Южная и Центральная Азия имеют тысячелетнюю историю взаимодействия, которая включает эпоху империй и соперничества великих держав. Неудачи США в установлении мира в Афганистане демонстрируют важность региональной инициативы по урегулированию ситуации в этой стране. Авторы подчеркивают значимость выдвигаемых узбекским руководством идей, которые могут способствовать налаживанию многоплановых отношений между странами Южной и Центральной Азии. Методологической основой исследования является геополитическая концепция Х. Макиндера, смысл которой заключается в выделении северо-восточной части Евразии в качестве особого и значимого пространства - Хартленда. Узбекистан за последние годы зарекомендовал себя как ответственный региональный актор, выполняющий взятые на себя обязательства. Центральная и Южная Азия обладают демографической взаимодополняемостью, которая может изменить правила игры для народов Евразии. Авторы приходят к выводу, что у Узбекистана есть все шансы привлечь внимание международного бизнеса, поскольку он располагает дешевой рабочей силой и достаточными возможностями для того, чтобы стать евразийским деловым центром. Сегодня Ташкент стоит на пороге нового этапа своего участия в мирном процессе в Афганистане. Предыдущие предложения, хотя и были приемлемыми, не получили широкой международной поддержки и адекватного информационного и политического продвижения внутри страны. Установлено, что эволюция стратегии Узбекистана свидетельствует о четком намерении активно участвовать в урегулировании конфликта и последовательной реализации позиции страны по этому вопросу. Каким бы ни был будущий сценарий развития ситуации в Афганистане, Узбекистан по-прежнему будет заинтересован в минимизации негативных последствий событий в соседней стране и продолжит играть важную роль в процессе урегулирования ситуации. В свете развивающихся событий Узбекистану следует продолжить афганскую стратегию, своевременно адаптируя ее к меняющимся региональным и международным реалиям. Узбекистан, с одной стороны, стал полноценным региональным лидером, предлагая своим соседям самим обсуждать и решать вопросы взаимодействия. С другой стороны, благодаря гибкому подходу Ташкент пытается избежать конкуренции и развеять опасения своих соседей по поводу возросших амбиций страны.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
В онтологическом плане классическая макиндеровская модель глобальной геополитики фокусируется на географических преимуществах цивилизаций, учитывая также влияние, которое технологические достижения оказывают на распределение власти в сухопутных и морских державах.
Список литературы
1. Казанцев А. А. “Большая игра” с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. Москва: МГИМО-Университет, 2008. EDN: QPKDZZ
2. Притчин С. А. Трансформация подходов Узбекистана к Афганистану после 2016 года // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20, № 4. C. 781-790. ;. DOI: 10.22363/2313-0660-2020-20-4-781-790 EDN: JHVINA
3. Саженов Н. Д. О деятельности Узбекистана по урегулированию афганского конфликта (2017-2019 гг.) // Уральское востоковедение. 2020. № 10. С. 14-26. EDN: CJVEZD
4. Эргашев Б. Политика Узбекистана в отношении Афганистана в контексте обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии // Вызовы безопасности в Центральной Азии / под ред. И. Я. Кобринской. Москва: ИМЭМО РАН, 2013. С. 96-99.
5. Berkowitz B. The Great Game and the Endgame in Afghanistan // Orbis. 2007. Vol. 51, no. 1. P. 165-174. DOI: 10.1016/j.orbis.2006.10.010
6. Cooley A. Great Games, Local Rules: The New Great Power Contest in Central Asia. Oxford: Oxford University Press, 2012. :oso/9780199929825.001.0001;. DOI: 10.1093/acprof EDN: URPCRX
7. Edwards M. The New Great Game and the New Great Gamers: Disciples of Kipling and Mackinder // Central Asian Survey. 2003. Vol. 22, no. 1. P. 83-102. DOI: 10.1080/0263493032000108644
