Преимущественно центр-периферийная модель развития территорий, длительное доминирование трансфертов в структуре доходов муниципальных бюджетов сформировали затяжной, хронический характер социально-экономических проблем. Это обуславливает необходимость пересмотра целей, принципов и содержания муниципального управления, особенно в сфере экономики. Статья направлена на ревизию положений теорий местного самоуправления в контексте развивающейся концепции экономики благополучия, которые составили методологическую базу работы. Использовался комплекс общенаучных методов, включая ретроспективный анализ и систематизацию. Проведен обзор дореволюционных работ российских ученых и публицистов за период 1870–1917 гг., посвященных земскому и городскому самоуправлению. Выявлен образ благополучия территории местного самоуправления, заключающийся в обеспечении наружного и внутреннего благоустройства территории; попечении о продовольственной обеспеченности, здоровье, образовании, безопасности от различных угроз (пожаров, болезней, преступности); организации экономической жизни территории через муниципализацию общественно значимых производств и услуг, трудоустройство безработных, а также стимулирование экономической деятельности посредством кооперации и выдачи кредитов. На основе сопоставления нарративов концепции экономики благополучия и положений теорий местного самоуправления показано, что эта концепция может быть реализована средствами местного самоуправления, так как их теоретическая база соответствует друг другу. Сделан вывод о необходимости реализации потенциала системы местного самоуправления, заложенного Александром II. Для этого требуется увеличить тесноту взаимодействия жителей и органов управления, распространить знания о муниципальном управлении, предоставить большие финансовые возможности местным властям для концентрации на решении локальных проблем и выражении интересов местного населения
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Мейнстрим дискуссии об экономическом развитии определяется «продвижением “экономики благополучия” в контексте парадигмы устойчивого развития» [Семененко, Хайнацкая, 2022, с. 76]. Иными словами, эволюция концепции устойчивого развития привела к теоретическому оформлению экономики благополучия. Причины ее появления емко выразили финские исследователи Т. Хелне и Т. Хирвиламми: «До сих пор человечество преуспевало в забывании того, что вся человеческая деятельность подчинена законам термодинамики и экологических процессов… которые, в конечном счете, устанавливают ограничения для социальных институтов (включая экономику) и для человеческого благополучия, то есть, для сбалансированной реализации потребностей» [Helne, Hirvilammi, 2019, с. 13]. Заключение концепции таково: благополучное развитие общества связано с тем, чтобы, повышая уровень жизни населения и его обеспеченность благами (включая удовлетворение потребностей в продуктах питания, чистой воде, жилье, образовании и здравоохранении), не превышать экологических границ планеты. Ключевым отличием идей устойчивого развития на этапе формирования концепции экономики благополучия является, прежде всего, идея жесткости ограничений (так называемые планетарные границы) – постоянное бесконечное повышение качества жизни невозможно, современное экономическое развитие нуждается в понимании того, каков конечный уровень благ, к производству которого стремится экономическая система. Это ограничение должно преломлять воспроизводственный процесс с точки зрения принципов его осуществления, измерения его результативности и эффективности, изменяя систему ценностей и целей экономического развития.
Список литературы
1. Антипин И. А., Власова Н. Ю. (2022). Оценка стратегического планирования в муниципальных образованиях: методические, практические и управленческие аспекты // Управленец. Т. 13. EDN: HPJANH
2. № 5. С. 67-84. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-5-5 EDN: HPJANH
3. Васильчиков А. И. (1872). О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных, земских и общественных учреждений / [соч. кн. А. Васильчикова]. 3-е изд. Санкт-Петербург. В 2 т. Т. 1.
4. Вегнер А. Ю. (1916). Краткое пособие к лекциям по политике местного самоуправления, чит. в 1915-16 акад. году. Вып. 1. Харьков: Тип. “Утро” Я. П. Фишганга и М. Г. Шепшелевича. 24 с.
5. Веселовский Б. Б. (1906). Какое местное самоуправление нужно народу? Санкт-Петербург: Новый Мир. 40 с.
6. Гронский П. П. (1917). Децентрализация и самоуправление; Гл. ком. Всерос. земского союза, Экон. отд. 2-е изд., пересм. и доп. Москва: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон. 39 с.
7. Дворядкина Е. Б., Белоусова Е. А. (2023). Концепция экономики благополучия в муниципальном развитии // Развитие социально-экономического, научно-технологического потенциала регионов как фактор укрепления позиции России в современном мире: материалы Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. уч. (5-8 июля 2023 г.). Абакан: Хакасское книжное издательство имени В. М. Торосова. С. 57-62. EDN: DAVLTU
8. Загряцков М. Д. (1906). Социальная деятельность городского самоуправления на Западе. Вып.
