В статье представлены результаты исследования стратегий адаптации личности в кризисных ситуациях, ситуациях неопределенности. На протяжении жизненного пути каждого человека неминуемо возникают кризисные ситуации нормативного и ненормативного характера. Проживая кризисные периоды жизни, личность накапливает определенный опыт реагирования на сложные события. Результативность и закрепленный опыт формирует определенные паттерны поведения личности в кризисе и далее в любой эмоционально напряженной ситуации. В анализ типов стратегий кризисного реагирования вошли характеристики эмоциональной сферы личности. Основными анализируемыми параметрами, вошедшими в профиль кризисного реагирования, стали тревожность личности, фрустрация, проявление агрессивности, направленность локуса контроля.
Целью исследования стал анализ психологических характеристик личности, описывающих типы реагирования на кризисные ситуации. В качестве теоретической основы выступили психологические исследования отечественных и зарубежных психологов. Использовались стандартизированные методики и опросники, позволяющие исследовать содержательные характеристики анализируемых параметров. Впервые получены данные, позволяющие предметно рассуждать о наполнении адаптационных стратегий проявлениями эмоциональной сферы. Результаты исследования позволили определить основные характеристики типов стратегии адаптации личности, имеют практическое значение для специалистов, оказывающих психологическую помощь лицам, находящимся в кризисном периоде.
Исследование психологических особенностей жизнедеятельности личности в кризисы и периоды неопределенности становится важным направлением изучения кризисной психологии. Актуальные события, изменение ценностей делают вопрос понимания проживания личностью сложных периодов в жизни крайне важным. Благополучие современного человека напрямую зависит от его способности адаптироваться к внешним и внутренним изменениям. Исследуемые типы адаптации требуют уточнения и конкретизации по ряду параметров. Сейчас уже становится понятным, что определение психологического содержания моделей адаптации к изменяющимся условиям социальной среды является важным условием для определения вариантов психологической помощи личности, проживающей кризисные периоды своей жизни и их последствия.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Кризис личности, опыт кризисных ситуаций всегда требуют адаптации. В зависимости от предыдущего опыта проживания разного вида кризисов, актуального уровня переживаний личности сложных ситуаций, наличия ресурсов для преодоления проблемного периода складываются разные стратегии адаптации. Кризис представляет собой поворотный момент, который меняет сценарий и ход жизни индивида.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с англ. А. Боковикова. М.: Академический Проект, 2011. 232 с. EDN: QYBSSR
2. Бершедова Л. И. Психологическая готовность человека к экстремальным жизненным ситуациям // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 105-110. EDN: RAEUHV
3. Бреслав Г. М. Обида как предмет психологического изучения: от прощения к его отсутствию // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 27-42. DOI: 10.17323/18138918-2020-1-27-42 EDN: KYRIVQ
4. Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э. Р. С., Стил К. Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы / пер. с англ. В. А. Агарков, Н. Ю. Федунина; науч. ред. В. А. Агарков. М.: Когито-Центр, 2013. 496 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
6. Дмитриева Н. В., Богачек И. С. Неврозы и невротики: глубинная терапия с помощью ассоциативных карт. СПб.: Галарт, 2019. 223 с.
7. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Загоруйко Е. Н. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск: НГПУ, 2007. 468 с.
8. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен посттравматического роста // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. 2009. № 3 (71). С. 111-117.
9. Морозова Т. Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте // Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса: материалы Международной научнопракти ческой конференции (Москва, 8-17 апреля 2014 г.). М.: МГПУ, 2014. С. 45-52. EDN: UKVNYB
10. Рупперт Ф. Кто я в травмированном обществе? Как динамика “жертва - агрессор” определяет нашу жизнь и как нам выйти из этой динамики / пер. c нем. В. В. Серова. М.: ИСТОК-С, 2021. 216 с.
11. Рупперт Ф. Симбиоз и автономность. Расстановка при травме / пер. с нем. А. Соколова. М.: Институт консультирования и системных решений, 2016. 280 с.
