Архив статей

ЧАДАГАН В ТВОРЧЕСТВЕ АЙЛАН ОНДАР (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Тумат Чодураа Семис-ооловна

В статье впервые рассматривается рольсовременного известного музыканта в развитии тувинскогочадагана. Целью данной статьи является изучение вкладаАйлан Ондар в развитие исполнительского искусства игры начадагане. Поставлена задача осветить творчество талантливойинструменталистки, носителя традиции игры на тувинскоминструменте чадаган. Статья призвана восполнить пробел внаправлении исследований, посвященных изучению развитияисполнительства на тувинских музыкальных инструментах. АйланВикторовна Ондар – одна из первых выпускниц отделения тувинскихнациональных инструментов Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал- оола, артистка Тувинского национального оркестра спервых дней его создания, музыкант первого женского фольклорного ансамбля горловогопения «Тыва кызы», заслуженная артистка Республики Тыва.

В процессе написания автор статьи опиралась на методы интервьюирования, анализа, обзора репертуара артистки. Материалом исследования стали архив семьиА. В. Ондар, аудио- и видео-записи исполнения чадаганной музыки. При этом в центреисследования находится и сам инструмент, на котором специализируется А. В. Ондар –чадаган. В результате исследования выяснено, что в родословной исполнительницы ее отеци дедушка по линии отца были известными в своих местах традиционными музыкантами, певцами и одновременно мастерами-изготовителями музыкальных инструментов. Сама А. В. Ондар является в настоящее время единственной чадаганисткой, которая начала игратьна традиционном чадагане с 4-хлетнего возраста в русле устной традиции, а впоследствииполучила профессиональное образование, обучаясь на модернизированном чадагане. Такимобразом, на примере творчества Айлан Ондар можно проследить основные вехи развитиятувинского чадагана.

Сохранить в закладках