Целью статьи является анализ особенностей инклюзивного образования в Российской Федерации. Именно эти вопросы в современный период выступают как одно из ключевых направлений государственной политики, направленной на создание равных условий для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы в стране наблюдается активное развитие инклюзивного образования, однако его реализация сталкивается с несколькими серьёзными вызовами. Во-первых, существует недостаток квалифицированных специалистов, готовых эффективно работать в инклюзивных классах. Учителя зачастую не имеют достаточной подготовки и ресурсов для работы с детьми с различными потребностями, что негативно сказывается на качестве образования. Во-вторых, инфраструктура образовательных учреждений не всегда соответствует требованиям инклюзии. Многие школы не обеспечивают доступные условия для детей с физическими ограничениями, что ограничивает их возможность полноценного участия в образовательном процессе. Третьим, но не менее важным вопросом является общественное восприятие инклюзии. Стереотипы и предвзятость по отношению к детям с ограниченными возможностями по-прежнему распространены, что создаёт преграды для их интеграции в общество и учебный процесс. Несмотря на указанные проблемы, существуют значительные перспективы для развития инклюзивного образования в России. Государственная политика в этом направлении включает программы поддержки и обучения для педагогов, создание специализированных материалов и методических рекомендаций, а также содействие в адаптации образовательных стандартов. Увеличение финансирования и внедрение инновационных технологий также могут значительно улучшить ситуацию. Для успешной реализации инклюзивного образования в Российской Федерации необходим комплексный подход к решению обозначенных вызовов, включающий подготовку кадров, модернизацию инфраструктуры и изменение общественного сознания. Лишь через консолидированные усилия государства, образовательных учреждений и общества в целом можно добиться реальных изменений и создать полноценную инклюзивную среду для всех детей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Инклюзивное образование в Российской Федерации является актуальной тематикой, как с точки зрения прав человека, так и с позиции обеспечения равных возможностей для всех учащихся. Инклюзия в образовательной среде подразумевает практику, при которой дети с ограниченными возможностями имеют право на образование вместе с их сверстниками в обычных школах, а не в специализированных учреждениях.
Список литературы
1. Бермус А.Г. Трансформация поля исследований и инноваций в сфере педагогического образования (по итогам IX Международного форума по педагогическому образованию) // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18, № 3. С. 10-37. DOI: 10.26907/esd.18.3.02
2. Брель В.В. Образование и искусственный интеллект // Проблемы современного образования в техническом вузе: Материалы VIII международной научно-методической конференции, Гомель, 19-20 октября 2023 года. Гомель: Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, 2023. С. 81-83. EDN: CRGHNA
3. Волосникова Л.М. Инклюзивное совершенство: новая модель университета в XXI веке на основе универсального дизайна обучения // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 6. С. 24-32. DOI: 10.17759/pse.2023280602 EDN: HAABUF
4. Денисова О.А. Инклюзивная культура как показатель готовности специалистов вузов к сопровождению инклюзивного высшего образования // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 6. С. 82-92. DOI: 10.17759/pse.2023280608 EDN: XVLPZP
5. Иларионова Т.С. Высшая партийная школа при ЦК КПСС - кузница послевоенных партийных кадров (1946-1991 гг.) // Вестник государственного и муниципального управления. 2024. Т. 13, № 1. С. 81-101. DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-1-81-101 EDN: VEXWNI
6. Кабышева М.В. Инклюзивное образование как системная инновация // Становление личности в современном обществе: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Томск, 20-22 сентября 2018 года. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2018. С. 65-67.
7. Косарецкий С.Г. Образовательная политика Российской Федерации постсоветского периода в отношении трудностей в обучении и равенства образовательных возможностей // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 5. С. 21-33. DOI: 10.17759/pse.2023280502 EDN: SRVFJV
8. Мальцева Т.Е. Инновационные особенности развития высшего инклюзивного образования. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Издательство “КноРус”, 2018. 256 с. ISBN: 978-5-4365-2603-4 EDN: SIMERW
9. Матвеева Е.С. Религиозное (православное) и нравственное воспитание молодого поколения в научном наследии К.Д. Кавелина // Вестник государственного и муниципального управления. 2024. Т. 13, № 3. С. 161-172. DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-3-161-172
10. Матвеева Е.С. Становление правового статуса несовершеннолетних в произведениях дореволюционных авторов // Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России: Сборник научных статей и докладов III и IV Международной научно-практической конференции, Орел, 12-13 марта 2015 года. Орел: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Орловский филиал, 2015. С. 257-259.
