Исследование предлагает новую методологическую основу для анализа ключевых социально-психологических процессов - внутригруппового сплочения и аффективной поляризации - в цифровых медиа в периоды кризисов. На примере эмоциональной динамики в русскоязычных Telegram-каналах (2.5 тыс. каналов, 1.2 млн сообщений) за месяц до и после начала Специальной военной операции (СВО) демонстрируется асимметричная трансформация: усиление позитивной консолидации внутри идеологически близких сообществ на фоне роста межгрупповой поляризации, особенно во внешних связях. Используя методы машинного обучения, обработки текстовых данных и сетевого анализа, работа не только фиксирует специфику реакции на конкретное событие - триггер, но и вносит вклад в теорию социальной идентичности, подчеркивая фундаментальную роль эмоциональных границ в формировании цифровых сообществ, что сохраняет актуальность для понимания динамики социальных сетей в условиях современных конфликтов и расколов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
В современном политологическом дискурсе значительное внимание уделяется изучению восприятия угроз и их воздействия на политическое поведение. Ингрупповая идентичность, формируемая через социальные роли, обуславливает трансляцию коллективных рисков на личностный уровень, инициируя механизмы психологической и поведенческой защиты.
Список литературы
1. Ахременко А.С., Синицина А.В., Соловьев В.А. Размежевание или сплочение? Динамика сетевой структуры политических телеграм-каналов: моделирование и эмпирический анализ // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2024. № 3. С. 59-81. ;. DOI: 10.30570/2078-5089-2024-114-3-59-81 EDN: VLMIWE
2. Синицина А.В. Измерение и моделирование эффекта сплочения в русскоязычных социальных медиа после начала СВО: анализ социальных мотиваций // Политическая наука. 2025. № 1. С. 203-218. http://www.;. DOI: 10.31249/poln/2025.01.09 EDN: CQVNAE
3. Соловьев В.А. Динамика идеологической поляризации в пространстве русскоязычных Telegram-каналов: моделирование методами машинного обучения // Политическая наука. 2025. № 1. С. 240-259. http://www. DOI: 10.31249/poln/2025.01.11 EDN: MXKGQO
4. Bail, C.A., Brown, T.W., & Mann, M. (2017). Channeling hearts and minds: Advocacy organizations, cognitive-emotional currents, and public conversation. American Sociological Review, 82(5), 1188-1213. DOI: 10.1177/0003122417733673
5. Berger, J., & Milkman, K.L. (2012). What makes online content viral? Journal of marketing research, 49(3), 192-205. DOI: 10.1509/jmr.10.0353
6. Blondel, V.D. et al. (2008). Fast unfolding of communities in large networks. Journal of statistical mechanics: theory and experiment, 10(4), 201-220. DOI: 10.1088/1742-5468/2008/10/P10008
7. Carkoglu, A., & Kalaycioglu, E. (2009). The Rising Tide of Conservatism in Turkey. New York: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1057/9780230621534
8. Chmiel, A., Sienkiewicz, J., Thelwall, M., Paltoglou, G., Buckley, K., Kappas, A., & Hołyst, J.A. (2011). Collective emotions online and their influence on community life. PloS one, 6(7), 222-240. DOI: 10.1371/journal.pone.0022207
9. Conover, M., Ratkiewicz, J., Francisco, M., Goncalves, B., Menczer, F., & Flammini, A. (2021). Political Polarization on Twitter. Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media, 5(2), 89-96. DOI: 10.1609/icwsm.v5i1.14126
10. Druckman, J.N., Peterson, E., & Slothuus, R. (2013). How elite partisan polarization affects public opinion formation. American political science review, 107(1), 57-79. DOI: 10.1017/S0003055412000500
11. Fredrickson, B.L. (2001). The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions. American psychologist, 56(3), 218. DOI: 10.1037/0003-066x.56.3.218
12. Granovetter, M.S. (1973). The strength of weak ties. American journal of sociology, 78(3), 1360-1380. DOI: 10.1086/225469
13. Gustavsson, G., & Taghizadeh, J.L. (2023). Rallying around the unwaved flag: national identity and Sweden’s controversial Covid strategy. West European Politics, 46(6), 1063-1088. DOI: 10.1080/01402382.2023.2186027
14. Iyengar, S., Lelkes, Y., Levendusky, M., Malhotra, N., & Westwood, S.J. (2019). The origins and consequences of affective polarization in the United States. Annual review of political science, 22(1), 129-146. DOI: 10.1146/annurev-polisci-051117-073034
