Положениями отечественного трудового права предусмотрены две формы работы вне места нахождения нанимателя: дистанционная и надомная. При этом в иностранных правопорядках такое разделение отсутствует. Обе формы предполагают работу в том числе из дома, но не ограничивают рабочее место границами места жительства. Развитие за рубежом удаленной формы занятости привело к формированию внутри нее комбинированной (гибридной) занятости, в настоящее время не воспринятой российским правом. Предложено объединить правовое регулирование надомной и дистанционной работы с сохранением за ними существующей специфики в оправданном практикой объеме. Одновременно предлагается на законодательном уровне решить вопросы уточнения терминологии, корректировки формулировок дополнительных оснований для увольнения удаленных работников, исключения норм о возможности участия в выполнении труда удаленного работника членов его семьи, предоставления сторонам возможности установления гибридной формы занятости, а также права определения территориальных границ нахождения работника или отказа от этого. Предложено распространить на удаленных работников правило о возможности выполнения работы по совместительству в основное рабочее время. Также полагаем возможным обсудить вопрос об установлении дополнительных оснований для прекращения трудового договора с удаленным работником - факультативных и/или определяемых договором.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Уровень развития технологий оказывает выраженное воздействие, в частности, на сферу трудовых отношений. В частности, растет внимание к удаленной форме занятости различных конфигураций. Для «офисных» профессий форма занятости вне помещений работодателя существует давно и является естественной для ряда профессий (корректор, сценарист, писатель и др.).
Список литературы
1. Аксенов И. С. Особенности правового регулирования труда надомников: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011. 24 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004847514?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 04.04.2025). EDN: QHKHLD
2. Анищенко А. В. Работа из дома: документальное оформление и налогообложение. М.: Редакция “Российской газеты”, 2020. 160 с. // СПС “Гарант”.
3. Дудченко С. В. Опыт регулирования дистанционного труда работников в зарубежных странах // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-4. С. 98-100. 10.23670/ IRJ.2022.115.1.122. DOI: 10.23670/IRJ.2022.115.1.122 EDN: DIZDKJ
4. Заиченко Е. С. Труд надомников в России: история развития правового регулирования // Труды Института государства и права РАН. 2011. № 2. С. 108-118.
5. Зуева Е. С. Правовое регулирование прекращения трудового договора о дистанционной работе // Регулирование правоотношений: проблемы теории и практики: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов, соискателей, магистрантов и молодых ученых в режиме видеоконференц-связи, Москва, 28 апреля 2022 года. М.: РГУП, 2024. С. 254-261. EDN: JQYJMM
6. Кичигин С. В. Вопросы регулирования работы по совместительству отдельных категорий работников // Электронное приложение к “Российскому юридическому журналу”. 2021. № 5. С. 21-27. DOI: 10.34076/22196838_2021_5_21 EDN: UMIMDL
7. Кичигин С. В. Регулирование работы по совместительству отдельных категорий работников // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 2. С. 86-92. 10.13140/ RG.2.2.31959.07840. DOI: 10.13140/RG.2.2.31959.07840 EDN: PGDGFN
8. Кожевников О. А., Чудиновских М. В. Регулирование труда дистанционных работников в России и за рубежом // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. Т. 11. № 3. С. 563-583. DOI: 10.21638/spbu14.2020.303 EDN: USYWUO
9. Лютов Н. Л. Новые нормы о дистанционном труде: решены ли старые проблемы? // Lex Russica. 2021. № 6. С. 36-45. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.175.6.036-045 EDN: VBRRDZ
10. Панарина М. М. Актуальные вопросы дистанционной правовой работы юриста: перспективы развития правового фриланса в современных условиях // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2019. № 4. С. 123-134.
11. Семенихин В. В. Командировочные и иные аналогичные расходы. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 730 с. // СПС “КонсультантПлюс”.
12. Семенова И. С., Молодых М. Е. Вопросы совершенствования правового регулирования дистанционной работы // Современная наука. 2021. № 1. С. 13-16. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.3.1.002 EDN: JUIIFT
13. Филипцова Н. А. Некоторые вопросы правового регулирования трудовых отношений с дистанционными работниками // Общество. Закон. Правосудие. 2022. № 1. С. 35-38.
14. Чуча С. Ю. Правовое регулирование дистанционной (удаленной) работы: вопросы теории и практики (Обзор “круглого стола”) // Государство и право. 2021. № 4. С. 155-160. 10.31857/ S102694520014359-5. DOI: 10.31857/S102694520014359-5
15. Bailey D. E., Kurland N. B. A review of telework research: findings, new directions, and lessons for the study of modem work // Journal of Organizational Behavior. 2002. Vol. 23. P. 383-400. DOI: 10.1002/job.144 EDN: DVUGDT
16. Brocklehurs М. The Reality and Rhetoric of New Technology Homeworking: Some Lessons for Personnel Managers // Personnel Review. 1989. Vol. 18(2). P. 1-70.