11. Magnusson, L.K. Education laboratories in ‘education for all’ in Russia: From Lenin to Putin // Revista Espanola de Educacion Comparada. 2021. No. 39. P. 81-102. DOI: 10.5944/REEC.39.2021.30829
12. Matveeva, E.S. Activities of religious organisations in education in XIX - early XX centuries // Modern European Researches. 2019. No. 3. P. 22-25.
13. Morgan, W.J. A history of education in modern Russia: aims, ways, outcomes // Canadian Slavonic Papers. 2022. Vol. 64, No. 4. P. 529-531. DOI: 10.1080/00085006.2022.2136837
14. Орлова Л.Н. Организация системы летнего отдыха детей в 50-60-е годы ХХ века // Вестник государственного и муниципального управления. 2024. Т. 13, № 2. С. 102-112. DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-2-102-112
15. Павликов Н.А. Инклюзивное образование: исторические аспекты, правовая база и принципы развития // Инклюзивное образование: теория и практика: Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 07 июня 2024 года. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2024. С. 310-316.
16. Родина Т.Ю. Демографическая проблема в России и пути её решения, дополнительные меры поддержки многодетных семей // Экономика. Социология. Право. 2024. № 1(33). С. 94-99. DOI: 10.22281/2542-1697-2024-03-01-94-99
17. Reedy, D. Review: Robin Alexander Education in Spite of Policy. Routledge2022 400 pages £36.99 // Literacy. 2024. Vol. 58, No. 1. P. 135-136. DOI: 10.1111/lit.12358 ISBN: 978-1-138-04987-1
18. Самсонова Е.В. Актуальное состояние инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования: пилотное исследование // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 2. С. 192-214. DOI: 10.17759/cpse.2023120209
19. Меркулов П.А. Реформы антикризисного управления агропромышленным сектором Российской Федерации в 1990-х годах: практическая реализация // Вестник государственного и муниципального управления. 2024. Т. 13, № 2. С. 10-23. DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-2-10-23
20. Филяс А.М. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: Сборник статей X всероссийской научно-практической конференции, Орел, 06 декабря 2019 года / Отв. редактор Ю.В. Каира. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. С. 41-44.
21. Цель, задачи и основные направления развития инклюзивного высшего образования в Российской Федерации / В.В. Рубцов, Г.Г. Саитгалиева, О.А. Денисова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 6. С. 6-23. DOI: 10.17759/pse.2023280601
22. О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов (вместе с “Правилами подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов”): постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 585 (ред. от 22.04.2024) // СЗ РФ. 2015. № 25. Ст. 3666; 2024. № 18. Ст. 2439.
23. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (ред. от 29.10.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025): федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; 2024. № 1 (Ч. I). Ст. 32.
24. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025) // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598; СЗ РФ. 2024. № 53 (Ч. I). Ст. 8554.
25. Bermus, A.G. Transformation of the field of research and innovation in the field of teacher education (based on the results of the IX International Forum on Teacher Education) // Education and self-development. 2023. Vol. 18, No. 3. Pp. 10-37. 10.26907/esd.18.3.02. (In Russ.). DOI: 10.26907/esd.18.3.02.InRuss. EDN: MGTMYI
26. Brel, V.V. Education and artificial intelligence // Problems of modern education in a technical university: Proceedings of the VIII International Scientific and Methodological conference, Gomel, October 19-20, 2023. Gomel: Gomel State Technical University named after P.O. Sukhoi, 2023. Pp. 81-83. (In Russ.). EDN: CRGHNA
27. Volosnikova, L.M. Inclusive excellence: a new university model in the 21st century based on a universal learning design // Psychological Science and Education. 2023. Vol. 28, No. 6. Pp. 24-32. 10.17759/pse.2023280602. (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2023280602.InRuss. EDN: HAABUF
28. Denisova, O.A. Inclusive culture as an indicator of the readiness of university specialists to support inclusive higher education // Psychological science and education. 2023. Vol. 28, No. 6. Pp. 82-92. 10.17759/pse.2023280608. (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2023280608.InRuss. EDN: XVLPZP
29. Ilarionova, T.S. The Higher Party School under the Central Committee of the CPSU - the forge of post-war party cadres (1946-1991) // Bulletin of State and Municipal Administration. 2024. Vol. 13, No. 1. Pp. 81-101. 10.22394/2225-8272-2024-13-1-81-101. (In Russ.). DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-1-81-101.InRuss. EDN: VEXWNI
30. Kabysheva, M.V. Inclusive education as a systemic innovation // Personality formation in modern society: Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference, Tomsk, September 20-22, 2018. Tomsk: National Research Tomsk Polytechnic University, 2018. Pp. 65-67. (In Russ.). EDN: QUFDNO
31. Kosaretsky, S.G. Educational policy of the Russian Federation of the post-Soviet period in relation to learning difficulties and equality of educational opportunities // Psychological science and education. 2023. Vol. 28, No. 5. Pp. 21-33. 10.17759/pse.2023280502. (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2023280502.InRuss. EDN: SRVFJV
32. Maltseva, T.E. Innovative features of the development of higher inclusive education. Moscow: KnoRus Publishing House Limited Liability Company, 2018. 256 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-4365-2603-4 EDN: SIMERW
33. Matveeva, E.S. Religious (Orthodox) and moral education of the younger generation in the scientific legacy of K. D. Kavelin // Bulletin of State and Municipal Administration. 2024. Vol. 13, No. 3. Pp. 161-172. 10.22394/2225-8272-2024-13-3-161-172. (In Russ.). DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-3-161-172.InRuss. EDN: SDYNES
34. Matveeva, E.S. The formation of the legal status of minors in the works of pre-revolutionary authors // Civil law regulation of public relations in modern Russia: Collection of scientific articles and reports of the III and IV International Scientific and Practical Conference, Orel, March 12-13, 2015. Orel: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education.Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Oryol Branch, 2015, pp. 257-259. (In Russ.). EDN: UXOSME
35. Magnusson, L.K. Education laboratories in ‘education for all’ in Russia: From Lenin to Putin // Revista Espanola de Educacion Comparada. 2021. No. 39. P. 81-102. DOI: 10.5944/REEC.39.2021.30829 EDN: VFWBSO
36. Matveeva, E.S. Activities of religious organisations in education in XIX - early XX centuries // Modern European Researches. 2019. No. 3. P. 22-25. EDN: XFEGOJ
37. Morgan, W.J. A history of education in modern Russia: aims, ways, outcomes // Canadian Slavonic Papers. 2022. Vol. 64, No. 4. P. 529-531. DOI: 10.1080/00085006.2022.2136837 EDN: GOESCO
38. Orlova, E.A. Bulletin of State and Municipal Administration. 2024. Vol. 13, No. 2. Pp. 102-112. 10.22394/2225-8272-2024-13-2-102-112. (In Russ.). DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-2-102-112.InRuss. EDN: GOGXCT
39. Pavikov, N.A. Inclusive education: historical aspects, legal framework and principles of development // Inclusive education: theory and practice: proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference, Orekhovo-Zuyevo, June 07, 2024. Orekhovo-Zuyevo: State University of Humanities and Technology, 2024. Pp. 310-316. (In Russ.). EDN: EKQYAF
40. Rodina, T.Y. Demographic problem in Russia and ways to solve it, additional measures to support large families // Economics. Sociology. The right. 2024. № 1(33). Pp. 94-99. 10.22281/2542-1697-2024-03-01-94-99. (In Russ.). DOI: 10.22281/2542-1697-2024-03-01-94-99.InRuss. EDN: MEBLUH
41. Reedy, D. Review: Robin Alexander Education in Spite of Policy. Routledge2022 400 pages £36.99 // Literacy. 2024. Vol. 58, No. 1. P. 135-136. DOI: 10.1111/lit.12358 ISBN: 978-1-138-04987-1 EDN: KYDZVN
42. Samsonova, E.V. The current state of the inclusive educational environment in professional educational organizations of secondary vocational education: a pilot study // Clinical and special psychology. 2023. Vol. 12, No. 2. Pp. 192-214. 10.17759/cpse.2023120209. (In Russ.). DOI: 10.17759/cpse.2023120209.InRuss. EDN: QMZCHP
43. Merkulov, P.A. Anti-crisis management reforms in the agro-industrial sector of the Russian Federation in the 1990s: practical implementation // Bulletin of State and Municipal Administration. 2024. Vol. 13, No. 2. Pp. 10-23. 10.22394/2225-8272-2024-13-2-10-23. (In Russ.). DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-2-10-23.InRuss. EDN: ENLPQP