15. Iyengar, S., Sood, G., & Lelkes, Y. (2012). Affect, not ideology: A social identity perspective on polarization. Public opinion quarterly, 76(3), 405-431. DOI: 10.1093/poq/nfs038
16. Johansson, B., Hopmann, D.N., & Shehata, A. (2021). When the rally-around-the-flag effect disappears, or: when the COVID-19 pandemic becomes “normalized”. Journal of Elections, Public Opinion and Parties. 31, 321-334. DOI: 10.1080/17457289.2021.1924742
17. Kazun, A. (2016). Framing sanctions in the Russian media: The rally effect and Putin’s enduring popularity. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 24(3), 327-350. EDN: YVKVYT
18. Mason, L. (2018). Uncivil agreement: How politics became our identity. Chicago: University of Chicago Press.
19. McPherson, M., Smith-Lovin, L., & Cook, J.M. (2001). Birds of a feather: Homophily in social networks. Annual review of sociology, 27(1), 415-444. DOI: 10.1146/annurev.soc.27.1.415
20. Mueller, J.E. (1970). Presidential popularity from Truman to Johnson. American political science review. 64(1), 18-34. DOI: 10.2307/1955610
21. Pariser, E. (2011). The filter bubble: How the new personalized web is changing what we read and how we think. New York: Penguin Books.
22. Petrov, A., Akhremenko, A., & Zheglov, S. (2023). Dual identity in repressive contexts: an agent-based model of protest dynamics. Social Science Computer Review, 41(6), 2249-2273. DOI: 10.1177/08944393231159953
23. Rogowski, J.C., & Sutherland, J.L. (2016). How ideology fuels affective polarization. Political behavior, 38(4), 485-508. DOI: 10.1007/s11109-015-9323-7
24. Suhay, E., Klasina, M., & Rivero, G. (2021). Ideology of affluence: Explanations for inequality and economic policy preferences among rich Americans. The Journal of Politics, 83(1), 367-380. DOI: 10.1086/709672
25. Tajfel, H., & Turner, J.C. (1979). An integrative theory of intergroup conflict. The social psychology of intergroup relations. Monterey: Brooks/Cole.
26. Toepfl, F., & Piwoni, E. (2018). Targeting dominant publics: How counterpublic commenters align their efforts with mainstream news. New Media & Society, 20, 2011-2027. DOI: 10.1177/1461444817712085
27. Tucker, J.A., Guess, A., Barberá, P., Vaccari, C., Siegel, A., Sanovich, S., Nyhan, B. (2018). Social media, political polarization, and political disinformation: A review of the scientific literature. DOI: 10.2139/ssrn.3144139
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные мегаполисы представляют собой особые социально-экономические агломерации, в которых качество жизни, комфортная городская среда, развитие инфраструктуры, высокий уровень информационных технологий и доступность интернета создают привлекательный имидж территорий для молодого поколения. Особенности коммуникации и социализации городской среды современного мегаполиса определяются высоким уровнем цифровизации, скоростью и объемом информационных потоков. Все эти факторы влияют на ценностные ориентации и политические предпочтения молодых горожан. Актуальность исследования обусловлена влиянием цифровизации на процессы формирования политических норм, ценностей и моделей поведения у представителей молодого поколения. Цель исследования - выявление связи между ценностными предпочтениями молодежи, степенью их включенности в процессы сетевой коммуникации и цифровыми формами политического участия. Методологической основой исследования были выбраны ценностные концепции Р. Инглхарта, М. Рокича, теория гражданской культуры Г. А. Алмонда и С Верба, теория ценностных расколов С. М. Липсета - С. Роккана. Эмпирической базой исследования стали результаты онлайн-опроса молодежи крупных городов РФ. Многомерные методы анализа позволили выявить связь между моделью политического участия с использованием цифровых технологий и типами ценностных ориентаций городской молодежи. Результаты кластерного анализа выявили две политически активные группы, которые имеют разные идеологические и ценностные векторы деятельности. Основой размежеваний между двумя сегментами выступает ось с индивидуалистическими и коллективистскими полюсами, которые сочетаются с либеральными и консервативным ценностными приоритетами.
