается в предложении ряда рекомендаций по реализации Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 г.
По итогам XVI саммита БРИКС 2024 г. три государства Африки (Алжир, Нигерия и Уганда) получили право быть представленными в формате в качестве государств-партнеров. Расширяется не только география, но и тематическая повестка деятельности БРИКС, где наряду с вопросами развития центральное место занимают проблемы обеспечения безопасности (в том числе на Африканском континенте). Однако и сама концепция безопасности за несколько последних десятилетий кардинально изменилась: от традиционного представления о безопасности как состоянии защищенности государства от внешних угроз военного характера к комплексному подходу, позволяющему рассматривать различные измерения (политическое, социально-экономическое, технологическое, экологическое) в их взаимосвязи. Принимая во внимание концепцию секьюритизации, предложенную Копенгагенской школой исследований безопасности, авторы представили африканские страны БРИКС+ (участников - Южно-Африканская Республика (ЮАР), Египет, Эфиопия и новых партнеров - Уганду и Нигерию) в качестве акторов, формулирующих повестку национальной безопасности. Фокус исследования был направлен на то, какие угрозы обозначаются в официальном дискурсе этих стран, каким отводится приоритетное значение, каким образом это аргументируется и соотносится с особенностями национального контекста. Решаемая исследовательская проблема соотносится с задачами российской внешней политики по углублению взаимодействия со странами Африки в сфере безопасности (в том числе в рамках БРИКС). Кроме того, исследование может представлять значимость для дальнейшего теоретического осмысления незападного дискурса по вопросам безопасности. Представлен сравнительный анализ соответствующих доктринальных документов, принятых в ЮАР, Эфиопии, Уганде и Нигерии. Анализ повестки национальной безопасности Египта был проведен главным образом на основе выступлений официальных лиц стран на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Отдельно была рассмотрена проблема противоречий между Египтом и Эфиопией относительно использования р. Нил через призму подхода, основанного на взаимозависимости водных, энергетических и продовольственных ресурсов. Изучены также стратегические документы в сфере кибербезопасности Египта, ЮАР, Нигерии и Уганды. Авторы пришли к выводу, что при очевидных расхождениях в национальных подходах к обеспечению безопасности (в том числе на этапе идентификации и ранжирования угроз) страновые стратегии отвечают глобальным тенденциям секьюритизации проблематики развития и усложнения предметного поля концепта безопасности.
Рассмотрены отдельные аспекты истории возникновения кашмирской проблемы в индо-пакистанских отношениях в октябре-ноябре 1947 г., в том числе - роль политических лидеров Индии, Кашмира и Пакистана. Решена задача уточнения обстоятельств присоединения Кашмира к Индийскому Союзу, позиции индийских, кашмирских и пакистанских властей в условиях вторжения пуштунских боевиков на территорию княжества. Новизна исследования заключается в привлечении неопубликованных документов о присоединении Кашмира к Индийскому Союзу, хранящихся в фондах Национального архива Индии и изученных автором в ходе научных командировок в Республику Индия. Также использованы опубликованные документы Национального архива Индии, которые ранее не были введены в научный оборот. Опираясь на объективный и критический анализ источников, автор приходит к выводу, что возникновение кашмирской проблемы как результата расчленения колониальной Индии стало возможным в том числе в силу субъективного фактора - отсутствия политической воли махараджи Кашмира Хари Сингха, чье бездействие и нерешительность были использованы сторонами конфликта в своих целях. Авторский вывод заключается в том, что руководство Пакистана, включая генерал-губернатора Мухаммеда Али Джинну и премьер-министра Лиакат Али Хана, не инициировало агрессию против Кашмира и лично махараджи Хари Сингха, но оно располагало всей полнотой информации о продвижении пуштунских террористов по направлению к княжеству Кашмир и о вторжении на его территорию. Официальный Карачи не принял никаких мер для задержания вооруженной группировки и недопущения кровавого рейда по Кашмиру по политическим причинам: сыграло роль его опасение вызвать негативную реакцию пуштунских племен Северо-Западной провинции Пакистана, антиправительственные выступления и акции против первых лиц новообразовавшегося государства. Лидеры Пакистана также рассчитывали на поддержку пуштунского десанта мусульманским населением княжества и его возможное включение в состав своего государства. Документальные данные свидетельствуют о том, что выступавший за независимый Кашмир махараджа Хари Сингх был не способен обеспечить безопасность его границ и обращался за помощью к Карачи, но не получил ответа. Его шаг по присоединению к