44. Filyas, A.M. Digitalization of education: problems and prospects // Information development of Russia: status, trends and prospects: Collection of articles of the X All-Russian Scientific and practical Conference, Orel, December 06, 2019 / Editor-in-chief Yu.V. Cairo. Orel: Central Russian Institute of Management, RANEPA Branch, 2020. Pp. 41-44. (In Russ.). EDN: HMGEWK
45. The purpose, objectives and main directions of the development of inclusive higher education in the Russian Federation / V.V.Rubtsov, G.G. Saitgalieva. A. Denisova [et al.] // Psychological science and education. 2023. Vol. 28, No. 6. Pp. 6-23. 10.17759/pse.2023280601. (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2023280601.InRuss. EDN: AVICMJ
46. On the procedure for preparing a report on measures taken to comply with the Russian Federation Societies under the Convention on the Rights of Persons with Disabilities (including the “Rules for Preparing a report on measures taken to comply with the Russian Federation Societies under the Convention on the Rights of Persons with Disabilities”): Russian Legislation No. 585 dated 11.06.2015 (as amended on 22.04.2024) // Federal Law OF the Russian Federation. 2015. No. 25. Art. 3666; 2024. No 18. Article 2439. (In Russ.).
47. On Social Protection of Persons with Disabilities in the Russian Federation (as amended on 10/29/2024) (with amendments and additions, inserted. effective from 03/01/2025): Federal Law No. 181-FZ of 11/24/1995 // Federal Law of the Russian Federation. 1995. No. 48. Art. 4563; 2024. No. 1 (Part I). Art. 32. (In Russ.).
48. Water education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on 02/28/2025) (with amendments and additions, inserted. effective from 04/01/2025) // Federal Law of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Art. 7598; Federal Law of the Russian Federation. 2024. No. 53 (part I). Art. 8554. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен комплексный SWOT-анализ факторов развития угольного экспорта России в условиях структурных перекосов в развитии транспортно-логистической инфраструктуры, основную проблему которого составляет текущая диспропорция в паре «железная дорога/порты» и рассинхронизация темпов развития профицитных портовых мощностей РФ и динамики повышения пропускной способности железнодорожной магистрали, прежде всего, Восточного полигона. Рассмотрены и обоснованы возможности разрешения рыночной дилеммы угольной логистики за счёт перенаправления грузопотоков угля на южное направление (и северо-запад), условием активизации которого является ускоренная разблокировка «узких» мест и ликвидация дефицита провозных мощностей на подъездах к порту Тамань, что обеспечит дозагрузку терминальных мощностей и возможность конкурентного увеличения экспортного потока угля в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Целью работы является вскрытие комплекса имманентных российской угольной отрасли ограничений, учёт и преодоление которых должны расширить возможности дальнейшего наращивания поставок энергетического угля на экспорт в условиях складывающейся «новой» географии и рыночной диверсификации торговых потоков..
Целью данной статьи является изучение того, как достижения в области науки и техники влияют на реализацию энергетического перехода и энергоэффективности для глобального устойчивого развития на примере новых индустриальных стран. В настоящее время перед человечеством стоит важная глобальная задача – переход к устойчивым источникам энергии. Наука и техника играют основополагающую роль в решении этих проблем. В частности, исследование сосредоточено на новых индустриальных странах. С помощью кластерного анализа с использованием STATISTICA 12 исследование оценивает эффективность инвестиций в науку и технику, энергетические технологии и реализацию Целей устойчивого развития. Исследование подчёркивает важность возобновляемых источников энергии для сокращения выбросов углерода, повышения экономической устойчивости и сохранения природных экосистем. Оно подчёркивает ключевую роль грантов на техническое сотрудничество, расходов на исследования и разработки, экспорта высокотехнологичной продукции, инвестиций частного сектора, государственных потоков в возобновляемые источники энергии и потребления возобновляемой энергии в обеспечении энергетического перехода. Исследование предоставляет комплексную основу для понимания влияния научных и технологических достижений на энергетический переход в мире.
