Статья: ДОКЛАДЫ C. Н. ДУРЫЛИНА В ГАХН О ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ: ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2023)

Читать онлайн

В статье анализируются интермедиальные компоненты статей С. Н. Дурылина периода работы в ГАХН: «Пейзаж в произведениях Достоевского» (1926), «Киммерийские пейзажи Макс. Алекс. Волошина в стихах» (1927). В данных теоретических статьях автор показывает, как может быть решена проблема межсемиотических корреляций на примере анализа языка литературы языком живописи. С. Н. Дурылин сознательно уходит от описания изобразительности средствами только литературоведения, при рассмотрении онтологического пейзажа косых лучей в произведениях Ф. М. Достоевского он пробует привлечь инструментарий живописи и создает пейзаж-символ. Таким образом, писатель реализует идею показа диалога двух искусств, где языки двух искусств, не сливаясь, но синтезируясь особым образом, становятся декларацией интермедиальности. С. Н. Дурылин демонстрирует интермедиальные корреляции на уровне проекции концептуальных моделей одной художественной формы в другую (звуковая живопись, пейзажная ремарка, пейзаж-символ, пейзажная рама и т. д.). Писатель стремился в процессе анализа создать такой специфический язык, который бы учитывал смыслы многослойного художественного высказывания. В приложении к статье впервые публикуются тезисы и прения по докладу С. Н. Дурылина «Пейзаж в произведениях Достоевского» по материалам РГАЛИ.

Ключевые фразы: ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ, сн дурылин, пейзаж-символ, межсемиотическая корреляция, звуковая живопись, пейзажная ремарка, онтологический пейзаж, ПОЭТИКА, художественная форма, фм достоевский, новаторский подход, живопись, творчество
Автор (ы): Коршунова Евгения Александровна
Журнал: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
821.133.1.05. Французская риторика
Для цитирования:
КОРШУНОВА Е. А. ДОКЛАДЫ C. Н. ДУРЫЛИНА В ГАХН О ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ: ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА. 2023. № 1-2
Текстовый фрагмент статьи