В условиях активной цифровизации и медиатизации общественной политической жизни общества всё большее значение приобретают цифровые коммуникации между гражданами и представителями власти прежде всего с использованием социальных медиа. Цифровой имидж, а также его позиционирование становятся не второстепенным направлением деятельности политического актора, а основным, поскольку транслируемая ими информация, в том числе социально-политическая, напрямую влияет на восприятие гражданами окружающей действительности. Онлайн-пространство сегодня становится первичной площадкой для функционирования, позиционирования и выстраивания оценки восприятия политических субъектов гражданами - онлайн-пользователями, поскольку интернет-пространство признано в качестве социального института, наделенного всеми институциональными признаками и значениями. Цель данной работы состоит в исследовании имиджа и социально-политической деятельности российских губернаторов, вынужденных действовать в новых кризисных реалиях; в изучении процессов трансформации цифрового имиджа данных глав регионов; в оценке эффективности информационного освещения социально-политической деятельности губернаторов в цифровом пространстве в условиях СВО. Исследование было проведено с использованием следующих методов: контент-анализ, визуальный анализ и лингводискурсивный анализ. Эмпирической базой являются открытые данные восьми Telegram-каналов, принадлежащих российским губернаторам в период 2023 г.: «Настоящий Гладков», «AV БогомаZ», «Гусев», «Вениамин Кондратьев», «Роман Старовойт (эмодзи флага РФ)», «Аксёнов Z 82», «Василий Голубев», «РаZVожаев», включающих корпус текстов, видео- и фотоматериалов, а также все комментарии и «реакции», содержащиеся в данных аккаунтах за период июнь 2023 г. Основные результаты проведенного исследования заключаются в описании системы цифрового имиджа губернаторов, сталкивающихся с кризисными ситуациями, в определении направлений социально-политической деятельности, которые они продолжают развивать, несмотря на сложившиеся условия. Описанная исследовательская методика позволила выявить, как губернаторы российских регионов в нестандартных геополитических условиях конструируют свой цифровой имидж, какие социально-политические темы поднимают, как именно взаимодействуют с гражданами и проектируют информационное освещение своей деятельности в социальных медиа.
Оптимизация взаимодействия государства и граждан в условиях цифровой трансформации России требует комплексного подхода, выходящего за рамки технологических решений. Для системного анализа этой проблемы предложена и теоретически обоснована интегративная пятикомпонентная концептуальная модель, включающая технологическую инфраструктуру, институционально-правовое обеспечение, механизмы гражданского участия, информационную открытость и среду доверия. Апробация модели, основанная на серии экспертных фокус-групп с представителями власти, бизнеса и научного сообщества, выявила существенную асимметрию в развитии ее компонентов. При технологическом прогрессе фиксируются дефицит доверия к цифровым инициативам государства, скептицизм в отношении реального влияния механизмов электронного участия и слабость диалога между властью и обществом. Обоснован вывод, что эффективная оптимизация взаимодействия невозможна без фундаментальных изменений, направленных на построение доверия, обеспечение реального участия граждан, повышение прозрачности и совершенствование институтов. На основе анализа сформулированы практические рекомендации для государственной политики.
