По мнению авторов статьи, оценка цифровой трансформации управленческих процессов должна включать не только уровень развития обеспечивающей инфраструктуры (технологический аспект), но и готовность органов власти и населения использовать цифровые технологии в повседневной жизни. В статье представлены результаты пилотажного исследования, основным содержанием которого был экспертный опрос о том, какие сервисы наиболее востребованы в Архангельской области, какие риски и перспективы несёт в себе цифровизация взаимодействия. Сформулированные авторами статьи выводы носят практико-ориентированный характер и могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с оценкой цифровой зрелости органов муниципального и государственного управления.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Термин «цифровизация» в оценке органов власти уступает место «цифровой трансформации», предполагающей качественную перестройку публичных процессов, в том числе в коммуникациях «власть – население».
Список литературы
1. Минцифры России. Официальный аккаунт Минцифры России. URL: https://t.me/mintsifry/2423.
2. Портал государственных и муниципальных услуг. URL: https://www.gosuslugi.ru/.
3. Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014 “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410912652/.
4. Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Старостина А.Н. Цифровизация взаимодействия граждан и государства: оценка гражданами эффектов, рисков и перспектив // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 2. С. 33-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-vzaimodeystviya-grazhdan-i-gosudarstva-otsenka-grazhdanami-effektov-riskov-i-perspektiv/viewer. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-2-33-73
5. Кузнецова М.Н. Демографическая ситуация в Архангельской области: анализ, пути решения // Арктика и Север. 2023. № 51. С. 212-232. URL: download/elibrary_54072190_82366616.pdf. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.51.212
6. Рейтинг регионов по качеству жизни - 2024. РИА. URL: https://ria.ru/20250217/reyting-1999152726.html.
7. Президент РФ ужесточил ответственность за утечку персональных данных // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/news/1770029/.
8. Портал “Наше Поморье”. URL: https://mynorth29.ru/.
9. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” и статью 10 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404892163/.
10. Диалог Регионы Про. Единый портал для сотрудников госсферы, помогающий в решении прикладных задач и получении профессии в сфере госдиджитал. URL: https://edu.dialog-regions.ru/platform.
11. Лагунова С.В. Практика использования социальных сетей в публичном администрировании // Журналистика и политика: взаимодействие и взаимовлияние: Сборник материалов III всероссийской научной конференции (Архангельск, 24 марта 2023 года), Архангельск, 24 марта 2023 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова”, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации; сост. Н.С. Авдонина. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. С. 125-133. URL: download/elibrary_54100500_56271340.pdf.
12. Индекс IQ городов. Минстрой России. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/d7b/7puty7h314qwo6pm7wfj06vvsc2z10tg/IQ-svod_reyting.pdf.
13. Ministry of Digital Development of Russia. Official account of the Ministry of Digital Development of Russia. URL: https://t.me/mintsifry/2423.(In Russ.).
14. Portal of state and municipal services. URL: https://www.gosuslugi.ru/.(In Russ.).
15. Decree of the President of the Russian Federation of November 28, 2024 No. 1014 “On assessing the effectiveness of the activities of senior officials of the constituent entities of the Russian Federation and the activities of executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410912652/.(In Russ.).
16. Yuzhakov, V.N., Pokida, A.N., Zybunovskaya, N.V. and Starostina, A.N. (2023) “Digitalization the interaction between citizens and state: Citizens’ assessment of effects, risks and prospects”, Public Administration Issues, 2, pp. 33-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-vzaimodeystviya-grazhdan-i-gosudarstva-otsenka-grazhdanami-effektov-riskov-i-perspektiv/viewer. (In Russ.). DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-2-33-73
17. Kuznetsova, M.N., Vasilyeva, A.S. (2023) Demographic Situation in the Arkhangelsk Oblast: Analysis and Solutions. Arktika i Sever [Arctic and North], 2023, no. 51, pp. 212-232. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54072190_82366616.pdf.(In Russ.). DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.51.212
18. Rating of regions by quality of life - 2024. RIA. URL: https://ria.ru/20250217/reyting-1999152726.html.(In Russ.).
19. The President of the Russian Federation has tightened penalties for leaking personal data // Garant.ru. Information and legal portal. URL: https://www.garant.ru/news/1770029/.(In Russ.).
20. “Our Pomorie” Portal. URL: https://mynorth29.ru/.(In Russ.).
