Современный макрорегион Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) и после распада биполярной системы международных отношений представляет собой пространство с более чем двумя десятками государств с различными политическими режимами, экономическими моделями, уровнями социально-экономического развития и целым рядом конфликтов, которые по типам делятся на межгосударственные, внутренние и гибридные с участием государств и негосударственных акторов (НГА), по видам - на территориальные, идеологические, политические, этнические, религиозные и экономические, а также отличаются по интенсивности и степени интернационализации. Противоречивость БВСА проявляется в параллельном генезисе очагов устойчивого развития, обусловливающих заинтересованность государств в установлении долгосрочного мира, что коррелирует с важным транзитным местом БВСА в глобальных логистических проектах, будь то китайская инициатива «Один пояс, один путь» или транспортный коридор «Индия - Ближний Восток - Европа». Отсутствие определенности в военно-политических сценариях, от которых зависит развитие стран БВСА, повышает значимость экспертных оценок и прогнозирования, чем объясняется актуальность темы исследования. Автор ставит перед собой задачу доказать тезис о том, что, несмотря на эскалацию напряженности и провал попыток США «умиротворить» регион на монетарной основе, учитывая преимущественно интересы Израиля, но не других стран, шансы избежать масштабной региональной войны остаются. При переходе от так до конца и не сложившегося однополярного мира к многополярности это связано с суверенизацией внешней политики стран БВСА и дипломатией новых глобальных центров силы, в частности России и Китая. С опорой на широкий пласт российских и зарубежных источников автор применяет принцип историзма и системный подход, анализируя процессы в динамике и в ретроспективе. Новизна исследования состоит в том, что, руководствуясь принципом связи теории и практики и обращаясь к теории глубоко разделенных обществ (ГРО), автор вводит в научный оборот понятие «глубоко разделенного региона» (ГРР). Практическая значимость исследования заключается в предложении ряда рекомендаций по реализации Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 г.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Ближний Восток в широком понимании его историко-географического пространства, включающего в себя арабские страны Западной Азии и Северной Африки.
Список литературы
1. Арабский Восток в лабиринте социально-экономических проблем / отв. ред. А. О. Филоник. Москва: Институт востоковедения РАН, 2022. EDN: FFYQCB
2. Белов В. И., Савичева Е. М. Ближний Восток от настоящего к будущему: вызовы меняющейся идентичности. Москва: Российский университет дружбы народов, 2021. EDN: WZRCHF
3. Глухова А. В. Политические конфликты в глобальную эпоху (к проблеме теоретической идентификации) // Политическая наука. 2020. № 3. С. 13-33. ;. DOI: 10.31249/poln/2020.03.01 EDN: GPHPXW
4. Григорьева С. В., Михеев Н. И. Огаденская война на страницах газеты “Правда” // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2022. № 4. С. 18-24. ;. DOI: 10.52452/19931778_2022_4_18 EDN: HCBYTS
5. Гришина Н. В. Мавритания: эволюция политических структур // Ученые записки Института Африки РАН. 2021. 3. C. 56-65. ;. DOI: 10.31132/2412-5717-2021-56-3-56-65 EDN: FFHQKO
6. Демидов А. В. Современное Сомали: политико-этнический анализ // Символ науки: международный научный журнал. 2023. № 5-2. С. 198-206. EDN: IXTMMW
7. Звягельская И. Д. Конфликты на Ближнем Востоке: тенденции и игроки // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2017. № 3. С. 16-24. EDN: YSENZZ
8. Звягельская И. Д., Богачева А. С., Давыдов А. А., Ибрагимов И. Э., Лазовский С. О. и др. Российская политика на Ближнем Востоке. Перспективы и вызовы // Свободная мысль. 2021. № 6. С. 71-86. ;. DOI: 10.24412/0869-4435-2021-61690-71-86 EDN: NHCARY
9. Ибрагимов И. Э. Роль военно-политической элиты Египта в борьбе за национальную независимость в период после Второй мировой войны (1945-1952) // Вестник МГИМО-Университета. 2019. Т. 12, № 4. С. 72-88. ;. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-4-67-72-88 EDN: EYXRRS
