В настоящей статье рассматривается право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий, а также участие в них, как право относительное с учетом проблемных аспектов реализации субъектами исследуемой прерогативы. Актуальность выбранной тематики представлена необходимостью более глубокого теоретического изучения права на проведение публичных мероприятий ввиду формирования у отдельных категорий граждан ошибочного представления об абсолютности исследуемого права и ростом числа публичных акций, проводимых не в соответствии с нормами законодательства либо нарушающих общественный порядок. Цель исследования - выявление относительного характера права граждан на проведение публичных мероприятий. Для достижения указанной цели использовались общенаучные и частнонаучные методы: логический, системный методы, а также исторический и сравнительно-правовой методы. В исследовании выявлены такие проблемные аспекты, как отсутствие достаточного теоретического изучения абсолютных и относительных границ права граждан на публичные мероприятия. Основные выводы изложены в заключении.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Нормы Конституции РФ сами по себе устанавливают определенные ограничения для реализации исследуемого права – во-первых, закон требует граждан собираться мирно и без оружия, а также, как справедливо указывает П. Ю. Ермошин, сам список публичных акций четко ограничен: собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. [5, С. 43] Тем не менее, учеными чаще ведутся споры о том, что право граждан на проведение публичных мероприятий и участие в них ограничены несправедливо. Большее количество научных трудов по теме сущности исследуемого права гласит о необходимости совершенствования действующего законодательства и расширении пределов реализации права на публичные акции – авторы утверждают, что российскому законодателю следует ориентироваться на принципы международного права, расширять список публичных мероприятий, добавляя туда манифестации, монстрации и прочие новые виды, снижать уровень контроля со стороны государства и сужать круг полномочий органов исполнительной власти.
Список литературы
1. Административная ответственность граждан за правонарушения [Текст] / под ред. Д.Н. Бахраха. Пермь, 1978. 440 с.
Administrative responsibility of citizens for offenses [Text] / ed. D.N. Bakhrach. Perm, 1978. 440 p.
2. Административное право [Текст]: курс лекций / Ухов В.Ю., Каплунов А.И., Курноскин Е.А., Прохорова О.В. и др. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. 624 с. EDN: SZLWUN
Administrative law [Text]: a course of lectures / Ukhov V.Yu., Kaplunov A.I., Kurnoskin E.A., Prokhorova O.V. and others. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. 624 p.
3. Антонова Л.Б., Каширина Ю.П. Право граждан на проведение публичных мероприятий: понятие, содержание и перспективы правового регулирования [Текст] / Л.Б. Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. 2013. №5. С. 70. EDN: WWXXXL
Antonova L.B., Kashirina Yu.P. The right of citizens to hold public events: the concept, content and prospects of legal regulation [Text] / L.B. Antonova, Yu.P. Kashirina // Territory of Science. 2013. No. 5. P. 70.
4. Борщ А.А. Правовое регулирование публичных мероприятий [Текст] / А.А. Борщ // Власть. 2012. №8. С. 150-154. EDN: PBTMIJ
Borsch A.A. Legal regulation of public events [Text] / A.A. Borsch // Power. 2012. No. 8. pp. 150-154. EDN: PBTMIJ
5. Ермошин П.Ю. Противоречия между нормами Конституции Российской Федерации, законом г. Москвы и ФЗ “О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании” [Текст] / П.Ю. Ермошин // Проблемы современной науки и образования. 2014. №3(21). С. 43. EDN: SNKCOH
Ermoshin P.Yu. Contradictions between the norms of the Constitution of the Russian Federation, the law of Moscow and the Federal Law “On rallies, processions, demonstrations and picketing” [Text] / P.Yu. Ermoshin // Problems of modern science and education. 2014. No. 3 (21). P. 43.
6. Иванов А.О. Пределы ограничения права на публичные мероприятия в Российской Федерации: [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://disser.spbu.ru/disser2/459/aftoreferat/Ivanov_avtoreferat.pdf (дата обращения: 03.11.2022).
Ivanov A.O. Limits of restriction of the right to public events in the Russian Federation: [Electronic resource] / Access mode: https://disser.spbu.ru/disser2/459/aftoreferat/Ivanov_avtoreferat.pdf (date of access: 03.11.2022).