8. Hopkirk P. The Great Game: On Secret Service in High Asia. London: John Murray Press, 2006.
9. Khetran M. S. B., Khalid M. H. The China - Pakistan Economic Corridor: Gateway to Central Asia // China Quarterly of International Strategic Studies. 2019. Vol. 5, no. 3. P. 455-469. DOI: 10.1142/S2377740019500179
10. Misdaq N. Afghanistan: Political Frailty and External Interference. London: Routledge, 2006. DOI: 10.4324/9780203099339
11. Özkan M. F., Omonkulov O. Uzbekistan’s Mediator Role in the Afghan Peace Process as a Neighboring and Small State // Uluslararası Politik Araştırmalar Dergisi. 2020. Vol. 6, no. 2. P. 43-61. DOI: 10.25272/j.2149-8539.2020.6.2.03
12. Porshneva O., Rakhimov M., Razinkov S. The Formation and Institutional Development of the SCO: Historical and Legal Aspects // The Shanghai Cooperation Organization: Exploring New Horizons / ed. by S. Marochkin, Y. Bezborodov. London: Routledge, 2022. P. 9-24. DOI: 10.4324/9781003170617
13. Puri B. N. The Kushans // History of Civilizations of Central Asia. Vol. II: The Development of Sedentary and Nomadic Civilizations, 700 B.C. to A.D. 250 / ed. by J. Harmatta, B. N. Puri, G. F. Etemadi. Paris: UNESCO Publishing, 1994. P. 239-255.
14. Reeves J. China’s Silk Road Economic Belt Initiative: Network and Influence Formation in Central Asia // Journal of Contemporary China. 2018. Vol. 27, iss. 112. P. 502-518. DOI: 10.1080/10670564.2018.1433480
15. Starr S. F., Cornell S. E. Uzbekistan’s New Face. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2018.
16. Umarov A. The “Afghan Factor” in Uzbekistan’s Foreign Policy: Evolution and the Contemporary Situation // Asian Affairs. 2021. Vol. 52, iss. 3. P. 536-553. ;. DOI: 10.1080/03068374.2021.1957321 EDN: VQHEGR
Выпуск
Другие статьи выпуска
На саммите 2021 г. в Брюсселе главы государств и правительств стран Организации Североатлантического договора (НАТО) одобрили План действий по изменению климата и обеспечению безопасности, поставив амбициозную, по мнению экспертов, цель - сделать Альянс ведущей организацией в сфере экологической безопасности, способной разрабатывать адекватные адаптационные меры, чтобы снизить влияние климатических изменений на безопасность. Исследование посвящено рассмотрению основных проблем, с которыми сталкивается Альянс при реализации двух треков своей климатической политики. Несмотря на значительную роль стран - членов НАТО в формировании международной климатической повестки, вклад организации в глобальный климатический дискурс долгое время оставался ограниченным. Автор подвергает сомнению эффективность действий блока в борьбе с изменением климата, поскольку они направлены не на смягчение последствий изменения климата, а на адаптацию к нему. Изучив потенциал применения возобновляемых источников энергии в НАТО, автор приходит к выводу о недостаточной разработанности инновационных технологий, а также об инфраструктурных и логистических проблемах их внедрения. Страны Альянса намерены перейти к устойчивой энергетике и отказаться от энергоносителей из России, что потенциально может привести к еще большей зависимости от поставок редкоземельных металлов из Китая. На основе методов качественного и количественного анализа обосновано, что климатическая повестка не соответствует реальным действиям блока, который увеличивает военные расходы и поставки вооружений на Украину. Новые страны - члены Альянса, Швеция и Финляндия, которые лидируют в реализации целей устойчивого развития ООН, также готовы увеличить национальные показатели выбросов парниковых газов за счет участия в НАТО и наращивать расходы на оборонную сферу в соответствии с требованиями Альянса. Таким образом, хотя НАТО хочет стать первой международной военно-политической организацией, политика которой направлена на снижение влияния климатических изменений именно на безопасность, действия и цели Альянса остаются дискуссионными. По мнению автора, международные негосударственные экологические акторы будут усиливать давление на НАТО, призывая к более существенным климатическим действиям.
Анализируется научная дискуссия, развернувшаяся вокруг опубликованной в 2022 г. книги нигерийского философа и ученого Олуфеме Тайво «Против деколонизации: серьезный подход к африканской акторности», в которой был сформулирован новый подход к трактовке феномена деколонизации. Рассмотрено содержание публикации, выделены ее ключевые идейно-философские смыслы, а также исследована дискуссия вокруг работы О. Тайво в англо-американском научном сообществе. Последний раздел статьи посвящен критике монографии и выявлению ее «политической миссии», которая состоит в констатации необходимости противодействия тренду «деколонизации современности», набирающему силу во многих странах Африки южнее Сахары. Автор применяет интеллектуальный анализ текстовых данных (TDM) к монографии О. Тайво, а дискурс-анализ позволяет проанализировать характер дискуссии вокруг работы нигерийского философа. Делается вывод, что монография О. Тайво стала реакцией на серию революций и переворотов в Западной Африке, приведших к выходу таких стран, как Нигер, Буркина-Фасо, Мали и др., из-под французского неоколониального влияния. Возникший тренд на освобождение африканских стран от неоколониальной зависимости и неспособность бывших метрополий остановить данный процесс потребовали от западного научного сообщества срочной разработки идейной платформы, утверждающей необходимость сохранения прежнего неоколониального порядка. О. Тайво в своей монографии представляет такой идеологический концепт. Его суть сводится к тезису о том, что, когда африканские колонии обрели государственность, они стали независимы и деколонизация была завершена. Дальнейшая деколонизация, именуемая в книге «деколонизация современности», вредна и разрушает комплексное историко-культурное наследие, необходимое африканцам для развития. Как следствие, риторика «деколонизации современности» нелегитимна и должна быть прекращена.