12. Селигман М. Как научиться оптимизму: измените взгляд на мир и свою жизнь / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 338 с.
13. Ушакова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с различными образовательными потребностями в условиях единого образовательного пространства вуза; стратегии, ресурсы, риски // Большая конференция МГПУ: сб. тезисов в 3 т. Т. 2. Комплексная система оценивания образовательных результатов / сост.: Т. С. Алференкова, Е. В. Страмнова; отв. ред. Р. Г. Резаков. М.: ПАРАДИГМА, 2023. С. 221-225. EDN: SWVCFC
14. Шавердян Г. М. Три парадокса личности избегающего типа // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Т. 15. № 4. С. 106-119. EDN: KAUFFT
15. Caplan G. Emotional crises // The encyclopedia of mental health. New York, 1963. Vol. 2. P. 521-532.
16. Folkman S. Personal control and stress and coping processes: a theoretical analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 46. № 4. P. 839-852. DOI: 10.1037//0022-3514.46.4.839
17. Folkman S., Lazarus R. S. An analysis of coping in a middle-aged community sample // Journal of Health and Social Behavior. 1980. Vol. 21. P. 219-239. DOI: 10.2307/2136617
18. Hecht J. M. The happiness myth: The historical antidote to what isn’t working today. HarperSanFrancisco, 2007. 355 p.
19. Lazarus R. S. The stress and coping paradigm // Models for clinical psychopathology / edited by C. Eisdor fer et al. New York: Spectrum, 1981. P. 177-214.
20. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984. 456 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Многочисленные исследования, проведенные как отечественными, так и зарубежными авторами, свидетельствуют о формировании у пользователей социальных сетей зависимости от этих сетей и возникающих в связи с этим психологических проблемах. С другой стороны, в настоящее время активно изучается возможность увеличения социального капитала за счет участия в социальных сетях. При этом основанием социального капитала выступает доверие.
В настоящей статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению возможных взаимосвязей зависимости от социальных сетей с уровнем доверия их пользователей. Испытуемыми стали 6 444 респондента, ответивших онлайн на вопросы опросника зависимости от социальных сетей В. П. Шейнова и А. С. Девицына и опросника WVS доверия.
Исследование показало, что существуют обратные взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей и доверием, как общим, так и всеми его компонентами, которые при этом играют неравноценную роль: взаимосвязь зависимости от социальных сетей с доверием большинству существенно слабее взаимосвязи зависимости от социальных сетей с общим доверием и со всеми остальными компонентами доверия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем сильнее зависимость от социальных сетей, тем ниже доверие в процессе реального взаимодействия, как общее, так и во всех его компонентах. Наиболее страдают от зависимости от социальных сетей доверие к близким людям и уважение при реальном общении, что является весьма неблагоприятными факторами, наносящими значительный ущерб отношениям с окружающими и прежде всего с близкими людьми.
Выводы настоящего исследования вносят конструктивный вклад в разрешение насущной проблемы о роли доверия и социальных сетей в приращении социального капитала у пользователей этих сетей. Продолжением настоящего исследования может стать изучение взаимосвязей зависимости от социальных сетей с общим доверием и с его составляющими на профессионально ориентированных платформах социальных сетей.
Одной из основных задач последовательного становления цивилизованного сообщества, его поступательного развития является совершенствование различных уровней системы непрерывного образования. Это развитие детерминируется социально-экономическими, политическими, социокультурными и другими факторами, запросами, потребностями и задачами эффективного развития конкретного общества и государства. В основу настоящего исследования, проведенного в 2024 г., был положен системный сравнительный контент-анализ результатов научно-исследовательской и научно-публикационной деятельности российских (кластер ученых МГПУ) и зарубежных исследователей сферы образования. В процессе анализа определялись ключевые термины, понятия, тематические клише, использованные учеными в названиях/заголовках научно-исследовательских работ (НИР), публикациях, докладах и т. п. Эти ключевые термины, понятия, тематические клише могли, с точки зрения исследователей, характеризовать как уровни образования, на которые были направлены конкретные исследования, так и проблемы образовательных отношений, взаимодействий, в которые вступали их акторы. Кроме того, они могли бы указать на происходящую сегодня трансформацию образовательной сферы, протекающих в ней процессов в масштабах государства, регионов, социальных сообществ. Цель настоящего исследования заключалась в определении новых, актуальных трендов в образовании для дальнейшего развития исследований в сфере столичного образования. Поставленная цель может быть в определенной степени достигнута на основе системного анализа и сопоставления позиций, презентованных в результатах научно-публикационной и научно-исследовательской деятельности российских и зарубежных ученых, изучающих проблемы образовательных отношений. По итогам проведенного исследования были сформулированы научно-практические выводы и рекомендации.
