Статья посвящена теоретическому исследованию особенностей эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра и роли интегративной психотерапии в их коррекции. Во введении рассматривается значимость изучения особенностей и нарушений эмоционально-личностной сферы у подростков с расстройствами шизофренического спектра, подчеркивается их прогностическая роль для социальной адаптации и общего качества жизни, поднимается вопрос целесообразности рассмотрения диагностики и терапии с позиций дименсионального подхода. Далее подробно анализируется специфика нарушений эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, в том числе в контексте их влияния на социальное функционирование. В следующем разделе раскрываются возможности интегративной психотерапии при работе с исследуемой целевой группой, описываются преимущества и ограничения конкретных методов, обосновывается необходимость корректного комбинирования методов для достижения наилучших терапевтических результатов, подчеркивается, что комплексное применение интегративных методов позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни подростков с заболеваниями шизофренического спектра. Наконец, обсуждаются преимущества и ограничения психотерапевтической работы с подростками с заболеваниями шизофренического спектра в условиях психиатрического стационара, предлагаются стратегии минимизации указанных ограничений. В заключение рассматриваются возможные перспективные направления исследования эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, которые сосредоточены на создании комплексной, научно обоснованной системы долгосрочной реабилитации, учитывающей возрастную специфику эмоционально-личностных нарушений при расстройствах шизофренического спектра у подростков.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Около 5 % населения России нуждаются в специализированной профессиональной помощи в связи с разного рода психиатрическими заболеваниями. Некоторые авторы отмечают стойкий рост числа случаев психозов у детей в возрасте до 14 лет и увеличение заболеваемости шизофренией у подростков от 15 до 17 лет [16]. За 2021–2022 гг. в Москве на 10,9 % выросло число случаев заболеваний психическими расстройствами у детей и подростков: у детей в возрасте от 0 до 14 лет — на 9,8 %, у подростков в возрасте от 15 до 17 лет — на 16 %.
Список литературы
1. Аттаева Л. Ж., Макаров И. В. Анализ распространенности шизофрении и шизотипического расстройства у детей и подростков в отдельных регионах России // Социальная и клиническая психиатрия. 2024. Т. 34. № 2. С. 43-54. EDN: FSPBDI
2. Вещикова М. И., Зверева Н. В. Восприятие опасности подростками: возрастные особенности и изменения при расстройствах шизофренического спектра // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. № 4 (19). С. 80-87. EDN: ELKVMW
3. Воронкова В. Б., Попов Ю. В. Разработка программы психосоциальной реабилитации подростков с шизотипическим расстройством // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2014. № 1. С. 66-69. EDN: SCZCKR
4. Диагностика и биопсихосоциальная терапия пациентов с шизотипическим расстройством / А. П. Коцюбинский и др. // Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы: сборник методических рекомендаций / сост. Н. В. Семенова; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. Вып. 5. СПб.: КОСТА, 2022. С. 145-168. EDN: KDKOYC
5. Дифференцированный подход к терапии шизотипического расстройства / А. П. Коцюбинский и др. // Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы: сборник методических рекомендаций / сост. Н. В. Семенова; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. Вып. 7. СПб.: КОСТА, 2024. С. 32-49. EDN: YGHTSB
6. Зверева Н. В., Зверева М. В. Клинические и возрастные особенности применения методики “Распознавание эмоционально-выразительных движений (поз и жестов)” у детей и подростков (по материалам доклада на конференции в 2020) // Медицинская психология в России. 2022. T. 14. № 5 (76). е3. download/elibrary_59911024_49604012.pdf. EDN: QZXLMN
7. Зверева Н. В., Кутырева Я. С., Казакова М. В. Восприятие и выражение эмоций подростками в норме и при шизофрении // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 76-92. DOI: 10.17759/psychn.2016050406 EDN: XHUPGD
8. Кобзова М. П. Динамика когнитивных функций и социальная адаптация у пациентов с шизотипическим расстройством (ШТР) // Медицинская психология в России. 2015. № 1 (30). С. 9. EDN: UKUPGD
9. Левикова Е. В. Социальная компетентность больных шизофренией подростков. Ч. 2: Эмпирическое исследование // Психологические исследования. 2010. Т. 3. № 12. DOI: 10.54359/ps.v3i12.910
10. Левковская О. Б., Шевченко Ю. С. Влияние идей Б. В. Зейгарник на современную модель психотерапии подростков, страдающих расстройствами шизофренического спектра // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 18-19 ноября 2020 г.) / под ред. А. Б. Холмогоровой и др. М.: МГППУ, 2020. С. 292-296.