В данном исследовании анализируется влияние конфликтогенных факторов на международный рынок нефти, включая геополитическую напряженность, экономические зависимости и цивилизационные различия в распределении энергоресурсов. Рассматривается, как геополитические конфликты (например, войны, санкции) и экономическая политика (например, доминирование нефтедоллара) определяют волатильность цен на нефть и глобальную энергетическую безопасность. Вводится цивилизационный подход для анализа конкуренции между североамериканской, китайской, исламской и другими цивилизациями за контроль над нефтяными ресурсами. Используются статистический анализ, историко-логические методы и экономическое моделирование для оценки последствий военных интервенций (например, вторжение США в Ирак) и стратегий диверсификации энергопоставок. Результаты показывают, что нестабильность нефтяного рынка обусловлена глубинными геополитическими и цивилизационными противоречиями, что требует многостороннего сотрудничества и внедрения инновационных технологий (например, ВИЭ, ядерная энергетика) для снижения конфликтного потенциала.
Современная трансформация общественных отношений, усиление внешнеполитического давления и возрастание роли государства-цивилизации актуализируют необходимость переосмысления методологических основ российской науки права. В статье рассматриваются ключевые проблемы методологии правового знания: идеологическая ограниченность прошлого, отрыв от социогуманитарной базы, разрыв между теорией и правовой практикой. Особое внимание уделяется поиску новых методологических ориентиров – аксиологического, интегративного и междисциплинарного подходов – способных обеспечить актуальность, научную состоятельность и практическую применимость юридических исследований в условиях современных вызовов. Обосновывается необходимость формирования новой методологической парадигмы, сочетающей научную строгость и ценностную направленность как условия устойчивого развития правовой системы России. Результаты исследования могут быть использованы при изучении и преподавании общей теории права, разработке стратегий нормативного регулирования и совершенствовании правотворческой деятельности.
Статья посвящена истории развития уголовной ответственности несовершеннолетних. При проведении научного анализа автор основывается на историко-правовом методе и раскрывает трансформацию законодательных подходов к уголовной ответственности несовершеннолетних от карательной модели к гуманистической парадигме. Автором последовательно раскрываются ключевые этапы становления правовых норм, регламентирующих особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних, с детальным рассмотрением нормативных актов различных исторических периодов. Исследование демонстрирует, что современное уголовное судопроизводство направлено на социальную реабилитацию и предупреждение криминализации несовершеннолетних, что выражается в приоритете воспитательных мер.
Статья посвящена исследованию политико-правового института представительства высшего должностного лица субъекта РФ в региональных и муниципальных органах власти. Автор анализирует сущность, функции и эволюцию данного института, используя системный, институциональный и сравнительно-правовой подходы. Выявлены проблемы правового регулирования, включая отсутствие унифицированных норм и различия в статусе представителей в разных регионах. Рассматривается роль представителей в формировании единой системы публичной власти и их влияние на реализацию принципа разделения властей. Особое внимание уделено несовершенству нормативной базы и необходимости реформирования института. Делается вывод о том, что представительство способствует эффективному выполнению функций главы региона, но требует законодательной конкретизации.
В статье представлен комплексный анализ теоретических подходов к определению сущности понятия «внешнеэкономическая политика государства» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается роль и значение внешнеэкономической политики в системе государственного управления, а также её влияние на социально-экономическое развитие страны. Особое внимание уделено взаимосвязи между динамикой внешнеэкономической деятельности и внутренними экономическими процессами. Приведена периодизация внешнеэкономической политики Российской Федерации, отражающая эволюцию её приоритетов в соответствии с изменяющимися стратегическими целями развития. Обоснован тезис о недостаточной институционализации процессов принятия и реализации решений в данной сфере, что снижает эффективность применяемых инструментов и механизмов управления. В результате, это негативно сказывается на согласованности внешней и внутренней политики, затрудняя достижение стратегических задач социально-экономического развития. Исследование носит комплексный характер, сочетая теоретический анализ, историческую ретроспективу, институциональную оценку и практические рекомендации. Решение поставленных задач позволило выявить ключевые проблемы внешнеэкономической политики РФ и предложить направления её совершенствования.