В настоящее время развитие цифровых технологий, которые коренным образом трансформируют различные аспекты человеческой активности, является одной из наиболее актуальных тем в науке и практике. Одной из таких технологий является искусственный интеллект (далее - ИИ) и нейросети, которые становятся все более значимыми инструментами в политической сфере. Трансформационные изменения, обусловленные интеграцией искусственного интеллекта, охватывают многие аспекты политической деятельности - начиная от планирования избирательных кампаний и заканчивая оптимальным управлением государственной машиной. Искусственный интеллект может предоставить возможность анализировать огромные массивы данных и уже активно применяется в различных странах, открывая новые перспективы для понимания социальных динамик. Проанализированы основные риски и потенциал внедрения технологий искусственного интеллекта в политическую сферу. Цель исследования - определение основных угроз и возможностей применения технологий искусственного интеллекта в современной российской политике. Методами сбора эмпирических данных стали глубинное интервью экспертов (32 эксперта, представители академического сообщества, специалисты в области IT-технологий, сотрудники органов власти, а также эксперты в области реализации и внедрения цифровых технологий) из 7 регионов страны, серия фокус-групп (5 фокус групп) среди представителей молодежи (18-35 лет), средний возраст (36-59 лет); старший (пенсионный) возраст (60 и более). В каждой фокус-группе участвовало 10 респондентов. По результатам исследования были выявлены основные угрозы и возможности применения технологий искусственного интеллекта в политической сфере.
Стремительное развитие технологий служит поводом для осмысления их возможностей в различных сферах, в том числе политической, связанной с электоральными процессами. Так как избрание органов власти является важнейшей задачей ее легитимизации, актуальным становится вопрос о влиянии технологий искусственного интеллекта (ИИ) на эту важнейшую сферу деятельности. Цель работы - характеристика новаций и выявление возможностей при применении искусственного интеллекта в избирательном процессе. Источником статьи стали результаты экспертного опроса, отличительной особенностью которого является сопоставление результатов опроса экспертов - ведущих отечественных исследователей в области избирательных процессов - с позицией чат-бота NicbarBot. Метод сбора информации при проведении экспертного опроса - нестандартизованное интервью, метод обработки полученных первичных данных - дискурс-анализ. Со стороны искусственного интеллекта выявлена теоретическая проработанность вопросов, алгоритмизация ответов, политическая нейтральность, нацеленность на достижение положительных результатов электоральных новаций. В отличие от ИИ эксперты соизмеряют свои ответы с реальной политической ситуацией, готовностью общества к новациям, иногда прослеживается идеологический контекст в ответах и отсутствует идеализированное оптимистичное представление о возможных позитивных изменениях, которые могут привнести электоральные инновации. Сделан вывод об амбивалентности ИИ, которая связана как с выполнением полезных функций в избирательном процессе, так и с опасностью для общества, потому что человек еще не научился его контролировать. Возможности ИИ в электоральном процессе связаны с разнообразной деятельностью в период подготовки, проведения выборов и подсчета голосов, а также в деятельности органов управления выборами. Искусственный интеллект становится триггером электоральных новаций, направленность которых зависит от разработчиков и участников избирательного процесса.
В какой степени искусственный интеллект (ИИ) служит повышению эффективности реализации государственной молодежной политики РФ в условиях технологического развития и цифровой трансформации? Новизна заключается в комплексном анализе уникальных механизмов внедрения ИИ в российскую систему молодежной политики с учетом национальных стратегических приоритетов, а также в выявлении персонализированных подходов к управлению человеческим капиталом молодежи посредством использования ИИ. По результатам анализа функционального потенциала ИИ, Стратегии государственной молодежной политики РФ до 2030 г., а также релевантных практик применения цифровых механик с системами ИИ в контексте реализации молодежной политики авторами выделены три ключевых направления имплементации ИИ-технологий: 1) разработка систем стратегического мониторинга и прогнозирования уязвимостей молодежи, 2) акселерация трансформационных процессов в сфере реализации молодежной политики через внедрение цифровых продуктов с элементами искусственного интеллекта, 3) оптимизация процессов вовлечения молодежи в общественную динамику, интенсификация гражданского участия. Приводятся примеры результативных национальных и зарубежных сценариев в указанных областях, предлагаются новые подходы к гармонизации стратегии молодежной политики посредством внедрения инновационных интеллектуальных технологий. Отмечаются существенные ограничения применения ИИ, включая этические коллизии и методологические сложности. Обозначены ключевые риски при разработке законодательных инициатив, направленных на регулирование использования ИИ в экосистеме управления человеческим капиталом молодежи, подчеркивается важность поиска баланса между стимулированием инноваций и защитой прав и свобод граждан в цифровой среде.