11. Ляшковская С. В., Караваева Т. А. Организационные аспекты деятельности врачей-психотерапевтов и клинических психологов, занятых в оказании психотерапевтической помощи // Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы: сборник методических рекомендаций / сост. Н. В. Семенова; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. Вып. 5. СПб.: КОСТА, 2022. С. 434-453. EDN: YMHOJB
12. Мазаева Н. А., Головина А. Г., Герасимов Н. П., Пыхтарев В. Н. Место медико-педагогического лечебно-реабилитационного подросткового центра в системе реабилитации подростков с психическими расстройствами // Психиатрия. 2003. № 3 (3). С. 41-48. EDN: PGFAEJ
13. Панкова О. Ф., Казин Н. М., Иванова С. М. Современные проблемы в изучении распространенности и диагностике расстройств шизофренического спектра у детей и подростков // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2021. № 3. С. 82-86. DOI: 10.24075/vrgmu.2021.022 EDN: UWDASU
14. Плужников И. В. Ключевые подходы к проблеме личности в нейропсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 3. С. 9-18. EDN: SKSFPX
15. Пуговкина О. Д., Малюкова Д. А. Модели исследования социального познания как основа планирования программ психологической помощи подросткам с интерперсональными дисфункциями // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 168-181. EDN: TCUNXH
16. Скрипов В. С., Есина К. М. Комплексная оценка заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения в динамике за период 2015-2019 гг. в Российской Федерации // Социальные аспекты здоровья населения. 2021. Т. 67. № 4. e8. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-4-8 EDN: NPIGEW
17. Таккуева Е. В., Сиснева М. Е., Холмогорова А. Б. Возможности восстановления конструктивной активности и самоэффективности средствами мотивационного тренинга у больных шизофренией в условиях психоневрологического интерната // Современная терапия психических расстройств. 2019. № 4. С. 38-46. DOI: 10.21265/PSYPH.2019.14.42.005 EDN: FVGPIP
18. Туркингтон Д., Тай С., Браун С., Холмогорова А. Б. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия шизофрении: доказательства эффективности и основные техники работы с галлюцинациями и бредом // Современная терапия психических расстройств. 2011. № 11 (15). С. 25-32.
19. Холмогорова А. Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л. С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 58-92. DOI: 10.17759/chp.2016120305 EDN: XAMPAJ
20. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Долныкова А. А., Шмуклер А. Б. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. Т. 17. № 4. С. 67-77. EDN: NYYVYP
21. Шадуро Ю. В., Макушкин Е. В. Основные направления дифференцированной профилактики общественно опасных действий у подростков, страдающих расстройствами шизофренического спектра // Российский психиатрический журнал. 2014. № 4. С. 77-83. EDN: SMGXJL
22. Шизотипическое расстройство личности: клинические особенности и дифференциальная диагностика / А. П. Коцюбинский и др. // Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы: сборник методических рекомендаций / сост. Н. В. Семенова; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. Вып. 7. СПб.: КОСТА, 2024. С. 5-31. EDN: QKMVAY
23. Childhood and current autistic features in adolescents with schizotypal personality disorder / M. L. Esterberg et al. // Schizophrenia Research. 2008. Vol. 104, № 1-3. P. 265-273. 10.1016/j. schres.2008.04.029. DOI: 10.1016/j.schres.2008.04.029
24. Cognitive behavioural therapy for the treatment of schizophrenia spectrum disorders: an umbrella review of meta-analyses of randomised controlled trials / S. Berendsen et al. // EClinicalMedicine. 2024. Vol. 67. e102392. DOI: 10.1016/j.eclimn.2023.102392 EDN: PFZMEU
25. Debbané M., Van der Linden M., Gex-Fabry M., Eliez S. Cognitive and emotional associations to positive schizotypy during adolescence // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2009. Vol. 50. № 3. P. 326-334. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2008.01961.x
26. Esterberg M. L., Compton M. T. The psychosis continuum and categorical versus dimensional diagnostic approaches // Current Psychiatry Reports. 2009. Vol. 11. P. 179-184. DOI: 10.1007/s11920-009-0028-7 EDN: JKQSYQ
27. Fonseca-Pedrero E., Debbané M. Schizotypal traits and psychotic-like experiences during adolescence: An update // Psycothema. 2017. Vol. 29. № 1. P. 5-17. DOI: 10.7334/psicothema2016.209
28. Functional outcomes and patient satisfaction following inpatient treatment for childhood-onset schizophrenia spectrum disorders vs non-psychotic disorders in children in the United Kingdom / H. Galitzer et al. // Early Intervention in Psychiatry. 2021. Vol. 15. № 2. P. 412-419. DOI: 10.1111/eip.12973 EDN: GZNZHN
29. Incidence rates and employment trends in schizophrenia spectrum disorders, bipolar affective disorders and recurrent depression in the years 2000-2013: A Danish nationwide register-based study / T. N. Christensen et al. // Nordic Journal of Psychiatry. 2022. Vol. 76. № 3. P. 225-232. DOI: 10.1080/08039488.2021.1952304 EDN: PIFCNI
30. Intensive longitudinal social sensing in patients with psychosis spectrum disorders: an exploratory pilot study / M. von Heyden et al. // Schizophrenia Bulletin. 2024. Vol. 51. №. 1. P. 236-246. DOI: 10.1093/schbul/sbae032 EDN: EZHSJH
31. Johns L. C., van Os J. The continuity of psychotic experiences in the general population // Clinical Psychology Review. 2001. Vol. 21. № 8. P. 1125-1141. DOI: 10.1016/S0272-7358(01)00103-9
32. Lincoln T. M. Relevant dimensions of delusions: Continuing the continuum versus category debate // Schizophrenia Research. 2007. Vol. 93. № 1-3. P. 211-220. DOI: 10.1016/j.schres.2007.02.013
33. Mechanisms of action and processes of yoga-based group intervention for inpatients with schizophrenia spectrum disorders - A longitudinal qualitative study / L. Töbelmann et al. // Frontiers in Psychiatry. 2023. Vol. 14. e1086468. DOI: 10.3389/fpsyt.2023.1086468 EDN: SMAJPG
34. Poletti M., Raballo A. Childhood schizotypal features vs. high-functioning autism spectrum disorder: Developmental overlaps and phenomenological differences // Schizophrenia Research. 2020. Vol. 223. P. 53-58. DOI: 10.1016/j.schres.2020.09.027 EDN: VNEVXY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Многочисленные исследования, проведенные как отечественными, так и зарубежными авторами, свидетельствуют о формировании у пользователей социальных сетей зависимости от этих сетей и возникающих в связи с этим психологических проблемах. С другой стороны, в настоящее время активно изучается возможность увеличения социального капитала за счет участия в социальных сетях. При этом основанием социального капитала выступает доверие.
В настоящей статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению возможных взаимосвязей зависимости от социальных сетей с уровнем доверия их пользователей. Испытуемыми стали 6 444 респондента, ответивших онлайн на вопросы опросника зависимости от социальных сетей В. П. Шейнова и А. С. Девицына и опросника WVS доверия.
Исследование показало, что существуют обратные взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей и доверием, как общим, так и всеми его компонентами, которые при этом играют неравноценную роль: взаимосвязь зависимости от социальных сетей с доверием большинству существенно слабее взаимосвязи зависимости от социальных сетей с общим доверием и со всеми остальными компонентами доверия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем сильнее зависимость от социальных сетей, тем ниже доверие в процессе реального взаимодействия, как общее, так и во всех его компонентах. Наиболее страдают от зависимости от социальных сетей доверие к близким людям и уважение при реальном общении, что является весьма неблагоприятными факторами, наносящими значительный ущерб отношениям с окружающими и прежде всего с близкими людьми.
Выводы настоящего исследования вносят конструктивный вклад в разрешение насущной проблемы о роли доверия и социальных сетей в приращении социального капитала у пользователей этих сетей. Продолжением настоящего исследования может стать изучение взаимосвязей зависимости от социальных сетей с общим доверием и с его составляющими на профессионально ориентированных платформах социальных сетей.