7. Камилов М.А. Соотношение дефиниций “массовые мероприятия”, “публичные мероприятия” и “массовые публичные мероприятия” в российском праве [Текст] / М.А. Камилов // Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 2. С. 56-57. EDN: VNZYQP
Kamilov M.A. Correlation between the definitions of “mass events”, “public events” and “mass public events” in Russian law [Text] / M.A. Kamilov // Journal of Scientific and Applied Research. 2016. No. 2. pp. 56-57. EDN: VNZYQP
8. Каплунов А.И. Административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий [Текст] / А.И. Каплунов // Ленинградский юридический журнал. 2014. №1 (35). С. 111-116. EDN: SFFQTL
Kaplunov A.I. Administrative responsibility for violation of the established procedure for holding public events [Text] / A.I. Kaplunov // Leningrad legal journal. 2014. No. 1 (35). pp. 111-116. EDN: SFFQTL
9. Макарейко Н.В. Проблемы нормативно-правового закрепления мер пресечения, применяемых полицией [Текст] / Н.В. Макарейко // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. №19. С. 61.
Makareiko N.V. Problems of regulatory and legal consolidation of preventive measures used by the police [Text] / N.V. Makareiko // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 19. P. 61.
10. Новицкий И.Б., Лунц Б.А. Общее учение об обязательствах [Текст: М., 1950. 416 с. EDN: RSFTAF
Novitsky I.B., Lunts B.A. The general doctrine of obligations [Text: M., 1950. 416 p. EDN: RSFTAF
11. Прокофьев К.Г. К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации [Текст] / К.Г. Прокофьев // Юридический вестник Самарского университета. 2017. №1. С. 25. EDN: YUTLBJ
Prokofiev K.G. On the issue of the classification of public events in the Russian Federation [Text] / K.G. Prokofiev // Legal Bulletin of Samara University. 2017. No. 1. P. 25. EDN: YUTLBJ
12. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура [Текст] / И.С. Розанов // Государство и право. 1996. № 9. С. 84.
Rozanov I.S. Administrative and legal regimes under the legislation of the Russian Federation, their purpose and structure [Text] / I.S. Rozanov // State and Law. 1996. No. 9. P. 84.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье автор рассматривает наиболее актуальные вопросы в сфере правового регулирования биомедицины и биотехнологий в ряде стран Европейского Союза, США и России. Поднимаются вопросы развития молодой отрасли права “биоэтика”, рассматриваются уникальные модели и выдвигаются предложения для имплементации наиболее подходящих мировых моделей в медико-юридическую сферу в Российской Федерации.
В статье на основе действующего законодательства и с учетом правоприменительной практики рассмотрены актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в части своевременной оплаты заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Результаты исследования: большинство выявленных прокуратурой нарушений обусловлено несоблюдением сроков оплаты по контракту, что приводит к нарушению прав предпринимателей, накопление задолженностей государственных и муниципальных органов перед субъектами предпринимательской деятельности. С учетом актуальности выявленных нарушений необходимо, чтобы прокурорский надзор в указанном направлении был наступательный, прокуроры должны инициировать привлечение виновных должностных лиц к установленной законом ответственности и добиваться фактического устранения выявленных нарушений закона и восстановления прав всех субъектов предпринимательской деятельности.
В статье объектом исследования являются трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, одним из субъектов которых является руководитель организации. Предметом исследования являются проблемы правового регулирования его материальной ответственности за причинение ущерба руководимой им организации. При этом проводится анализ норм трудового законодательства, регулирующих материальную ответственность руководителя организации, необходимость чего вызвана проводимой законодателем политики с момента становления рыночной экономики в России, направленной на регламентацию этой ответственности нормами гражданского законодательства, ведущей к разрушению сформированного трудовым законодательством правового механизма защиты трудовых прав и интересов работников, выполняющих трудовые обязанности руководителей организаций. Новизна работы заключается в том, что неправомерность внедрения норм гражданского законодательства в сферу отношений по материальной ответственности указанного субъекта путем их механического переноса в трудовое законодательство, аргументируется спецификой его правового статуса, предопределенного ст. 273 ТК РФ, состоящей в том, что руководитель организации осуществляет полномочия работодателя и, в то же время, в силу заключенного трудового договора является наемным работником, как и все остальные трудящиеся, в связи с чем на него полностью распространяется действие норм о материальной ответственности работника, закрепленных в главе 39 ТК РФ. К тому же, анализ категории «убытки», применяемой в ч. 2 ст. 277 ТК РФ, показал, что она, будучи не идентичной термину «ущерб», закрепленному в ст. 238 ТК РФ, присуща гражданско-правовым отношениям, что исключает ее использование в отношениях по материальной ответственности работника, исполняющего функции руководства организацией. Особым вкладом автора в изучение законодательной концепции о материальной ответственности руководителя организации является выявленный комплекс ее существенных недостатков, нормы которой содержат элементы гражданско-правовой ответственности, что противоречит основным принципам трудового права и субинститута материальной ответственности наемных работников, в связи с чем вносятся конкретные предложения по их совершенствованию, что обеспечит соответствие этих норм указанным принципам.
