ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС (2024)
В статье осуществлена попытка научного анализа проблемы развития профессионального стресса и эмоционального выгорания у сотрудников МЧС, профессиональных рисков, способствующих эмоциональному истощению, деперсонализации, редукции профессиональных достижений. Выявлены преобладающие индивидуальные черты характера и личностные качества представителей данной профессии, обстоятельства, вызывающие острые переживания и основные симптомы эмоционального и профессионального выгорания у сотрудников МЧС. Установлено, что мероприятия по профилактике профессионального стресса и эмоционального выгорания должны быть направлены на формирование целенаправленного социального поведения, стрессоустойчивости, жизненных стратегий и обучение сотрудников МЧС методам внутренней регуляции.
Идентификаторы и классификаторы
Профессиональные риски сотрудников МЧС детерминированы психическими и
физиологическими свойствами организма, а также особенностью рабочего процесса:
воздействием опасных и вредных производственных факторов, высоким личным риском и
ответственностью, нестабильностью режима труда и отдыха, постоянным умственным и
нервным напряжением.
Совокупность перечисленных факторов неизбежно оказывает сильное воздействие на
психоэмоциональное самочувствие сотрудников МЧС, что определяет необходимость
научного исследования проблемы развития синдрома профессионального выгорания в
условиях сложной и экстремальной служебной деятельности.
Список литературы
-
Иванова, С.В. Проблема эмоционального выгорания у пожарных-спасателей / С.В. Иванова, Е.П. Максимова // XXI век. Техносферная безопасность. - 2023. - № 1. - С. 57-65. EDN: VVFCFN
-
Карасева, Т.В. Психологическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания сотрудников МЧС / Т.В. Карасева, Х.А.Хугаев // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 39. - С.910-914. EDN: FMMVJU
-
Куприенко, П.С. Эмоциональное выгорание сотрудников МЧС: предпосылки и профилактика / П.С. Куприенко, С.В.Озеров, С.С.Рыбников, Т.Н. Бейманов // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2023. - № 3(63). - С.47-53. EDN: ARGZWK
-
Пахмутова, О.И. Взаимосвязь саморегуляции и совладающего поведения у сотрудников МЧС России / О.И.Пахмутова, И.А.Курапова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2021. - №4. - С.485-491. EDN: ODFHKK
-
Савина, Г.И. Психологическая подготовка сотрудников противопожарных служб / Г.И. Савина, Ю.В. Калегина // XXI век. Техносферная безопасность. - 2021. - Т.6. № 4. - С. 379-386. EDN: AITIEP
-
Савинков, С.Н. Психологические доминанты развития надежности у сотрудников МЧС России / С.Н. Савинков, Н.А. Коваль // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2022. - №1. - С.221-245. EDN: YQRCJI
-
Хлоповских, Ю.Г. Синдром профессионального выгорания в деятельности спасателя МЧС: причины, особенности и способы преодоления / Ю.Г. Хлоповских, А.В. Кравцов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2015. - № 1 (6). - С.279-284. EDN: WNERYJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Белгородской области. Исследование предусматривало изучение следующих аспектов: предоставление социальной поддержки, оценка деятельности, уровень развития организаций, источники финансирования, а также особенности взаимодействия с учреждениями социальной защиты населения. Результаты опроса представителей социально ориентированных некоммерческих организаций показали, что в настоящее время их деятельность востребована, наблюдается положительная динамика в количестве оказываемых социальных услуг, расширяются возможности для предоставления различных видов социальной поддержки населению, при этом отмечается недостаточное финансирование, его зависимость от внешних поступлений (преимущественно грантовая поддержка) и необходимость совершенствования механизмов взаимодействия с государственными учреждениями системы социальной защиты населения для совместного решения социальных проблем в регионе.
Изучение патриотического воспитания молодежи тесно связано с вопросом ценностей в целом. Довольно длительное время они не представляли собой отдельную научную категорию и, следовательно, их целенаправленное исследование не проводилось, проработка данной проблематики не осуществлялась в необходимом объеме и направлении. Государством делается много для повышения патриотизма в стране, однако по сей день результативность этих действий остается непонятной - группа недостаточно уверенных в своей позиции довольно внушительна, хотя и не критична; происходящие события в стране активно влияют на патриотическое сознание молодёжи как наиболее стратегически важной категории граждан; разнородная информационная среда, в которой они находятся ежедневно, предлагает целую палитру смыслов, имеющих все шансы стать хабитуализированными и воспроизводящимися бессознательно в будущем, что может уже сейчас спровоцировать дополнительные противоречия к уже имеющимся в сознании относительно личной позиции в образе «патриота». Таким образом, нам представляется необходимым создание системы социологического мониторинга уровня гражданско-патриотического воспитания молодежи нашего региона.
В статье представлены результаты прикладного исследования эффективности различных форм профориентационной работы с обучающимися школ. Рассмотрены виды профориентационной работы в школе, среди которых профессиональное информирование, консультирование, психологическое тестирование, посещение профориентационных мероприятий, особенности осуществления каждого из видов в условиях школы и особенности их восприятия аудиторией старших школьников. Результаты исследования показывают необходимость внесения корректировок в форматы работы с обучающимися в пользу непосредственного погружения в профессиональную деятельность, знакомства с условиями работы, корпоративной и профессиональной культурой разных отраслей и более активного использования.
В статье раскрываются особенности и условия развития социальной активности молодежи на муниципальном уровне (на примере студенческой молодежи), определяются основные направления, в которых молодежь наиболее активно себя проявляет: социально-культурная, спортивная, волонтерская деятельность. При этом участие молодежи в мероприятиях, направленных на развитие интеллектуального, научного и творческого потенциала, а также вовлечение в управленческую деятельность требуют внимания и разработки способов стимулирования данной активности. Приоритетными формами работы с молодежью являются проектная деятельность, интерактивные формы работы, организация и деятельность молодежных объединений, в том числе участие в волонтерской деятельности.
Вовлечение лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов в занятия адаптивной физической культурой и спортом способствует облегчению процессов адаптации в социуме, повышает самооценку занимающихся. В Белгородской области приоритетным направлением является внедрение социально ориентированных технологий улучшения качества жизни людей данной категории. Приводятся данные, подтверждающие повышение вовлеченности лиц с ОВЗ в активные занятия физкультурно-оздоровительной направленности. Рассматривается единая концепция реализации комплекса мер и физкультурно-оздоровительных услуг («дорожная карта»), направленных на развитие адаптивной физической культуры и спорта в муниципальных образованиях области.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru