В статье представлена рецензия на книгу Я. М. Рабкина «Израиль: война и мiръ», вышедшую в Москве в 2024 г. Автор, опираясь на материалы многочисленных (в том числе израильских) исследователей и исходя из иудейской традиции, предлагает оригинальный для русскоязычной аудитории взгляд на сионизм, а также историю и сущность Государства Израиль; взгляд, альтернативный сионистской точке зрения, изложенной в подавляющем большинстве публикаций и доминирующей в русскоязычном сегменте тематической литературы. Особую актуальность данная книга приобретает в контексте нового витка арабо-израильского конфликта и актуальных попыток мирного урегулирования, а также значимых геополитических процессов в регионе Ближнего Востока.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.31249/kgt/2025.01.11
Книга «Израиль: война и мiръ» представляет собой сборник трудов, состоящий из двух частей. Первая (и бо́льшая по количеству страниц) часть включает монографию «Современный Израиль.
Список литературы
1. Бард М. Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту : пер. с англ. - Москва : Текст, 2007. - 480 с.
2. Дершовиц А. Слово в защиту Израиля : пер. с англ. - Москва : Текст, 2011. - 475 с.
3. Занд Ш. Как и почему я перестал быть евреем : пер. с иврита - Москва : Эксмо, 2013. - 192 с.
4. Занд Ш. Кто и как изобрел еврейский народ : пер. с иврита - Москва : Эксмо, 2010. - 544 с.
5. Занд Ш. Кто и как изобрел Страну Израиля : пер. с иврита - Москва : Эксмо, 2012. - 448 с.
6. Каханэ М. Никогда больше : пер. с англ. - 2-е изд. - Иерусалим, Москва : Гешарим, 1999. - 239 с.
7. Рабкин Я. Еврей против еврея Иудейское сопротивление сионизму - Москва : Текст, 2009. - 540 с.
8. Рабкин Я. М. Израиль: война и мiръ. - Москва : ИНИОН РАН, 2024. - 352 с.
9. Финкельштейн Н. Индустрия Холокоста - Москва : Русский вестник, 2002. - 174 с.
10. Шапира А. История Израиля. От истоков сионистского движения до интифады начала XXI века : пер. с англ. - Москва : КоЛибри, 2023. - 656 с.
11. Abu Sitta S. Mapping My Return: A Palestinian Memoir - Oxford : Oxford University Press, 2016. - 352 р.
12. Chomsky N. On Palestine - London : Penguin, 2015. - 218 р.
13. Flapan S. Zionism and the Palestinians - London : Croom Helm, 1979. - 361 p.
14. Goldman N. The Jewish Paradox - London : Weidenfeld & Nicolson, 1978. - 218 p.
15. Hazkani S. Dear Palestine: A Social History of the 1948 War. - Stanford, CA : Stanford University Press, 2021. - 348 p.
16. Khalidi R. Hundred Years’ War on Palestine - New York : Metropolitan Books, 2021. - 336 р.
17. Khalidi W. All That Remains: The Palestinian Villages Occupied and Depopulated by Israel in 1948 - Washington, DC : Institute for Palestine Studies, 1992. - 636 р.
18. Kimmerling B. Politicide: Ariel Sharon’s War Against the Palestinians - London : Verso, 2003. - 234 p.
19. Masalha N. Expulsion of the Palestinians: The Concept of “Transfer” in Zionist Political Thought, 1882-1948 - Washington, DC : Institute for Palestine Studies, 1992. - 236 p.
20. McCartney J. The Population of Palestine: Population History and Statistics of the Late Ottoman Period and the Mandate - New York : Columbia University Press, 1990. - 242 p.
21. Morris B. The Birth of the Palestinian Refugee Problem, 1947-1949 - Cambridge : Cambridge University Press, 1988. - 400 р.
22. Pappe I. The Ethnic Cleansing of Palestine - London, New York : Oneworld, 2006. - 336 p.
23. Rabkin Y. Comprendre l’État d’Israël Idéologie, religion et société - Montréal : Écosociété, 2014. - 272 p. - Франц. яз.