Турецкая Республика за последнее десятилетие продемонстрировала значительный рост влияния на мировой арене, усиление амбиций в области информационной безопасности также не обошло стороной Турецкую Республику. Турция на данный момент находится в авангарде развития цифровых и информационных инициатив среди государств Ближнего Востока. Не последнее место в новостных сводках страны занимают и новости блокировки и актов активной регуляции интернет и традиционных СМИ, которые вызывают все большую озабоченность турецкого общества. Рассмотрены исторические предпосылки, правовая база, актуальное состояние и тенденции в подходах к обеспечению цифровой и информационной безопасности Турции, а также регулятивной функции государства по отношению к интернету и СМИ. В качестве методологической основы исследования был использован кейс-стади конкретных примеров, настроивших руководство Турции на непосредственное вовлечение в процессы регулирования информационного пространства и СМИ. Помимо этого, был проведен контент-анализ, подкрепленный изучением уставных документов основных регуляторных структур Турции. В ходе работы были также изучены ключевые статьи и монографии ведущих турецких ученых в области юриспруденции, информационной безопасности и истории информационного поля страны. Выявлено, что одной из основных причин усиления контроля за информационным пространством стала нацеленность ряда кибератак на окружение президента Р. Т. Эрдогана. Вместе с тем подчеркивается, что народные волнения последних лет стали дополнительным триггером для изменения подходов к обеспечению цифровой безопасности и регулированию СМИ.
Страны Южного Кавказа в настоящее время находятся в стадии становления цифрового суверенитета. Изучение политологического измерения феномена цифрового суверенитета позволило установить концептуальные рамки исследования, сводящиеся к определению уровня цифрового развития и суверенитета южно кавказских стран в условиях новых рисков и угроз региональной безопасности. Изучение институциональных основ развития цифровых инфраструктур в странах Южного Кавказа дало возможность оценить уроень их готовности к осуществлению цифровой трансформации. В этой связи особое внимание уделено вопросам законодательного регулирования цифровой отрасли. Выявлены стратегические подходы стран региона к перспективам цифрового развития и суверенитета, отраженные в официальных стратегических документах. Показано, что проистекающая на Южном Кавказе ожесточенная конкуренция между двумя ключевыми транспортно-логистическими стратегиями «Север - Юг» и «Восток - Запад» сказывается также на логике и географии проложения цифровых коридоров. В частности, многосторонняя интеграция в телекоммуникационные коридоры интернет-трафика рассматриваются нами в качестве ключевого вызова диверсификации путей обеспечения национальной цифровой безопасности и повышения цифрового суверенитета стран региона. В этой связи анализ логистической архитектуры цифровых коридоров на двух уровнях - региональном и макрорегиональном - позволил определить основные проблемы и перспективы цифровой интеграции на Южном Кавказе. Методология работы включает межстрановой сравнительный анализ, а также методы количественной оценки уровня цифровизации (индекс сетевой готовности, проникновение мобильного и фиксированного интернета и пр.).
Процессы развития института государства и публично-властного управления могут вступать в противоречия. Авторами предложено рассмотреть ряд трансформационных процессов, которые получили в настоящий момент устойчивый характер и которые системно влияют на кардинальное изменение социальной роли и назначения государства и властно-управленческой деятельности. Методологическая основа исследования имеет преимущественно междисциплинарный характер, поскольку при рассмотрении цифровизации института «государство» берется за основу проблемное поле, а не дисциплинарные требования. В исследовании использовался дискурс-анализ аналитических и экспертных материалов, научных исследований, посвященных как общим вопросам цифровой трансформации публичной политики, так и отдельным проблемам цифровизации публично-властных институтов и практик. Обоснованно, что представления о формировании новой формы цифрового господства основываются на общественно-политическом мифе об универсальности и объективности разнообразных алгоритмических систем, согласно которому только инновационные цифровые технологии смогут обеспечить справедливость в обществе, социальное равенство, искоренить различные формы дискриминации и злоупотребления публичной властью. Также обоснована необходимость развития и усложнения общей концепции публичной власти и ее социотехнического назначения в цифровую эпоху. Доказано, что институт государства не только сохранится, но произойдет его усложнение, будет скорректировано его социотехническое назначение, повысится роль последнего при переходе к новому технологическому укладу.
