Статья: ЖЕНЩИНА С АЛЕБАСТРОВЫМ СОСУДОМ. К ИКОНОГРАФИИ МАРИИ МАГДАЛИНЫ (2023)

Читать онлайн

Статья посвящена сложению и развитию изобразительной схемы в иконографии христианской святой Марии Магдалины, где она изображается в виде обособленной фигуры со своим главным атрибутом — алебастровым сосудом. По мере развития иконографического творчества в христианском искусстве и распространения культа этой святой ее образ выделяется из сюжетной композиции и обретает самостоятельность в культовом искусстве. Особое внимание уделяется процессам обмирщения в культовом искусстве, в результате которых отстраненные и «нездешние» молельные образы начинают трансформироваться в реалистические изображения, обнаруживающие портретное сходство с моделями. Как следствие — происходит смена художественных средств, а с ними и характер изображения, и его семантика. В связи с этим детально рассматриваются портреты мастеров Северного и Итальянского Ренессанса, в которых образ Марии Магдалины окончательно обретает светский характер и превращается в аллегорический портрет, типологически интегрированный в такую разновидность портретного жанра, как «портрет красавицы». Посредством сопоставительного анализа устанавливается связь между разными типами изображений в соответствии с их назначением, такими как книжная миниатюра, алтарный полиптих и станковая картина.

Ключевые фразы: ИКОНОГРАФИЯ, иконографическая схема, алтарный образ, мария магдалина, алебастровый сосуд, ренессансный портрет, леонардески, "золотая легенда", рогир ван дер вейден, карло кривелли, легендарий, АТРИБУТ
Автор (ы): Богомолова Юлиана Юрьевна
Журнал: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
739. Художественная обработка металла. Чеканные, литые, кованые и штампованные металлические художественные изделия
Для цитирования:
БОГОМОЛОВА Ю. Ю. ЖЕНЩИНА С АЛЕБАСТРОВЫМ СОСУДОМ. К ИКОНОГРАФИИ МАРИИ МАГДАЛИНЫ // ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА. 2023. № 1-2
Текстовый фрагмент статьи