10. Исаев Л. М., Айсин М. Б., Медведев И. А., Коротаев А. В. Исламский терроризм на Ближнем Востоке и его влияние на мировую безопасность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22, № 4. С. 713-730. ;. DOI: 10.22363/2313-1438-2020-22-4-713-730 EDN: KYIRWO
11. Исаев Л. М., Бобарыкина Д. А. Клановый федерализм в Сомали // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2023. № 2. С. 248-284. EDN: NVRDXX
12. Лукьянов Г. В., Кулиева Н. С. Представления о роли внешних акторов в ливийском конфликте в современном экспертно-аналитическом сообществе Турции (на примере анализа материалов SETA) // Современные востоковедческие исследования. 2024. Т. 6, № 1. C. 111-127. ;. DOI: 10.24412/2686-9675-1-2024-111-127 EDN: ORGLIO
13. Мамедов Р. Ш., Сапронова М. А. Особенности политического развития Ирака в 2003-2020 годах: формирование новой элиты // Научный диалог. 2021. № 1. С. 357-370. ;. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-357-370 EDN: JJJLSU
14. Мамедова Н. М. Роль планирования в экономическом развитии Ирана // Восточная аналитика. 2016. № 3. С. 64-82. EDN: QAWXLT
15. Махмутова М. И. Организационная структура Хизбаллы и ее участие в ливанской политике // Современная научная мысль. 2020. № 5. С. 76-85. EDN: BAGPAE
16. Махмутова М. И. Политические позиции ливийских племен в ходе гражданской войны (2019-2020 гг.) // Historia provinciae - Журнал региональной истории. 2022. Т. 6, № 2. С. 361-406. ;. DOI: 10.23859/2587-8344-2022-6-2-1 EDN: GYSLYX
17. Мельянцев В. А., Амиров Э. Р. Арабские страны: достижения, проблемы и ключевые факторы экономического развития // Международная торговля и торговая политика. 2018. № 3. С. 6-18. ;. DOI: 10.21686/2410-7395-2018-3-6-18 EDN: YLGJXN
18. Наумкин В. В. Глубоко разделенные общества Ближнего и Среднего Востока: конфликтность, насилие, внешнее вмешательство // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. Т. 7, № 1. С. 66-96. EDN: TXHWHV
19. Наумкин В. В., Кузнецов В. А. К вопросу о типологизации негосударственных акторов на Ближнем Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64, № 6. С. 104-113. ;. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-6-104-113 EDN: DYOXZL
20. От системной истории к российской теории международных отношений. Интервью с профессором Алексеем Демосфеновичем Богатуровым // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20, № 3. С. 574-584. ;. DOI: 10.22363/2313-0660-2020-20-3-574-584 EDN: YOWWAZ
21. Поляков Д. С. Ближневосточная подсистема международных отношений в двадцатые годы XXI века // Восточный курьер. 2023. № 1. С. 48-62. ;. DOI: 10.18254/S268684310025306-4 EDN: CFNOLH
22. Пономаренко Л. В., Пискунов Д. А. Китай - Джибути: стратегическое партнерство в Восточной Африке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022. Т. 14, № 2. С. 158-174. ;. DOI: 10.22363/2312-8127-2022-14-2-158-174 EDN: BBBATN
23. Руденко Л. Н. Экономическая модернизация в арабских странах // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 12. С. 18-30. EDN: XEQNKD
24. Рыжов И. В., Бородина М. Ю., Савичева Е. М. Основные проблемы региональной безопасности на Ближнем Востоке // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2021. Т. 7, № 1. С. 48-55. ;. DOI: 10.30914/2411-3522-2021-7-1-48-55 EDN: PVCBXL
25. Савченко Е. О. Специфика американо-египетских отношений после событий “арабской весны” // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2023. Т. 14, № 4. С. 113-131. ;. DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-4-113-131 EDN: AMDMNS
26. Сушенцов А. А. Типология поведения в международных конфликтах // Международные процессы. 2010. Т. 8, № 3. С. 70-84. EDN: PXAOZH
27. Труевцев К. М. Глобализация и исламский мир: после двух волн турбулентности // Труды Института востоковедения РАН. 2020. № 26. С. 565-584. EDN: LMCKLM
28. Филиппова А. А. Демографические аспекты курдского вопроса в Турции // Казанский вестник молодых ученых. 2020. Т. 4, № 1. С. 99-107. EDN: XBUWCP