Одной из основных задач последовательного становления цивилизованного сообщества, его поступательного развития является совершенствование различных уровней системы непрерывного образования. Это развитие детерминируется социально-экономическими, политическими, социокультурными и другими факторами, запросами, потребностями и задачами эффективного развития конкретного общества и государства. В основу настоящего исследования, проведенного в 2024 г., был положен системный сравнительный контент-анализ результатов научно-исследовательской и научно-публикационной деятельности российских (кластер ученых МГПУ) и зарубежных исследователей сферы образования. В процессе анализа определялись ключевые термины, понятия, тематические клише, использованные учеными в названиях/заголовках научно-исследовательских работ (НИР), публикациях, докладах и т. п. Эти ключевые термины, понятия, тематические клише могли, с точки зрения исследователей, характеризовать как уровни образования, на которые были направлены конкретные исследования, так и проблемы образовательных отношений, взаимодействий, в которые вступали их акторы. Кроме того, они могли бы указать на происходящую сегодня трансформацию образовательной сферы, протекающих в ней процессов в масштабах государства, регионов, социальных сообществ. Цель настоящего исследования заключалась в определении новых, актуальных трендов в образовании для дальнейшего развития исследований в сфере столичного образования. Поставленная цель может быть в определенной степени достигнута на основе системного анализа и сопоставления позиций, презентованных в результатах научно-публикационной и научно-исследовательской деятельности российских и зарубежных ученых, изучающих проблемы образовательных отношений. По итогам проведенного исследования были сформулированы научно-практические выводы и рекомендации.
В статье представлены результаты исследования стратегий адаптации личности в кризисных ситуациях, ситуациях неопределенности. На протяжении жизненного пути каждого человека неминуемо возникают кризисные ситуации нормативного и ненормативного характера. Проживая кризисные периоды жизни, личность накапливает определенный опыт реагирования на сложные события. Результативность и закрепленный опыт формирует определенные паттерны поведения личности в кризисе и далее в любой эмоционально напряженной ситуации. В анализ типов стратегий кризисного реагирования вошли характеристики эмоциональной сферы личности. Основными анализируемыми параметрами, вошедшими в профиль кризисного реагирования, стали тревожность личности, фрустрация, проявление агрессивности, направленность локуса контроля.
Целью исследования стал анализ психологических характеристик личности, описывающих типы реагирования на кризисные ситуации. В качестве теоретической основы выступили психологические исследования отечественных и зарубежных психологов. Использовались стандартизированные методики и опросники, позволяющие исследовать содержательные характеристики анализируемых параметров. Впервые получены данные, позволяющие предметно рассуждать о наполнении адаптационных стратегий проявлениями эмоциональной сферы. Результаты исследования позволили определить основные характеристики типов стратегии адаптации личности, имеют практическое значение для специалистов, оказывающих психологическую помощь лицам, находящимся в кризисном периоде.
Исследование психологических особенностей жизнедеятельности личности в кризисы и периоды неопределенности становится важным направлением изучения кризисной психологии. Актуальные события, изменение ценностей делают вопрос понимания проживания личностью сложных периодов в жизни крайне важным. Благополучие современного человека напрямую зависит от его способности адаптироваться к внешним и внутренним изменениям. Исследуемые типы адаптации требуют уточнения и конкретизации по ряду параметров. Сейчас уже становится понятным, что определение психологического содержания моделей адаптации к изменяющимся условиям социальной среды является важным условием для определения вариантов психологической помощи личности, проживающей кризисные периоды своей жизни и их последствия.
Несмотря на активное внимание к семейной психологии, проблема психологической готовности к браку мужчин и женщин разных возрастов остается малоизученной. В связи с этим цель настоящего исследования - выявление возрастных и гендерных различий в психологической готовности к браку у мужчин и женщин в возрасте от 20 до 45 лет.
Эмпирическое исследование проводилось с начала 2020 по конец 2024 г. на базе высших учебных заведений, а также посредством социальных сетей. В исследовании приняли участие 415 респондентов: студенты и выпускники вузов, мужчины и женщины в возрасте от 20 до 45 лет, проживающие на территории Российской Федерации. Испытуемые были поделены по возрастному признаку от 20 до 30 лет и от 30 до 45 лет. Для изучения психологической готовности к вступлению в брак применялась методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Н. Волковой.
В возрастной группе от 20 до 30 лет статистически значимые различия между мужчинами и женщинами выявлены по следующим шкалам: «родительско-воспитательная» (ожидания и притязания), «эмоционально-психотерапевтическая» (ожидания), «внешней привлекательности» (ожидания). В группе от 30 до 45 лет статистически значимые гендерные различия выявлены по хозяйственно-бытовой (ожидания и притязания), родительско-воспитательной (ожидания и притязания) шкалам и шкале социальной активности (ожидания). Хотя обе возрастные группы демонстрируют готовность к созданию семьи, в течение жизни человека структура этого психологического явления меняется: усиливаются гендерные различия по хозяйственно-бытовой шкале и шкале социальной активности, при этом становятся статистически незначимыми различия по эмоционально-психотерапевтической шкале и шкале внешней привлекательности.
