Настоящая статья представляет собой результат изучения научных исследований, проведенных отечественными юристами по вопросам правового регулирования государственного контроля и государственного надзора в сфере строительства. Несомненно, сфера строительства многогранна и состоит из ряда направлений, которые в своей совокупности и представляют сферу научных интересов авторов данной статьи. В изученных научных трудах анализировались только аспекты, рассмотренные исследователями, и по этой причине предмет научного исследования в статье ограничивается тем спектром проблем, которые становились предметом внимания российских юристов в научных статьях или диссертационных исследованиях. При написании работы применялся сравнительный метод познания, предметом которого выступали различные позиции исследователей относительно решения проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России. В статье отдельное внимание уделено двум существующим проблемам в исследуемой сфере, а именно соотношению государственного контроля и надзора, а также соотношению государственного контроля (надзора) и саморегулирования. Также в статье отмечается, что предложенные в научных трудах решения представляются недостаточными и неполными. Авторы приходят к выводу о необходимости интенсификации исследовательской работы по вопросам правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России. Признавая высокий научно-доктринальный уровень имеющихся исследований в указанной сфере, необходимо отметить, что большинство исследований были проведены более 10 лет назад и на сегодняшний день не в полной степени отвечают существующему правовому регулированию и актуальной проблематике вопросов правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Строительная сфера является ключевым сектором экономики и одним из важнейших факторов стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которому государство уделяет, наряду с другими социальными сферами, важнейшее значение.
Список литературы
1. Беляев В.П. “Контроль и надзор: проблемы разграничения” // Актуальные проблемы российского права. 2017. №4 (77).
Belyaev V.P. Control and supervision: problems of differentiation // Current problems of Russian law. 2017. No. 4 (77).
2. Бутаева Е.М. “Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства”: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Бутаева Е.М. - Хабаровск, 2010. - 22с. EDN: QGVPXD
Butaeva E.M. “Administrative and legal organization of the management mechanism in the field of urban planning”: Abstract of thesis. dis… candidate of legal sciences. Khabarovsk, 2010. EDN: QEVCIX
3. Захаров Е.В. “Административный контроль и надзор в области строительства”: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Захаров Е.В. - Москва, 2009. - 178 с. EDN: QESMMH
Zakharov E.V. “Administrative control and supervision in the field of construction”: Dis… candidate of legal sciences: Moscow, 2009.
4. Земеров Н.Н. “Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере градостроительной деятельности”: автореферат дис....кандидата юридических наук: 12.00.11/Земеров Н.Н. - М., 2009. - 32 с. EDN: NKUKMT
Zemerov N.N. “Prosecutorial supervision over the implementation of legislation in the field of urban planning activities”: Abstract of thesis. dis… candidate of legal sciences. M., 2009. - 32 p. EDN: QEGKJJ
5. Маслов, К. В. О соотношении понятий контроля и надзора // Правоприменение. 2018. Т. 2, № 1. С. 85-90. DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(1).85-90 EDN: YVFZLC
Maslov, K.V. On the relationship between the concepts of control and supervision // Law enforcement. 2018. T. 2, No. 1. P. 85-90. DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(1).85-90 EDN: YVFZLC
6. Подъяблонская Л.Д. “Теоретические основы государственного контроля и надзора в сфере строительной деятельности” // Вестник науки и образования. 2022. №9 (129).
Podyablonskaya L.D. Theoretical basis of state control and supervision in the shere of construction activities // Bulletin of Science and Education. 2022. No. 9 (129).
7. Романова В.В. “Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов”: автореферат дис.... доктора юридических наук: 12.00.03, 12.00.00 / Романова В. В. - Санкт-Петербург, 2012. - 49 с. EDN: SVCXAP
Romanova V.V. “Legal regulation of construction and modernization of energy facilities”: Аbstract of thesis. diss… Doctor of Law. St. Petersburg, 2012. EDN: SUVIGB
8. Тенякова Л.К. “Административно-правовое регулирование деятельности коммерческих организаций-застройщиков в сфере жилищного строительства”: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Тенякова Л.К. - Саратов, 2010. - 20 с. EDN: QGWAHX
Tenyakova L.K. “Administrative and legal regulation of the activities of commercial organizations-developers in the field of housing construction”: Abstract of thesis. diss… candidate of legal sciences. Saratov, 2010. EDN: QETNFH
9. Фархутдинов Р.Д. “Правовое регулирование предпринимательской деятельности в строительстве и его эффективность в условиях саморегулирования”: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Фархутдинов Р.Д. - Москва, 2013. - 29с. EDN: SVGZRH
Farkhutdinov R.D. “Legal regulation of business activities in construction and its effectiveness in conditions of self-regulation”: Abstract of thesis. diss… candidate of legal sciences. Moscow, 2013. EDN: SUUJHZ
10. Хашаева О.Ш. “Государственное регулирование строительной отрасли” // Научный вестник ЮИМ. 2017. №1.