К настоящему моменту уже произошло полноценное осознание того факта, что глобальные процессы цифровизации, начавшиеся примерно во второй четверти ХХ в., привели к коренному переосмыслению теоретико-методологических основ современных конфликтов, а также политической практики в области обеспечения международной безопасности. Современный виток стратегической конкуренции, в котором постсоветское пространство выступает одной из основных арен международного противоборства, характеризуется повсеместным использованием комплекса гибридных методов воздействия на противника, в котором информационно-психологический компонент занимает одно из центральных мест. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на сегодняшний день является единственным механизмом обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве, поэтому активизация совместных усилий государств-членов в области обеспечения безопасности в информационно-психологической сфере является одним из приоритетов деятельности организации.
Цель исследования - выявить место и роль информационно-психологического компонента в системе коллективной безопасности на уровне ОДКБ, а также сформулировать теоретико-методологическую платформу для повышения политического статуса данных вопросов в Повестке деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ (ПА ОДКБ) на ближайшие годы. Помимо общенаучной методологии (анализ, синтез, индукция, аналогия) автор опирался на специальные методы и подходы (контент-анализ, критический дискурс-анализ, анализ документов, информационный и неофункциональный подходы). Наряду с официальными документами, российскими и зарубежными научными публикациями по теме исследования автор использовал рабочие материалы заседаний Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ, членом которого он является. Предложен комплексный взгляд на формирование и обособление информационно-психологического компонента коллективной безопасности на уровне ОДКБ, а также впервые предложен анализ информационно-психологической безопасности в ракурсе текущей Повестки деятельности ПА ОДКБ. Выявлена роль информационного фактора в современных условиях стратегической конкуренции. Определены теоретические контуры информационно-психологической безопасности и дано авторское определение данному понятию. Исследованы информационно-психологические аспекты обеспечения коллективной безопасности на уровне ОДКБ. Представлены результаты анализа вопросов, касающихся обеспечения информационно-психологической безопасности в текущей Программе деятельности ПА ОДКБ. В 2025 г. завершается Программа деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов на 2021-2025 гг. Проведенное исследование способствует разработке проектов законотворческих инициатив для внесения в Программу деятельности ПА ОДКБ на 2026-2030 гг.
Поражение разных объектов как гражданского, так и военного назначения в современных вооруженных конфликтах реанимирует дискуссию о разграничении гражданских и военных объектов в действующих международных инструментах в международном гуманитарном праве (МГП). В современных реалиях, с одной стороны, наличие тяжелой артиллерии не является преимуществом без современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые могут обеспечить превосходство одной из сторон конфликта, в частности в контексте концепции сетецентричных войн, подразумевающих единую систему управления войсками, эффективное использование спутников для выявления дислокации войск противника и т. д. С другой стороны, информационное пространство стало полноценным театром военных действий, где проводятся информационные и кибероперации, направленные на снижение боевого духа противника, создание социальной напряженности и парализацию работы критически важных информационных ресурсов. Наличие продвинутых систем связи, Интернета и спутниковых данных является безусловным преимуществом в современных конфликтах, но осложняет разграничение характеристик гражданского и военного объекта, особенно в условиях, когда один и тот же объект может служить для гражданских и военных целей.
Цель исследования - проанализировать трудности, возникшие в определении гражданского объекта в контексте развития информационно-коммуникационных технологий в связи с их двойным использованием как в гражданских, так и в военных целях применительно к современным конфликтам. Авторы приходят к выводу, что определение гражданского объекта, как представляется в МГП, усложняется в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий ввиду своего двойного назначения. Несмотря на то, что современные положения международного права защищают гражданские объекты, развитие ИКТ «размывает» критерии их определения в условиях современных вооруженных конфликтов.
