Эта статья была задумана во время написания монографии об исторических связях Иерусалима и России [Крылов, Морозов, Федорченко, Шебалина, 2024]. Когда создавался раздел, посвящённый архимандриту Антонину (Капустину), главе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865–1894), меня заинтересовала история и судьба одного экспоната из его коллекции древностей — небольшая каменная табличка с древнееврейской эпиграфикой на арамейском языке, которая была найдена предположительно в середине 1880- х годов. Текст на скрижали подтверждал подлинность ветхозаветного предания о царе Иудеи Озии (Узия, Узияху). К сожалению, этот артефакт не стал достоянием России. Назначенный в мае 1968 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от РПЦЗ архимандрит Антоний (граф Граббе) провел неблаговидные, если не сказать — преступные переговоры с израильскими властями, которые по окончании войны 1967 г. установили свой контроль над территориями, где размещалась часть русских участков, приобретенных о. Антонином. В результате табличка царя Озии, хранившаяся со дня ее обретения в русском Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне, оказалась в Нью-Йорке и была продана на аукционе за 150 тысяч долларов еврейским меценатам и передана в Музей Израиля в Иерусалиме, где находится поныне. Понятно, что изучением этой древней реликвии занимаются в основном израильские специалисты. Значение этого артефакта для библейской истории и культуры трудно переоценить — эпитафия с упоминанием имени потомка царя Давида относится к числу наиболее древних образчиков еврейского диалекта арамейского языка, на котором написаны поздние книги Ветхого завета, галахические и талмудические тексты, а также некоторая раннехристианская литература. Несмотря на лаконизм многовекового документа, его детальное изучение позволяет восстановить некоторые замысловатые и противоречивые события и явления, изложенные в библейском повествовании. Исследование основывается на анализе текстов Ветхого и Нового Заветов, талмудической литературы, произведений И. Флавия, современных достижений разных научных школ археологии и древней истории.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
Надписи на каменных гробницах и оссуариях — наиболее распространенная разновидность древнееврейской эпиграфики. Именно в этой форме дошли до нас многие сообщения от людей, населявших города и местности, упомянутые в текстах Ветхого и Нового заветов. Выгравированные на надгробиях тексты являются ценнейшими, а зачастую — единственными источниками, дающими представление о различных сторонах жизни еврейского народа и цивилизаций, с которыми он контактировал в древности. К числу таких примечательных памятников древнебиблейской истории — вне всякого сомнения — относится табличка с эпитафией царю Озии, которая попала в коллекцию древностей арх. Антонина (Капустина) при осмотре им погребальной пещеры Румманийе (Гранатовая) на приобретённом участке Уара эд-Дуббак в юго-восточной части Кедронской долины1 [Головко, 2024. С. 7]. Судя по записи в дневнике от 1885 г., начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (РДМ) был убежден, что ему удалось найти усыпальницу царя Озии [Беляев, Бутова, Лисовой, 2009. С. 49]. Эту версию поддержал профессор Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, византинист А. А. Олесницкий, исследовавший пещеру во время экспедиции в Палестину в 1873–1874 гг. [Олесницкий, 1875. С. 406–411]. Российские учёные не раз обращались к дневникам о. Антонина с целью выяснения обстоятельств появления в его коллекции древнееврейского артефакта [Беляев, Бутова, Лисовой, 2009; Гурулева, 2007; Чехановец, Вах, 2017]. Первыми специалистами, которые стояли у истоков научного изучения таблички с эпитафией Озии были А. А. Олесницкий, член-корреспондент Императорской академии наук Д. А. Хвольсон [Хвольсон, 1884. С. 508] и французский археолог и дипломат Ш. Клермон-Ганно [Clermont-Ganneau, 1885]. Интерес к эпитафии Озии проявил даже такой корифей библейской археологии, как У. Ф. Олбрайт [Albright, 1931]. Другой американский археолог Дж. Э. Райт назвал экспонат из русской коллекции «уникальным, поскольку его текст — наибольший по объему среди, всех найденных письменных источников на арамите времен Иисуса Христа» [Wright, 1938. Р. 9]. Когда табличка с надгробия Озии оказалась в музее Израиля, она стала предметом изучения целого ряда местных археологов и историков [Sukenik, 1931. P. 288–292; Ben-Eliahu, 2000. P. 157–158; Yellin, 1929. P. 41; Epstein, 1931. P. 293–294; 2005; Schremer, 1987. P. 188–190; Ussishkin, 1970. P. 33–46]. Опираясь на источники и научные наработки вышеперечисленных исследователей, руководствуясь методом научного рационализма, автор попытался дать собственное представление о вехах библейской истории, связанных с надгробной табличкой иудейского царя.