Несмотря на активное внимание к семейной психологии, проблема психологической готовности к браку мужчин и женщин разных возрастов остается малоизученной. В связи с этим цель настоящего исследования - выявление возрастных и гендерных различий в психологической готовности к браку у мужчин и женщин в возрасте от 20 до 45 лет.
Эмпирическое исследование проводилось с начала 2020 по конец 2024 г. на базе высших учебных заведений, а также посредством социальных сетей. В исследовании приняли участие 415 респондентов: студенты и выпускники вузов, мужчины и женщины в возрасте от 20 до 45 лет, проживающие на территории Российской Федерации. Испытуемые были поделены по возрастному признаку от 20 до 30 лет и от 30 до 45 лет. Для изучения психологической готовности к вступлению в брак применялась методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Н. Волковой.
В возрастной группе от 20 до 30 лет статистически значимые различия между мужчинами и женщинами выявлены по следующим шкалам: «родительско-воспитательная» (ожидания и притязания), «эмоционально-психотерапевтическая» (ожидания), «внешней привлекательности» (ожидания). В группе от 30 до 45 лет статистически значимые гендерные различия выявлены по хозяйственно-бытовой (ожидания и притязания), родительско-воспитательной (ожидания и притязания) шкалам и шкале социальной активности (ожидания). Хотя обе возрастные группы демонстрируют готовность к созданию семьи, в течение жизни человека структура этого психологического явления меняется: усиливаются гендерные различия по хозяйственно-бытовой шкале и шкале социальной активности, при этом становятся статистически незначимыми различия по эмоционально-психотерапевтической шкале и шкале внешней привлекательности.
Результаты исследования могут быть использованы в семейном консультировании.
Статья посвящена теоретическому исследованию особенностей эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра и роли интегративной психотерапии в их коррекции. Во введении рассматривается значимость изучения особенностей и нарушений эмоционально-личностной сферы у подростков с расстройствами шизофренического спектра, подчеркивается их прогностическая роль для социальной адаптации и общего качества жизни, поднимается вопрос целесообразности рассмотрения диагностики и терапии с позиций дименсионального подхода. Далее подробно анализируется специфика нарушений эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, в том числе в контексте их влияния на социальное функционирование. В следующем разделе раскрываются возможности интегративной психотерапии при работе с исследуемой целевой группой, описываются преимущества и ограничения конкретных методов, обосновывается необходимость корректного комбинирования методов для достижения наилучших терапевтических результатов, подчеркивается, что комплексное применение интегративных методов позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни подростков с заболеваниями шизофренического спектра. Наконец, обсуждаются преимущества и ограничения психотерапевтической работы с подростками с заболеваниями шизофренического спектра в условиях психиатрического стационара, предлагаются стратегии минимизации указанных ограничений. В заключение рассматриваются возможные перспективные направления исследования эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, которые сосредоточены на создании комплексной, научно обоснованной системы долгосрочной реабилитации, учитывающей возрастную специфику эмоционально-личностных нарушений при расстройствах шизофренического спектра у подростков.
Несмотря на внимание к социализации и социально-психологическому сопровождению семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, проблема особенностей взаимодействия внутри таких семей остается малоизученной.