9. I. Проблемы муниципализации. Киев: Тип. Императорского университета святого Владимира, акционерное общество печатного и издательского дела Н. Т. Корчак-Новицкого. 64 с.
10. Кизеветтер А. А. (1913). Городовое положение Екатерины II // Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Историч. сб. Т. 5. XVIII век. Вторая половина / под ред. В. В. Каллаша. Москва: т-во И. Д. Сытина. С. 251-273.
11. Кизеветтер А. А. (1917). Местное самоуправление в России IX-XIX cт.: исторический очерк. 2-е изд. Петроград. 119 с.
12. Лукомский М. Я. (1902). Городское самоуправление в России / Перед загл. псевд. авт. А. Б.; Рос. социал.-демократ. раб. партия. Женева: Тип. Союза [Рус. Социалдемократов]. 37 с.
13. Мамаев А. В. (2018). Институт городского самоуправления и проблема модернизации муниципальной инфраструктуры в России в начале XX в // Вопросы теоретической экономики. № 1. С. 102-116. DOI: 10.24411/2587-7666-2018-00007 EDN: XRODLN
14. Одарченко К. Ф. (1900). Организация и задачи земского самоуправления. Москва: Типо-лит. А. В. Васильева. 182 с.
15. Поссе В. А. (1905). Государственная власть и общественное самоуправление: из книги “Теория и практика пролетарского социализма” [глава 7]. Женева. С. 483-525.
16. Семененко И. С., Хайнацкая Т. И. (2022). Дискурсы о благополучии в реальности “неустойчивого развития”: между прошлым и будущим // Общественные науки и современность. № 5. C. 76-99. DOI: 10.31857/S0869049922050045 EDN: EZXYEY
17. Червонюк В. И. (2018). Земское и городское самоуправление России (вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.) // Вестник Московского университета МВД России. № 4. С. 153-160. EDN: YJDHFZ
18. Ширяев И. М., Курышева А. А., Вольчик В. В. (2021). Нарративный институциональный анализ и российская инновационная система // Journal of Institutional Studies. Т. 13, № 3. С. 81-101. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.3.081-101 EDN: FFDMQI
19. Belousova E. A. (2022). Economic well-being: Semantic environment and research contexts at a municipal level. Journal of New Economy, vol. 23, no. 4, pp. 46-68. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-4-3 EDN: JTTVZH
20. Boarini R., Johansson A., d’Ercole M. M. (2006). Alternative measures of well-being (OECD Social, Employment and Migration Working Paper no. 33). OECD. 58 p.
21. Cook D., Davíðsdóttir B. (2021). An appraisal of interlinkages between macro-economic indicators of economic well-being and the sustainable development goals. Ecological Economics, vol. 184(C), 106996. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2021.106996 EDN: MZVEEG
22. Coscieme L., Mortensen L. F., Anderson S., Ward J., Donohue I., Sutton P. C. (2020). Going beyond Gross Domestic Product as an indicator to bring coherence to the Sustainable Development Goals. Journal of Cleaner Production, vol. 248, 119232. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.119232 EDN: JYRKTB
23. Delahais T., Ottaviani F., Berthaud A., Clot H. (2023). Bridging the gap between wellbeing and evaluation: Lessons from IBEST, a French experience. Evaluation and Program Planning, vol. 97, 102237. DOI: 10.1016/j.evalprogplan.2023.102237 EDN: XKPTFC
24. Easterlin R. A. (1995.) Will raising the incomes of all increase the happiness of all? Journal of Economic Behavior & Organization, vol. 27, issue 1, pp. 35-47. DOI: 10.1016/0167-2681(95)00003-B
25. Fioramonti L., Coscieme L., Costanza R., Kubiszewski I., Trebeck K., Wallis S., … De Vogli R. (2022). Wellbeing economy: An effective paradigm to mainstream post-growth policies? Ecological Economics, vol. 192, 107261. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2021.107261
26. Fleurbaey M. (2009). Beyond GDP: The quest for a measure of social welfare. Journal of Economic Literature, vol. 47, issue 4, pp. 1029-1075. DOI: 10.1257/jel.47.4.1029
27. Giannetti B. F., Agostinho F., Almeida C.M.V.B., Huisingh D. (2015). A review of limitations of GDP and alternative indices to monitor human wellbeing and to manage eco-system functionality. Journal of Cleaner Production, vol. 87, pp. 11-25. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.10.051
28. Helne T., Hirvilammi T. (2019). Having, doing, loving, being: Sustainable well-being for a post-growth society. In: Chertkovskaya E., Paulsson A., Barca S. (eds.) Towards a political economy of degrowth (Article Chapter 13). Rowman & Littlefield Publishers.