Результаты исследования могут быть использованы в семейном консультировании.
Несмотря на внимание к социализации и социально-психологическому сопровождению семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, проблема особенностей взаимодействия внутри таких семей остается малоизученной.
В связи с этим цель настоящей работы - выявить особенности семейного взаимодействия, родительских установок и супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В исследовании приняли участие 50 семей, проживающих в Хабаровске и занимающихся воспитанием младших школьников с данным диагнозом. Родителям от 27 до 58 лет предоставилась возможность углубленно изучить специфику взаимодействия с детьми, имеющими особенности развития. В качестве диагностического инструментария были взяты следующие методики: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса, методика изучения родительских установок PARI Е. С. Шефера и Р. К. Белла, опросник «Общение в семье» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской.
Диагностическое исследование семей, воспитывающих детей с РАС, выявило ряд особенностей взаимодействия внутри таких семей. У большинства родителей наблюдается высокий уровень воспитательной неуверенности, страх совершить ошибку и преувеличенные опасения за здоровье ребенка. Распространены также неустойчивые стили воспитания, когда подходы резко меняются от строгих к либеральным и обратно, а конфликты между супругами часто переносятся в сферу воспитания.
В некоторых семьях преобладает гиперпротекция, когда ребенку уделяется чрезмерное внимание, в то время как в других - гипопротекция, при которой ребенок остается на периферии внимания родителей. В результате проведенного исследования запланировано создание специальной программы под названием «Клуб всемогущих родителей». Специалистами будут предоставлены индивидуальные рекомендации родителям, что позволит расширить их знания в области психологии и овладеть эффективными техниками воспитания детей с РАС.
Хотя проблеме вовлеченности сотрудников в работу организации уделяется много внимания, недостаточно представлен анализ факторов, связанных с этой характеристикой. В связи с вышеизложенным цель настоящей работы - обобщение факторов, взаимосвязанных с вовлеченностью сотрудников в процесс работы организации, на основе зарубежных исследований данной проблемы.
На основании анализа зарубежных исследований было установлено, что вовлеченность сотрудников в процесс работы организации положительно связана с операционным доходом, чистой прибылью, акционерной доходностью, лояльностью потребителей, объемом продаж и операционной эффективностью и отрицательно - с уровнем абсентеизма и текучести кадров, продолжительностью больничных, количеством бракованного товара и аварий на производстве.
Данные исследования можно использовать при организации бизнес-тренингов, посвященных вовлеченности сотрудников в процесс работы организации. Не вызывает сомнений тот факт, что изучение вовлеченности персонала и последующее ее развитие должно стать одной из основных стратегических задач современной организации. Ключевую роль в управлении бизнесом играет трудовая мотивация сотрудников, являющаяся важнейшим элементом успешной стратегии управления компанией. Будучи наивысшим проявлением трудовой мотивации, вовлеченность является предпосылкой определенного организационного поведения, которое, в свою очередь, проявляется в росте бизнес-показателей. Современные руководители должны осознать, что компания может достичь своих стратегических целей только через формирование и системное управление вовлеченностью команды. Наивысшей привлекательностью сегодня для сотрудников - представителей наиболее трудоспособных поколений обладают организации, в которых созданы условия для развития персонала, где каждый сотрудник, менеджер и руководитель будут делать все возможное для развития и самореализации в компании.
Одной из актуальных проблем современного здравоохранения является поиск способов реализации пациент-центрированного подхода к оказанию медицинской помощи населению, что связано с необходимостью трансформации традиционной авторитарной модели взаимоотношений врача и пациента, перехода ее в сотрудническую и партнерскую. Целью исследования стало выявление особенностей отношения к пациентам и представлений о коммуникативном с ними взаимодействии современных врачей общей практики с разным стажем профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие 222 врача-терапевта и врача общей практики, которые были разделены на три равночисленные группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в медицинских организациях поликлинического профиля: по 74 врача со стажем до одного года, от 10 до 15 лет и более 20 лет. Исследование осуществлялось с помощью теста социальных ориентаций Т. Лири, ранжирования качеств личности пациентов по степени их приоритетности во взаимодействии с врачом, методики коммуникативной направленности С. Л. Братченко, методики «Способность к самоуправлению в общении» (Н. П. Фетискин и др.).