29. Фролова И. Б. Союз Арабского Магриба: задачи, проблемы, перспективы // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 1. С. 136-141. EDN: YIIYFZ
30. Яковлев А. И. Перебалансировка системы международных отношений на Ближнем Востоке в XXI в. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2020. № 2. С. 119-130. ;. DOI: 10.31857/S086919080009061-4 EDN: SXXVRD
31. Batool M. I., Ibrahim B. H. The Role of Oil Revenues to Enhance International Reserves in Iraq for the Period (2004-2021) // Russian Law Journal. 2023. Vol. 11, no. 10S. P. 173-191. ;. DOI: 10.52783/rlj.v11i10s.1693 EDN: WREIOX
32. Gelvin J. L. The Arab Uprisings: What Everyone Needs to Know. New York: Oxford University Press, 2012.
33. Guelke A. Politics in Deeply Divided Societies. Malden, MA: Polity Press, 2012.
34. Haas M. L. The Arab Spring: The Hope and Reality of the Uprisings. 2nd edition. New York: Routledge, 2017. DOI: 10.4324/9780429494581
35. Halliday F. The Middle East in International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. DOI: 10.1017/CBO9780511790829
36. Hinnebusch R. The International Politics of the Middle East. 2nd edition. Manchester, New York: Manchester University Press, 2015.
37. Rapoport A. B. Fights, Games, and Debates. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1960.
38. Taylor P. Nonstate Actors in International Politics: From Transregional to Substate Organizations. Boulder, Colorado; London: Westview Press, 1984.
Выпуск
Другие статьи выпуска
По итогам XVI саммита БРИКС 2024 г. три государства Африки (Алжир, Нигерия и Уганда) получили право быть представленными в формате в качестве государств-партнеров. Расширяется не только география, но и тематическая повестка деятельности БРИКС, где наряду с вопросами развития центральное место занимают проблемы обеспечения безопасности (в том числе на Африканском континенте). Однако и сама концепция безопасности за несколько последних десятилетий кардинально изменилась: от традиционного представления о безопасности как состоянии защищенности государства от внешних угроз военного характера к комплексному подходу, позволяющему рассматривать различные измерения (политическое, социально-экономическое, технологическое, экологическое) в их взаимосвязи. Принимая во внимание концепцию секьюритизации, предложенную Копенгагенской школой исследований безопасности, авторы представили африканские страны БРИКС+ (участников - Южно-Африканская Республика (ЮАР), Египет, Эфиопия и новых партнеров - Уганду и Нигерию) в качестве акторов, формулирующих повестку национальной безопасности. Фокус исследования был направлен на то, какие угрозы обозначаются в официальном дискурсе этих стран, каким отводится приоритетное значение, каким образом это аргументируется и соотносится с особенностями национального контекста. Решаемая исследовательская проблема соотносится с задачами российской внешней политики по углублению взаимодействия со странами Африки в сфере безопасности (в том числе в рамках БРИКС). Кроме того, исследование может представлять значимость для дальнейшего теоретического осмысления незападного дискурса по вопросам безопасности. Представлен сравнительный анализ соответствующих доктринальных документов, принятых в ЮАР, Эфиопии, Уганде и Нигерии. Анализ повестки национальной безопасности Египта был проведен главным образом на основе выступлений официальных лиц стран на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Отдельно была рассмотрена проблема противоречий между Египтом и Эфиопией относительно использования р. Нил через призму подхода, основанного на взаимозависимости водных, энергетических и продовольственных ресурсов. Изучены также стратегические документы в сфере кибербезопасности Египта, ЮАР, Нигерии и Уганды. Авторы пришли к выводу, что при очевидных расхождениях в национальных подходах к обеспечению безопасности (в том числе на этапе идентификации и ранжирования угроз) страновые стратегии отвечают глобальным тенденциям секьюритизации проблематики развития и усложнения предметного поля концепта безопасности.