21. Federal Law of July 14, 2022 No. 270-FZ “On Amendments to the Federal Law “On Ensuring Access to Information on the Activities of State Bodies and Local Government Bodies” and Article 10 of the Federal Law “On Ensuring Access to Information on the Activities of Courts in the Russian Federation”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404892163/.(In Russ.).
22. Dialogue Regions Pro. A single portal for public sector employees, helping to solve applied problems and obtain a profession in the field of state digital. URL: https://edu.dialog-regions.ru/platform.(In Russ.).
23. Lagunova, S.V., Volovik, O.A. (2023) Practice of using social networks in public administration. Journalism and Politics: Interaction and Mutual Influence: Collection of Materials of the III All-Russian Scientific Conference (Arkhangelsk, March 24, 2023), Arkhangelsk, March 24, 2023. URL: download/elibrary_54100500_56271340.pdf.(In Russ.). EDN: MVPKIC
24. IQ Index of Cities. Ministry of Construction of Russia. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/d7b/7puty7h314qwo6pm7wfj06vvsc2z10tg/IQ-svod_reyting.pdf.(In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен комплексный SWOT-анализ факторов развития угольного экспорта России в условиях структурных перекосов в развитии транспортно-логистической инфраструктуры, основную проблему которого составляет текущая диспропорция в паре «железная дорога/порты» и рассинхронизация темпов развития профицитных портовых мощностей РФ и динамики повышения пропускной способности железнодорожной магистрали, прежде всего, Восточного полигона. Рассмотрены и обоснованы возможности разрешения рыночной дилеммы угольной логистики за счёт перенаправления грузопотоков угля на южное направление (и северо-запад), условием активизации которого является ускоренная разблокировка «узких» мест и ликвидация дефицита провозных мощностей на подъездах к порту Тамань, что обеспечит дозагрузку терминальных мощностей и возможность конкурентного увеличения экспортного потока угля в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Целью работы является вскрытие комплекса имманентных российской угольной отрасли ограничений, учёт и преодоление которых должны расширить возможности дальнейшего наращивания поставок энергетического угля на экспорт в условиях складывающейся «новой» географии и рыночной диверсификации торговых потоков..
Целью данной статьи является изучение того, как достижения в области науки и техники влияют на реализацию энергетического перехода и энергоэффективности для глобального устойчивого развития на примере новых индустриальных стран. В настоящее время перед человечеством стоит важная глобальная задача – переход к устойчивым источникам энергии. Наука и техника играют основополагающую роль в решении этих проблем. В частности, исследование сосредоточено на новых индустриальных странах. С помощью кластерного анализа с использованием STATISTICA 12 исследование оценивает эффективность инвестиций в науку и технику, энергетические технологии и реализацию Целей устойчивого развития. Исследование подчёркивает важность возобновляемых источников энергии для сокращения выбросов углерода, повышения экономической устойчивости и сохранения природных экосистем. Оно подчёркивает ключевую роль грантов на техническое сотрудничество, расходов на исследования и разработки, экспорта высокотехнологичной продукции, инвестиций частного сектора, государственных потоков в возобновляемые источники энергии и потребления возобновляемой энергии в обеспечении энергетического перехода. Исследование предоставляет комплексную основу для понимания влияния научных и технологических достижений на энергетический переход в мире.
В данном исследовании анализируется влияние конфликтогенных факторов на международный рынок нефти, включая геополитическую напряженность, экономические зависимости и цивилизационные различия в распределении энергоресурсов. Рассматривается, как геополитические конфликты (например, войны, санкции) и экономическая политика (например, доминирование нефтедоллара) определяют волатильность цен на нефть и глобальную энергетическую безопасность. Вводится цивилизационный подход для анализа конкуренции между североамериканской, китайской, исламской и другими цивилизациями за контроль над нефтяными ресурсами. Используются статистический анализ, историко-логические методы и экономическое моделирование для оценки последствий военных интервенций (например, вторжение США в Ирак) и стратегий диверсификации энергопоставок. Результаты показывают, что нестабильность нефтяного рынка обусловлена глубинными геополитическими и цивилизационными противоречиями, что требует многостороннего сотрудничества и внедрения инновационных технологий (например, ВИЭ, ядерная энергетика) для снижения конфликтного потенциала.