24. Rabkin Y. M. Israele: paese senza confini - Verona : Ornitorinco, 2020. - 200 p. - Итал. яз.
25. Raz A. Loot: How Israel Stole Palestinian Property - London : Verso, 2024. - 352 p.
26. Shlaim А Collusion across the Jordan: King Abdullah, the Zionist Movement, and the Partition of Palestine - New York : Columbia University Press, 1988. - 676 p.
27. Segev T. One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British Mandate - New York : Henry Holt & Company, 2001. - 640 p.
28. Segev T. The Seventh Million: Israelis and the Holocaust - New York : Hill and Wang, 1991. - 608 p.
29. Shapira A. Land and Power The ZionistResortto Force, 1881-1948 - Stanford, CA : Stanford University Press, 1999. - 464 p.
30. Thompson G. Legacy of Empire Britain, Zionism and the Creation of Israel - London : Saqi Books, 2019. - 368 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
За последние три десятилетия некоторые банды и картели в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАКБ) достигли новых эволюционных уровней, создав угрозу территориальной целостности государств. Эти преступные организации (ПО) непрерывно внедряют организационные и технологические инновации, что способствует их милитаризации. Цель данной работы на примере ряда латиноамериканских банд и картелей показать милитаризацию этих ПО как фактор их трансформации в де-факто политические субъекты криминального мятежа и участников внутреннего вооруженного конфликта. Установлено, что влияние милитаризации на эволюцию преступных организаций в условиях криминального мятежа коренным образом отличается от влияния на организованную преступность кооптации ею сотрудников силовых ведомств и получения преступниками доступа к вооружению в тех странах, где отсутствуют условия для криминального мятежа. Данный вывод основывается на том, что в криминальном мятеже милитаризация преступных организаций делает возможным прямое противодействие государству со стороны преступников вплоть до создания прямой угрозы его территориальной целостности. Вследствие этого преступные организации способны выступать в качестве де-факто политических субъектов, чем создаются условия для возникновения внутреннего вооруженного конфликта. Также выявлены основные типы милитаризации преступных организаций.
Популярно мнение, что Северная Корея не представляет интереса для исследователей-экономистов по причине того, что количество объектов, доступных для изучения, очень мало. Экономика страны мало изучена: ведь данные, которые обычно составляют основу серьезного анализа социально-экономических показателей, практически недоступны. И препятствием является не только достоверность данных, которые зачастую вызывают сомнения, но и их наличие в принципе. Конечно, там, где есть спрос, в конечном итоге появится и предложение: многие организации по всему миру начали публиковать собственные оценочные данные северокорейской экономики. Однако, зная, как может быть трудно найти надежную статистику даже в развитой, прозрачной экономике, возникает вопрос, насколько точны данные о государстве, которое рассматривает даже малую часть информации о себе как государственную тайну. Цель данной статьи - раскрыть исторический контекст существования и доступности статистической информации о Северной Корее и проанализировать источники северокорейской статистики, существующие в настоящее время. В работе используются исторический, сравнительный, статистический методы.
В статье рассматриваются структура и содержание региональной экономической политики Бразилии. Приводится краткий исторический обзор подходов бразильских властей к региональному развитию с середины XIX до начала XXI в. Рассмотрена дискуссия ведущих бразильских исследователей о причинах неравномерности регионального развития «тропического гиганта». Проанализированы основные характеристики и результаты Национальной политики регионального развития Бразилии, реализуемой с 2007 г. и прошедшей значительные качественные трансформации в 2019 и 2024 гг. Сделан вывод о том, что многолетние аналитические изыскания и статистические наблюдения Бразильского института географии и статистики вкупе с координацией усилий региональных и федеральных властей и значительными бюджетными и частными вложениями позволили добиться успехов в развитии отдельных штатов Центрально-Западного региона Бразилии, а также смягчить остроту тяжелого социально-экономического положения на северо-востоке страны и в штатах бразильской Амазонии. Показано, что с идейно-ценностной точки зрения эффективное использование регионального разнообразия воспринимается бразильскими учеными и политическими деятелями в качестве одного из ведущих проектов развития «тропического гиганта».