Выявлено, что в настоящее время система представлений об идеальной модели взаимодействия врача и пациента претерпевает незначительные изменения в сторону приоритетности партнерских отношений. Статистически достоверные различия были выявлены между молодыми и опытными врачами в восприятии пациента как послушного и исполнительного, сотрудничающего и имеющего свою точку зрения на процесс лечения своего заболевания. Однако такое восприятие даже в группе начинающих врачей не определяет его реализацию на практике в силу отсутствия у большинства из них коммуникативной гибкости и способности управлять своим коммуникативным поведением.
Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ развития гибких коммуникативных навыков у современных врачей с целью достижения успешного внедрения в практику медицинской помощи партнерской модели взаимодействия врача и пациента.
Хотя проблеме психологического здоровья детей с нарушениями слуха уделяется много внимания, недостаточно представлен анализ влияния интеллекта, типа коммуникации, образовательной среды, пола и возраста на возникновение депрессии и соматических заболеваний у данной группы. В связи с вышеизложенным цель настоящей работы - выявить различия в уровне депрессивных симптомов и соматических жалоб между слышащими детьми и подростками и их сверстниками с нарушениями слуха, а также представить факторы, влияющие и не влияющие на психологическое здоровье последних, на основе зарубежных исследований данной проблемы.
Было установлено, что депрессия чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, чем у их здоровых сверстников. Различий в частоте встречаемости соматических жалоб в данных группах не выявлено. Обнаружено, что депрессия чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, обучающихся в специальных школах, чем у их сверстников, обучающихся в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Кроме того, это заболевание чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, использующих жестовую речь, чем у их сверстников, которые преимущественно пользуются словесным типом коммуникации, что связано со степенью интеграции в семейную среду и общество сверстников. Проблемы психологического здоровья у данной группы отрицательно коррелируют с уровнем развития интеллекта. При этом не выявлено взаимосвязи развития депрессивных симптомов у детей и подростков с нарушениями слуха с полом, возрастом, социальноэкономическим статусом, степенью потери слуха и использованием слухового аппарата или кохлеарного импланта.
Данные исследования могут быть использованы для адресной помощи детям и подросткам с нарушениями слуха.
В сознании молодежи общительность и юмористичность личности являются значимыми критериями оценки себя и партнера.
С высокоразвитой общительностью ассоциируются легкость установления контактов, широкий круг знакомств, популярность у сверстников. Актуальной остается проблема социально неодобряемых форм и стиля юмора, используемых при конкуренции, агрессии и аутоагрессии. В учебной и воспитательной практике университетов, обучающих студентов - представителей разных культур, востребованы психологические исследования культурно обусловленных особенностей связи общительности и юмора личности.
Цель исследования - выявить особенности связи общительности и стиля юмора у российских и иностранных студентов. Исследование проведено на базе РУДН имени П. Лумумбы. Выборку составили 100 студентов 19-26 лет, из них 54 российских студента и 46 студентов из стран Африки, Азии и Латинской Америки. Методами сбора данных являлись тест суждений для изучения общительности личности А. И. Крупнова и опросник стилей юмора Р. Мартина в русскоязычной адаптации. Для статистической обработки данных применялись U -критерий Манна - Уитни и корреляционный анализ по Спирмену. В исследовании выявлены как общие закономерности, так и специфические различия связи общительности и юмора, присущие студентам разных культур. Чем выше у российских и иностранных студентов развиты такие характеристики общительности, как субъектность, осмысленность, интернальность и стеничность, тем более выражена их склонность к аффилиативному и самоподдерживающему юмору, а выраженность свойств аэргичности и неконструктивной рефлексии о наличии операциональных и личностных трудностей в коммуникации стимулирует самоуничижительный юмористический контент.
Специфическими особенностями, характеризующими российских студентов, является их более высокая, в сравнении с зарубежными обучающимися, склонность к использованию аффилиативного и агрессивного стилей юмора. Меньшее использование аффилиативного юмора иностранными студентами объяснимо недостаточно развитыми лингвистическими навыками и трудностями социокультурной адаптации.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/