В статье представлена систематизация инструментов, повышающих результативность организационно-управленческих решений в сфере закупок высокотехнологичных компаний с государственным участием. В работе анализируются факторы, влияющие на снижение транзакционных издержек, такие как интеграция антикоррупционного мониторинга, цифровизация контрактных процедур и использование электронного документооборота. Особое внимание уделяется роли нормативно-технической документации и стандартизации, а также участию малого и среднего бизнеса (МСП) в госзакупках. Актуальность определяется усилением технологических санкций и требованием сокращать транзакционные издержки без ущерба качеству. Предлагаются меры поддержки, включая кредитно-гарантийные инструменты и автоматическое дробление лотов. Научная новизна заключается в комбинировании риск-ориентированного мониторинга с регистрационной фильтрацией корпоративных стандартов и внедрением показателя полной стоимости владения. В работе описаны цифровые механизмы антикоррупционного контроля, изучены пороговые условия эффективной конкуренции, определён эталонный набор KPI контрактной системы. Особое внимание уделено интеграции малых инновационных фирм в государственный заказ. Цель исследования состоит в разработке комплексного решения, обеспечивающего повышение эффективности организации и управления закупками высокотехнологичных экономических субъектов с государственным участием. Основные результаты исследования нацелены на аудиторию специалистов контрактных служб, государственных регуляторов и исследователей, изучающих управление закупками и развитие экономики инноваций.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
В условиях жёсткой технологической блокады Российской Федерации, роста бюджетного давления и усиления надзорной необходимости при использовании бюджетных средств, особенностей соблюдения требований правовых норм1,2, в области организации и управления закупками в целом, а также в частности в закупках инновационной, высокотехнологичной продукции, производимой юридическими лицами, в том числе с государственным участием, обостряют внимание к выбору направления исследования.
Список литературы
1. Алексеев С.Л., Шарипов С.А., Сергеева Ю.С. Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок методами антикоррупционного контроля // Продовольственная политика и безопасность. 2023. Т. 10, № 4. С. 763-780. DOI: 10.18334/ppib.10.4.119193
2. Васильева Т.В., Андержанов Р.Х., Грицюк Ю.М. [и др.] Современная система управления государственными закупками // Поиск (Волгоград). 2021. № 1 11). С. 141-143.
3. Загитова Л.Р., Шарипова И.М., Вьюгова Д.С., Ахметшина А.И. Развитие государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере инновационных закупок // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2020. № 1(46). С. 87-95.
4. Игнатова Г.В., Иноземцева В.В. Информационное обеспечение закупочной деятельности в цифровой экономике // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2019. № 3(77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obespechenie-zakupochnoy-deyatelnosti-v-tsifrovoy-ekonomike.
5. Климанова Т.В. Научно-практические подходы к оценке эффективности системы управления государственными закупками на федеральном уровне // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13, № 10. С. 4371-4382. DOI: 10.18334/epp.13.10.118915
6. Кулибанова В.В., Бацунов Д.А. Влияние системы госзакупок на инновационное развитие региона // Стратегическое управление устойчивым развитием экономики в новой реальности. Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2022. С. 256-285. DOI: 10.18720/IEP/2022.2/8
7. Лавров А.С. Повышение эффективности управления закупками в организации на основе инновационных технологий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1-1(95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-zakupkami-v-organizatsii-na-osnove-innovatsionnyh-tehnologiy.
8. Тарасова О.В. Повышение конкурентоспособности сквозь призму эффективного управления организациями холдинга // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: сб. науч. ст. XVII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20 апр. 2023 г. / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Минск: Б. и., 2023. С. 385-389.
9. Белокрылов К.А. Государственные закупки высокотехнологичной продукции: проблемные зоны и перспективы: монография / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. 110 с.
10. Турищева Т.Б. Особенности влияния внутреннего аудита на качество закупок в органах государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. 2024.№ 4. -С. 160-167. DOI: 10.22394/2079-1690-2024-1-4-160-167
11. Трофимовская А.В. К вопросу об экономической безопасности в сфере управления государственными закупками // Транспортное дело России. 2024. № 5. С. 19-20.
12. Близкий Р.С. Анализ и эффективность цифровой трансформации закупок в строительстве // Контрольно-аналитические, учётные технологии и экономическая безопасность в бизнесе. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Русайнс”, 2024. С. 163-167.