Мировая валютно-финансовая система как форма организации международных валютно-финансовых отношений призвана обеспечивать рамочные условия для беспрепятственного обмена между странами товарами, услугами и капиталами с целью поддержания устойчивого экономического роста. В настоящее время функциональность международного валютного стандарта подвержена воздействию обусловленных ростом геополитической напряженности дезинтеграционных процессов в мировой экономике и мировых финансах.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать основные институциональные аспекты фрагментации мировой валютно-финансовой системы с учетом их влияния на трансформацию мировой финансовой архитектуры. Методологически исследование опирается на историко-логический и системный подходы, позволившие установить, что текущий кризис международных отношений - это форма проявления глобального противоборства между действующим и потенциальным лидером мировой экономики за контроль над основными сферами корпоративного бизнеса в условиях современных технологических трансформаций. Обсуждаются такие основные тенденции, характеризующие фрагментацию мировой валютно-финансовой системы, как институциональная дисфункциональность, блоковое противостояние между текущим и формирующимся финансово-экономическими центрами, дедолларизация международных резервов и цифровизация международных расчетов. Обосновано влияние этих тенденций на трансформацию мировой финансовой архитектуры, которая проявляется в кризисе институциональных основ мировой валютно-финансовой системы и хаотичной реорганизации международных валютно-финансовых отношений под влиянием процессов цифровизации. Определены такие причины институциональной дисфункциональности мировой валютно-финансовой системы, как снижение роли Международного валютного фонда (МВФ) в качестве кредитора последней инстанции и утрата государственного контроля над ростом денежной массы в мировой экономике. Рассмотрены факторы, объясняющие мотивацию центральных банков в диверсификации структуры официальных валютных резервов. Особое внимание уделено проблеме введения цифровых валют центральных банков как метода противодействия асимметричному использованию доллара США на международном уровне и способа повышения международной финансовой стабильности. Сделан вывод, что изменение в мировой финансовой архитектуре позиций доллара США как ключевой международной ликвидности зависит от усилий стран мирового большинства в создании системной альтернативы действующему международному валютному порядку на основе передовых финансовых технологий.
Противостояние, в котором оказались Россия и Запад из-за конфликта на Украине, явило всему миру очередной, причем беспрецедентный пример политизации мировой энергетики. Политизация энергетики - важное явление в международных отношениях, которое пока не получило должной теоретической проработки.
Цель исследования - комплексное рассмотрение и типологизация основных международных проявлений политизации энергетики как в истории, так и в современных международных отношениях с особым фокусом на «энергетическом противостоянии» России и Запада, возникшем в ходе конфликта на Украине. Теоретически исследование опирается на существующую концептуальную проработку термина «политизация», а также видение международных отношений сторонниками социального конструктивизма и политического реализма. Применяются методы исторического, системного и сравнительного анализа, а также метод аналогии. Автор приходит к выводу, что политизация энергетики, будучи неотъемлемым атрибутом международных отношений за последние 50 лет, может быть скрытой или открытой, умеренной или крайней. Крайняя форма политизации, в отличие от умеренной, предполагает применение «энергетического оружия» в политических целях, что приравнивает ее к энергетической войне. Энергетические войны могут быть ограниченными или полномасштабными; односторонними (безответными), двусторонними или многосторонними. Конфликт на Украине спровоцировал открытую и крайнюю политизацию энергетики, которая после начала специальной военной операции (СВО) приобрела форму полномасштабной, двусторонней энергетической войны. США и их союзники, желая повлиять на российскую политику в отношении Украины, применили в полной мере свое «энергетическое оружие», и Россия ответила тем же, правда, в ограниченном масштабе.
Актуальность изучения исламистского терроризма обусловлена его не снижающимся с начала 2000-х гг. деструктивным влиянием на национальную и глобальную безопасность, а также на диалог между западными и восточными, в частности мусульманскими, обществами. Исламистский терроризм закрепляет укоренившиеся предрассудки в отношении ислама и мусульман, демонизирует их, препятствуя конструктивному взаимодействию сообществ, исповедующих разные религии, и установлению отношений, основанных на взаимном доверии.