В условиях глобальных технологических трансформаций цифровой коммуникационной сферы актуализируется проблема обеспечения цифрового суверенитета современного государства. Особо важное значение данная проблема имеет в сфере общественно-политических коммуникаций, характеризующейся значительным потенциалом воздействия на массовое сознание и трансформации традиционных духовно-нравственных и ценностно-смысловых основ жизнедеятельности государства и общества. Дополнительную значимость обозначенная проблема приобретает для России, находящейся в настоящее время в ситуации геополитического противостояния с коллективным Западом, многие страны которого являются технологически развитыми державами, претендующими на доминирующую роль в цифровом пространстве. Авторами изучены актуальные практики цифровизации в различных государствах мира, а также проведено международное экспертное исследование, на основе анализа результатов которого было сделано несколько ключевых выводов относительно содержания, структуры и степени универсальности моделей обеспечения суверенитета цифрового пространства общественно-политических коммуникаций. По итогам работы авторы приходят к выводу о том, что процессы суверенизации в современных государствах обладают национальной спецификой, что ставит вопрос о необходимости разработки модели цифровой суверенизации на основе национальных особенностей и в современной России. Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что цифровой суверенитет пространства общественно-политических коммуникаций представляет собой единую систему взаимосвязанных между собой инфраструктурных, коммуникационных, технологических, кадровых, компетентностных, управленческих и содержательных (ценностно-смысловых) компонентов, обеспечивающих в своем единстве, достигаемом при помощи национального законодательства и практик его реализации, независимое и успешное функционирование в национальных интересах общественно-политической сферы жизнедеятельности современного государства в цифровом пространстве. Выявленные в ходе исследования ключевые компоненты системы цифрового суверенитета национального пространства общественно-политических коммуникаций могут быть положены в основу разработки собственной модели цифровой суверенизации современной России.
В условиях цифровизации общества соседская коммуникации все чаще перемещается в онлайн-пространство. Общение соседей на публичных площадках социальных сетей создает обширные архивы данных, которые могут быть использованы для политологических исследований. Эти данные открывают новые возможности для изучения политики на низовом уровне, групповых идентичностей, политического активизма и др. Тем не менее в настоящее время существует пробел в исследованиях, связанный с отсутствием комплексных методик, позволяющих анализировать соседские онлайн-сообщества в масштабе города, не ограничиваясь отдельными кейсами. Цель данной работы - устранить имеющийся пробел, предложив методику для выявления соседских онлайн-сообществ в масштабе города, используя данные социальной сети ВКонтакте. Опираясь на данную методику, осуществляется попытка выявления в обсуждениях соседских сообществ Волгограда массива публикаций, в которых встречаются политические категории. В работе подробно раскрывается процесс поиска соседских сообществ, а также уделяется внимание описанию предобработки текстовых данных. Предлагается механизм очистки корпуса от рекламных объявлений, которые представляли широкую долю публикаций, но в то же время выступали «шумом», препятствующим основной задаче исследования. Публикации с упоминанием политических категорий выявляются путем автоматической кодировки очищенного корпуса по группам ключевых слов с последующей перепроверкой. Массив, охватывающий 17 лет взаимодействия соседей, позволил определить путем использования инструментов тематического моделирования основные периоды развития соседских сообществ. Начиная от коротких неполитических сообщений в группах соседствующей молодежи и заканчивая установлением сложившегося политического репертуара: работа органов местного самоуправления; взаимодействие с представителями органов власти, преимущественно с исполнительными, по решению локальных проблематик; организация и участие в местных патриотических мероприятий. Эти данные позволили выявить наиболее активный по упоминанию тип соседских онлайн-сообществ: территориально общественные самоуправления, сообщества дольщиков и микрорайонные сообщества как новой, так и старой застройки.