13. Системный подход к оценке эффективности государственных закупок / П.А. Пашков, В.В. Горлов, Ю.А. Муза, Н.М. Родин // Экономические системы. 2023. Т. 16, № 1. С. 148-158. DOI: 10.29030/2309-2076-2023-16-1-148-158
14. Государственные зелёные закупки / П.А. Пашков, В.В. Горлов, Ю.А. Муза, Н.М. Родин // Экономические системы. 2023. Т. 16, № 1. С. 159-166. DOI: 10.29030/2309-2076-2023-16-1-159-166
15. Управление закупками: региональный опыт: сборник научных докладов / Ответственный редактор И.П. Гладилина. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Русайнс”, 2023. 100 с. ISBN: 978-5-466-03087-7
16. Губич И.А. К вопросу о внутреннем контроле закупок отраслевого НИИ // Актуальные проблемы финансового менеджмента, бухгалтерского учёта, анализа, контроля и налогообложения в нефтегазовом комплексе: Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов, представленных на 8-й национальной научно-практической конференции, Москва, 15 марта 2023 года. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Русайнс”, 2023. С. 26-31.
17. Alekseev, S.L., Sharipov, S.A., & Sergeeva, Yu.S. (2023). Ensuring economic security in public procurement through anti-corruption control methods. Food Policy and Security, 10(4), 763-780. (In Russ.). DOI: 10.18334/ppib.10.4.119193 EDN: ACXUGO
18. Vasilieva, T.V., Anderzhanov, R.Kh., Gritsyuk, Yu.M. [et al.]. (2021). Modern public procurement management system. Poisk (Volgograd), 1(11), 141-143. (In Russ.). EDN: LRLQIM
19. Zagitova, L.R., Sharipova, I.M., Vyugova, D.S., & Akhmetshina, A.I. (2020). Development of state support for small and medium-sized businesses in the field of innovative procurement. Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies), 1(46), 87-95. (In Russ.). EDN: FYMRIL
20. Ignatova, G.V., & Inozemtseva, V.V. (2019). Information support of procurement activities in the digital economy. Industry: Economics, Management, Technology, 3(77). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obespechenie-zakupochnoy-deyatelnosti-v-tsifrovoy-ekonomike. (In Russ.).
21. Klimanova, T.V. (2023). Scientific and practical approaches to assessing the effectiveness of the public procurement management system at the federal level. Economics, Entrepreneurship and Law, 13(10), 4371-4382. (In Russ.). DOI: 10.18334/epp.13.10.118915 EDN: DQAYZU
22. Kulibanova, V.V., & Batsunov, D.A. (2022). The impact of the public procurement system on the innovative development of the region. In Strategic management of sustainable economic development in the new reality (pp. 256-285). Polytech-Press. 10.18720/IEP/2022.2/8. (In Russ.). DOI: 10.18720/IEP/2022.2/8.InRuss. EDN: IBBDPI
23. Lavrov, A.S. (2023). Improving the efficiency of procurement management in an organization based on innovative technologies. Economics and Business: Theory and Practice, 1-1(95). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-zakupkami-v-organizatsii-na-osnove-innovatsionnyh-tehnologiy. (In Russ.).