17. Brynin M., Haddon L. The character of telework and the characteristics of teleworkers // New Technology, Work and Employment. 2005. Vol. 20. P. 35-36. DOI: 10.1111/j.1468-005X.2005.00142.x
18. Garrett R. K., Danzinger J. N. Which telework? Defining and testing a taxonomy of pechnology-mediated work at a distance // Social Science Computer Review. 2007. Vol. 25(1). P. 35-50. DOI: 10.1177/0894439306293819 EDN: JPXWRD
19. Harish C. Ch. Telework Perspectives of Employers, Managers, and Employees // Impact of Teleworking and Remote Work on Business. 2024. P. 229-244. DOI: 10.4018/979-8-3693-1314-5.ch010
20. Hopkins J., Bardoel A. The Future Is Hybrid: How Organisations Are Designing and Supporting Sustainable Hybrid Work Models in Post-Pandemic Australia // Sustainability. 2023. 15(4), 3086. P. 1-21. DOI: 10.3390/su15043086 EDN: BMWXDY
21. Kolomoets E. E., Shonia G. V., Mekhmonov S., Abdulnabi S. M. The Employee’s Right to Work Offline: A Comparative Analysis of Legal Frameworks in Different Countries // Revista de Gestao Social e Ambiental. 2023. Vol. 17(5): e03470. P. 1-9. DOI: 10.24857/rgsa.v17n5-009
22. Raluca D. The new challenges of hybrid working (part office, part home) // SHS Web of Conferences. 2023. Vol. 177. P. 1-11. DOI: 10.1051/shsconf/202317701002 EDN: EIHOGO
23. Sullivan C. What’s in a name? Definitions and conceptualisations of teleworking and homeworking // New Technology, Work and Employment. 2003. Vol. 18. P. 159-164. EDN: ETYNRP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено вопросам реализации прокурорами всех звеньев такой функции прокуратуры РФ, как участие в правотворческой деятельности. Проводится историко-правовой анализ данной работы прокуроров от момента образования отечественного надзорного органа государственной власти до настоящего времени. Выявлена тенденция к расширению полномочий прокурорских работников в исследуемой сфере. Приводится аргументированное обоснование того, почему является нарушением нынешний порядок наделения прокуроров районного (городского) уровня правом правотворческой (нормотворческой) инициативы уставами соответствующих муниципальных образований. Одновременно в работе доказана целесообразность, необходимость, а главное - вынужденность данного нарушения. Также раскрыты причины, по которым наделение Генерального прокурора РФ, возглавляющего центральный орган контрольной ветви государственной власти, конституционным правом законодательной инициативы - это путь укрепления и модернизации архитектуры как прокуратуры РФ, так и отечественной системы разделения властей, поскольку это, во-первых, полезно государству с управленческой точки зрения, а во-вторых, в таком случае будет соблюдаться фундаментальный принцип «сдержек и противовесов». По результатам проведенного исследования сделаны четкие выводы и представлены конкретные рекомендации, реализация которых способна разрешить обозначенные проблемы.
Статья посвящена правовому анализу спорных теоретических положений, а также актуальной судебной практики по вопросу восстановления пропущенного срока на обращение в суд при разрешении индивидуальных трудовых споров. Автор анализирует разъяснения Верховного Суда РФ относительно признания причин пропуска срока на обращение в суд уважительными. В силу оценочного характера данного понятия исчерпывающий перечень уважительных причин не может быть закреплен ни в законодательстве, ни в разъяснениях высших судебных инстанций. Проведенный автором анализ неоднозначной судебной практики по вопросу о восстановлении пропущенного срока на обращение позволяет ему прийти к выводу о том, что основным ориентиром в этом непростом вопросе должны быть нормы общей части Трудового кодекса РФ, предполагающие защиту прав и интересов как работников, так и работодателей.
Статья посвящена исследованию признаков безусловных оснований для отмены судебных актов арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций. Актуальность темы обусловлена тем, что в доктрине арбитражного процесса отсутствует комплексное представление о признаках безусловных оснований, отличающих их от других нарушений, влекущих отмену судебных актов. В исследовании были использованы общие и частные научные методы: функциональный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический и др. Проведен анализ определений безусловных оснований отмены судебных актов и положений процессуального законодательства о пересмотре судебных актов, выделены признаки рассматриваемого понятия. Автор приходит к выводу о том, что безусловные основания для отмены судебных актов являются «отражением» самых значимых принципов арбитражного судопроизводства, дифференцируемых в зависимости от обеспеченности последствиями в виде безусловной отмены судебного акта за их нарушения. Показано несоответствие предлагаемого в науке признака «ничтожности» судебного решения, принятого при наличии безусловных оснований к его отмене, процессуально-правовой терминологии. По результатам проведенного анализа сформулировано определение рассматриваемого понятия.