Khashaeva O.Sh. State regulation of the construction industry // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2017. No. 1. EDN: YJBKWD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования: Статья раскрывает положительные аспекты, указывающие на актуальность и необходимость использования беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА, дроны) сотрудниками полиции. Определены правовые основы противодействия летательным аппаратам противника, а также высказаны доводы в пользу применения дронов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе при выполнении служебных задач в особых условиях. Выводы: Изложенные в статье положения указали на значимость рассмотрения вопросов формирования подразделений, сферой интересов которых выступает управление БПЛА и выполнение задач, сопряженных с высокой степенью риска для жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов.
Цель исследования. В научной статье рассматриваются значимые направления совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности, касающиеся: лицензирования частных детективов и охранников, а также предъявляемых к соискателям этих статусов квалификационных требований; применения частными детективами технических средств; взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Целью исследования является выявление существующих в этой сфере проблем правового регулирования, а также оформление наиболее эффективных путей их решения. Выводы. В результате проведённого исследования сделан вывод о необходимости более интенсивного использования потенциала субъектов частной детективной и охранной деятельности для решения задач правоохранительной направленности. Это требует пересмотра требований, предъявляемых к соискателям лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационных требований к работникам частных охранных организаций. В научной статье также внесён ряд предложений, направленных на совершенствование порядка взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Авторы считают необходимым: ввести классовый подход к лицензированию частных детективов; нормативно закрепить перечень технических и иных средств, разрешенных в деятельности частного детектива; повысить требования к претендентам на получение лицензии на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; пересмотреть существующий порядок обмена информацией и взаимодействия частных детективов и МВД России.
Цель исследования. Статья посвящена проблеме определения сущности и механизма действия ограничений прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье перечисляются поколения прав человека и содержания прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации, дается их краткая характеристика. Рассматриваются доктринальные подходы определения «ограничение прав» и приводятся конкретные примеры из правоприменительной практики. Целью исследования является теоретическая и практическая оценка сущности механизма ограничения прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье используются диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания. Выводы. В Российской Федерации отсутствует единообразный подход к определению сущности механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина. Права, закрепленные в главе второй Конституции Российской Федерации могут быть ограничены и ограничиваются в связи с различными объективными обстоятельствами, при этом законодатель не выработал четкого механизма ограничения прав, в связи с чем мы можем видеть, что в отдельных случаях ограничения прав выражается в установлении конкретных рамок, а в других - полный запрет на совершения определенных действия.
Статья посвящена исследованию института возражений на регистрацию товарных знаков, известному как «процедура оппозиции товарных знаков». Данная процедура является одним из механизмов защиты товарного знака в досудебном (административном) порядке. В статье рассматриваются вопросы юридической природы и роль процедуры оппозиции товарных знаков в системе защиты интеллектуальных прав. Исследуются проблемы и особенности становления процедуры подачи и рассмотрения возражений против регистрации товарных знаков в законодательстве России и Казахстана, делается вывод об определенных преимуществах данной процедуры по сравнению с судебной. Процедура заявления возражений позволяет обеспечить защиту интеллектуальных прав, предотвращая незаконную регистрацию товарных знаков еще на этапе рассмотрения заявки. Она является экономически более эффективным способом разрешения конфликтов, поскольку позволяет избежать долгого и затратного судебного процесса.
В статье проводится обзор действующего законодательства по вопросам регулирования и поддержки социально-незащищенных категорий граждан. Определяются, кто относится к социально-незащищенным лицам, и эффективности оказываемых мер.
На основе анализа действующего гражданского, инвестиционного, контрактного и антимонопольного законодательства Российской Федерации оценены ключевые официальные и доктринальные позиции относительно понятия научного консорциума. Выделены основные признаки понятия научного консорциума, позволяющие отграничивать его от смежных категорий совместной научной и обеспечивающей деятельности. Сформулировано и обосновано определение понятия «научный консорциум», предлагаемое для закрепления в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Соответствующую дефиницию предлагается использовать в целях устранения пробелов отечественного контрактного и антимонопольного законодательства, законодательства о науке, снижающих эффективность антимонопольных мер в сфере публичных закупок НИОКТР и мер развития научной кооперации. Предлагаемые авторами нормотворческие решения направлены на повышение эффективности финансирования науки за счет включения в число участников публичных закупок научных консорциумов и устранения барьеров, препятствующих участию в закупках граждан, осуществляющих научную деятельность.