Современная трансформация общественных отношений, усиление внешнеполитического давления и возрастание роли государства-цивилизации актуализируют необходимость переосмысления методологических основ российской науки права. В статье рассматриваются ключевые проблемы методологии правового знания: идеологическая ограниченность прошлого, отрыв от социогуманитарной базы, разрыв между теорией и правовой практикой. Особое внимание уделяется поиску новых методологических ориентиров – аксиологического, интегративного и междисциплинарного подходов – способных обеспечить актуальность, научную состоятельность и практическую применимость юридических исследований в условиях современных вызовов. Обосновывается необходимость формирования новой методологической парадигмы, сочетающей научную строгость и ценностную направленность как условия устойчивого развития правовой системы России. Результаты исследования могут быть использованы при изучении и преподавании общей теории права, разработке стратегий нормативного регулирования и совершенствовании правотворческой деятельности.
Статья посвящена истории развития уголовной ответственности несовершеннолетних. При проведении научного анализа автор основывается на историко-правовом методе и раскрывает трансформацию законодательных подходов к уголовной ответственности несовершеннолетних от карательной модели к гуманистической парадигме. Автором последовательно раскрываются ключевые этапы становления правовых норм, регламентирующих особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних, с детальным рассмотрением нормативных актов различных исторических периодов. Исследование демонстрирует, что современное уголовное судопроизводство направлено на социальную реабилитацию и предупреждение криминализации несовершеннолетних, что выражается в приоритете воспитательных мер.
Статья посвящена исследованию политико-правового института представительства высшего должностного лица субъекта РФ в региональных и муниципальных органах власти. Автор анализирует сущность, функции и эволюцию данного института, используя системный, институциональный и сравнительно-правовой подходы. Выявлены проблемы правового регулирования, включая отсутствие унифицированных норм и различия в статусе представителей в разных регионах. Рассматривается роль представителей в формировании единой системы публичной власти и их влияние на реализацию принципа разделения властей. Особое внимание уделено несовершенству нормативной базы и необходимости реформирования института. Делается вывод о том, что представительство способствует эффективному выполнению функций главы региона, но требует законодательной конкретизации.
В статье представлен комплексный анализ теоретических подходов к определению сущности понятия «внешнеэкономическая политика государства» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается роль и значение внешнеэкономической политики в системе государственного управления, а также её влияние на социально-экономическое развитие страны. Особое внимание уделено взаимосвязи между динамикой внешнеэкономической деятельности и внутренними экономическими процессами. Приведена периодизация внешнеэкономической политики Российской Федерации, отражающая эволюцию её приоритетов в соответствии с изменяющимися стратегическими целями развития. Обоснован тезис о недостаточной институционализации процессов принятия и реализации решений в данной сфере, что снижает эффективность применяемых инструментов и механизмов управления. В результате, это негативно сказывается на согласованности внешней и внутренней политики, затрудняя достижение стратегических задач социально-экономического развития. Исследование носит комплексный характер, сочетая теоретический анализ, историческую ретроспективу, институциональную оценку и практические рекомендации. Решение поставленных задач позволило выявить ключевые проблемы внешнеэкономической политики РФ и предложить направления её совершенствования.
Использование компетентностных методов в качестве основы для подготовки специалистов высшего образования связано не только с пересмотром содержательных аспектов образовательной программы, но и с изменением методического инструментария и корректировкой активных и интерактивных методов обучения. Отказ от пассивных методов обучения открывает перспективу формирования и развития компетентностей будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки. Благодаря этим способностям, включая умение и готовность формировать эффективную коммуникацию в контексте профессионального общения, использование современных информационно-коммуникационных систем для поиска информации, личностного и профессионального развития, а также творческого решения прикладных задач, повышают качество и эффективность профессиональной деятельности
В статье проводится анализ методологических различий и сходств понятий эффективность, результативность и продуктивность. Сравнивается логика бухгалтерского, экономического и финансового подходов. Авторы приходят к выводу о необходимости корректного использования понятий эффективность, результативность и продуктивность в зависимости от типа осуществляемого анализа, определяемого возможностью денежной оценки исследуемых процессов. Понятие «эффективность» в наибольшей степени подходит к стоимостным видам расчётов, понятие «результативность» – к анализу типа «издержки – результат», идея продуктивности должна использоваться в отраслевом анализе, где используются не стоимостные, а количественные отношения. Популярность использования понятий в российской и зарубежной практике различна, особенно в отношении понятия «продуктивность», которое за рубежом более часто используется, чем у нас. Приводимая в статье методика анализа может быть использована в смежных с экономическими науками гуманитарных дисциплинах.