29. Jackson T. (2009). Prosperity without growth. Economics for a finite planet. Routledge. 288 p. DOI: 10.4324/9781849774338
30. Jones C. I., Klenow P. J. (2016). Beyond GDP? Welfare across countries and time. American Economic Review, vol. 106, issue 9, pp. 2426-2457. DOI: 10.1257/aer.20110236
31. Laurent É., Galli A., Battaglia F., Dalla Libera Marchiori G., Fioramonti L. (2022). Toward health-environment policy: Beyond the Rome Declaration. Global Environmental Change, vol. 72, 102418. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2021.102418
32. Paulson L., Büchs M. (2022.) Public acceptance of post-growth: Factors and implications for post-growth strategy. Futures, vol. 143, 103020. DOI: 10.1016/j.futures.2022.103020
33. Sánchez M., Santiago Ochoa W. M., Toledo E., Ordóñez J. (2020). The relevance of Index of Sustainable Economic Wellbeing. Case study of Ecuador. Environmental and Sustainability Indicators, 6, 100037. DOI: 10.1016/j.indic.2020.100037 EDN: ZLACKT
34. Waddock S. (2021). Wellbeing economics narratives for a sustainable future. Humanistic Management Journal, vol. 6, pp. 151-167. DOI: 10.1007/s41463-021-00107-z EDN: SMIMWR
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние десятилетия центральные банки все большего числа стран в рамках денежно-кредитной политики применяют режим инфляционного таргетирования, который зарекомендовал себя эффективным инструментом балансировки экономического роста и инфляции. В странах с межрегиональными различиями, локальные проявления роста цен могут существенно различаться, что влечет за собой смещение инфляционных ожиданий и их неодинаковое влияние на фактическую динамику цен в будущем. Статья посвящена исследованию детерминант инфляционных ожиданий населения Уральских регионов РФ. Методологическую основу исследования составили монетарные концепции, в первую очередь, разработанные в рамках новой кейнсианской теории, и увязывающие денежно-кредитную политику с оценками инфляционных ожиданий. В работе использованы методы статистической обработки опросных данных, собранных в ходе двух раундов мониторинга инфляционных ожиданий населения. Информационную базу исследования составили результаты опросов по выборке, состоящей из 2 976 респондентов. В ходе исследования выявлена региональная, социальная и аллокативная неоднородность восприятия динамики уровня цен и инфляционных ожиданий. Результаты исследования вносят вклад в понимание характера инфляционных ожиданий на примере населения регионов Урала и могут стать основой для выработки целевых коммуникационных мероприятий, направленных на таргетирование инфляции
Цифровые экосистемы банков способствуют увеличению продуктовой линейки финансовых и нефинансовых услуг, что дает возможность повысить качество и скорость обслуживания клиентов. В то же время расширяющийся спектр нефинансовых услуг банков повышает размеры их непрофильных активов и влияет на их финансовую устойчивость. Это создает определенные сложности в управлении экосистемами, как на уровне отдельного банка, так и на уровне регулирования финансовых рынков. Исследование направлено на изучение теоретических и практических аспектов формирования и развития экосистем в банковском секторе РФ. Методология работы включает теорию отраслевых рынков и концепцию экосистем. Использовались методы сравнительного и структурного анализа. Информационной базой послужили данные публичной и внутренней отчетности банков ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф Банк» и Банк ВТБ (ПАО). Результаты исследования показали, что банковские экосистемы отличаются по ключевому направлению деятельности (ядро экосистемы «Тинькофф Банк», например, инвестиции и образование, а ВТБ – жилищная программа), характеру взаимодействия их участников, а также по способу формирования (универсальный, нишевый, аутсорсинговый, инсорсинговый). Особенности развития цифровых экосистем банков обусловлены их специализацией, структурой иммобилизационных активов, клиентской базы и уровнем цифровизации бизнес-процессов. Значимость исследования состоит в выявлении структурно-функциональных особенностей цифровых экосистем в банковском секторе, а также в обосновании необходимости дальнейшего совершенствования методик учета и оценки иммобилизационных активов банков
Пандемия COVID-19 привела к общему экономическому спаду в большинстве стран мира. В значительной мере его причины лежат в сфере рынка труда. Введенные ограничительные меры привели к тому, что многие работники вынуждены были оставаться дома, а часть из них и вовсе лишилась работы. Скорость экономического оживления в разных странах варьировалась по мере снятия карантинных ограничений. Одним из определяющих факторов восстановительного процесса является степень гибкости рынка труда и его способность адаптироваться к меняющимся экономическим условиям. Статья посвящена изучению взаимосвязи гибкости рынка труда и скорости восстановления темпов роста ВВП в период ослабления пандемии и отмены карантинных мер. Методологической базой исследования послужили положения теории экономики труда. Методы включали множественный и логистический регрессионный анализ. Информационную базу составляют данные Всемирного Банка и статистической службы Европейского союза, включающие показатели для оценки гибкости рынка труда и ВВП стран мира за 2020–2021 гг. В результате установлена обратная взаимосвязь между скоростью восстановления темпов роста