В связи с этим цель настоящей работы - выявить особенности семейного взаимодействия, родительских установок и супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В исследовании приняли участие 50 семей, проживающих в Хабаровске и занимающихся воспитанием младших школьников с данным диагнозом. Родителям от 27 до 58 лет предоставилась возможность углубленно изучить специфику взаимодействия с детьми, имеющими особенности развития. В качестве диагностического инструментария были взяты следующие методики: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса, методика изучения родительских установок PARI Е. С. Шефера и Р. К. Белла, опросник «Общение в семье» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской.
Диагностическое исследование семей, воспитывающих детей с РАС, выявило ряд особенностей взаимодействия внутри таких семей. У большинства родителей наблюдается высокий уровень воспитательной неуверенности, страх совершить ошибку и преувеличенные опасения за здоровье ребенка. Распространены также неустойчивые стили воспитания, когда подходы резко меняются от строгих к либеральным и обратно, а конфликты между супругами часто переносятся в сферу воспитания.
В некоторых семьях преобладает гиперпротекция, когда ребенку уделяется чрезмерное внимание, в то время как в других - гипопротекция, при которой ребенок остается на периферии внимания родителей. В результате проведенного исследования запланировано создание специальной программы под названием «Клуб всемогущих родителей». Специалистами будут предоставлены индивидуальные рекомендации родителям, что позволит расширить их знания в области психологии и овладеть эффективными техниками воспитания детей с РАС.
Хотя проблеме вовлеченности сотрудников в работу организации уделяется много внимания, недостаточно представлен анализ факторов, связанных с этой характеристикой. В связи с вышеизложенным цель настоящей работы - обобщение факторов, взаимосвязанных с вовлеченностью сотрудников в процесс работы организации, на основе зарубежных исследований данной проблемы.
На основании анализа зарубежных исследований было установлено, что вовлеченность сотрудников в процесс работы организации положительно связана с операционным доходом, чистой прибылью, акционерной доходностью, лояльностью потребителей, объемом продаж и операционной эффективностью и отрицательно - с уровнем абсентеизма и текучести кадров, продолжительностью больничных, количеством бракованного товара и аварий на производстве.
Данные исследования можно использовать при организации бизнес-тренингов, посвященных вовлеченности сотрудников в процесс работы организации. Не вызывает сомнений тот факт, что изучение вовлеченности персонала и последующее ее развитие должно стать одной из основных стратегических задач современной организации. Ключевую роль в управлении бизнесом играет трудовая мотивация сотрудников, являющаяся важнейшим элементом успешной стратегии управления компанией. Будучи наивысшим проявлением трудовой мотивации, вовлеченность является предпосылкой определенного организационного поведения, которое, в свою очередь, проявляется в росте бизнес-показателей. Современные руководители должны осознать, что компания может достичь своих стратегических целей только через формирование и системное управление вовлеченностью команды. Наивысшей привлекательностью сегодня для сотрудников - представителей наиболее трудоспособных поколений обладают организации, в которых созданы условия для развития персонала, где каждый сотрудник, менеджер и руководитель будут делать все возможное для развития и самореализации в компании.
Одной из актуальных проблем современного здравоохранения является поиск способов реализации пациент-центрированного подхода к оказанию медицинской помощи населению, что связано с необходимостью трансформации традиционной авторитарной модели взаимоотношений врача и пациента, перехода ее в сотрудническую и партнерскую. Целью исследования стало выявление особенностей отношения к пациентам и представлений о коммуникативном с ними взаимодействии современных врачей общей практики с разным стажем профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие 222 врача-терапевта и врача общей практики, которые были разделены на три равночисленные группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в медицинских организациях поликлинического профиля: по 74 врача со стажем до одного года, от 10 до 15 лет и более 20 лет. Исследование осуществлялось с помощью теста социальных ориентаций Т. Лири, ранжирования качеств личности пациентов по степени их приоритетности во взаимодействии с врачом, методики коммуникативной направленности С. Л. Братченко, методики «Способность к самоуправлению в общении» (Н. П. Фетискин и др.).