Рассмотрены отдельные аспекты истории возникновения кашмирской проблемы в индо-пакистанских отношениях в октябре-ноябре 1947 г., в том числе - роль политических лидеров Индии, Кашмира и Пакистана. Решена задача уточнения обстоятельств присоединения Кашмира к Индийскому Союзу, позиции индийских, кашмирских и пакистанских властей в условиях вторжения пуштунских боевиков на территорию княжества. Новизна исследования заключается в привлечении неопубликованных документов о присоединении Кашмира к Индийскому Союзу, хранящихся в фондах Национального архива Индии и изученных автором в ходе научных командировок в Республику Индия. Также использованы опубликованные документы Национального архива Индии, которые ранее не были введены в научный оборот. Опираясь на объективный и критический анализ источников, автор приходит к выводу, что возникновение кашмирской проблемы как результата расчленения колониальной Индии стало возможным в том числе в силу субъективного фактора - отсутствия политической воли махараджи Кашмира Хари Сингха, чье бездействие и нерешительность были использованы сторонами конфликта в своих целях. Авторский вывод заключается в том, что руководство Пакистана, включая генерал-губернатора Мухаммеда Али Джинну и премьер-министра Лиакат Али Хана, не инициировало агрессию против Кашмира и лично махараджи Хари Сингха, но оно располагало всей полнотой информации о продвижении пуштунских террористов по направлению к княжеству Кашмир и о вторжении на его территорию. Официальный Карачи не принял никаких мер для задержания вооруженной группировки и недопущения кровавого рейда по Кашмиру по политическим причинам: сыграло роль его опасение вызвать негативную реакцию пуштунских племен Северо-Западной провинции Пакистана, антиправительственные выступления и акции против первых лиц новообразовавшегося государства. Лидеры Пакистана также рассчитывали на поддержку пуштунского десанта мусульманским населением княжества и его возможное включение в состав своего государства. Документальные данные свидетельствуют о том, что выступавший за независимый Кашмир махараджа Хари Сингх был не способен обеспечить безопасность его границ и обращался за помощью к Карачи, но не получил ответа. Его шаг по присоединению к Индийскому Союзу был вынужденной мерой, однако именно он стал спасением для княжества и махараджи от масштабной террористической атаки пуштунских боевиков, нацеленной на дестабилизацию ситуации и убийство Хари Сингха. Автор подчеркивает, что официальный Дели не ставил обязательным условием оказания помощи Кашмиру его немедленное вхождение в состав индийского государства, оставляя право принять это историческое решение кашмирцам посредством плебисцита. Сделан вывод о значительной роли заместителя премьер-министра Индии Валлабхаи Пателя в принятии решения о направлении индийского десанта для спасения Кашмира. Вплоть до настоящего времени кашмирский кризис, один из самых продолжительных в мире, то переходит в латентную фазу, то вновь обостряется, поскольку Пакистан не признает законность интеграции княжества в состав Индии.