Цель исследования состоит в апробации методики балльной оценки террористической активности исламистских групп с привлечением эмпирических данных о количестве терактов, совершенных исламистами в 2000-2020 гг., и жертв этих атак. На основе Глобальной базы данных о терроризме и авторской выборки из 155 группировок, транслирующих исламистскую идеологию, выделено три этапа развития исламистского терроризма, подтверждено наличие прямой пропорциональной связи между количеством терактов и числом жертв в них, а также проанализирована география террористической деятельности исламистов. Методологически исследование опирается на сочетание двух подходов - изучения терроризма как политического явления и как формы религиозной манифестации, а сами исламистские террористические группировки рассматриваются как политические проекты, только маскирующиеся под сообщества, преследующие религиозные цели. Установлено, что теракты 11 сентября 2001 г. не оказали существенного влияния на активизацию терроризма исламистов в отличие от дестабилизации Ирака, который стал еще одной площадкой для подготовки террористов наряду с Афганистаном. Количественный анализ позволил установить, что Ближний Восток и Северная Африка ошибочно воспринимались как «эпицентр» исламистского терроризма в 2000-2020 гг., поскольку в 2000 г. первое место по числу терактов занимала Юго-Восточная Азия, а в 2003, 2005-2013 и 2018-2020 гг. лидером по этому показателю была Южная Азия. Обозначены возможности и ограничения предлагаемой методики, описаны перспективы ее дальнейшего применения в научных исследованиях исламистского терроризма.
Проанализированы природа современных конфликтов и перспективы адаптации систем коллективной безопасности в условиях становления полицентричного мирового порядка. В качестве ключевых выступили такие факторы, как гибридизация конфликтных взаимодействий в современном мире, актуализация цивилизационного подхода в практической международной политике, а также легитимность, в той или иной мере присущая коллективным действиям.
Цель исследования - дать ответ на вопрос, сохранится ли в будущем за международными организациями роль регуляторов и страховочных механизмов от новых глобальных конфликтов. В числе задач - охарактеризовать международный контекст, формирующий и одновременно отражающий изменения в природе конфликтности, выявить ключевые изменения в природе современных конфликтных взаимодействий, а также определить новые требования к системам коллективной безопасности в условиях полицентричного мира. Параметры рассматриваемой проблемы определяются тем, что природа конфликтов существенно трансформировалась за последние полвека и продолжает меняться, в то время как изменения в базовых принципах существования международных организаций либо не происходят вовсе, либо представляют собой достаточно скромные попытки определить приемлемые для мирового сообщества форматы. Именно этот разрыв выступает в качестве одной из ключевых проблем современной мировой политики, отражающих структурные изменения в системе международных отношений. В качестве методологической базы исследования наряду с системным анализом был привлечен триадический подход, позволяющий определять комплексные характеристики тех или иных явлений. Применение триадического подхода с целью определения характеристик современных конфликтов (путем «сопряжения» феноменов стратегии, суверенитета и гибридности) и систем коллективной безопасности в условиях полицентризма (используя триаду «цивилизация - коллективные действия - безопасность») позволило определить основные параметры изменений природы современных конфликтов в переходный период и требования к системам коллективной безопасности в новых международно-политических реалиях, а также наметить контуры новых подходов к анализу международной обстановки с учетом современных глобальных потрясений.
В центре внимания исследования - феномен «культа безопасности», пока не получивший должного рассмотрения в науке о международных отношениях. Цель и новизна работы заключается в восполнении этого пробела и теоретическом осмыслении данного явления с точки зрения международной политики. Ключевое внимание уделяется вопросу происхождения культа безопасности, которое связывается с процессом расширения трактовки безопасности в политической практике и исследовательской литературе. В ходе работы автор обращался к конструктивистскому, герменевтическому подходам, а также историографическому анализу. Материалами для исследования послужили два направления научных изысканий, отразивших тенденцию к расширительной трактовке безопасности: стратегические исследования и исследования проблем мира. Автор приходит к выводу, что расширение трактовки безопасности, наблюдаемое с 1960-х гг., внесло невольный вклад в становление культа безопасности в международной политике. Его главной особенностью является постепенное распространение практик безопасности, связанных с воспроизводством и конструированием общественных страхов на все сферы жизни человека и общества. В перспективе принимаемые меры безопасности еще больше подстегивают беспокойство и конфликтность в международных отношениях, приводя к дальнейшему усилению этих мер, отмене базовых принципов либерализма и превращению избыточного контроля в часть обыденной политической жизни. В современных условиях культ безопасности складывается из ряда взаимосвязанных тенденций: расширения трактовки безопасности, обострения глобальных геополитических противоречий, медиатизации публичной политики и деятельности «профессионалов безопасности». Указанные тенденции в совокупности могут оказывать долгосрочный эффект на политическую жизнь современных обществ, выходя за рамки текущих геополитических противоборств. В заключении приводится ряд примеров проявления культа безопасности в современной политической практике. Констатируется многообразие проявлений данного феномена в международной жизни, а также необходимость дальнейших изысканий по данной теме.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/