Статья: ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО КРАТКОСРОЧНОГО КУРСА ПО ХООМИЮ Б. ОДСУРЭНА (2025)

Читать онлайн

В эпоху, когда сохранение внутренних качеств этнического искусства и культуры, а также акцентирование на них стало критически важным, трансграничное распространение искусства хоомия посредством краткосрочных программ обучения и наставничества выявляет заметные тенденции. К ним относятся процессы ассимиляции, дифференциации и конвергенции практик, где одна форма влияет на другую, или же перенимает элементы другой. Данное исследование фокусировано на мобильных краткосрочных программах обучения хоомия, организованных Баатарыном Одсурэном – известным педагогом и основателем формального обучения монгольскому искусству хоомия в классах в соседних регионах и странах Евразии. Основная цель статьи состоит в исследовании вклада Б. Одсурэна в глобальное развитие обучения искусству хоомия в классах. К методологии исследования относятся такие этнографические инструменты, как интервью и устный рассказ, подкрепленный анализом сопутствующих работ, включая диссертации бакалавров, магистров и докторов наук, научные статьи, презентации, книги, руководства и интервью как из цифровых, так и из печатных СМИ. Собранные данные были проанализированы и синтезированы для проведения всестороннего анализа.

При определении термина ‘хоомий’ авторы обращаются к «Словарю правил орфографии монгольского языка» (2019), а также к научным трудам.

In an era where safeguarding and promoting the intrinsic qualities of ethnic art and intangible cultural heritage is increasingly critical, the cross-border dissemination of Mongolian khöömii (throat singing) through short-term training, mentorship, and pedagogical exchange programs has revealed notable dynamics. These include cultural assimilation, artistic differentiation, and hybridization—where traditional forms mutually influence one another or adapt across regional contexts. This study specifically investigates the mobile, short-term khöömii training programs initiated by Baataryn Odsuren, a distinguished Mongolian educator, performer, and the founder of the first formal classroom-based khöömii training curriculum. His work has notably impacted the spread and recognition of khöömii art in neighboring Inner Mongolia, Buryatia, Tuva, as well as in Central Asian and European countries.

The main objective is to critically examine B. Odsuren’s pedagogical contributions and assess their influence on the global development of academic khöömii education. Methodologically, the research employs ethnographic tools such as in-depth interviews, oral history collection, and participant observation. It is further supported by a qualitative analysis of academic theses, scholarly articles, presentations, instructional manuals, books, and interviews sourced from both digital archives and print media.

While comprehensive studies on the subject remain limited, this research contributes original biographical insight and offers a foundation for comparative ethnomusicological inquiry. It aims to advance our understanding of khöömii not only as a performing art but also as an evolving field of transnational cultural education, emphasizing the role of individual agency in cultural transmission and innovation.

Ключевые фразы: монгольский хоомий, горловое пение, баатарын одсурэн, обучение в классе, наставничество (ученичество), краткосрочное обучение, педагогика хоомия
Автор (ы): Мунхжаргал Амаржаргал, Бай Сюэ
Журнал: ХООМЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
372.878. музыке
Для цитирования:
МУНХЖАРГАЛ А., БАЙ С. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО КРАТКОСРОЧНОГО КУРСА ПО ХООМИЮ Б. ОДСУРЭНА // ХООМЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. 2025. № 2
Текстовый фрагмент статьи