Индийскому Союзу был вынужденной мерой, однако именно он стал спасением для княжества и махараджи от масштабной террористической атаки пуштунских боевиков, нацеленной на дестабилизацию ситуации и убийство Хари Сингха. Автор подчеркивает, что официальный Дели не ставил обязательным условием оказания помощи Кашмиру его немедленное вхождение в состав индийского государства, оставляя право принять это историческое решение кашмирцам посредством плебисцита. Сделан вывод о значительной роли заместителя премьер-министра Индии Валлабхаи Пателя в принятии решения о направлении индийского десанта для спасения Кашмира. Вплоть до настоящего времени кашмирский кризис, один из самых продолжительных в мире, то переходит в латентную фазу, то вновь обостряется, поскольку Пакистан не признает законность интеграции княжества в состав Индии.
Индонезия - крупнейшая страна Юго-Восточной Азии (ЮВА), оказывающая серьезное влияние на международные процессы в регионе. Вместе с тем формирование внешней политики Индонезии обусловливается целым рядом как внешних, так и внутренних факторов. Используя метод сравнительного анализа, автор ставит целью проанализировать четыре наиболее аналитически разработанные национальные школы, исследующие Индонезию и ее внешнюю политику. Критериями анализа специфики национальных школ выступают оценки экспертов и исследователей региональной политики Индонезии, ее целей и роли в процессах принятия решений по ключевым вопросам регионального развития, включая вопросы безопасности, на фоне пересечения интересов США и Китая в ЮВА и проявления нового пространственного измерения столкновения этих интересов - Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). Отдельное внимание уделено исследованиям в области ислама и его влияния на внешнеполитический курс современной Индонезии. Представленное сравнение экспертных оценок различных национальных исследовательских школ индонезийской внешней политики с особым акцентом на региональную политику Индонезии позволяет выявить страновую специфику национальных школ при анализе внешней политики Индонезии и сделать вывод о наборе факторов, которые оказывают влияние или смещают фокус исследования в соответствии с внешнеполитическим курсом тех государств, чьи национальные исследовательские школы рассматриваются в данной статье. Автор приходит к выводу, что восприятие роли и места Индонезии в региональных процессах в ЮВА отличается у исследователей из различных стран и коррелирует не только с национальной спецификой внешнеполитического анализа, но и с теми целями и задачами, которые преследуют во внешней политики их государства по отношению к Индонезии, региону ЮВА и более широкому макрорегиональному пространству, которое становится средой столкновения интересов различных международных игроков.
Исследуется стратегия Франции по отношению к Сахаро-Сахельскому региону в контексте завершения антитеррористической операции «Бархан». Опираясь на постулаты неоклассического реализма и метод сравнительного анализа, автор выявляет, насколько планы, декларируемые французским руководством, согласуются с практическими шагами Парижа в этом регионе. Установлено, что политика Франции на данном направлении ассоциируется с неоколониальной концепцией «Франсафрик», предполагавшей удержание неформального контроля над бывшими колониями с помощью разнообразных, прежде всего военно-силовых, инструментов. Как и все его предшественники, президент Э. Макрон не смог избежать упреков в проведении курса на продолжение «Франсафрик», однако попробовал внешне адаптировать его под изменившиеся реалии. В этой связи ставится исследовательский вопрос о степени преемственности африканской политики Елисейского дворца на современном этапе. Проанализированы попытки французского руководства вывести из тупика операцию «Бархан» посредством претворения в жизнь комплексного подхода (так называемых «трех D»). Отмечено, что действия Парижа одновременно на военном, дипломатическом и гуманитарном треках лишь подогрели антифранцузские настроения на местах и в итоге не позволили стабилизировать Сахельский регион. Также обобщены новые приоритеты, которые Э. Макрон представил немногим после начала своего второго срока. Речь идет, в частности, о совместном управлении военными базами, исправлении имиджа Франции в информационном пространстве, интенсификации экономических связей. Однако большинство этих заявлений, которые пока не реализованы на практике, не остановили ослабление французских позиций, как подтвердили события лета 2023 г. в Нигере. Автор приходит к выводу, что в африканской политике Пятой республики преемственность по-прежнему преобладает, что приводит к дальнейшему разрастанию кризисных тенденций и неспособности французского руководства преодолеть их. Сделано предположение, что в целом эта ситуация будет наблюдаться до конца президентства Э. Макрона, а круг стран, вышедших из сферы влияния Франции, еще более расширится.