Онлайн-сообщества в социальных сетях в последнее десятилетие стали важнейшим инструментом конструирования ценностной сферы. Представлено исследование проблемного поля контента популярных патриотических сообществ в социальной сети «ВКонтакте» - «Донецк / Луганск / Новороссия», «Николай Стариков», «История: Россия и мир» в аспекте их аксиологических модусов. Для каждого сообщества были выбраны публикации путем сплошной выгрузки данных за февраль 2021, 2022, 2024 гг., которые подверглись обработке при помощи аналитического комплекса «Концептоскоп»; по ключевым словам проводился контекстный анализ, а также анализ на основе графов. Исследование показало, что проблемное поле сообществ состоит из нескольких блоков: 1) исторический метанарратив, 2) Россия - Запад, 3) Украина, СВО, 4) внутренняя политика РФ, 5) природные красоты России. Авторы приходят к выводу, что с февраля 2022 г. проблемное поле контентов анализируемых сообществ существенно расширяется за счет темы Специальной военной операции (СВО), которая трактуется как акт защиты страны; актуализируется необходимость консолидации и мобилизации российского общества; положительное отношение к СВО становится критерием идентификации патриотических сил. В контенте за февраль 2024 г. структура проблемного поля сохраняется, однако усиливается риторика двойных стандартов Запада, педалируется идея многополярного мира и новой архитектуры международных отношений, а также прогрессирует дискурс героизации, патриотизма и традиционных ценностей, набирает силу идея очищения России от внутренних врагов. Проблемное поле сообществ опирается на ценности общей исторической памяти, идеи суверенности российского государства, уникальности российской цивилизации, консолидации русского мира, непреходящего характера традиционных ценностей, осуждения аксиологических оснований западного мира и принципов его организации. Успешное производство и продвижение патриотического контента анализируемых тематических онлайн-сообществ определяется использованием комплексного подхода, сочетающего исторический нарратив и актуальный событийный ряд, аналитические статьи и эмоционально-насыщенные материалы. Именно данный подход позволяет придать позитивные аксиологические модусы патриотизму и сделать его одним из ведущих факторов общественно-политической жизни.
Трансформация коллективной идентичности в цифровом протестном дискурсе может фиксироваться с помощью отслеживания употребления местоимений первых и третьих лиц во множественном числе. Основываясь на теории коллективной идентичности и дискурсивном подходе, автор анализирует выборку из 100 000 твитов, опубликованных в период с июля 2013 г. по декабрь 2014 г., чтобы проследить использование местоимений «мы» и «они» до и после появления контрпротестного движения All Lives Matter. С применением триграммного коллокационного анализа и расчёта PMI (информационной взаимной значимости) выявляется переход от разрозненной и морально окрашенной внутригрупповой коллективной идентичности в 2013 г. к более устойчивой и политически оформленной идентичности в 2014 г. Одновременно изменяется и образ «других»: если в 2013 г. он был представлен преимущественно государственными институтами (например, полицией), то в 2014 г. он дополняется идеологическими оппонентами из гражданского общества. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что появление контрпротестов изменило дискурсивные границы оппозиции, усилив поляризацию и дуализм в структуре коллективной идентичности. Работа вносит вклад в изучение взаимодействия протестов и контрпротестов, выявляя лингвистические механизмы формирования, оспаривания и перестройки групповой идентичности в условиях идеологического противостояния.