Определено, что в производстве промышленной продукции наиболее значимыми являются обрабатывающие отрасли, затем добывающие, а потом строительная отрасль. Между ними возникают наибольшие диспропорции в отраслевой структуре основных факторов производства и оплате труда. Выявлено, что в обрабатывающей отрасли производительность труда одна из самых низких после строительства, а влияние научно-технического прогресса во всех отраслях промышленности незначительно. Обосновано, что наиболее значимым фактором, ограничивающим рост производительности труда, является платёжеспособный спрос потребителей. Исключение составляет строительная отрасль, где наравне с ним значимой является фондоотдача.
Цифровая трансформация экономики на государственном и региональном уровнях в настоящее время является закономерным процессом эволюционного развития общества. Поэтому сегодня главным мощным импульсом для активации потенциала регионов и достижения принципов устойчивого развития является цифровизация экономики. Это требует более детального изучения роли цифровизации в развитии регионов, а также определения механизмов, которые позволяют использовать цифровую трансформацию для усиления конкурентных преимуществ региона на национальном и международном уровнях. В исследовании был использован метод контент-анализа доступных источников. Обобщены основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на цифровую трансформацию региона. Дана характеристика и особенности нормативно-правового обеспечения цифровой трансформации региона. Обоснованы этапы разработки и реализации стратегии цифровой трансформации региона. Исследование показало, что реализация стратегии цифровой трансформации региона изменяет не только качество государственных услуг, но и способ взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством. Предложенная последовательность может быть использована органами государственной и региональной власть при формировании стратегии цифровой трансформации региона.
В статье исследуется трансформация компетенций специалистов в области международных отношений в условиях динамичных изменений политической и экономической среды на глобальном уровне. В условиях современных вызовов, таких как геополитические конфликты, экономические санкции и технологические инновации, становится особенно актуальным развитие навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Анализируются ключевые компетенции, включая аналитическое мышление, межкультурную коммуникацию, освоение новейших технологий и гибкость в адаптации к изменениям. Особое внимание уделяется значению soft skills, таких как эмоциональный интеллект, командная работа и креативность, которые становятся неотъемлемой частью профессионального арсенала специалистов-международников. В статье представлена авторская классификация этих навыков, что позволяет систематизировать подходы к их развитию. Также предложена модель подготовки специалистов, учитывающая современные вызовы и тенденции, а также конкретные рекомендации по улучшению образовательных программ и тренингов. Статья подчёркивает важность регулярного профессионального развития и готовности к изменениям как критически важных факторов для успешной карьеры в сфере международных отношений, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Результаты исследования подчёркивают необходимость интеграции новых подходов в образовательные программы, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно реагировать на вызовы и изменения в глобальной среде.
Статья посвящена исследованию механизмов взаимодействия государства и бизнеса в реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации. Проанализирована трёхуровневая архитектура управления (стратегический, тактический, региональный уровни), выявлены ключевые проблемы, такие как дублирование функций, бюрократические барьеры и недостаточная обратная связь с бизнесом. Предложена концептуальная модель межсубъектного взаимодействия, интегрирующая такие механизмы межсубъектного взаимодействия, как некоммерческие организации, государственно-частное партнёрство, социальное партнёрство и государственное администрирование. Разработан организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия государства и бизнеса в реализации государственной внешнеэкономической политики. В основу функционирования данного механизма автором заложена цифровая платформа. Особое внимание в механизме уделено созданию НКО «Центр содействия институциональному развитию региона», выступающее оператором цифровой платформы. Предложенная концептуальная модель и организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия в реализации государственной внешнеэкономической политики направлены на создание обратной связи и улучшение диалога между бизнесом и властью.