Использование компетентностных методов в качестве основы для подготовки специалистов высшего образования связано не только с пересмотром содержательных аспектов образовательной программы, но и с изменением методического инструментария и корректировкой активных и интерактивных методов обучения. Отказ от пассивных методов обучения открывает перспективу формирования и развития компетентностей будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки. Благодаря этим способностям, включая умение и готовность формировать эффективную коммуникацию в контексте профессионального общения, использование современных информационно-коммуникационных систем для поиска информации, личностного и профессионального развития, а также творческого решения прикладных задач, повышают качество и эффективность профессиональной деятельности
В статье проводится анализ методологических различий и сходств понятий эффективность, результативность и продуктивность. Сравнивается логика бухгалтерского, экономического и финансового подходов. Авторы приходят к выводу о необходимости корректного использования понятий эффективность, результативность и продуктивность в зависимости от типа осуществляемого анализа, определяемого возможностью денежной оценки исследуемых процессов. Понятие «эффективность» в наибольшей степени подходит к стоимостным видам расчётов, понятие «результативность» – к анализу типа «издержки – результат», идея продуктивности должна использоваться в отраслевом анализе, где используются не стоимостные, а количественные отношения. Популярность использования понятий в российской и зарубежной практике различна, особенно в отношении понятия «продуктивность», которое за рубежом более часто используется, чем у нас. Приводимая в статье методика анализа может быть использована в смежных с экономическими науками гуманитарных дисциплинах.
Определено, что в производстве промышленной продукции наиболее значимыми являются обрабатывающие отрасли, затем добывающие, а потом строительная отрасль. Между ними возникают наибольшие диспропорции в отраслевой структуре основных факторов производства и оплате труда. Выявлено, что в обрабатывающей отрасли производительность труда одна из самых низких после строительства, а влияние научно-технического прогресса во всех отраслях промышленности незначительно. Обосновано, что наиболее значимым фактором, ограничивающим рост производительности труда, является платёжеспособный спрос потребителей. Исключение составляет строительная отрасль, где наравне с ним значимой является фондоотдача.
Цифровая трансформация экономики на государственном и региональном уровнях в настоящее время является закономерным процессом эволюционного развития общества. Поэтому сегодня главным мощным импульсом для активации потенциала регионов и достижения принципов устойчивого развития является цифровизация экономики. Это требует более детального изучения роли цифровизации в развитии регионов, а также определения механизмов, которые позволяют использовать цифровую трансформацию для усиления конкурентных преимуществ региона на национальном и международном уровнях. В исследовании был использован метод контент-анализа доступных источников. Обобщены основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на цифровую трансформацию региона. Дана характеристика и особенности нормативно-правового обеспечения цифровой трансформации региона. Обоснованы этапы разработки и реализации стратегии цифровой трансформации региона. Исследование показало, что реализация стратегии цифровой трансформации региона изменяет не только качество государственных услуг, но и способ взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством. Предложенная последовательность может быть использована органами государственной и региональной власть при формировании стратегии цифровой трансформации региона.
В статье исследуется трансформация компетенций специалистов в области международных отношений в условиях динамичных изменений политической и экономической среды на глобальном уровне. В условиях современных вызовов, таких как геополитические конфликты, экономические санкции и технологические инновации, становится особенно актуальным развитие навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Анализируются ключевые компетенции, включая аналитическое мышление, межкультурную коммуникацию, освоение новейших технологий и гибкость в адаптации к изменениям. Особое внимание уделяется значению soft skills, таких как эмоциональный интеллект, командная работа и креативность, которые становятся неотъемлемой частью профессионального арсенала специалистов-международников. В статье представлена авторская классификация этих навыков, что позволяет систематизировать подходы к их развитию. Также предложена модель подготовки специалистов, учитывающая современные вызовы и тенденции, а также конкретные рекомендации по улучшению образовательных программ и тренингов. Статья подчёркивает важность регулярного профессионального развития и готовности к изменениям как критически важных факторов для успешной карьеры в сфере международных отношений, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Результаты исследования подчёркивают необходимость интеграции новых подходов в образовательные программы, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно реагировать на вызовы и изменения в глобальной среде.
Статья посвящена исследованию механизмов взаимодействия государства и бизнеса в реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации. Проанализирована трёхуровневая архитектура управления (стратегический, тактический, региональный уровни), выявлены ключевые проблемы, такие как дублирование функций, бюрократические барьеры и недостаточная обратная связь с бизнесом. Предложена концептуальная модель межсубъектного взаимодействия, интегрирующая такие механизмы межсубъектного взаимодействия, как некоммерческие организации, государственно-частное партнёрство, социальное партнёрство и государственное администрирование. Разработан организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия государства и бизнеса в реализации государственной внешнеэкономической политики. В основу функционирования данного механизма автором заложена цифровая платформа. Особое внимание в механизме уделено созданию НКО «Центр содействия институциональному развитию региона», выступающее оператором цифровой платформы. Предложенная концептуальная модель и организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия в реализации государственной внешнеэкономической политики направлены на создание обратной связи и улучшение диалога между бизнесом и властью.