В условиях глобального роста политической напряженности и повсеместного учащения протестных выступлений изучение динамики аффективной поляризации становится все более актуальным. Этот феномен, ранее доминировавший в политическом ландшафте США и изучавшийся сквозь призму партийной принадлежности, приобретает значение и в других странах. Распространение аффективной поляризации фиксируется и для России, имеющей богатую историю политических размежеваний. Несмотря на актуальность темы, исследования аффективной поляризации сталкиваются с проблемой разработки объективных и нереактивных методов анализа, свободных от предвзятости традиционных опросов. Кроме того, открытым остается вопрос о связи аффективной поляризации и политической мобилизации - действительно ли эти явления, развивающиеся схожими трендами, усиливают друг друга? Этот вопрос является основной гипотезой исследования. Для ее тестирования предложена методология, основанная на машинном обучении: спектральной кластеризации, тематическом моделировании BERTopic и энтропии Шеннона. В качестве эмпирической базы использованы первичные данные сообщений социальной сети «ВКонтакте», собранные в период летних протестов 2019 г. в Москве и представляющие собой сообщения пользователей, в которых выражен язык ненависти (как основной индикатор аффективной поляризации). Результаты подтвердили выдвинутую гипотезу: обнаружено статистически значимое увеличение энтропии Шеннона и выявление поляризованных тематик в период протестной мобилизации. Это свидетельствует о том, что политическая мобилизация действительно положительно связана с распространением аффективной поляризации. Разработанная методология позволяет проводить объективный анализ политических процессов и может быть использована для мониторинга и оценки рисков, связанных с эскалацией социальной напряженности.
Аффективная политическая поляризация комплексно рассматривается в сочетании ее эмоциональных, поведенческих и когнитивных аспектов. Все они проявляются в различиях между отношением индивида к политическим единомышленникам (ингруппе) и оппонентам (аутгруппе): в испытываемых эмоциях, готовности к сотрудничеству, склонности приписывать положительные или отрицательные качества. Особое внимание уделено проблеме различий между интенсивностью проявлений аффективной политической поляризации в онлайн-среде по сравнению с традиционными формами коммуникации. Большинство современных исследователей склоняются к гипотезе о более высоком уровне поляризации в рамках онлайн-взаимодействий. Данная гипотеза опирается на свойства интернет-общения, которые облегчают пользователю управление сетью контактов и источников информации и порождают феномены «эхо-камер» и «пузырей фильтров». Последние способствуют психологическому восприятию точки зрения единомышленников как единственно «нормальной» и увеличению эмоциональной дистанции по отношению к политическим оппонентам. При этом эмпирические свидетельства в пользу этого механизма довольно ограничены; крайне мало исследований, которые ставили бы задачу прямого сравнения аффективной поляризации в цифровой и традиционной средах. Эта задача решается авторами на основе опросных данных, собранных в 2025 г. среди российских респондентов. Все ключевые индикаторы аффективной поляризации измеряются для двух ситуаций - онлайн и офлайн, что обеспечивает возможность их непосредственного сопоставления. С опорой на предыдущие исследования в качестве ключевого поляризующего признака рассматривается отношение к руководству страны. Данные проанализированы с помощью корреляционного и регрессионного анализа, а также методом главных компонент. Анализ показывает, что аффективная поляризация демонстрирует в целом высокую согласованность в физическом мире и в социальных сетях. Результаты регрессии не позволяют выявить существенные расхождения в уровнях и факторах, влияющих на аффективную поляризацию, в двух средах.
В центре внимания современных исследований - особенности сетевой коммуникации и ее признаки, обеспечивающие трансверсальность коммуникационного взаимодействия. Подчеркивается значение двух возникающих в процессе сетевой коммуникации феноменов - индивидуации и сетевой солидарности. Последние формируются в пространстве таких характеристик сообщественного пространства коммуникации, как сотрудничество, инструментальность, принадлежность, визуализация, персонификация, стимулирование и др. Особое внимание уделено трансверсальности сетевой коммуникации, основанной на политике пересечения различий. Трансверсальность сетевой коммуникации выражается в динамике контекстуальности коммуникационных процессов, их многомерности, манипулятивной множественности, критической открытости, самореферентности, коммуникационной прагматике и институциональной открытости. Все это создает условия для изменения моделей выбора стратегий поведения. В противоположность теории публичного выбора трансверсальность коммуникации ориентирует принципы стратегического выбора на предосторожность, воздействия на эффекты, а не причины, управление доверием на основе сотрудничества и ориентации на раскрытие потенциалов взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/