Индонезия - крупнейшая страна Юго-Восточной Азии (ЮВА), оказывающая серьезное влияние на международные процессы в регионе. Вместе с тем формирование внешней политики Индонезии обусловливается целым рядом как внешних, так и внутренних факторов. Используя метод сравнительного анализа, автор ставит целью проанализировать четыре наиболее аналитически разработанные национальные школы, исследующие Индонезию и ее внешнюю политику. Критериями анализа специфики национальных школ выступают оценки экспертов и исследователей региональной политики Индонезии, ее целей и роли в процессах принятия решений по ключевым вопросам регионального развития, включая вопросы безопасности, на фоне пересечения интересов США и Китая в ЮВА и проявления нового пространственного измерения столкновения этих интересов - Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). Отдельное внимание уделено исследованиям в области ислама и его влияния на внешнеполитический курс современной Индонезии. Представленное сравнение экспертных оценок различных национальных исследовательских школ индонезийской внешней политики с особым акцентом на региональную политику Индонезии позволяет выявить страновую специфику национальных школ при анализе внешней политики Индонезии и сделать вывод о наборе факторов, которые оказывают влияние или смещают фокус исследования в соответствии с внешнеполитическим курсом тех государств, чьи национальные исследовательские школы рассматриваются в данной статье. Автор приходит к выводу, что восприятие роли и места Индонезии в региональных процессах в ЮВА отличается у исследователей из различных стран и коррелирует не только с национальной спецификой внешнеполитического анализа, но и с теми целями и задачами, которые преследуют во внешней политики их государства по отношению к Индонезии, региону ЮВА и более широкому макрорегиональному пространству, которое становится средой столкновения интересов различных международных игроков.
Исследование посвящено анализу теоретических и практических аспектов использования деривативной силы в международных отношениях и концепции страны-«моста» - связующего звена между различными, в том числе и враждебными, центрами силы, опирающегося на свое промежуточное положение как конкурентное преимущество на мировой арене. Рассматривая подобные государства в качестве акторов, наиболее активно и эффективно использующих деривативную силу, авторы выявляют специфику циркуляционного подхода к феномену силы в международных отношениях и черты, присущие стране-«мосту». В рамках трех аспектов - политико - географического, историко-культурного и статусно-легитимного - в качестве характеристик, присущих государствам-«мостам», выделяются сбалансированность внешнеполитического курса по отношению к крупным государствам или группам с их участием, отсутствие прямых региональных угроз, этнокультурный плюрализм, а также внутреннее и внешнее принятие и признание посреднического статуса государств-«мостов». В теоретической части исследования также объяснены различия и сходства между нейтральным государством и страной-«мостом», что в значительной степени упрощает понимание последней категории. Опираясь на сравнительно-сопоставительный метод, в рамках которого проанализировано девять отличительных черт государств-«мостов», рассмотрена внешняя политика Сингапура и Индонезии, что позволяет не только выявить возможные отклонения от идеал-типической модели, но и продемонстрировать способность крупных акторов вроде Индонезии использовать деривативную силу в международных делах. Концептуальные объяснения и эмпирические данные исследования открывают широкие возможности для дальнейшего изучения внутренних и внешних условий приобретения и утраты статуса страны-«моста», а также создают предпосылки для смещения акцента с исследования групп и альянсов на изучение типов и принципов формирования связанности в международных отношениях.
Исследуется стратегия Франции по отношению к Сахаро-Сахельскому региону в контексте завершения антитеррористической операции «Бархан». Опираясь на постулаты неоклассического реализма и метод сравнительного анализа, автор выявляет, насколько планы, декларируемые французским руководством, согласуются с практическими шагами Парижа в этом регионе. Установлено, что политика Франции на данном направлении ассоциируется с неоколониальной концепцией «Франсафрик», предполагавшей удержание неформального контроля над бывшими колониями с помощью разнообразных, прежде всего военно-силовых, инструментов. Как и все его предшественники, президент Э. Макрон не смог избежать упреков в проведении курса на продолжение «Франсафрик», однако попробовал внешне адаптировать его под изменившиеся реалии. В этой связи ставится исследовательский вопрос о степени преемственности африканской политики Елисейского дворца на современном этапе. Проанализированы попытки французского руководства вывести из тупика операцию «Бархан» посредством претворения в жизнь комплексного подхода (так называемых «трех D»). Отмечено, что действия Парижа одновременно на военном, дипломатическом и гуманитарном треках лишь подогрели антифранцузские настроения на местах и в итоге не позволили стабилизировать Сахельский регион. Также обобщены новые приоритеты, которые Э. Макрон представил немногим после начала своего второго срока. Речь идет, в частности, о совместном управлении военными базами, исправлении имиджа Франции в информационном пространстве, интенсификации экономических связей. Однако большинство этих заявлений, которые пока не реализованы на практике, не остановили ослабление французских позиций, как подтвердили события лета 2023 г. в Нигере. Автор приходит к выводу, что в африканской политике Пятой республики преемственность по-прежнему преобладает, что приводит к дальнейшему разрастанию кризисных тенденций и неспособности французского руководства преодолеть их. Сделано предположение, что в целом эта ситуация будет наблюдаться до конца президентства Э. Макрона, а круг стран, вышедших из сферы влияния Франции, еще более расширится.