Список литературы
1. Беляев Л.А., Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Археологические памятники Русской Палестины по архивным материалам 1870-1910-х годов // Российская археология. 2009. № 4. С. 46-57.
2. Беляев Л.А., Вах К.А., Чехановец Я. Русские раскопки у храма Воскресения в Иерусалиме: источники, дискуссии, современная интерпретация. М.: Индрик, 2022. 666 с.
3. Библейская энциклопедия Брокгауза. Пер. Ф. Ринекер Г. Майер. М.: Российское Библейское Общество, 1999.
4. Блаженный Иероним, пресвитер Стридонский о положении и названиях еврейских местностей (перевел и объяснил И. Помяловский) // Православный палестинский сборник. 1894. Т. 13. № 2. С. 1-130.
5. Бордоский путник. 333 г. / Предисл.: В. Хитрово // Православный палестинский сборник. 1882. Т. 1. № 2. С. 1-43.
6. Головко Д.С. Владения Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат). М.: МГИМО, 2024. 400 с.
7. Гурулева В.В. В Палестине скоро будет русский музей: музей архимандрита Антонина в Иерусалиме // Вспомогательные исторические дисциплины. 2007. № 30. С. 384-395.
8. Дмитревский С.М. Русские раскопки на Елеонской горе. М.: Индрик, 2006. 77 с. EDN: QPIOZB
9. Киприан (Керн). Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). М.: Крутицкое подворье, 1997.
10. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим: Кетер, 1982. Т. 2.
11. Крылов А.В., Федорченко А.В., Морозов В.М., Шебалина Е.О. Иерусалим и Россия: связь веков. М.: МГИМО, 2024. 489 с.
12. Олесницкий А.А. Святая Земля. Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны экстраординарного профессора Киевской Духовной Академии Акима Олесницкого (1873-1874). Киев: Тип. С.Т. Еремеева, 1875.
13. Письмо Ф.И Успенского от 22 ноября 1896 г. императорскому послу А.И. Нелидову № 294 // АВПРИ. Ф. 337/2. РИППО. Оп. 873/1. Д. 601 (РАИК), 1844-1928.
14. Путеводитель по святым местам града Иерусалима. Одесса: тип. Е.И. Фесенко, 1908.
15. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. М., 2000. Т 1.
16. Творения блаженного Иеронима Стридонского. 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...). Ч. 6. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1880.
17. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. М.: ДАРЪ, 2009. Т. 6.
18. Хвольсон А.Д. Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма. Надгробные и другие надписи из иных мест, в древнееврейском квадратном шрифте, также и образцы шрифтов из рукописей IX-XV столетия. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1884.
19. Чехановец Я., Беляев Л.А. Палестинский Музей Антонина Капустина: состояние исследований и перспективы изучения // Византийский временник. 2019. № 103. С. 228-255.
20. Чехановец Я., Вах К.А. происхождении иерусалимской надписи ветхозаветного царя Озии // Иерусалимский православный семинар. 2017. № 7. С. 9-18.
21. Albright W.F. The Discovery of an Aramaic Inscription Relating to King Uzziah // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 1931. Т. 44. № 1. P. 8-10.
22. Allegro M.J. The treasure of the Copper scroll: The opening and decipherment of the most mysterious of the Dead Sea scrolls, a unique inventory of buried treasure. New York: Doubleday Publisher, 1960.
23. Barag D. The 2000-2001 exploration of the tombs of Benei Ḥezir and Zechariah // Israel exploration journal. 2003. Т. 53. № 1. P. 78-110.
24. Baruch E., Levy-Reifer A., Faust A. (Ed.). The Kidron Valley Tombs in the Byzantine Period: A Reconsideration. Ramat-Gan: Bar-Ilan University, 2011.