Статья посвящена анализу государственной образовательной политики России в контексте интеграции онлайн-технологий. Цель исследования – выявить ключевые вызовы цифровизации образования и предложить пути их преодоления с учётом международного опыта. На основе анализа нормативно-правовой базы (ФЗ № 11-ФЗ, нацпроекты «Образование» и «Современная школа»), статистических данных НИУ ВШЭ (2024) и региональных кейсов (Москва, Татарстан, Республика Тыва) доказано, что, несмотря на значительный прогресс в обеспечении школ высокоскоростным интернетом, сохраняются системные дисбалансы. Основные проблемы включают цифровое неравенство, дефицит ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии), компетенций педагогов и риски кибербезопасности (12 утечек данных на платформе «МЭШ» в 2023 г.). Сравнительный анализ зарубежной практики (Китай, Германия, США) даёт возможность сделать следующие выводы: необходимо внедрение единых стандартов качества контента, расширение программ переподготовки педагогов с акцентом на цифровую дидактику, развитие гибридных форматов обучения. Особое внимание уделено необходимости адаптации международного опыта, такого как GDPR-регулирование в ЕС и геймификация в американских платформах, к российским реалиям. Практическая значимость работы заключается в разработке мер для снижения регионального неравенства и повышения эффективности государственных инициатив в сфере цифрового образования.
По мнению авторов статьи, оценка цифровой трансформации управленческих процессов должна включать не только уровень развития обеспечивающей инфраструктуры (технологический аспект), но и готовность органов власти и населения использовать цифровые технологии в повседневной жизни. В статье представлены результаты пилотажного исследования, основным содержанием которого был экспертный опрос о том, какие сервисы наиболее востребованы в Архангельской области, какие риски и перспективы несёт в себе цифровизация взаимодействия. Сформулированные авторами статьи выводы носят практико-ориентированный характер и могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с оценкой цифровой зрелости органов муниципального и государственного управления.
В статье представлена систематизация инструментов, повышающих результативность организационно-управленческих решений в сфере закупок высокотехнологичных компаний с государственным участием. В работе анализируются факторы, влияющие на снижение транзакционных издержек, такие как интеграция антикоррупционного мониторинга, цифровизация контрактных процедур и использование электронного документооборота. Особое внимание уделяется роли нормативно-технической документации и стандартизации, а также участию малого и среднего бизнеса (МСП) в госзакупках. Актуальность определяется усилением технологических санкций и требованием сокращать транзакционные издержки без ущерба качеству. Предлагаются меры поддержки, включая кредитно-гарантийные инструменты и автоматическое дробление лотов. Научная новизна заключается в комбинировании риск-ориентированного мониторинга с регистрационной фильтрацией корпоративных стандартов и внедрением показателя полной стоимости владения. В работе описаны цифровые механизмы антикоррупционного контроля, изучены пороговые условия эффективной конкуренции, определён эталонный набор KPI контрактной системы. Особое внимание уделено интеграции малых инновационных фирм в государственный заказ. Цель исследования состоит в разработке комплексного решения, обеспечивающего повышение эффективности организации и управления закупками высокотехнологичных экономических субъектов с государственным участием. Основные результаты исследования нацелены на аудиторию специалистов контрактных служб, государственных регуляторов и исследователей, изучающих управление закупками и развитие экономики инноваций.
Вопросы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории имеют большое значение в совершенствовании системы муниципального управления. В статье определены особенности оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Особое внимание уделяется программно-проектной оценке результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, которая выполнена посредством применения методов расчёта оценки, обработки данных и сочетания комплексности оценок разных направлений деятельности муниципалитета, от реализации программно-проектных мероприятий, социально-экономического развития, деятельности органов местного самоуправления до комплексности участия в оценке результативности всех участников оценки.
Издательство
- Издательство
- ДОНАУИГС
- Регион
- Россия, Донецк
- Почтовый адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- Юр. адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- ФИО
- Костровец Лариса Борисовна (И.О.РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://donampa.ru/