В статье исследуется критерий разграничения частного и публичного права - централизации и децентрализации правового регулирования, определяется его практическое значение: критерий позволяет нам понять, что при изменении границы между частной и публичной составляющей регулирования гражданского правоотношения изменяется объем возлагаемого на его участников риска по достижению цели правоотношения. Раскрывается тезис о том, что по своей сути частное право представляет собой механизм переложения рисков недостижения цели правоотношения на ее участников с помощью возможности заключения сделок. Обосновывается позиция, что законодатель при проектировании правового регулирования или его изменении должен постоянно руководствоваться объемом риска недостижения субъектом права цели гражданского правоотношения и тем, сколько ресурсов затратит государство, если постарается этот риск исключить путем внедрения императивного регулирования.
Настоящая работа завершает исследование, начатое в статье «Договор о запрещении ядерного оружия: введение в проблематику» (2024. № 6. С. 5-12) и продолженное в статье «Договор о запрещении ядерного оружия: закрепление режима и становление механизма» (2025. № 2. С. 31-41). В заключительной части автор обращает внимание на декларируемые и действительные причины разработки Договора о запрещении ядерного оружия. Подчеркивается, что Договор 2017 г. - это попытка придать политическим декларациям отдельных стран юридически обязательную силу универсального характера, причем против желания государств, обладающих ядерным оружием. Отдельно в контексте заключения Договора рассмотрены вопросы политики ядерного сдерживания, правомерности применения ядерного оружия, договорной правоспособности разработчиков Договора и его цели. Автор приходит к выводу о неэффективности, несвоевременности Договора и предлагаемых им мер и неработоспособности закрепленных механизмов режима, о мнимости заявляемых целей и подрыве доверия как к шагам по ядерному разоружению, так и к договорной работе в этом направлении. Будущее Договора 2017 г. представляется бесперспективным.
Значение адаптации и интеграции мигрантов многогранно как для принимающего общества, государств, так и для самих мигрантов. В статье раскрывается потенциал, роль, возможные угрозы, связанные с адаптацией и интеграцией мигрантов или отсутствием таковых, через стратегические подходы, обозначенные в концепциях РФ по различным вопросам, и через документы ООН, отражающие понимание, достигнутое на универсальном уровне сотрудничества государств. Авторы выявляют международно-правовые основы адаптации и интеграции мигрантов, отсутствующие как договорные обязательства государств, но выводимые из имеющихся международных договоров по правам человека, в которых участвует и Россия, и демонстрируют внимание международного сообщества к вопросам адаптации и интеграции мигрантов в связи с проблематикой устойчивого развития и широких, юридически необязательных, но согласованных подходов к международно-правовому регулированию миграции. Отсутствие четкого категориального аппарата по рассматриваемой теме в международном праве усиливает фокус на опыт отдельных государств, включивших понятия адаптации и интеграции мигрантов в свое законодательство (Австрия, Молдова, Финляндия), а также на доктрину. Авторы обращают внимание на нередкое в научной среде отождествление исследуемых терминов, приводящее к подмене понятий и потенциально усложняющее правовое регулирование, выявляют содержательное наполнение понятий адаптации и интеграции мигрантов, предлагают авторские определения, учитывающие междисциплинарные наработки, нетождественность понятий и их связь с интересами субъектов различного порядка.
С момента появления в 1985 г. правовое регулирование деятельности организаций коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ОКИОЦБ; англ. Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities) было связано с защитой прав розничных инвесторов, которая сразу стала одной из приоритетных задач европейского законодателя в данной области. Будучи неотъемлемой составляющей такой защиты, обеспечение высокого уровня транспарентности информации осуществляется в том числе посредством внедрения информационных документов, которые кратко описывают ключевые параметры приобретаемого финансового продукта, а также его эмитента. Качество реализации данного аспекта защиты прав инвесторов в ЕС дважды ставилось под вопрос, что приводило к принятию все более совершенных документов и, как следствие, распространению регулирования, действовавшего в рамках подотрасли ОКИОЦБ, на все инвестиционные продукты Союза.
Издательство
- Издательство
- УРГЮУ ИМЕНИ В.Ф. ЯКОВЛЕВА
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620066, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21
- Юр. адрес
- 620066, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21
- ФИО
- Бублик Владимир Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektorat@usla.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 2276363