В статье рассматривается система кафала - правовая система регулирования трудовых отношений между работодателями и рабочими-мигрантами в арабских странах Персидского залива. Особое внимание уделяется условиям труда мигрантов в рамках данной системы, правам иностранных работников, отношению к «гастарбайтерам» со стороны работодателей, а также реформированию системы. Приведена краткая история возникновения системы спонсорства и ее развития. Представлены мнения экспертов о будущем системы кафала, приведена позиция Международной организации труда (МОТ), Международной конфедерации профсоюзов (МКП) и правозащитных организаций. В заключении дано краткое сравнение системы кафала в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и патентной системы в России. Несмотря на то, что международные организации выступают за упразднение системы кафала, препятствия для этого сохраняются. Проводимых реформ недостаточно, положение трудовых мигрантов, в особенности прислуги, остается тяжелым; всё также распространены случаи злоупотребления. Сделан вывод, что необходимо проведение дальнейших реформ и учреждение развернутого контрольного механизма за соблюдением новых законов в отношении иностранных рабочих. Также мигранты должны получать более весомую поддержку со стороны посольств и агентств по трудоустройству.
В статье рассматривается роль берберов в Алжире. Изучается специфика сосуществования двух основных этнических обществ на территории Алжира: берберов, автохтонного населения Северной Африки, и арабов. Исследуются основные этапы становления берберского партикуляризма в Алжире: исторические особенности кабильской традиции, роль кабильского фактора в противостоянии алжирского общества французским колониальным властям и современный этап социально-политического и культурного участия кабильского компонента в алжирском обществе. Особое внимание уделено созданию стандартизированного берберского языка, подвижническому труду активистов Берберского культурного движения. В настоящий момент алжирское руководство и мировое сообщество обеспокоены созданием Движения за самопровозглашение кабильского государства.
С января 2025 г. полноправным членом БРИКС стала Индонезия, две другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), Малайзия и Таиланд, получили статус государств-партнеров этой организации. Что мотивировало их присоединиться к международному блоку, выражающему интересы Глобального Юга, и с какими рисками они могут столкнуться? Эти вопросы и стали предметом анализа в статье. При схожести позиций стран ЮВА в отношении БРИКС они тем не менее имеют страновые отличия, что побудило автора выделить Индонезию, Малайзию и Таиланд в отдельные кейсы. Это позволяет более детально изучить факторы и аргументы, лежащие в основе их решения по вхождению в блок развивающихся стран с надеждой на получение дополнительных экономических выгод от расширения сотрудничества с ними. Для них платформа многостороннего блока рассматривается как возможность увеличить число своих экономических партнеров и получить доступ на новые рынки, к новым инвестициям и технологиям. Но не менее важно для них геополитическое содержание блока с его устремлениями на трансформацию мирового порядка. Желание адаптироваться к меняющейся геополитической системе, чтобы не упустить возможность, побуждает страны ЮВА войти в состав БРИКС, что, по их мнению, обеспечивает двойную выгоду: сохранить стратегическую автономию и повысить свой вес в решении глобальных проблем. Подобная позиция в Индонезии и Малайзии формируется в немалой степени под влиянием личных амбиций их лидеров, стремящихся играть важную роль на международной арене и стать рупором развивающихся стран. Однако приобретенные в будущем выгоды от присоединения к БРИКС сопряжены с рядом рисков, к числу которых относится как возможность осложнения взаимоотношений с развитыми странами, в первую очередь США и странами Европейского союза, которые являются их важными торговыми партнерами и источниками инвестиций, так и рост сверхзависимости от Китая, что способно спровоцировать рост антикитайских настроений в обществе и сказаться на репутации Индонезии и Малайзии как неприсоединившихся стран, стремящихся хеджироваться между соперничающими между собой США и Китаем. По мнению автора, чтобы обеспечить долгосрочное экономическое процветание и геополитическую безопасность, страны ЮВА должны тщательно балансировать свои отношения в рамках БРИКС с отношениями за пределами блока.