25. Bar-Yaakov R., Abadi O.Y., Wiegmann A., Zilberbod I., Chernin M., Halevi S. Purity and Impurity II: The Qidron valley throughout the ages. Shalev Y., Peleg-Barkat O., Zelinger Y., Gadot Y. (editors). New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region. Tel Aviv: Tel Aviv University, 2019.
26. Ben-Eliahu E. Ли-мекоро шел циюн Узияху [The Source of the Tombstone Inscription of Uziah]. Cathedra. 2000. № 98. P. 157-158. (In Hebrew).
27. Benjamin of Tudela. The Ltinerary. Adler M. N. (trans). London: Oxford University Press, 1907.
28. Biblical Encyclopedia. Jerusalem: Byalik Publishing House. 1954. Vol 2. (In Hebrew).
29. Breslawi J. Мадрих Йерушалаим мин а-гениза а-кахирит [Guide to Jerusalem from the Cairo Geniza]. Land of Israel: Research on the Study of the Country and Its Ancient History. 1964. № 7. P. 69-80. (In Hebrew).
30. Clermont-Ganneau C. Les fraudes archéologíques en Palestine: suivies de quelques monuments phéniciens apocryphes, avee 20 gravures et fae-similes. E. Leroux, 1885. Т. 40.
31. Cousland J.R.C. The crowds in the gospel of Matthew. Leiden, Boston, Köln: Brill, 2001.
32. Cust L.G.A. The Status Quo in the Holy Places. Jerusalem: Government of Palestine, 1929.
33. Epstein J.N. Ле-циюн Узияху мелех Иехуда [To the Epitaph of Uzziahu]. Тарбиц. 1931. Vol. 2. № 4. P. 293-294. (In Hebrew).
34. Flurry S. Where Is the Tomb of David? URL: https://armstronginstitute.org/297-where-is-the-tomb-of-david (дата обращения: 30.12.2024).
35. Gil M. Эрец Исраэль ба-ткуфа а-муслемит а-ришона (614-1099) [The Land of Israel in the First Islamic Period (614-1099)]. Vol. 1. Tel-Aviv: Tel-Aviv University, 1983. (In Hebrew).
36. Ginsburg C.D. Introduction of the Massoretico-critical edition of the Hebrew Bible. London: Trinitarian Bible society, 1897.
37. Honeyman A.M. The Evidence For Regnal Names Among The Hebrews // Biblical Literature. 1948. Vol. 67. № 1. Р. 13-25.
38. Limor O. The Origins of a Tradition: King David‘s Tomb on Mount Zion // Traditio. 1988. Т. 44. P. 453-462.
39. Lipschits O., Oeming M., Godot Y. Ramat Raḥel IV: The Renewed Excavations by the Tel Aviv-Heidelberg Expedition (2005-2010) Stratigraphy and Architecture. Penn State Press, 2020.
40. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Vol. 3. The City of Jerusalem. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
41. Reiner E. А-Кешер а-галуй вэ а-эмет а-нистерет. Ноцрим, иехудим у-мекомот кедушим бэ Эрец Исраэль бамеа а-штейм эсре [Overt Falsehood and Covert Truth: Christians, Jews, and Holy Places in Twelfth-Century Palestine]. Zion. 1998. Vol. 63. № 2. P. 157-188 (In Hebrew).
42. Reinhardt W., Bauckham R. The population size of Jerusalem and the numerical growth of the Jerusalem Church // The Book of Acts in its first century setting; 4: The book of Acts in its Palestinian setting. 1995. P. 237-265.
43. Saulcy F. Narrative of a journey round the Dead Sea and in the Bible Lands // Narrative of a journey round the Dead Sea and in the Bible Lands in 1850 and 1851; in 2 vols. 1853.
44. Schremer A. Од аль циюн Узияху [On the question of the epitaph to the king of Uzziah]. Cathedra. 1987. № 46. P. 188-190. (In Hebrew).
45. Sukenik E.L. Циюн Узияху мелех Иехуда [An Epitaph to King Uzziah of Judah]. Tarbitz. 1931. Vol. 2. № 4. P. 288-292. (In Hebrew).
46. Tanakh. Hebrew Bible - Torah, Prophets, Writings. London: The British and Foreign Bible Society, 1989. (In Hebrew).
47. Tozer A.W. The Pursuit of God. Chicago: Moody Publishers, 2008.
48. Ussishkin D. The Necropolis from the time of the kingdom of Judah at Silwan, Jerusalem // The Biblical Archaeologist. 1970. Т. 33. № 2. P. 34-46.