ВВП в постковидный период и долей частичной занятости в экономике. Однако, учитывая, что показатель частичной занятости отражает не только гибкость рынка труда, но и во многом является следствием общего спада производства и безработицы, можно связать медленные темпы восстановления с большей слабостью экономики. Таким образом, полученные результаты недостаточны для опровержения гипотезы о том, что большая гибкость рынка труда приводит к ускоренному восстановлению экономики стран. В то же время доказано, что страны Восточной Европы в целом быстрее оправились от последствий кризиса COVID-19, чем другие страны ЕС. Исследование вносит вклад в понимание процессов трансформации рынка труда под влиянием пандемии, а также выступает источником информации для разработки и внедрения политики в сфере регулирования рынков труда
Необходимость оценки экономической эффективности налоговых расходов в последнее десятилетие приобрела особую значимость в связи с увеличением количества ситуаций, когда налоговые льготы используются заинтересованными сторонами для личного обогащения. Проблема обостряется также тем, что налоговые расходы – это недополученные средства бюджета. Целесообразность их осуществления может быть доказана или опровергнута на основе оценки их влияния на экономический рост. Статья посвящена такой оценке на примере США. Методологическую основу исследования составила концепция эндогенного роста Барро. Использовались эконометрические методы исследования. Информационной базой являются материалы Глобальной базы данных о налоговых расходах (Global Tax Expenditures Database – GTED), Департамента казначейства США, Бюро экономического анализа США и Бюро переписи населения США за 1998–2022 гг. Проведенный анализ указывает на отсутствие корреляции между долей налоговых расходов конкретной сферы в их общей величине и их эффективностью (силой положительного влияния на ВВП). Так, наибольший удельный вес имеют налоговые расходы в сфере торговли и жилищного строительства (35, 4 %), однако, их влияние достаточно слабое в сравнении с другими категориями – на 1 доллар расходов приходится 0,04 доллара общего прироста ВВП. В то же время налоговые расходы в социальной сфере (2 %), имеющие несущественный удельный вес, приносят в 10 раз большую отдачу (0,49 доллара общего прироста ВВП на 1 доллар). Таким образом, структура налоговых расходов, имеющая ярко-выраженную социальную направленность, является для США наиболее предпочтительной.
Сравнение рекомендаций, следующих из теоретического экономического моделирования национальной инновационной системы с предложениями, основанными на анализе нарративов акторов российской инновационной системы (РИС), может служить базисом для разработки стратегии в области регулирования инновационного развития. Статья направлена на разработку рекомендаций для реализации государственной инновационной политики. Методологической базой исследования является нарративная экономика в сочетании с элементами оригинального институционализма. Используются качественные методы нарративного анализа. Информационную базу составляют нарративы акторов РИС, содержащиеся в рейтинговых и специализированных российских СМИ, и интернет-ресурсах, а также 27 глубинных интервью, отобранных методом построения экспертной сетевой выборки. Результаты исследования показали, что акторы РИС отмечают значимую роль государства в развитии инновационной деятельности, указывая при этом на такие проблемы, как непоследовательность действий правительства, нестабильность инновационной политики, отсутствие эффективных механизмов, способствующих увеличению финансирования инновационных проектов и др. Особую важность при реализации экономической политики респонденты придают включенности бизнеса в инновационную деятельность, расширению его экономической свободы, созданию и развитию предпринимательской инициативы. Результаты исследования позволяют идентифицировать важнейшие факторы и способы повышения активности в национальной инновационной системе
Шеринг-экономика и соответствующие ей модели потребления и использования ресурсов представляют собой формы взаимодействия экономических агентов, основанные на применении цифровых технологий. Вместе с тем развитие шеринг-экономики проходит ряд этапов, которые определяют особенности ее внедрения и распространения. Статья посвящена идентификации и характеристике периодов развития шеринг-экономики. Методологическая база исследования представлена положениями институциональной экономической теории, цифровой экономики, экономики совместного пользования. Использовались методы систематизации и компаративного анализа. В результате выделено пять этапов развития шеринг-экономики: базовый, технологический, платформенный, социальный и продвинутый, отличающиеся масштабом распространения и уровнем развития цифровых технологий, а также инициирующие и поддерживающие текущие институциональные изменения. Доказано, что на смену этапов шеринг-экономики повлияли такие внешние факторы, как появление крупных ИТ-гигантов и пандемия COVID-19. Уровень цифровизации стимулировал развитие новых инструментов шеринг-экономики, способствовал изменению характера потребления товаров и услуг. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности использования представленной периодизации при прогнозировании распространения проектов шеринг-экономики в отдельных сферах.
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/