24. Tarasova, O.V. (2023). Increasing competitiveness through the prism of effective management of holding organizations. In State regulation of the economy and increasing the efficiency of economic entities: Collection of scientific articles of the XVII International Scientific and Practical Conference, Minsk, April 20, 2023 (pp. 385-389). Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus. (In Russ.). EDN: PFEZRA
25. Belokrylov, K.A., & Neshchimenko, A.S. (2023). Public procurement of high-tech products: Problem areas and prospects: Monograph. Southern Federal University Publishing House. 110 р. (In Russ.). EDN: EYIPHE
26. Turishcheva, T.B. (2024). Features of the impact of internal audit on the quality of procurement in public administration bodies. State and Municipal Administration. Scholar Notes, 4, 160-167. (In Russ.). DOI: 10.22394/2079-1690-2024-1-4-160-167 EDN: GOOUJA
27. Trofimovskaya, A.V., & Lotarev, S.S. (2024). On the issue of economic security in the field of public procurement management. Transport Business of Russia, 5, 19-20. (In Russ.). EDN: EEBOCC
28. Blizkiy, R.S., & Suanov, V.M. (2024). Analysis and efficiency of digital transformation of procurement in construction. Control-analytical, accounting technologies and economic security in business.Ruscience. p. 163-167. (In Russ.). EDN: KZHNKV
29. Pashkov, P.A., Gorlov, V.V., Muza, Yu.A., & Rodin, N.M. (2023). System Approach to Evaluating the Effectiveness of Public Procurement. Economic Systems, 16(1), 148-158. 10.29030/2309-2076-2023-16-1-148-158. (In Russ.). DOI: 10.29030/2309-2076-2023-16-1-148-158.InRuss. EDN: EFKVXC
30. Pashkov, P.A., Gorlov, V.V., Muza, Yu.A., & Rodin, N.M. (2023). Public Green Procurement. Economic Systems, 16(1), 159-166. 10.29030/2309-2076-2023-16-1-159-166. (In Russ.). DOI: 10.29030/2309-2076-2023-16-1-159-166.InRuss. EDN: FTPSFC
31. Gladilina, I.P. (Ed.). (2023). Procurement Management: Regional Experience: Collection of scientific papers.Ruscience. (In Russ.). ISBN: 978-5-466-03087-7 EDN: CNXSGC
32. Gubich, I.A., Kikot, V.V., & Rogulenko, T.M. (2023). On the issue of internal control of procurement of the sectoral research Institute. Actual problems of financial management, accounting, analysis, control and taxation in the oil and gas complex: Interuniversity collection of scientific papers and results of joint research projects presented at the 8th national scientific and practical conference, Moscow, March 15, 2023.Ruscience. P. 26-31. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен комплексный SWOT-анализ факторов развития угольного экспорта России в условиях структурных перекосов в развитии транспортно-логистической инфраструктуры, основную проблему которого составляет текущая диспропорция в паре «железная дорога/порты» и рассинхронизация темпов развития профицитных портовых мощностей РФ и динамики повышения пропускной способности железнодорожной магистрали, прежде всего, Восточного полигона. Рассмотрены и обоснованы возможности разрешения рыночной дилеммы угольной логистики за счёт перенаправления грузопотоков угля на южное направление (и северо-запад), условием активизации которого является ускоренная разблокировка «узких» мест и ликвидация дефицита провозных мощностей на подъездах к порту Тамань, что обеспечит дозагрузку терминальных мощностей и возможность конкурентного увеличения экспортного потока угля в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Целью работы является вскрытие комплекса имманентных российской угольной отрасли ограничений, учёт и преодоление которых должны расширить возможности дальнейшего наращивания поставок энергетического угля на экспорт в условиях складывающейся «новой» географии и рыночной диверсификации торговых потоков..
Целью данной статьи является изучение того, как достижения в области науки и техники влияют на реализацию энергетического перехода и энергоэффективности для глобального устойчивого развития на примере новых индустриальных стран. В настоящее время перед человечеством стоит важная глобальная задача – переход к устойчивым источникам энергии. Наука и техника играют основополагающую роль в решении этих проблем. В частности, исследование сосредоточено на новых индустриальных странах. С помощью кластерного анализа с использованием STATISTICA 12 исследование оценивает эффективность инвестиций в науку и технику, энергетические технологии и реализацию Целей устойчивого развития. Исследование подчёркивает важность возобновляемых источников энергии для сокращения выбросов углерода, повышения экономической устойчивости и сохранения природных экосистем. Оно подчёркивает ключевую роль грантов на техническое сотрудничество, расходов на исследования и разработки, экспорта высокотехнологичной продукции, инвестиций частного сектора, государственных потоков в возобновляемые источники энергии и потребления возобновляемой энергии в обеспечении энергетического перехода. Исследование предоставляет комплексную основу для понимания влияния научных и технологических достижений на энергетический переход в мире.
В данном исследовании анализируется влияние конфликтогенных факторов на международный рынок нефти, включая геополитическую напряженность, экономические зависимости и цивилизационные различия в распределении энергоресурсов. Рассматривается, как геополитические конфликты (например, войны, санкции) и экономическая политика (например, доминирование нефтедоллара) определяют волатильность цен на нефть и глобальную энергетическую безопасность. Вводится цивилизационный подход для анализа конкуренции между североамериканской, китайской, исламской и другими цивилизациями за контроль над нефтяными ресурсами. Используются статистический анализ, историко-логические методы и экономическое моделирование для оценки последствий военных интервенций (например, вторжение США в Ирак) и стратегий диверсификации энергопоставок. Результаты показывают, что нестабильность нефтяного рынка обусловлена глубинными геополитическими и цивилизационными противоречиями, что требует многостороннего сотрудничества и внедрения инновационных технологий (например, ВИЭ, ядерная энергетика) для снижения конфликтного потенциала.
Современная трансформация общественных отношений, усиление внешнеполитического давления и возрастание роли государства-цивилизации актуализируют необходимость переосмысления методологических основ российской науки права. В статье рассматриваются ключевые проблемы методологии правового знания: идеологическая ограниченность прошлого, отрыв от социогуманитарной базы, разрыв между теорией и правовой практикой. Особое внимание уделяется поиску новых методологических ориентиров – аксиологического, интегративного и междисциплинарного подходов – способных обеспечить актуальность, научную состоятельность и практическую применимость юридических исследований в условиях современных вызовов. Обосновывается необходимость формирования новой методологической парадигмы, сочетающей научную строгость и ценностную направленность как условия устойчивого развития правовой системы России. Результаты исследования могут быть использованы при изучении и преподавании общей теории права, разработке стратегий нормативного регулирования и совершенствовании правотворческой деятельности.
Статья посвящена истории развития уголовной ответственности несовершеннолетних. При проведении научного анализа автор основывается на историко-правовом методе и раскрывает трансформацию законодательных подходов к уголовной ответственности несовершеннолетних от карательной модели к гуманистической парадигме. Автором последовательно раскрываются ключевые этапы становления правовых норм, регламентирующих особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних, с детальным рассмотрением нормативных актов различных исторических периодов. Исследование демонстрирует, что современное уголовное судопроизводство направлено на социальную реабилитацию и предупреждение криминализации несовершеннолетних, что выражается в приоритете воспитательных мер.
Статья посвящена исследованию политико-правового института представительства высшего должностного лица субъекта РФ в региональных и муниципальных органах власти. Автор анализирует сущность, функции и эволюцию данного института, используя системный, институциональный и сравнительно-правовой подходы. Выявлены проблемы правового регулирования, включая отсутствие унифицированных норм и различия в статусе представителей в разных регионах. Рассматривается роль представителей в формировании единой системы публичной власти и их влияние на реализацию принципа разделения властей. Особое внимание уделено несовершенству нормативной базы и необходимости реформирования института. Делается вывод о том, что представительство способствует эффективному выполнению функций главы региона, но требует законодательной конкретизации.
В статье представлен комплексный анализ теоретических подходов к определению сущности понятия «внешнеэкономическая политика государства» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается роль и значение внешнеэкономической политики в системе государственного управления, а также её влияние на социально-экономическое развитие страны. Особое внимание уделено взаимосвязи между динамикой внешнеэкономической деятельности и внутренними экономическими процессами. Приведена периодизация внешнеэкономической политики Российской Федерации, отражающая эволюцию её приоритетов в соответствии с изменяющимися стратегическими целями развития. Обоснован тезис о недостаточной институционализации процессов принятия и реализации решений в данной сфере, что снижает эффективность применяемых инструментов и механизмов управления. В результате, это негативно сказывается на согласованности внешней и внутренней политики, затрудняя достижение стратегических задач социально-экономического развития. Исследование носит комплексный характер, сочетая теоретический анализ, историческую ретроспективу, институциональную оценку и практические рекомендации. Решение поставленных задач позволило выявить ключевые проблемы внешнеэкономической политики РФ и предложить направления её совершенствования.
Использование компетентностных методов в качестве основы для подготовки специалистов высшего образования связано не только с пересмотром содержательных аспектов образовательной программы, но и с изменением методического инструментария и корректировкой активных и интерактивных методов обучения. Отказ от пассивных методов обучения открывает перспективу формирования и развития компетентностей будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки. Благодаря этим способностям, включая умение и готовность формировать эффективную коммуникацию в контексте профессионального общения, использование современных информационно-коммуникационных систем для поиска информации, личностного и профессионального развития, а также творческого решения прикладных задач, повышают качество и эффективность профессиональной деятельности
В статье проводится анализ методологических различий и сходств понятий эффективность, результативность и продуктивность. Сравнивается логика бухгалтерского, экономического и финансового подходов. Авторы приходят к выводу о необходимости корректного использования понятий эффективность, результативность и продуктивность в зависимости от типа осуществляемого анализа, определяемого возможностью денежной оценки исследуемых процессов. Понятие «эффективность» в наибольшей степени подходит к стоимостным видам расчётов, понятие «результативность» – к анализу типа «издержки – результат», идея продуктивности должна использоваться в отраслевом анализе, где используются не стоимостные, а количественные отношения. Популярность использования понятий в российской и зарубежной практике различна, особенно в отношении понятия «продуктивность», которое за рубежом более часто используется, чем у нас. Приводимая в статье методика анализа может быть использована в смежных с экономическими науками гуманитарных дисциплинах.
Определено, что в производстве промышленной продукции наиболее значимыми являются обрабатывающие отрасли, затем добывающие, а потом строительная отрасль. Между ними возникают наибольшие диспропорции в отраслевой структуре основных факторов производства и оплате труда. Выявлено, что в обрабатывающей отрасли производительность труда одна из самых низких после строительства, а влияние научно-технического прогресса во всех отраслях промышленности незначительно. Обосновано, что наиболее значимым фактором, ограничивающим рост производительности труда, является платёжеспособный спрос потребителей. Исключение составляет строительная отрасль, где наравне с ним значимой является фондоотдача.
Цифровая трансформация экономики на государственном и региональном уровнях в настоящее время является закономерным процессом эволюционного развития общества. Поэтому сегодня главным мощным импульсом для активации потенциала регионов и достижения принципов устойчивого развития является цифровизация экономики. Это требует более детального изучения роли цифровизации в развитии регионов, а также определения механизмов, которые позволяют использовать цифровую трансформацию для усиления конкурентных преимуществ региона на национальном и международном уровнях. В исследовании был использован метод контент-анализа доступных источников. Обобщены основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на цифровую трансформацию региона. Дана характеристика и особенности нормативно-правового обеспечения цифровой трансформации региона. Обоснованы этапы разработки и реализации стратегии цифровой трансформации региона. Исследование показало, что реализация стратегии цифровой трансформации региона изменяет не только качество государственных услуг, но и способ взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством. Предложенная последовательность может быть использована органами государственной и региональной власть при формировании стратегии цифровой трансформации региона.
В статье исследуется трансформация компетенций специалистов в области международных отношений в условиях динамичных изменений политической и экономической среды на глобальном уровне. В условиях современных вызовов, таких как геополитические конфликты, экономические санкции и технологические инновации, становится особенно актуальным развитие навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Анализируются ключевые компетенции, включая аналитическое мышление, межкультурную коммуникацию, освоение новейших технологий и гибкость в адаптации к изменениям. Особое внимание уделяется значению soft skills, таких как эмоциональный интеллект, командная работа и креативность, которые становятся неотъемлемой частью профессионального арсенала специалистов-международников. В статье представлена авторская классификация этих навыков, что позволяет систематизировать подходы к их развитию. Также предложена модель подготовки специалистов, учитывающая современные вызовы и тенденции, а также конкретные рекомендации по улучшению образовательных программ и тренингов. Статья подчёркивает важность регулярного профессионального развития и готовности к изменениям как критически важных факторов для успешной карьеры в сфере международных отношений, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Результаты исследования подчёркивают необходимость интеграции новых подходов в образовательные программы, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно реагировать на вызовы и изменения в глобальной среде.
Статья посвящена исследованию механизмов взаимодействия государства и бизнеса в реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации. Проанализирована трёхуровневая архитектура управления (стратегический, тактический, региональный уровни), выявлены ключевые проблемы, такие как дублирование функций, бюрократические барьеры и недостаточная обратная связь с бизнесом. Предложена концептуальная модель межсубъектного взаимодействия, интегрирующая такие механизмы межсубъектного взаимодействия, как некоммерческие организации, государственно-частное партнёрство, социальное партнёрство и государственное администрирование. Разработан организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия государства и бизнеса в реализации государственной внешнеэкономической политики. В основу функционирования данного механизма автором заложена цифровая платформа. Особое внимание в механизме уделено созданию НКО «Центр содействия институциональному развитию региона», выступающее оператором цифровой платформы. Предложенная концептуальная модель и организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия в реализации государственной внешнеэкономической политики направлены на создание обратной связи и улучшение диалога между бизнесом и властью.