49. Weill R. La Cité de David, compte rendu des fouilles exécutées, à Jérusalem, sur le site de la ville primitive. Campagne de 1913-1914 (suite et fin). Revue des études juives. 1920. Т. 71. № 141. P. 1-45.
50. Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. 3rd ed. Warminster, England: Aris & Phillips, 2002.
51. Wright G.E.A Gravestone of Uzziah, King of Judah // The Biblical Archaeologist. 1938. Т. 1. № 2. P. 8-9.
52. Yellin A. On the Newly Discovered Jewish Ossuary Inscriptions // Journal of the Palestine Oriental Society. 1929. Т. 9. P. 41-44.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена выявлению условий и определению тенденций распространения католицизма в странах Африки. В качестве методологической рамки исследования выступает маркетинговая парадигма. С опорой на «ромб Портера» определены факторы конкурентных преимуществ религий: спрос и религиозный «капитал» (совокупность знаний человека о религиозных ритуалах, доктринах, сакральных текстах), миссионерская деятельность, предложение религии, активность государства (от полного невмешательства до жесткого контроля над деятельностью религиозных организаций), действие случая. Рассматривается влияние каждого фактора на формирование конкурентных стратегий католицизма в рамках локальных и регионального рынка религий Африки. Определено, что несмотря на рост числа приверженцев, католическая Церковь Африки в XXI в. проходит через сложный и противоречивый процесс поиска своего места в глобальном католицизме, одновременно сталкивается с обострением конкуренции на рынках религий. Вызов католицизму на континенте бросают пятидесятническое движение, афрохристианские церкви, а также ислам. Выявлено, что не менее серьезные проблемы перед католиками Африки ставят процессы либерализации вероучения и практики, инициированные после вступления на Римскую кафедру в 2013 г. Папы Франциска. Консервативно настроенная африканская паства оказалась не готовой положительно воспринять предложения Римской курии. Африканским католикам, религиозный «капитал» которых сформировался в результате синтеза традиционных религиозных убеждений и живого библейского духовного наследия, оказались чужды либеральные ценности современного Запада. Можно утверждать, что именно учет факторов конкурентных преимуществ на рынке религий Африки определит будущее католической Церкви.
В предлагаемой вниманию читателя статье анализируется специфика богословского мышления крупного средневекового армянского богослова и церковного деятеля периода Армянского Киликийского царства Святого Нерсеса Шнорали (Нерсес Благодатный, XII в.), проявившаяся в спорах о божественной природе, рассматриваемой через призму идеи объединения Армянской Апостольской Святой и Греко-византийской церквей. Стержневыми в статье являются три взаимосвязанные идеи: 1. Как и все предшествующие ему армянские мыслители и богословы, начиная с основателя армянской патристики Месропа Маштоца (ок. 361–362 — 440 гг.), Нерсес Шнорали преследовал цель защиты автокефалии Армянской церкви, а через это — обоснования («оправдания») исторического существования армянской нации (сохранения её культурной самобытности); 2. Рефлексируя над вопросом о союзе христианских церквей, Нерсес Шнорали поднялся над политической составляющей раскола Вселенской церкви, предложив свою версию решения этой многотрудной задачи — объединение христианских церквей на основе высших/вечных духовно-нравственных ценностей, что, собственно, и является сутью христианского мировоззрения; 3. С целью обоснования возможности и необходимости восстановления целостности и единства Вселенской церкви Шнорали изменил плоскость, методологию и язык (категориально-понятийный аппарат) богословских дискуссий, что предвосхитило ряд важнейших достижений культуры, философии и богословия XX в. Исходным методологическим принципом данного исследования является характеризуемая как историческая закономерность корреляционная связь между политикой и религией. Статья состоит из вводной части, в которой дана характеристика личности и деятельности Шнорали, краткого исторического очерка взаимоотношений между Армянской и Греко византийскими церквами, богословско-критического анализа, связанного с вопросом о союзе церквей корпуса положений Шнорали, а также заключения, содержащего основные выводы статьи. В качестве основного исследовательского материала использованы первоисточники на армянском языке, каковыми служат прежде всего труды самого Шнорали, и в первую очередь — его переписка с византийским императором Мануилом и Патриархом Константинополя Михаилом. Использованная в статье научно-исследовательская литература состоит из трудов корифеев армянской науки. Основным выводом статьи является следующее положение. Шнорали привнёс большой вклад в историю общехристианского богословия, заложив основы несвойственного Средневековью искусства богословской дискуссии. Тем самым он определил истинно христианский путь достижения единства Вселенской церкви, что позволяет назвать его предтечей экуменизма.