В статье в историческом плане рассматривается процесс развития зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и его влияние на динамику эволюции регионов Юго-Восточной и Южной Азии. Исторические истоки данного процесса имеют геополитический характер и напрямую связаны с желанием США удержать под своим контролем обширный регион, который превратился в центр экономического роста и развития «постамериканского» мира. Проекты региональной экономической интеграции отражают, с одной стороны, естественное стремление стран двух регионов к более тесному горизонтальному взаимодействию и попытки неплатежеспособной американской экономики сохранить под своим контролем пространство, которое руководствуется своими национальными интересами, всё чаще расходящимися с политическими устремлениями официального Вашингтона, - с другой. В сложившихся условиях претерпевает изменения роль Индии в мировой и региональной политике. Предпринята попытка на фоне тектонических глобальных изменений оценить возможности укрепления российско-индийских отношений.
Продовольственная проблема является весьма насущной для малых островных развивающихся государств (МОСТРАГ). Согласно классификации ООН, к МОСТРАГ Азии отнесены Мальдивские острова, Сингапур и Тимор-Лешти, острова Океании – 12 островных государств, расположенных в Меланезии, Микронезии и Полинезии Они сталкиваются с такими проблемами, как нехватка пригодных для обработки земель и их деградация, сокращение сельскохозяйственного производства, ограниченные водные ресурсы, частые экстремальные погодные явления (штормы, наводнения), повышение уровня моря, снижение количества осадков, удлинение засушливых периодов. Эти страны зависимы от внешних источников продовольствия, а значит, и от колебания цен на мировых продовольственных рынках. Продовольственная проблема проявляется не только в повышенном уровне недоедания и дефиците физиологически необходимых элементов в пищевом рационе населения, но и в высокой доле людей, страдающих от ожирения из-за несбалансированного питания. МОСТРАГ Азии и Океании при международном содействии принимают меры для повышения уровня продовольственной безопасности посредством внедрения инноваций в производство сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов питания, формирования национальных сбытовых цепей, а также наращивания усилий по встраиванию в глобальные производственно-сбытовые сети. Элементы технологического совершенствования продовольственных систем с упором на цифровизацию содержатся в государственных программах этих стран.
В работе проведен анализ политики Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по адаптации инструментов искусственного интеллекта (ИИ) к своему основному перспективному проекту – формированию Экономического сообщества (ЭС) АСЕАН. Рассмотрены особенности интеграционной модели АСЕАН, частью которой стал проект ЭС, раскрыта эволюция цифровых инициатив АСЕАН, дана оценка итогам их реализации. Определены направления политики Ассоциации и входящих в нее стран в отношении искусственного интеллекта в ее увязке с потребностями формирования ЭС АСЕАН. Особое внимание уделено выявлению факторов уязвимости этого проекта в контексте развития его ИИ-повестки. Сделан вывод, что успешное внедрение ИИ-практик в сотрудничество государств Ассоциации в контексте формирования Экономического сообщества затруднено взаимным влиянием пробелов нецифровой и цифровой интеграции АСЕАН с мультиплицирующим эффектом, усугубленным быстрым развитием ИИ-систем и ИИ-технологий, а также неспособностью Ассоциации развивать ИИ-повестку ЭС АСЕАН в условиях неготовности к этому ее стран-участниц. По мнению автора, АСЕАН находится в состоянии стратегического цугцванга, поскольку как форсированное развитие ИИ-повестки, так и попытка поставить это направление на паузу приведет к нарастанию ее зависимости от внерегиональных партнеров. Исследование базируется на междисциплинарном подходе с интеграцией общенаучных, частно-научных и дисциплинарных методов. Поскольку данная тема именно в таком исследовательском ракурсе не была предметом специального рассмотрения в отечественном и зарубежном научном сообществе, а обращение к ее отдельным аспектам носит спорадический и фрагментарный характер, статья имеет очевидную научную новизну, актуальность и практическую значимость.
Система образования играет решающую роль в создании условий для реализации потенциала человека в интересах суверенного развития страны, формирует нравственные императивы и глубокую связь с Отечеством. В условиях стоящих перед страной исторических вызовов остро стоит вопрос о формировании стратегии развития образования на долгосрочный период, которая должна отражать приоритеты, цели, принципы государственной политики в этой сфере, способствовать раскрытию потенциала образования как общественного блага. В статье изложена авторская точка зрения на некоторые основные проблемы, связанные с формированием такой стратегии, высказаны оценки и предложения, которые могут способствовать тому, чтобы найти более взвешенные и эффективные подходы и решения для достижения необходимого качества образования в нашей стране.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru