В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с мошенническими действиями, совершаемыми дистанционно путём использования мобильной (сотовой) связи и информационно-телекоммуникационных сетей, и на примере опыта Кабардино-Балкарской Республики раскрываются особенности противодействия указанной категории преступлений. Авторы осуществляют анализ результатов деятельности органов внутренних дел в Кабардино-Балкарской Республике за 2021-2022 годы и формулируют основные принципы успешного противодействия мошенническим действиям, совершаемым дистанционно. Цель работы заключается в критическом осмыслении проблем и пробелов, связанных с выявлением, раскрытием и расследованием мошеннических преступлений, осуществляемых посредством использования информационно-коммуникационных сетей и средств мобильной (сотовой) связи, а также в определении наиболее приоритетных направлений противодействия данной категории преступлений. Авторы приходят к нескольким выводам. Во-первых, деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию мошенничествам, совершаемым дистанционно, часто осложнена невозможностью привлечения виновных лиц к ответственности, а также отсутствием эффективных механизмов возврата финансовых средств, утраченных гражданами в результате дистанционных действий мошенников, использующих информационно-телекоммуникационные сети и средства мобильной (сотовой) связи. Во-вторых, приоритетным и наиболее эффективным подходом к противодействию рассматриваемой категории преступлений является информирование населения России об актуальных угрозах, создаваемых мошенническими действиями, наиболее частых методах и приемах введения в заблуждение граждан Российской Федерации, применяемых злоумышленниками, а также способах обезопасить себя и свои финансовые средства от противоправных действий посредством соблюдения простых комплексов правил и алгоритмов действий в случае дистанционного контакта с возможными мошенниками. В-третьих, фундаментом эффективного противодействия мошенническим действиям, совершаемым дистанционно, должна быть достаточная научно-исследовательская база, методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел и системное изучение этой угрозы, позволяющие реализовывать предупредительный подход к противодействию таким преступлениям, основанный, в том числе, на прогнозировании перспективных технологий и способов совершения дистанционных мошенничеств.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Причины подобных показателей объективны и связаны с тем, что значительная часть мошеннических действий, совершаемых дистанционно, в настоящее время осуществляется не с территории Российской Федерации и государств, с которыми у нашей страны есть налаженное взаимодействие по линии правоохранительных органов. Всё большее число мошеннических звонков россиянам совершаются с территории Украины и некоторых других государств Восточной Европы. В основном крупные колл-центры расположены за пределами России и вне юрисдикции органов внутренних дел Российской Федерации. Если до начала специальной военной операции правоохранительные органы в этих государствах хотя бы имитировали борьбу с дистанционным мошенничеством, осуществляющимся с их территории, то в 2022 году такое противодействие полностью сошло на нет.
Список литературы
1. Ларионова С.Л. Механизмы противодействия мошенничеству в системах онлайн предоставления финансовых услуг // Финансовые рынки и банки. 2023. №3. C. 47-52. EDN: KZTWRW
Larionova S.L. Mechanisms to combat fraud in systems for online provision of financial services // Financial markets and banks. 2023. No. 3. pp. 47-52.
2. Яковлева Л.В. Современные способы совершения дистанционного мошенничества // Вестник КРУ МВД России. 2021. №4 (54). С. 77-80. EDN: YFDLEP
Yakovleva L.V. Modern methods of committing remote fraud // Bulletin of the KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 4 (54). pp. 77-80.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования. В статье анализируются криминалистические возможности идентификации личности с использованием современных габитоскопических методик исследования признаков и примет внешнего облика человека, с учетом использования инновационных цифровых технологий. Выводы. Индивидуальность личности создает возможность, а в некоторых случаях (с учетом современных методик и технологий) гарантирует возможность ее идентификации. Признаки и приметы внешнего облика человека (криминалистические характеристики личности) являются носителями и источниками криминалистически значимой информации. Современные возможности криминалистической идентификации личности по признакам и приметам внешнего облика, с учетом использования инновационных цифровых технологий, постоянно возрастают и расширяются.
Терроризм является основной угрозой, подрывающей безопасность любого государства и дестабилизирующим фактором повышения социальной напряженности. Обеспечение национальной безопасности в качестве приоритетной деятельности государства предполагает борьбу с проявлением различных форм терроризма. Целью исследования явилось - проведение анализа уровня криминализации в обществе от угроз террористического характера, рассмотрение терминологии терроризма, закрепленной в правовой базе и научной доктрине, а также характеристика сущности и форм проявления терроризма как угрозы национальной безопасности России. В качестве материалов были использованы научные труды по рассматриваемой проблематике, а также статистические данные, отражающие уровень криминализации преступлений террористического характера, опубликованные на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Анализ терроризма как глобальной проблемы, создающей угрозу национальной безопасности, позволил авторам исследования охарактеризовать сущность современного терроризма, форм его проявления и сформулировать видение криминальной ситуации в нашей стране.
На ранних этапах развития человеческой цивилизации религия играла значительную роль в формировании законов, по которым жили люди, в связи с чем она оказала значительное влияние на современное гражданское право. Цель данного исследования состоит в определении значения библейских заветов для гражданского общества. Автор анализирует сущность религиозных норм и обычаев и определяет то, как религиозные нормы повлияли на становление современного гражданского права. Автор приходит к выводу, что право и религия представляют собой две разные системы норм, которые играют важную роль в регулировании общественных отношений. В то время как право основывается на законах и имеет юридические механизмы контроля, религиозные нормы основаны на вере и имеют духовные последствия, в то время как религия освящает ценности, установки и кодексы поведения, которые являются непоколебимыми и безусловными и способна узаконить социально значимые ценности и придать им авторитет, необходимый для соблюдения заявленных принципов и законов.
Цель исследования -компенсаторное производство через призму ретроспективного анализа нормативно-правового регулирования института компенсации. В данной статье рассматриваются вопросы становления компенсаторного производства в системе мер гражданско-правовых средств Российской Федерации. Выводы: автор попытался разобраться в предпосылках создания эффективного средства борьбы с нарушением права на судопроизводство и исполнение судебных актов в разумный срок и проанализировать состояние этого института по средствам изучения действующего законодательства в этой сфере. По результатам исследования сделан ряд умозаключений о тенденциях развития нормативно-правового регулирования, а также предложен вектор его дальнейшего совершенствования.
В статье категория интереса анализируется с позиций происхождения данного термина и его понятийной структуры. Формулируется авторское определение цивилистического правового регулирования и показано соотношение частных и публичных интересов в данном процессе. Характеризуется состояние баланса интересов и выявлена разница между категориями баланса и солидарности для теоретических и практических нужд, связанных с выявлением соотнесенности частных и публичных элементов в цивилистическом правовом регулировании.
Глобальный тренд реализации целей устойчивого развития и ESG-трансформации ставит сложную в методологическом плане задачу разработки национальной правовой модели устойчивого корпоративного управления. В статье рассмотрены: её необходимость и возможность, отечественная традиция правового моделирования, в том числе в сфере управления, проблема использования иностранного, прежде всего западного, опыта в современных условиях, стремление бизнеса к новациям в рассматриваемой сфере. Выделена ключевая методологическая проблема определения степени и адекватности вмешательства государства в корпоративные отношения: обоснования необходимости правовой регламентации устойчивого корпоративного управления, либо оставления его в сфере мягкого регулирования, сочтя это внутренним делом корпораций. Принимая во внимание особенности текущей ситуации, в которой экономика работает под давлением санкций и внешних обстоятельств, разработка искомой модели может представляться не актуальной и преждевременной. В этом контексте публикация ориентирована на постановку, актуализацию вопроса.
Научная статья посвящена проблематике правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта в международном частном праве. Раскрываются основные риски, которые связаны с развитие искусственного интеллекта в современном мире и их нормативное регулирование. Кроме того, определены особенности международного законодательства в направлении перспектив регулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта в практической деятельности.
В современных условиях развития внесудебных форм защиты прав граждан особо важное значение приобретает административный порядок их защиты в предусмотренных законом случаях. Отсутствие в жилищном законодательстве детальной регламентации административного порядка защиты жилищных прав, а также должного внимания к нему со стороны науки жилищного права, предопределяет необходимость выявления особенностей защиты жилищных прав граждан органами государственного жилищного надзора. Цель исследования заключается в выявлении особенностей административного порядка защиты жилищных прав граждан, осуществляемой органами государственного жилищного надзора, а также особенностей защиты жилищных прав граждан органами государственного жилищного надзора, реализуемой ими в судебном порядке.
Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при отправлении правосудия в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в частности, предметом исследования выступают институты исключительной подсудности, обеспечительных мер, замены ненадлежащего ответчика, а также практическая реализация норм данных институтов. Целью исследования является анализ указанных проблем на примере конкретного судебного спора, рассмотрение роли лиц, участвующих в деле. Выводы. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о наличии множества теоретических и практических проблем в судебной системе Российской Федерации. Так, было выявлено, что спор относится к категории корпоративных, вследствие чего должен был разрешаться арбитражным судом, а не районным. Кроме того, был сделан вывод о неверном привлечении «КМ-Ойл» к процессу в качестве третьего лица и, как следствие, несправедливо принятое в отношении указанного общества судебное решение и ранее наложенные несоразмерные обеспечительные меры. В статье были приведены разумные доводы в обоснование обозначенных позиций, предложены меры по разрешению возникших казусов и о возможности совершенствования процессуального законодательства Российской Федерации и существующей судебной системы.
Цель исследования: Статья раскрывает положительные аспекты, указывающие на актуальность и необходимость использования беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА, дроны) сотрудниками полиции. Определены правовые основы противодействия летательным аппаратам противника, а также высказаны доводы в пользу применения дронов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе при выполнении служебных задач в особых условиях. Выводы: Изложенные в статье положения указали на значимость рассмотрения вопросов формирования подразделений, сферой интересов которых выступает управление БПЛА и выполнение задач, сопряженных с высокой степенью риска для жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов.
Цель исследования. В научной статье рассматриваются значимые направления совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности, касающиеся: лицензирования частных детективов и охранников, а также предъявляемых к соискателям этих статусов квалификационных требований; применения частными детективами технических средств; взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Целью исследования является выявление существующих в этой сфере проблем правового регулирования, а также оформление наиболее эффективных путей их решения. Выводы. В результате проведённого исследования сделан вывод о необходимости более интенсивного использования потенциала субъектов частной детективной и охранной деятельности для решения задач правоохранительной направленности. Это требует пересмотра требований, предъявляемых к соискателям лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационных требований к работникам частных охранных организаций. В научной статье также внесён ряд предложений, направленных на совершенствование порядка взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Авторы считают необходимым: ввести классовый подход к лицензированию частных детективов; нормативно закрепить перечень технических и иных средств, разрешенных в деятельности частного детектива; повысить требования к претендентам на получение лицензии на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; пересмотреть существующий порядок обмена информацией и взаимодействия частных детективов и МВД России.
Цель исследования. Статья посвящена проблеме определения сущности и механизма действия ограничений прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье перечисляются поколения прав человека и содержания прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации, дается их краткая характеристика. Рассматриваются доктринальные подходы определения «ограничение прав» и приводятся конкретные примеры из правоприменительной практики. Целью исследования является теоретическая и практическая оценка сущности механизма ограничения прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье используются диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания. Выводы. В Российской Федерации отсутствует единообразный подход к определению сущности механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина. Права, закрепленные в главе второй Конституции Российской Федерации могут быть ограничены и ограничиваются в связи с различными объективными обстоятельствами, при этом законодатель не выработал четкого механизма ограничения прав, в связи с чем мы можем видеть, что в отдельных случаях ограничения прав выражается в установлении конкретных рамок, а в других - полный запрет на совершения определенных действия.
Настоящая статья представляет собой результат изучения научных исследований, проведенных отечественными юристами по вопросам правового регулирования государственного контроля и государственного надзора в сфере строительства. Несомненно, сфера строительства многогранна и состоит из ряда направлений, которые в своей совокупности и представляют сферу научных интересов авторов данной статьи. В изученных научных трудах анализировались только аспекты, рассмотренные исследователями, и по этой причине предмет научного исследования в статье ограничивается тем спектром проблем, которые становились предметом внимания российских юристов в научных статьях или диссертационных исследованиях. При написании работы применялся сравнительный метод познания, предметом которого выступали различные позиции исследователей относительно решения проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России. В статье отдельное внимание уделено двум существующим проблемам в исследуемой сфере, а именно соотношению государственного контроля и надзора, а также соотношению государственного контроля (надзора) и саморегулирования. Также в статье отмечается, что предложенные в научных трудах решения представляются недостаточными и неполными. Авторы приходят к выводу о необходимости интенсификации исследовательской работы по вопросам правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России. Признавая высокий научно-доктринальный уровень имеющихся исследований в указанной сфере, необходимо отметить, что большинство исследований были проведены более 10 лет назад и на сегодняшний день не в полной степени отвечают существующему правовому регулированию и актуальной проблематике вопросов правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России.
Статья посвящена исследованию института возражений на регистрацию товарных знаков, известному как «процедура оппозиции товарных знаков». Данная процедура является одним из механизмов защиты товарного знака в досудебном (административном) порядке. В статье рассматриваются вопросы юридической природы и роль процедуры оппозиции товарных знаков в системе защиты интеллектуальных прав. Исследуются проблемы и особенности становления процедуры подачи и рассмотрения возражений против регистрации товарных знаков в законодательстве России и Казахстана, делается вывод об определенных преимуществах данной процедуры по сравнению с судебной. Процедура заявления возражений позволяет обеспечить защиту интеллектуальных прав, предотвращая незаконную регистрацию товарных знаков еще на этапе рассмотрения заявки. Она является экономически более эффективным способом разрешения конфликтов, поскольку позволяет избежать долгого и затратного судебного процесса.
В статье проводится обзор действующего законодательства по вопросам регулирования и поддержки социально-незащищенных категорий граждан. Определяются, кто относится к социально-незащищенным лицам, и эффективности оказываемых мер.
На основе анализа действующего гражданского, инвестиционного, контрактного и антимонопольного законодательства Российской Федерации оценены ключевые официальные и доктринальные позиции относительно понятия научного консорциума. Выделены основные признаки понятия научного консорциума, позволяющие отграничивать его от смежных категорий совместной научной и обеспечивающей деятельности. Сформулировано и обосновано определение понятия «научный консорциум», предлагаемое для закрепления в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Соответствующую дефиницию предлагается использовать в целях устранения пробелов отечественного контрактного и антимонопольного законодательства, законодательства о науке, снижающих эффективность антимонопольных мер в сфере публичных закупок НИОКТР и мер развития научной кооперации. Предлагаемые авторами нормотворческие решения направлены на повышение эффективности финансирования науки за счет включения в число участников публичных закупок научных консорциумов и устранения барьеров, препятствующих участию в закупках граждан, осуществляющих научную деятельность.
В статье подчеркивается, что обеспечение информационной безопасности цифровой экономики возможно только на основе комплексного подхода на междисциплинарной основе, что связано с необходимостью улучшения профессионального взаимодействия специалистов и подготовки юридических кадров для этой сферы. С учетом предложения Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России концептуально сформулированы функциональные задачи по разработке новой интеллектуальной системы информационной безопасности как ответ на новые вызовы со стороны киберпреступности. Автор выделяет три подпрограммы автоматизации основных функций, связанных с установлением и обеспечением правового режима деятельности высокотехнологичных предприятий, функционирование которых позволит в реальном времени осуществлять оперативное выявление, прогнозирование и выдачу рекомендаций по предупреждению угроз ИБ на ранних стадиях их возникновения в хозяйственной деятельности предприятий. Рассматривая вопрос о сущности подготовки юристов нового поколения для цифровой экономики, автор отмечает низкий уровень юридической грамотности в этой сфере, что требует разработки новых программ профессиональной переподготовки. Автор считает, что для правового обслуживания высокотехнологичных предприятий нужно готовить юристов на междисциплинарной основе, осознающих перемены в правовой работе, связанные с социально-правовыми последствиями информационной революции и имеющих компетенции, связанные с применением новых форм, методов и способов защиты информации. Статья подготовлена по материалам доклада автора 23 ноября 2023 г. в рамках XIII Московской юридической недели и международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы» на совместной Научно-практической конференции (секции) и экспертной сессии Рабочей группы «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика»: Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: проблемы и перспективы (о цифровом праве и Цифровом кодексе). Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Юридический факультет.