Целью статьи является анализ особенностей инклюзивного образования в Российской Федерации. Именно эти вопросы в современный период выступают как одно из ключевых направлений государственной политики, направленной на создание равных условий для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы в стране наблюдается активное развитие инклюзивного образования, однако его реализация сталкивается с несколькими серьёзными вызовами. Во-первых, существует недостаток квалифицированных специалистов, готовых эффективно работать в инклюзивных классах. Учителя зачастую не имеют достаточной подготовки и ресурсов для работы с детьми с различными потребностями, что негативно сказывается на качестве образования. Во-вторых, инфраструктура образовательных учреждений не всегда соответствует требованиям инклюзии. Многие школы не обеспечивают доступные условия для детей с физическими ограничениями, что ограничивает их возможность полноценного участия в образовательном процессе. Третьим, но не менее важным вопросом является общественное восприятие инклюзии. Стереотипы и предвзятость по отношению к детям с ограниченными возможностями по-прежнему распространены, что создаёт преграды для их интеграции в общество и учебный процесс. Несмотря на указанные проблемы, существуют значительные перспективы для развития инклюзивного образования в России. Государственная политика в этом направлении включает программы поддержки и обучения для педагогов, создание специализированных материалов и методических рекомендаций, а также содействие в адаптации образовательных стандартов. Увеличение финансирования и внедрение инновационных технологий также могут значительно улучшить ситуацию. Для успешной реализации инклюзивного образования в Российской Федерации необходим комплексный подход к решению обозначенных вызовов, включающий подготовку кадров, модернизацию инфраструктуры и изменение общественного сознания. Лишь через консолидированные усилия государства, образовательных учреждений и общества в целом можно добиться реальных изменений и создать полноценную инклюзивную среду для всех детей.
Статья посвящена анализу государственной образовательной политики России в контексте интеграции онлайн-технологий. Цель исследования – выявить ключевые вызовы цифровизации образования и предложить пути их преодоления с учётом международного опыта. На основе анализа нормативно-правовой базы (ФЗ № 11-ФЗ, нацпроекты «Образование» и «Современная школа»), статистических данных НИУ ВШЭ (2024) и региональных кейсов (Москва, Татарстан, Республика Тыва) доказано, что, несмотря на значительный прогресс в обеспечении школ высокоскоростным интернетом, сохраняются системные дисбалансы. Основные проблемы включают цифровое неравенство, дефицит ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии), компетенций педагогов и риски кибербезопасности (12 утечек данных на платформе «МЭШ» в 2023 г.). Сравнительный анализ зарубежной практики (Китай, Германия, США) даёт возможность сделать следующие выводы: необходимо внедрение единых стандартов качества контента, расширение программ переподготовки педагогов с акцентом на цифровую дидактику, развитие гибридных форматов обучения. Особое внимание уделено необходимости адаптации международного опыта, такого как GDPR-регулирование в ЕС и геймификация в американских платформах, к российским реалиям. Практическая значимость работы заключается в разработке мер для снижения регионального неравенства и повышения эффективности государственных инициатив в сфере цифрового образования.
В статье представлена систематизация инструментов, повышающих результативность организационно-управленческих решений в сфере закупок высокотехнологичных компаний с государственным участием. В работе анализируются факторы, влияющие на снижение транзакционных издержек, такие как интеграция антикоррупционного мониторинга, цифровизация контрактных процедур и использование электронного документооборота. Особое внимание уделяется роли нормативно-технической документации и стандартизации, а также участию малого и среднего бизнеса (МСП) в госзакупках. Актуальность определяется усилением технологических санкций и требованием сокращать транзакционные издержки без ущерба качеству. Предлагаются меры поддержки, включая кредитно-гарантийные инструменты и автоматическое дробление лотов. Научная новизна заключается в комбинировании риск-ориентированного мониторинга с регистрационной фильтрацией корпоративных стандартов и внедрением показателя полной стоимости владения. В работе описаны цифровые механизмы антикоррупционного контроля, изучены пороговые условия эффективной конкуренции, определён эталонный набор KPI контрактной системы. Особое внимание уделено интеграции малых инновационных фирм в государственный заказ. Цель исследования состоит в разработке комплексного решения, обеспечивающего повышение эффективности организации и управления закупками высокотехнологичных экономических субъектов с государственным участием. Основные результаты исследования нацелены на аудиторию специалистов контрактных служб, государственных регуляторов и исследователей, изучающих управление закупками и развитие экономики инноваций.
Вопросы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории имеют большое значение в совершенствовании системы муниципального управления. В статье определены особенности оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Особое внимание уделяется программно-проектной оценке результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, которая выполнена посредством применения методов расчёта оценки, обработки данных и сочетания комплексности оценок разных направлений деятельности муниципалитета, от реализации программно-проектных мероприятий, социально-экономического развития, деятельности органов местного самоуправления до комплексности участия в оценке результативности всех участников оценки.
Издательство
- Издательство
- ДОНАУИГС
- Регион
- Россия, Донецк
- Почтовый адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- Юр. адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- ФИО
- Костровец Лариса Борисовна (И.О.РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://donampa.ru/