Рассмотрена роль Республики Кения в стабилизации обстановки вне Африканского континента и потенциал ad hoc коалиции, сформированной из «второстепенных» государств, как альтернативы институционализированным системам коллективной безопасности в контексте развития новых форм миротворческой деятельности. В 2020-х гг. либеральная миростроительная парадигма оказалась неприменимой к Гаити - без вешней силовой поддержки государство не смогло противостоять росту бандитизма, что привело к серьезному кризису в сфере безопасности. В октябре 2023 г. для оказания помощи властям Гаити в противостоянии городским бандам Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание Многонациональной миссии по поддержке безопасности под руководством Кении, мандат которой был продлен в сентябре 2024 г. Необходимость проведения данной миссии свидетельствует о начале нового цикла внешнего вмешательства в Гаити.
Цель исследования - анализ опыта и уроков формирования и функционирования ad hoc коалиции из «второстепенных» государств, выполняющей стабилизационные задачи в условиях внутреннего конфликта, и роли государства - лидера коалиции на примере Кении в изменяющейся международной обстановке посредством междисциплинарного, исторического и системного подходов. Автор приходит к выводу, что готовность Республики Кения выступить в качестве государства - лидера коалиционных сил показывает расширение возможностей государств Африки по выполнению ведущих ролей в сфере обеспечения безопасности за пределами континента. Однако процесс развертывания новой миссии существенно затянулся, и в настоящее время стабилизационные силы имеют весьма ограниченные ресурсы и возможности в плане помощи гаитянской полиции. Результаты анализа опыта первого этапа Многонациональной миссии по поддержке безопасности в Гаити подтверждают рабочую гипотезу о том, что эффективность действий коалиционных сил связана с наличием государства-лидера, обладающего международным авторитетом и ресурсами для проведения стабилизационной или миротворческой операции. Отмечается разрыв между амбициями «второстепенных» государств и их возможностями по самостоятельному проведению коалиционных операций. Наряду с общими для аналогичных операций трудностями в обеспечении прогнозируемого и устойчивого финансирования данная миссия столкнулась с рядом проблем национального уровня, включая необходимость формирования правовой базы для направления кенийских миротворцев в Гаити и отсутствие поддержки кенийских оппозиции и общественности. В свою очередь США, поддерживая свои геополитические интересы в Карибском регионе, продолжают играть роль патрона для «несостоявшихся государств» и создают коалиции со «второстепенными» государствами, привлекая их для достижения своих целей.