Римское уголовное право оказало огромное влияние на развитие современной системы правосудия. Его основные принципы, такие как презумпция невиновности, доказательственная нагрузка на обвинение и наказание в соответствии с совершенным преступлением, стали основой для многих современных юридических систем. Римская юстиция стремилась к защите прав обвиняемых и предоставлению им возможности защищать свои интересы в суде, что создало основу для развития принципа справедливого судебного процесса. Римляне также внесли значительный вклад в развитие уголовного законодательства и криминалистики. В целом, римское уголовное право оставило неизгладимый след в истории правосудия и его принципы до сих пор применяются во многих странах мира.
Целью статьи является исследование процесса установления советской власти в Туркестане в 1917-1924 гг. Авторы показывают, что установление советского строя в Туркестане происходило в сложных условиях сопротивления противников новой власти, иностранной интервенции и внутренних контрреволюционных выступлений. Наряду с созданием регулярной армии для защиты молодой государственности предпринимались меры социально-политического, экономического и идеологического характера.
Цель исследования - определить влияние основных методологических подходов и категорийного аппарата российской правовой мысли рубежа XIX - XX веков на процесс создания парадигмы правопонимания конца XX - начала XXI века в отечественной юридической науке. Опираясь на методологический принцип системности и комплексный подход в сочетании с применением сравнительно-правового метода исследования в статье предпринята попытка выявить исторические и теоретические корни основных концептов правопонимания конца XX - начала XXI века, тенденций их развития и современное значение. Выводы и результаты: в статье выделены особенности основных методологических направлений российского правопонимания конца ХIX - начала XX века, ставших основой концептов отечественного правопонимания конца XX - начала XXI века: позитивизм с элементами социологии и нормативизма, либертарианская теория, различные варианты интегративных концептов, естественно-правовое направление, материалистическая теория права. Практическая значение статьи заключается не только в самопознании парадигмы правопонимания, но и в обеспечении предстоящих правовых исследований мощным познавательным инструментарием, позволяющим раскрыть глубинные аспекты правопонимания как правового явления.
В статье рассмотрены проблемы демократии в её теоретическом осмыслении в период конституционной реформы 1930-х гг. Прослежено изменение подхода И. В. Сталина к социалистической демократии в период подготовки к принятию новой Конституции СССР 1936 года в сравнении с подходом основоположников марксизма-ленинизма. Делается вывод о том, что несмотря на изначальное категоричное непринятие И. В. Сталиным идей «буржуазной демократии» и противопоставление её советской системе, в конечном итоге в Конституцию 1936 года фактически были включены «буржуазные» общедемократические требования. Однако в то время, как целью подлинной социалистической демократии должна была стать не иллюзия наличия у людей прав, а реальное вовлечение народа в управление страной и гарантии общедемократических прав и свобод, фактически принципы демократии и сама «социалистическая демократия» у И. В. Сталина и его союзников, находящихся на ключевых должностях аппарата управления советского государства, зависели от обстоятельств, времени и места, и были подчинены «революционной целесообразности». Декларативно закрепив в Конституции некоторые права и свободы, «опасные» для партии и ее руководителей, партия придумала внешне законные способы ограничения этих прав для сохранения полноты и единоличности своей власти.
Рассматривается содержание положений отделений I и II главы III «Постановления, ограждающие общественный порядок и личную безопасность» при проведении собраний обществ, союзов и съездов. Затрагивая направления деятельности полиции при проведении частных, основное внимание автор сосредотачивает на специфике публичных собраний. Это обусловлено тем, что они имеют особенности, обусловленные присутствием значительного количества лиц различных категорий, с различными целями. Поэтому один из вопросов статьи посвящен процедуре правомерности получения разрешения на проведение такого мероприятия, процедурам поведения должностных лиц, уполномоченных на присутствие в собрании, устроителей, распорядителей, председателей, отвечающих за обеспечение общественного порядка, жизни и здоровья граждан. В статье приводятся запреты на проведение собраний, исходя из различных обстоятельств (категории участвующих, места проведения). Обращается внимание на специфику получения разрешений и проведения собраний студентов. Раскрывается содержание мер, принимаемых полиций (должностными лицами), при незаконном (без получения соответствующего разрешения правительственной власти) созыве и проведении съездов лиц определенных званий или занятий.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______