В статье обоснован авторский подход к обозначению и категоризации субъектов судебного контроля. Актуальность обращения к данной теме обоснована многообразием законодательных установлений, а также результатов научных изысканий, носящих скорее разрозненный характер, нежели упорядоченную систему. В рамках разрабатываемой нами институционализации судебного контроля вопрос о его субъектах имеет важное научно-практическое значение. В качестве итога осуществленного авторского анализа правовых и доктринальных источников, посвященных субъектам судебного контроля, указанная категория определена в качестве обязательного элемента института судебного контроля, который имеет комплексный структурированный характер. При этом в качестве интегрирующего понятия предложено использовать термин «субъектный состав», в рамках которого выделено и охарактеризовано две группы субъектов - основные и факультативные. Изложенный в статье подход может адоптирован для законодательного регулирования с целью упорядочивания и унификации процедур судебного контроля в части построения оптимальной модели юридического содержания соответствующий правоотношений.
Цель исследования - на основе анализа сложившейся системы партийных обязанностей выделить некоторые тенденции и этапы их трансформации, а также сопоставление спорных вопросов правового регулирования партийной деятельности с формирующейся правоприменительной практикой. В достижении отмеченной цели автором был задействован метод правовой герменевтики, позволивший проанализировать конструкцию норм о юридических обязанностях политических партий. Выводы: В результате автор выявил дефекты правового регулирования партийной деятельности. Исследованные юридические обязанности партийных организаций приобрели в российском законодательстве неустойчивый характер посредством дублирования и диссиметрии правового регулирования партийной деятельности. Конкретизация правовых норм, направленных на обеспечение исполнения обязанностей партий, демонстрируют противоречивую тенденцию по перераспределению административных полномочий. Подчинённость партийных отношений ведомственному регулированию выводится на законодательный уровень, что придаёт действующим нормам партийного права технико-юридический характер против логичного формулирования правовых гарантий. Столь подробное регулирование действий, предпринимаемых уполномоченными органами исполнительной власти, призвано сформулировать правовые гарантии для реализации политическими партиями подобных обязанностей. Однако это позволяет констатировать широкий диапазон административного и судебного усмотрения в использовании недостатков партийного законодательства, поскольку формирующаяся судебная практика в преодолении пробелов представляется неоднозначной.
Цель исследования. В данной статье раскрывается система взглядов различных ученых относительно понятия «юридический факт». Обращается внимание на то, что плюрализм в решении данного вопроса обусловлен тем, что юридический факт как правовая категория обозначает явление, находящееся на стыке правовой и физической реальности. Выводы. Многообразие взглядов относительно трактовки понятия юридического факта свидетельствует о наличии множества граней, характеризующих сущность данного правового явления. Делается вывод о наличии острой необходимости консолидации усилий по выработке системы понятий и терминов, отражающих вышеперечисленные подходы, с учетом того, что в каждом из них обращается внимание на отдельные аспекты, характеризующие различные сегменты фактического основания правового регулирования.
Текстология как литературоведческая область знаний, тем не менее, может и должна использоваться учеными-юристами при анализе политико-правовых текстов. Актуально это особенно для истории политических и правовых учений, для которой текст является ключевым элементом системы. В статье подробно рассматриваются этапы текстологического анализа. (1) Исследование источников политико-правового текста (рукописи делятся на автографы (написаны авторской рукой) и списки (написаны другой рукой); автографы бывают либо черновики, либо беловики). (2) Установление подлинного политико-правового текста (процедура происходит в несколько этапов: реконструкция истории создания текста, поиск его основных источников; расположение всех вариантов произведения в хронологическом порядке с соответствующей мотивировкой его принятия; нахождение различных вариантов и редакций). (3) Утверждение конкретного авторства политико-правового произведения и датировка (существует несколько способов атрибуции: исследование различных документов, социологический и лингвостилистический анализ; способы определения датировки: палеографические (анализ бумаги и почерка автора), определение датировки по «датирующим признакам»). (4) Изучение генезиса политико-правового произведения (содержанием выявления истоков зарождения текста у автора будет реконструкция различных событий, связанных с произведением).
Тема борьбы с преступлениями против мира и человечества анализировалась автором в историческом и теоретическом плане; разоблачались агрессия, государственный бандитизм, подробно исследовался вопрос о военных преступлениях во Второй мировой войне, организации и проведении суда над главными немецкими и японскими военными преступниками в Нюрнберге и Токио, другие правовые проблемы уголовной ответственности за преступления против мира и человечества. После Второй мировой войны были заложены основы новой, общей системы коллективной безопасности в виде Организации Объединенных Наций, в создании которой СССР принимал самое активное участие. Глава VII Устава устанавливала целую систему мероприятий по обеспечению коллективной безопасности против агрессии.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______