В статье подчеркивается, что обеспечение информационной безопасности цифровой экономики возможно только на основе комплексного подхода на междисциплинарной основе, что связано с необходимостью улучшения профессионального взаимодействия специалистов и подготовки юридических кадров для этой сферы. С учетом предложения Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России концептуально сформулированы функциональные задачи по разработке новой интеллектуальной системы информационной безопасности как ответ на новые вызовы со стороны киберпреступности. Автор выделяет три подпрограммы автоматизации основных функций, связанных с установлением и обеспечением правового режима деятельности высокотехнологичных предприятий, функционирование которых позволит в реальном времени осуществлять оперативное выявление, прогнозирование и выдачу рекомендаций по предупреждению угроз ИБ на ранних стадиях их возникновения в хозяйственной деятельности предприятий. Рассматривая вопрос о сущности подготовки юристов нового поколения для цифровой экономики, автор отмечает низкий уровень юридической грамотности в этой сфере, что требует разработки новых программ профессиональной переподготовки. Автор считает, что для правового обслуживания высокотехнологичных предприятий нужно готовить юристов на междисциплинарной основе, осознающих перемены в правовой работе, связанные с социально-правовыми последствиями информационной революции и имеющих компетенции, связанные с применением новых форм, методов и способов защиты информации. Статья подготовлена по материалам доклада автора 23 ноября 2023 г. в рамках XIII Московской юридической недели и международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы» на совместной Научно-практической конференции (секции) и экспертной сессии Рабочей группы «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика»: Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: проблемы и перспективы (о цифровом праве и Цифровом кодексе). Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Юридический факультет.
Римское уголовное право оказало огромное влияние на развитие современной системы правосудия. Его основные принципы, такие как презумпция невиновности, доказательственная нагрузка на обвинение и наказание в соответствии с совершенным преступлением, стали основой для многих современных юридических систем. Римская юстиция стремилась к защите прав обвиняемых и предоставлению им возможности защищать свои интересы в суде, что создало основу для развития принципа справедливого судебного процесса. Римляне также внесли значительный вклад в развитие уголовного законодательства и криминалистики. В целом, римское уголовное право оставило неизгладимый след в истории правосудия и его принципы до сих пор применяются во многих странах мира.
Целью статьи является исследование процесса установления советской власти в Туркестане в 1917-1924 гг. Авторы показывают, что установление советского строя в Туркестане происходило в сложных условиях сопротивления противников новой власти, иностранной интервенции и внутренних контрреволюционных выступлений. Наряду с созданием регулярной армии для защиты молодой государственности предпринимались меры социально-политического, экономического и идеологического характера.
Цель исследования - определить влияние основных методологических подходов и категорийного аппарата российской правовой мысли рубежа XIX - XX веков на процесс создания парадигмы правопонимания конца XX - начала XXI века в отечественной юридической науке. Опираясь на методологический принцип системности и комплексный подход в сочетании с применением сравнительно-правового метода исследования в статье предпринята попытка выявить исторические и теоретические корни основных концептов правопонимания конца XX - начала XXI века, тенденций их развития и современное значение. Выводы и результаты: в статье выделены особенности основных методологических направлений российского правопонимания конца ХIX - начала XX века, ставших основой концептов отечественного правопонимания конца XX - начала XXI века: позитивизм с элементами социологии и нормативизма, либертарианская теория, различные варианты интегративных концептов, естественно-правовое направление, материалистическая теория права. Практическая значение статьи заключается не только в самопознании парадигмы правопонимания, но и в обеспечении предстоящих правовых исследований мощным познавательным инструментарием, позволяющим раскрыть глубинные аспекты правопонимания как правового явления.
В статье рассмотрены проблемы демократии в её теоретическом осмыслении в период конституционной реформы 1930-х гг. Прослежено изменение подхода И. В. Сталина к социалистической демократии в период подготовки к принятию новой Конституции СССР 1936 года в сравнении с подходом основоположников марксизма-ленинизма. Делается вывод о том, что несмотря на изначальное категоричное непринятие И. В. Сталиным идей «буржуазной демократии» и противопоставление её советской системе, в конечном итоге в Конституцию 1936 года фактически были включены «буржуазные» общедемократические требования. Однако в то время, как целью подлинной социалистической демократии должна была стать не иллюзия наличия у людей прав, а реальное вовлечение народа в управление страной и гарантии общедемократических прав и свобод, фактически принципы демократии и сама «социалистическая демократия» у И. В. Сталина и его союзников, находящихся на ключевых должностях аппарата управления советского государства, зависели от обстоятельств, времени и места, и были подчинены «революционной целесообразности». Декларативно закрепив в Конституции некоторые права и свободы, «опасные» для партии и ее руководителей, партия придумала внешне законные способы ограничения этих прав для сохранения полноты и единоличности своей власти.
Рассматривается содержание положений отделений I и II главы III «Постановления, ограждающие общественный порядок и личную безопасность» при проведении собраний обществ, союзов и съездов. Затрагивая направления деятельности полиции при проведении частных, основное внимание автор сосредотачивает на специфике публичных собраний. Это обусловлено тем, что они имеют особенности, обусловленные присутствием значительного количества лиц различных категорий, с различными целями. Поэтому один из вопросов статьи посвящен процедуре правомерности получения разрешения на проведение такого мероприятия, процедурам поведения должностных лиц, уполномоченных на присутствие в собрании, устроителей, распорядителей, председателей, отвечающих за обеспечение общественного порядка, жизни и здоровья граждан. В статье приводятся запреты на проведение собраний, исходя из различных обстоятельств (категории участвующих, места проведения). Обращается внимание на специфику получения разрешений и проведения собраний студентов. Раскрывается содержание мер, принимаемых полиций (должностными лицами), при незаконном (без получения соответствующего разрешения правительственной власти) созыве и проведении съездов лиц определенных званий или занятий.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______