1. Аванесов С.С. Тело и пряжа. Визуализация метафоры в иконографии Благовещения // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 2. С. 523-534.
2. Дмитриевский А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалим IX-X вв. М., 2014.
3. Желтов М. Вход // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 33-38.
4. Желтов М. Литургия апостола Иакова // Православная Энциклопедия. Т. 41. М., 2020. С. 244-253.
5. Квливидзе Н.В. Благовещение Пресв.Богородицы. Иконография // Православная Энциклопедия. Т. 5. М., 2009. С. 265-268.
6. Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1907.
7. Никифорова А.Ю. Землетрясения в иерусалимской гимнографии: публикация, атрибуция, интерпретация текста из Sin. Gr. ΝΕ / ΜΓ 56+5 (IX в.) // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2020. Т. 79. № 4. С. 84-101.
8. Никифорова А.Ю. Литургия мира: Константинополь vs Ближний Восток // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 3. С. 50-71.
9. Никифорова А.Ю. Неизвестные тропари христианских праздников из Египта в Sinai Gr. NF MG 15 // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2024. № 28-2. С. 1197-1211.
10. Никифорова А.Ю. Панигир архангела Михаила на Синае и в Египте: реконструкция греко-православного чина IX в. // Theologia Christiana Academica. 2025. № 1. C. 61-83.
11. Никифорова А.Ю., Холкина Л.С. Святые жены в древнеиерусалимском богослужении: корпус текстов и система топосов // Библия и христианская древность. 2021. № 3 (11). С. 160-196.
12. Пападопуло-Керамевс A. Ἀνάλεκτα Ἰεροσολυµιτικῆς Σταχυολογίας. Т. 2. СПб., 1894. C. 99-105.
13. Помяловский И.В. Паломничество по святым местам конца IV века // Православный палестинский сборник. 1889. № 20.
14. Тафт Р.Ф. Литургия, описанная в “Мистагогии” Максима Исповедника: византийская, палестинская - или иная? // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2013. № 8. С. 9-62.
15. Фонкич Б.Л. Византийский маюскул VIII-IX вв. К вопросу о датировке рукописей. Москва, 2020. 232 c.
16. Baumstark A. Das Gesetz der Erhaltung des Alten in liturgisch hochwertiger Zeit // Jahrbuch für Liturgiewissenschaft. 1927. Т. 7. S. 1-23.
17. Baumstark A. Der “Cherubhymnus” und seine Parallelen // Gottesminne. Leipzig, 1911-1912. B. 6. S. 10-22.
18. Bertonière G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church // Orientalia Christiana Analecta. 1972.
19. D’Aiuto F. Sopravvivenza e riuso dell’“Inno alfabetico Schøyen” nel Tropologio Sin. gr. NE ΜΓ 56+ 5 e in antichi manoscritti greci dell’Ottoeco e georgiani dello Iadgari // Nea Romi. Rivista Di Ricerche Bizantinistiche. 2019. Т. 16. P. 33-68.
20. Duchesne L. Le Liber Pontificalis. I. Paris, 1886.
21. Eustratius. Vita et conversation S. Eutychii 78 [BHG 657] / Patrologia Graeca. Paris, 1865. T. 86.2.
22. Follieri E. Initia hymnorum ecclesiae graecae I / Studi e testi. Citta del Vaticano, 1960. Vol. 211.
23. Frøyshov S.S.R., Nikiforova A., Smelova N. Byzantine Influence before Byzantinisation: The Tropologion Sinai Greek NE ΜΓ 56+ 5 Compared with the Georgian and Syriac Melkite Versions // Religions. 2023. Т. 14. № 11. P. 1363.
24. Galadza D. Liturgy and byzantinization in Jerusalem. Oxford University Press, 2018.
25. Galadza D.A greek source of the Jerusalem lectionary: Sinai Gr. NE MG 8 (10th c.) // Synaxis katholikē. 2014. Т. 1. P. 213-228.
26. Gregorius Theologus. Oratio XXXVIII. Theophania, sive Nathalitia Salvatoris / Patrologia Graeca. T. 36. Paris, 1886. Col. 311-334.
27. Hieronymus S.E.S. Hieronymi Presbyteri Opera/Pars I. Opera exegetica 2 Commentariorum in Esaiam libri I-XI // S. Hieronymi Presbyteri Opera. 1963.
28. Jacob A. Une version géorgienne inédite de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome // Le Muséon. 1964. Т. 77. P. 65-119.
29. Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem: (vom 5. bis 8. Jahrhundert) // Wiener Beiträge zur Theologie. 1970.
30. Mateos J. Le Typicon de la grande église: Ms. Saint-Croix no 40, Xe siècle. 1962.
31. Mercier Ch. La Liturgie de saint Jacques, PO 126 (26.6). Paris, 1946.
32. Metzger M. Les constitutions apostoliques. T. 3. Livres VII et VIII. Paris, 1987. [SC 336].
33. Nikiforova A. The consecration of holy myron in the near east: A reconstruction attempt of the Greek-melkite rite (with the edition of sinai Greek nf/e 55+ fragment e sine numero, AD 1156) // Orientalia christiana periodica. 2019. Т. 85. № 1. P. 167-216.
34. Nikiforova A., Bauer S., Tucker G.A Hagiopolite’Proto-Triodion’: Quadragesima Hymns in the New Tropologion Sin. Gr. ΝΕ ΜΓ 56+ 5 // Orientalia Christiana Periodica. 2024. Т. 90. № 1. P. 67-142.
35. Nikiforova A.J. The Oldest Greek Tropologion Sin. Gr. Mr 56+ 5: A New Witness to the Liturgy of Jerusalem from outside Jerusalem with First Edition of the Text // Oriens christianus. 2015. Т. 98. P. 138-173.
36. Nikiforova A.J., Chronz T. The Codex Sinaiticus Liturgicus revisited: a new edition and critical assessment of the text // Orientalia christiana periodica. 2017. Т. 83. № 1. P. 59-125.
37. Nikolopoulos P. Damianos Archbishop B. Peltikoglou A. Sophronios. Τὰ νέα εὑρήµατα τοῦ Σινᾶ. Ἱερὰ Μονὴ καὶ Ἀρχιεπισκοπὴ Ὑπουργεῖο Πολιτισµοῦ, ἵδρυµα Ὅρους Σινᾶ, Ἀθῆναι, 1998.
38. Outtier B. Un nouveau fragment oncial inédit du lectionnaire de Jérusalem en géorgien. Pèlerinages et lieux saints dans l’Antiquité et le Moyen Âge. Mélanges offerts à Pierre Maraval. Paris, 2006. P. 323-328.
39. Piédagnel A., Paris P. Cyrille de Jérusalem // Catéchèses mystagogiques. 1966.
40. Proclus, archiepiscopus Constantinopolitanus. Oratio de laudibus S. Mariae / Patrologia Graeca. T. 65. Col. 679-692. Paris, 1864.
41. Renoux C. L’hymne des saints dons dans l’Octoéchos géorgien ancient / Θυσία αἰνέσεως. Mélanges liturgiques offerts à la mémoire de l’archevêque Georges Wagner (1930-1993). Paris: Presses Saint-Serge-Institut de Théologie Orthodoxe, 2005. P. 293-313.
42. Renoux C. Les hymnes de la resurrection. 1 Hymnographie liturgique géorgienne; textes du Sinai 18/trad., introd. et annot. par Charles Renoux // Les hymnes de la résurrection. 2000.
43. Renoux C. L’hymnaire de Saint-Sabas, Ve-VIIIe siècle: Le manuscrit géorgien H 2123. Du samedi de Lazare à la Pentecôte. I. Institut pontifical oriental de Rome, 2008. Т. 50. № 224.
44. Sabas S. L’hymnaire de Saint-Sabas (Ve-VIIIe siècle): le manuscrit géorgien H 2123. De la nativité de notre seigneur Jésus-Christ au samedi de Lazare. III. Brepols, 2021.
45. Simić P. Ein osticher cherubischer Hymnus // Byzantinoslavica. 1969. T. 30. P. 116-118.
46. Swainson C.A. The Greek liturgies, chiefly from original authorities. With an appendix containing the Coptic ordinary canon of the mass from two manuscripts in the British Museum. Hildesheim, New York, G. Olms, 1971.
47. Taft R. Worship on Sinai in the first Christian millenium: glimpses of a lost world // Approaching the Holy Mountain: Art and Liturgy at St Catherine’s Monastery in the Sinai, Turnhout. 2010. P. 143-177.
48. Taft R.F. Anton Baumstark’s comparative liturgy revisited // Orientalia christiana analecta. 2001. № 265. P. 191-232.
49. Taft R.F. The communion, thanksgiving and concluding rites // A history of the liturgy of St. John Chrysostom. 2008.
50. Taft R.F. The great entrance: a history of the transfer of gifts and other preanaphoral rites of the liturgy of St. John Chrysostom // A history of the liturgy of St. John Chrysostom. 1975.
51. Taft R.F. The Precommunion Rites. Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 2000.
52. Taft R.F. The βηματικιον in the 6/7th c. Narration of the Abbots John and Sophronius (GHGNA 1438w). An exercise in comparative liturgy // Orientalia christiana analecta. 2000. № 260. P. 675-692.
53. Taft R.F., Parenti S. 2: Il grande ingresso. Monastero Esarchico, 2014.
54. Tarchnischvili M. Le grand lectionnaire de l’Église de Jérusalem (Ve-VIIIe), t. 1-2 // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. 1959. P. 188-189.
55. T̕arxnišvili M. Liturgiae ibericae antiquiores. Louvain, 1950.