Рассмотрена роль Республики Кения в стабилизации обстановки вне Африканского континента и потенциал ad hoc коалиции, сформированной из «второстепенных» государств, как альтернативы институционализированным системам коллективной безопасности в контексте развития новых форм миротворческой деятельности. В 2020-х гг. либеральная миростроительная парадигма оказалась неприменимой к Гаити - без вешней силовой поддержки государство не смогло противостоять росту бандитизма, что привело к серьезному кризису в сфере безопасности. В октябре 2023 г. для оказания помощи властям Гаити в противостоянии городским бандам Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание Многонациональной миссии по поддержке безопасности под руководством Кении, мандат которой был продлен в сентябре 2024 г. Необходимость проведения данной миссии свидетельствует о начале нового цикла внешнего вмешательства в Гаити.
Цель исследования - анализ опыта и уроков формирования и функционирования ad hoc коалиции из «второстепенных» государств, выполняющей стабилизационные задачи в условиях внутреннего конфликта, и роли государства - лидера коалиции на примере Кении в изменяющейся международной обстановке посредством междисциплинарного, исторического и системного подходов. Автор приходит к выводу, что готовность Республики Кения выступить в качестве государства - лидера коалиционных сил показывает расширение возможностей государств Африки по выполнению ведущих ролей в сфере обеспечения безопасности за пределами континента. Однако процесс развертывания новой миссии существенно затянулся, и в настоящее время стабилизационные силы имеют весьма ограниченные ресурсы и возможности в плане помощи гаитянской полиции. Результаты анализа опыта первого этапа Многонациональной миссии по поддержке безопасности в Гаити подтверждают рабочую гипотезу о том, что эффективность действий коалиционных сил связана с наличием государства-лидера, обладающего международным авторитетом и ресурсами для проведения стабилизационной или миротворческой операции. Отмечается разрыв между амбициями «второстепенных» государств и их возможностями по самостоятельному проведению коалиционных операций. Наряду с общими для аналогичных операций трудностями в обеспечении прогнозируемого и устойчивого финансирования данная миссия столкнулась с рядом проблем национального уровня, включая необходимость формирования правовой базы для направления кенийских миротворцев в Гаити и отсутствие поддержки кенийских оппозиции и общественности. В свою очередь США, поддерживая свои геополитические интересы в Карибском регионе, продолжают играть роль патрона для «несостоявшихся государств» и создают коалиции со «второстепенными» государствами, привлекая их для достижения своих целей.