Целью статьи является анализ особенностей инклюзивного образования в Российской Федерации. Именно эти вопросы в современный период выступают как одно из ключевых направлений государственной политики, направленной на создание равных условий для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы в стране наблюдается активное развитие инклюзивного образования, однако его реализация сталкивается с несколькими серьёзными вызовами. Во-первых, существует недостаток квалифицированных специалистов, готовых эффективно работать в инклюзивных классах. Учителя зачастую не имеют достаточной подготовки и ресурсов для работы с детьми с различными потребностями, что негативно сказывается на качестве образования. Во-вторых, инфраструктура образовательных учреждений не всегда соответствует требованиям инклюзии. Многие школы не обеспечивают доступные условия для детей с физическими ограничениями, что ограничивает их возможность полноценного участия в образовательном процессе. Третьим, но не менее важным вопросом является общественное восприятие инклюзии. Стереотипы и предвзятость по отношению к детям с ограниченными возможностями по-прежнему распространены, что создаёт преграды для их интеграции в общество и учебный процесс. Несмотря на указанные проблемы, существуют значительные перспективы для развития инклюзивного образования в России. Государственная политика в этом направлении включает программы поддержки и обучения для педагогов, создание специализированных материалов и методических рекомендаций, а также содействие в адаптации образовательных стандартов. Увеличение финансирования и внедрение инновационных технологий также могут значительно улучшить ситуацию. Для успешной реализации инклюзивного образования в Российской Федерации необходим комплексный подход к решению обозначенных вызовов, включающий подготовку кадров, модернизацию инфраструктуры и изменение общественного сознания. Лишь через консолидированные усилия государства, образовательных учреждений и общества в целом можно добиться реальных изменений и создать полноценную инклюзивную среду для всех детей.
Статья посвящена анализу государственной образовательной политики России в контексте интеграции онлайн-технологий. Цель исследования – выявить ключевые вызовы цифровизации образования и предложить пути их преодоления с учётом международного опыта. На основе анализа нормативно-правовой базы (ФЗ № 11-ФЗ, нацпроекты «Образование» и «Современная школа»), статистических данных НИУ ВШЭ (2024) и региональных кейсов (Москва, Татарстан, Республика Тыва) доказано, что, несмотря на значительный прогресс в обеспечении школ высокоскоростным интернетом, сохраняются системные дисбалансы. Основные проблемы включают цифровое неравенство, дефицит ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии), компетенций педагогов и риски кибербезопасности (12 утечек данных на платформе «МЭШ» в 2023 г.). Сравнительный анализ зарубежной практики (Китай, Германия, США) даёт возможность сделать следующие выводы: необходимо внедрение единых стандартов качества контента, расширение программ переподготовки педагогов с акцентом на цифровую дидактику, развитие гибридных форматов обучения. Особое внимание уделено необходимости адаптации международного опыта, такого как GDPR-регулирование в ЕС и геймификация в американских платформах, к российским реалиям. Практическая значимость работы заключается в разработке мер для снижения регионального неравенства и повышения эффективности государственных инициатив в сфере цифрового образования.
По мнению авторов статьи, оценка цифровой трансформации управленческих процессов должна включать не только уровень развития обеспечивающей инфраструктуры (технологический аспект), но и готовность органов власти и населения использовать цифровые технологии в повседневной жизни. В статье представлены результаты пилотажного исследования, основным содержанием которого был экспертный опрос о том, какие сервисы наиболее востребованы в Архангельской области, какие риски и перспективы несёт в себе цифровизация взаимодействия. Сформулированные авторами статьи выводы носят практико-ориентированный характер и могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с оценкой цифровой зрелости органов муниципального и государственного управления.
Вопросы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории имеют большое значение в совершенствовании системы муниципального управления. В статье определены особенности оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Особое внимание уделяется программно-проектной оценке результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, которая выполнена посредством применения методов расчёта оценки, обработки данных и сочетания комплексности оценок разных направлений деятельности муниципалитета, от реализации программно-проектных мероприятий, социально-экономического развития, деятельности органов местного самоуправления до комплексности участия в оценке результативности всех участников оценки.
Издательство
- Издательство
- ДОНАУИГС
- Регион
- Россия, Донецк
- Почтовый адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- Юр. адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- ФИО
- Костровец Лариса Борисовна (И.О.РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://donampa.ru/