Проанализирована проблема обеспечения технологического суверенитета в странах Африки, расположенных южнее Сахары. На примере Нигерии, Кении и Ганы показано, что в последние годы в африканских государствах появляются национальные программы и стратегии, направленные на развитие передовых информационных технологий, формируются профессиональные исследовательские группы, создаются научные и образовательно-научные центры, занимающиеся разработкой приложений, использующих технологии искусственного интеллекта (ИИ), а в ряде стран идет строительство технологических парков. При этом ключевым направлением исследований на сегодняшний день является решение задач в сфере обработки естественного языка, поскольку именно при условии создания широкого спектра разносторонних ИИ-приложений, способных понимать разные африканские языки, станет возможным создание развитой ИИ-экосистемы в Африке, ориентированной на потребности местного населения. При проведении исследования использовались как общенаучные (анализ, синтез, аналогия), так и специальные методы (критический дискурс-анализ, сравнительный анализ). Выявлено, что в настоящее время в Африке стали появляться языковые модели, способные распознавать речь на некоторых африканских языках (суахили, йоруба, тви, луганда), и даже была разработана специализированная Python-библиотека для решения задач распознавания речи для наиболее распространенных на территории Ганы языков. С одной стороны, данное обстоятельство действительно означает существенный прорыв, который страны Африки сумели добиться в сфере высоких технологий, но в масштабах всего континента эти успехи носят все же локальный характер, поскольку дальнейшее развитие в этой сфере упирается в типичную для большинства стран Африки проблему - отсутствие средств. В результате многие исследовательские группы в Африке существуют на общественных началах, а сами исследования зачастую финансируются за счет спонсорской помощи со стороны западных корпораций и фондов, что представляет серьезную угрозу технологическому суверенитету стран Африки южнее Сахары, которые, несмотря на прилагаемые усилия, продолжают зависеть от импортных технологий и иностранных инвестиций. Для того чтобы снизить указанную зависимость, правительствам африканских стран необходимо продумать механизмы привлечения к соответствующим исследованиям и разработкам африканских инвесторов. Только в этом случае представляется возможным организовать поиск оптимальных решений с целью удовлетворения конкретных местных и региональных потребностей.
Статья посвящена 100-летию со дня рождения Патриса Эмери Лумумбы - национального героя Демократической Республики Конго (ДРК), одного из ярчайших лидеров африканского антиколониального движения, первого премьер-министра независимой страны. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. его родина превратилась в арену противоборства между африканскими силами освобождения и Западом, заинтересованным в сохранении позиций в богатой минеральными ресурсами стране в Центральной Африке. В современных условиях, когда африканские страны решают актуальные задачи утверждения суверенитета и безопасности, укрепления своего веса в мировой экономике и политике, им важно опираться на исторический опыт, учитывающий достижения и ошибки периода борьбы за независимость и деколонизации. С помощью биографического метода авторы анализируют формирование жизненной стратегии отдельного человека как социального актора во взаимодействии с обществом, выявляя, каким образом среда и социокультурные обстоятельства влияют на личность, ее убеждения и поведение, проявления уникального и типичного в характере. Источниковую базу исследования составили выступления, письма, статьи П. Лумумбы, издававшиеся в Брюсселе ежегодные сборники бельгийских и конголезских документов (1959-1961 гг.) о ситуации в стране. Становление личности П. Лумумбы происходило в условиях специфической системы бельгийского колониального управления. Яркий самородок из бедной крестьянской семьи, талантливый организатор, прекрасный оратор благодаря природным способностям, трудолюбию и самообразованию стал одним из самых авторитетных политиков ДРК накануне и в первый год ее независимости, создав единственную политическую партию, отошедшую от узко этнических интересов, - Национальное движение Конго (НДК). Основными положениями его программы были образование независимого, единого, целостного и неделимого Конго, организация государственного сектора, контролирующего горнодобывающую промышленность, для проведения самостоятельного курса в экономической области и во внешней политике, преодоление трайбализма и регионализма, а также создание справедливого общества без нищеты и эксплуатации. В сфере внешней политики он ориентировался на нейтралитет и панафриканизм. Рассматривается, как в условиях холодной войны такая радикальная политика и бескомпромиссная позиция П. Лумумбы настроила против него Запад и прозападные силы внутри Конго, в результате чего в стране произошел кризис, приведший к убийству премьер-министра. Различные оценки деятельности П. Лумумбы вытекают прежде всего из противоположных политических позиций исследователей и политиков, а также из противоречивости мировоззрения и неоформленности программы самого политика.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/