Проанализирована проблема обеспечения технологического суверенитета в странах Африки, расположенных южнее Сахары. На примере Нигерии, Кении и Ганы показано, что в последние годы в африканских государствах появляются национальные программы и стратегии, направленные на развитие передовых информационных технологий, формируются профессиональные исследовательские группы, создаются научные и образовательно-научные центры, занимающиеся разработкой приложений, использующих технологии искусственного интеллекта (ИИ), а в ряде стран идет строительство технологических парков. При этом ключевым направлением исследований на сегодняшний день является решение задач в сфере обработки естественного языка, поскольку именно при условии создания широкого спектра разносторонних ИИ-приложений, способных понимать разные африканские языки, станет возможным создание развитой ИИ-экосистемы в Африке, ориентированной на потребности местного населения. При проведении исследования использовались как общенаучные (анализ, синтез, аналогия), так и специальные методы (критический дискурс-анализ, сравнительный анализ). Выявлено, что в настоящее время в Африке стали появляться языковые модели, способные распознавать речь на некоторых африканских языках (суахили, йоруба, тви, луганда), и даже была разработана специализированная Python-библиотека для решения задач распознавания речи для наиболее распространенных на территории Ганы языков. С одной стороны, данное обстоятельство действительно означает существенный прорыв, который страны Африки сумели добиться в сфере высоких технологий, но в масштабах всего континента эти успехи носят все же локальный характер, поскольку дальнейшее развитие в этой сфере упирается в типичную для большинства стран Африки проблему - отсутствие средств. В результате многие исследовательские группы в Африке существуют на общественных началах, а сами исследования зачастую финансируются за счет спонсорской помощи со стороны западных корпораций и фондов, что представляет серьезную угрозу технологическому суверенитету стран Африки южнее Сахары, которые, несмотря на прилагаемые усилия, продолжают зависеть от импортных технологий и иностранных инвестиций. Для того чтобы снизить указанную зависимость, правительствам африканских стран необходимо продумать механизмы привлечения к соответствующим исследованиям и разработкам африканских инвесторов. Только в этом случае представляется возможным организовать поиск оптимальных решений с целью удовлетворения конкретных местных и региональных потребностей.
Статья посвящена 100-летию со дня рождения Патриса Эмери Лумумбы - национального героя Демократической Республики Конго (ДРК), одного из ярчайших лидеров африканского антиколониального движения, первого премьер-министра независимой страны. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. его родина превратилась в арену противоборства между африканскими силами освобождения и Западом, заинтересованным в сохранении позиций в богатой минеральными ресурсами стране в Центральной Африке. В современных условиях, когда африканские страны решают актуальные задачи утверждения суверенитета и безопасности, укрепления своего веса в мировой экономике и политике, им важно опираться на исторический опыт, учитывающий достижения и ошибки периода борьбы за независимость и деколонизации. С помощью биографического метода авторы анализируют формирование жизненной стратегии отдельного человека как социального актора во взаимодействии с обществом, выявляя, каким образом среда и социокультурные обстоятельства влияют на личность, ее убеждения и поведение, проявления уникального и типичного в характере. Источниковую базу исследования составили выступления, письма, статьи П. Лумумбы, издававшиеся в Брюсселе ежегодные сборники бельгийских и конголезских документов (1959-1961 гг.) о ситуации в стране. Становление личности П. Лумумбы происходило в условиях специфической системы бельгийского колониального управления. Яркий самородок из бедной крестьянской семьи, талантливый организатор, прекрасный оратор благодаря природным способностям, трудолюбию и самообразованию стал одним из самых авторитетных политиков ДРК накануне и в первый год ее независимости, создав единственную политическую партию, отошедшую от узко этнических интересов, - Национальное движение Конго (НДК). Основными положениями его программы были образование независимого, единого, целостного и неделимого Конго, организация государственного сектора, контролирующего горнодобывающую промышленность, для проведения самостоятельного курса в экономической области и во внешней политике, преодоление трайбализма и регионализма, а также создание справедливого общества без нищеты и эксплуатации. В сфере внешней политики он ориентировался на нейтралитет и панафриканизм. Рассматривается, как в условиях холодной войны такая радикальная политика и бескомпромиссная позиция П. Лумумбы настроила против него Запад и прозападные силы внутри Конго, в результате чего в стране произошел кризис, приведший к убийству премьер-министра. Различные оценки деятельности П. Лумумбы вытекают прежде всего из противоположных политических позиций исследователей и политиков, а также из противоречивости мировоззрения и неоформленности программы самого политика.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/