Статья: ПОГЛОЩАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА: НОРМАТИВНЫЕ И ВОСПРИНИМАЕМЫЕ ОЦЕНКИ (2024)

Читать онлайн

Управление знаниями в университетах представляет двуединый процесс: постоянное обучение, развитие научно-педагогических работников и одновременная передача знаний студентам. Коллективные возможности и мотивация работников к усвоению и эффективному применению знаний определяют так называемую поглощающую способность университета. Вместе с тем воспринимаемые работниками характеристики и уровень поглощающей способности могут отличаться от оценок, основанных на нормативных показателях деятельности университета. Статья посвящена разработке и апробации двуединого методического инструментария нормативной и воспринимаемой оценок уровня поглощающей способности университета. Методология исследования основана на фундаментально-теоретическом направлении управления знаниями (knowledge management), которое включает концепцию поглощающей способности организации. Методы исследования – компаративный анализ показателей деятельности университетов и экономическая статистика. Информационная база представлена данными анкетирования 187 научно-педагогических работников Уральского федерального университета (УрФУ) и Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования РФ за 2022–2023 гг. В результате контент-анализа выделены параметры оценки: текущий уровень знаний работников и потенциал усвоения знаний в организации. В первой части методики разработан алгоритм сопоставления темпов роста нормативных показателей деятельности исследуемого университета и вузов-аналогов. Вторая часть методики включает оценку уровня поглощающей способности через призму суждений о нем научно-педагогических работников. Результаты апробации методического инструментария на примере УрФУ иллюстрируют расхождение между нормативными и воспринимаемыми оценками, на основании чего предложены решения по корректировке модели управления человеческими ресурсами университета

Ключевые фразы: управление знаниями, поглощающая способность, университет, высшее образование, научно-педагогические работники, мотивация труда, воспринимаемые оценки, нормативные оценки
Автор (ы): Орехова Светлана Владимировна, Никитина Оксана Маратовна, Ярошевич Наталья Юрьевна
Журнал: УПРАВЛЕНЕЦ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Социология
УДК
316. Социология
Для цитирования:
ОРЕХОВА С. В., НИКИТИНА О. М., ЯРОШЕВИЧ Н. Ю. ПОГЛОЩАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА: НОРМАТИВНЫЕ И ВОСПРИНИМАЕМЫЕ ОЦЕНКИ // УПРАВЛЕНЕЦ. 2024. Т. 15 № 2
Текстовый фрагмент статьи