Выявлено, что в настоящее время система представлений об идеальной модели взаимодействия врача и пациента претерпевает незначительные изменения в сторону приоритетности партнерских отношений. Статистически достоверные различия были выявлены между молодыми и опытными врачами в восприятии пациента как послушного и исполнительного, сотрудничающего и имеющего свою точку зрения на процесс лечения своего заболевания. Однако такое восприятие даже в группе начинающих врачей не определяет его реализацию на практике в силу отсутствия у большинства из них коммуникативной гибкости и способности управлять своим коммуникативным поведением.
Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ развития гибких коммуникативных навыков у современных врачей с целью достижения успешного внедрения в практику медицинской помощи партнерской модели взаимодействия врача и пациента.
Хотя проблеме психологического здоровья детей с нарушениями слуха уделяется много внимания, недостаточно представлен анализ влияния интеллекта, типа коммуникации, образовательной среды, пола и возраста на возникновение депрессии и соматических заболеваний у данной группы. В связи с вышеизложенным цель настоящей работы - выявить различия в уровне депрессивных симптомов и соматических жалоб между слышащими детьми и подростками и их сверстниками с нарушениями слуха, а также представить факторы, влияющие и не влияющие на психологическое здоровье последних, на основе зарубежных исследований данной проблемы.
Было установлено, что депрессия чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, чем у их здоровых сверстников. Различий в частоте встречаемости соматических жалоб в данных группах не выявлено. Обнаружено, что депрессия чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, обучающихся в специальных школах, чем у их сверстников, обучающихся в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Кроме того, это заболевание чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, использующих жестовую речь, чем у их сверстников, которые преимущественно пользуются словесным типом коммуникации, что связано со степенью интеграции в семейную среду и общество сверстников. Проблемы психологического здоровья у данной группы отрицательно коррелируют с уровнем развития интеллекта. При этом не выявлено взаимосвязи развития депрессивных симптомов у детей и подростков с нарушениями слуха с полом, возрастом, социальноэкономическим статусом, степенью потери слуха и использованием слухового аппарата или кохлеарного импланта.
Данные исследования могут быть использованы для адресной помощи детям и подросткам с нарушениями слуха.
В сознании молодежи общительность и юмористичность личности являются значимыми критериями оценки себя и партнера.
С высокоразвитой общительностью ассоциируются легкость установления контактов, широкий круг знакомств, популярность у сверстников. Актуальной остается проблема социально неодобряемых форм и стиля юмора, используемых при конкуренции, агрессии и аутоагрессии. В учебной и воспитательной практике университетов, обучающих студентов - представителей разных культур, востребованы психологические исследования культурно обусловленных особенностей связи общительности и юмора личности.
Цель исследования - выявить особенности связи общительности и стиля юмора у российских и иностранных студентов. Исследование проведено на базе РУДН имени П. Лумумбы. Выборку составили 100 студентов 19-26 лет, из них 54 российских студента и 46 студентов из стран Африки, Азии и Латинской Америки. Методами сбора данных являлись тест суждений для изучения общительности личности А. И. Крупнова и опросник стилей юмора Р. Мартина в русскоязычной адаптации. Для статистической обработки данных применялись U -критерий Манна - Уитни и корреляционный анализ по Спирмену. В исследовании выявлены как общие закономерности, так и специфические различия связи общительности и юмора, присущие студентам разных культур. Чем выше у российских и иностранных студентов развиты такие характеристики общительности, как субъектность, осмысленность, интернальность и стеничность, тем более выражена их склонность к аффилиативному и самоподдерживающему юмору, а выраженность свойств аэргичности и неконструктивной рефлексии о наличии операциональных и личностных трудностей в коммуникации стимулирует самоуничижительный юмористический контент.
Специфическими особенностями, характеризующими российских студентов, является их более высокая, в сравнении с зарубежными обучающимися, склонность к использованию аффилиативного и агрессивного стилей юмора. Меньшее использование аффилиативного юмора иностранными студентами объяснимо недостаточно развитыми лингвистическими навыками и трудностями социокультурной адаптации.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/