Статья: Томистический теологический синтез исламской и иудейской философии: анализ аргументов Фомы Аквинского, основанный на прямых ссылках на Авиценну, Аверроэса, Маймонида и Авицеброна в «Сумме теологии» (2025)

Читать онлайн

Это исследование систематически выявило и перечислило прямые ссылки Аквината на двух наиболее часто цитируемых исламских и иудейских философов, Авиценну, Аверроэса, раввина Моисея и Авицеброна, в Summa Theologiæ (ST), проанализировало аргументативные ответы Аквината на их философские позиции и, основываясь на соответствии или расхождении Фомы Аквинского с цитируемой и приписываемой философской мыслью, классифицировало их в соответствии с согласием, частичным согласием/несогласием и несогласием. Кроме того, исследование сравнило эти аргументы с их локусом в ST, позицией Аквината и философским и конфессиональным происхождением. Это исследование представило новую методологию, основанную на данных, которая объединила традиционный текстовый и философский качественный анализ со структурированным количественным анализом и строгим перекрестным исследованием данных, что дало точные качественные и количественные результаты и заполнило существующий пробел в томистской науке. Результаты показали, что взаимодействие Фомы Аквинского с этими философами было стратегически избирательным. Аргументы Аквината, основанные на прямых ссылках, были наиболее распространены в ST I, за которым следовали ST Supplement и ST I–II. Напротив, ST II–II и ST III характеризовались минимальной вовлеченностью. Авиценна и Аверроэс были главными объектами аргументов Аквината, тогда как раввин Маймонид, в меньшей степени, Авицеброн получили меньше внимания. Корреляционная модель, выявленная здесь, берет свое начало в реализации Аквинатом аристотелевской перипатетической философии и авраамического библейского богословия. Получение Фомой Аквинским знаний из расходящихся философских традиций представляет собой критический элемент томистского теологического синтеза, усиливая философски экспансивный, но доктринально последовательный характер ST. Кроме того, это свидетельствует о том, что философское богословие Аквината как научная дисциплина созрело в глубоко динамичном взаимодействии с исламскими и иудейскими традициями, оставаясь влиятельным на протяжении последних 750 лет с момента составления ST.

This study systematically identified and enumerated Aquinas’ direct references to the two most frequently quoted Islamic and Jewish philosophers, Avicenna, Averroes, Rabbi Moyses, and Avicebron, in Summa Theologiæ (ST), analyzed Aquinas’ argumentative responses to their philosophical positions, and based on Aquinas’ alignment or divergence with the cited and attributed philosophical thought, categorized them according to agreement, partial agreement/disagreement, and disagreement. Furthermore, the study compared these arguments vis-à-vis their locus in ST, Aquinas’ stance, and philosophical and denominational origins. This investigation introduced a novel data-driven methodology that integrated traditional textual and philosophical qualitative analyses with a structured quantitative assay and rigorous cross-examination of data, yielding precise qualitative and quantitative findings and filling the extant gap in Thomistic scholarship. The results demonstrated that Aquinas’ engagement with these philosophers was strategically selective. Aquinas’ direct reference-based arguments were most prevalent in ST I, followed by ST Supplement and ST I–II. Conversely, ST II–II and ST III featured minimal engagement. Avicenna and Averroes were the principal focus of Aquinas’ arguments, whereas Rabbi Moyses and, marginally, Avicebron received less attention. The correlational pattern identified herein originates in Aquinas’ realization of Aristotelian peripatetic philosophy and Abrahamic scriptural theology. Aquinas’ attainment of knowledge from divergent philosophical traditions represents a critical element of Thomistic theological synthesis, strengthening ST’s philosophically expansive yet doctrinally consistent character. Furthermore, it attests that Aquinas’ philosophical theology, as a scientific discipline, has matured in profoundly dynamic interactions with Islamic and Jewish traditions, remaining influential over the past 750 years since the composition of ST.

Ключевые фразы: ХРИСТИАНСТВО, ислам, иудаизм, РУКОПИСИ, средневековая философия, сумма теологии, томизм
Автор (ы): Виткович Скотт, Шариатмадари Хамидреза, Миршарифуддин Сайед Джамалуддин
Журнал: ХРИСТИАНСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Теология
УДК
26. Христианская церковь в целом
Для цитирования:
ВИТКОВИЧ С., ШАРИАТМАДАРИ Х., МИРШАРИФУДДИН С. Д. ТОМИСТИЧЕСКИЙ ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ИСЛАМСКОЙ И ИУДЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: АНАЛИЗ АРГУМЕНТОВ ФОМЫ АКВИНСКОГО, ОСНОВАННЫЙ НА ПРЯМЫХ ССЫЛКАХ НА АВИЦЕННУ, АВЕРРОЭСА, МАЙМОНИДА И АВИЦЕБРОНА В «СУММЕ ТЕОЛОГИИ» // ХРИСТИАНСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. 2025. № 1, ТОМ 9
Текстовый фрагмент статьи