В статье впервые публикуется и исследуется греческий корпус гимнов литургии апостола Иакова IX–X вв. — входного, на синаксис, перенос святых Даров, причастие, отпуст — из Тропология новой редакции Sinai Greek NF MG 56+5, IX века, Лекционаря РНБ Греч. 44, или Codex Sinaiticus Liturgicus IX в., а также сборников IX–X веков Sinai Greek NF MG 8, 24, 83, с целью понять специфику функционирования этих гимнов на данном этапе развития иерусалимского богослужения. В отношении количества гимнов, способа их пения (самостоятельно / респонсорно со стихом), выбора текстов (архаичный / новый, оригинальный / вторичный), терминологии кодексы демонстрируют свободу, пластичность, тенденцию к унификации. Формуляр MG 56+5 обнаруживает отмирание гимнов входного и на перенос святых Даров, развитие — гимна на отпуст; более архаичный по составу — в РНБ Греч.44, напротив, еще включает входные гимны и не знает — на отпуст. Отголосок респонсорного стихословия Псалтири, некогда бывшего ядром песнопений ИАК, документируется во входных гимнах и на перенос святых Даров в РНБ Греч. 44, в архаичной литургии мира в MG 56+5 и указании на стих для некоторых гимнов синаксиса. Отличаются по содержанию древние гимны на синаксис: они были ответом на евангельское чтение дня и являлись его парафразом. Кроме них, гимны на перенос святых Даров, выросшие из стихословия 23-го псалма (Пс. 23: 7–10, аллилуарии), либо книги пророка Исайи (Ис. 6:3, агиологии). Наконец, причастны, содержащие темы Тайной вечери или раздробления Агнца. Большинство же гимнов неспецифичны, вторичны, привлечены из репертуара других служб. Из 76 гимнов 14 обнаружены в ранних иерусалимских книгах; 41 вошло в общевизантийский гимнографический корпус и исполняется по сей день.
Это исследование систематически выявило и перечислило прямые ссылки Аквината на двух наиболее часто цитируемых исламских и иудейских философов, Авиценну, Аверроэса, раввина Моисея и Авицеброна, в Summa Theologiæ (ST), проанализировало аргументативные ответы Аквината на их философские позиции и, основываясь на соответствии или расхождении Фомы Аквинского с цитируемой и приписываемой философской мыслью, классифицировало их в соответствии с согласием, частичным согласием/несогласием и несогласием. Кроме того, исследование сравнило эти аргументы с их локусом в ST, позицией Аквината и философским и конфессиональным происхождением. Это исследование представило новую методологию, основанную на данных, которая объединила традиционный текстовый и философский качественный анализ со структурированным количественным анализом и строгим перекрестным исследованием данных, что дало точные качественные и количественные результаты и заполнило существующий пробел в томистской науке. Результаты показали, что взаимодействие Фомы Аквинского с этими философами было стратегически избирательным. Аргументы Аквината, основанные на прямых ссылках, были наиболее распространены в ST I, за которым следовали ST Supplement и ST I–II. Напротив, ST II–II и ST III характеризовались минимальной вовлеченностью. Авиценна и Аверроэс были главными объектами аргументов Аквината, тогда как раввин Маймонид, в меньшей степени, Авицеброн получили меньше внимания. Корреляционная модель, выявленная здесь, берет свое начало в реализации Аквинатом аристотелевской перипатетической философии и авраамического библейского богословия. Получение Фомой Аквинским знаний из расходящихся философских традиций представляет собой критический элемент томистского теологического синтеза, усиливая философски экспансивный, но доктринально последовательный характер ST. Кроме того, это свидетельствует о том, что философское богословие Аквината как научная дисциплина созрело в глубоко динамичном взаимодействии с исламскими и иудейскими традициями, оставаясь влиятельным на протяжении последних 750 лет с момента составления ST.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______