В статье рассматриваются структура и содержание региональной экономической политики Бразилии. Приводится краткий исторический обзор подходов бразильских властей к региональному развитию с середины XIX до начала XXI в. Рассмотрена дискуссия ведущих бразильских исследователей о причинах неравномерности регионального развития «тропического гиганта». Проанализированы основные характеристики и результаты Национальной политики регионального развития Бразилии, реализуемой с 2007 г. и прошедшей значительные качественные трансформации в 2019 и 2024 гг. Сделан вывод о том, что многолетние аналитические изыскания и статистические наблюдения Бразильского института географии и статистики вкупе с координацией усилий региональных и федеральных властей и значительными бюджетными и частными вложениями позволили добиться успехов в развитии отдельных штатов Центрально-Западного региона Бразилии, а также смягчить остроту тяжелого социально-экономического положения на северо-востоке страны и в штатах бразильской Амазонии. Показано, что с идейно-ценностной точки зрения эффективное использование регионального разнообразия воспринимается бразильскими учеными и политическими деятелями в качестве одного из ведущих проектов развития «тропического гиганта».
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.31249/kgt/2025.01.08
Темпы роста ВВП в 1990–2000 гг. свидетельствовали о том, что отдельные сельские районы Бразилии переживали период ускоренного развития, особенно в тех зонах серраду, где развивалось высокотехнологичное сельское хозяйство.
Список литературы
1. Красильщиков В.А. Бразилия: от успехов - к системному кризису // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - Т. 10, № 4. - С. 114-129. - https://doi.org/10.23932/2542-0240-2017-10-4-114-129.
2. Красильщиков В.А. Деиндустриализация, реиндустриализация и развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60, - № 8. - С. 34-43. - https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-8-34-43.
3. Krasilshchikov V. Brazil - Emerging Forever? A Case Study of the Mid-Level Development Trap - Cham : Springer, 2022. - 213 p.
4. Алвес А., да Роша Нето Ж. Новая политика регионального развития Бразилии = Alves A., da Rocha Neto J. A nova Politica de Desenvolvimento Regional: PNDR II // Revista Politica e Planejamento Regional. - 2014. - Vol. 1, N 2. - P. 311-338. - Порт. яз.
5. Алвес А., Коэльо В. Национальная политика регионального развития и ее современное состояние: стратегические программы, планы регионального развития и Национальные интеграционные маршруты = Alves A., Coêlho V. A PNDR e seu momento atual: agendas estrategicas, planos regionais de desenvolvimento e rotas de integração nacional // Desenvolvimento Regional no Brasil: Politicas, estrategias e perspectivas / Ed. por A. Monteiro Neto, L. Colombo, J. da Rocha Neto. - Brasilia : IPEA, 2023. - 404 p. - Порт. яз.
6. Гонсалвес М., Галвао К., Карлос А. Регионы и города, города в регионах: вызов, который города ставят перед регионами = Gonçalves M., Galvão C., Carlos A. Regiões e cidades, cidades nas regides: o desafio urbano regional. - Sao Paulo : Anpur, 2003. - 728 p. - Порт. яз.
7. Индекс инноваций и развития Бразилии = Índice Brasil de Inovação e Desenvolvimento. Rio de Janeiro: Instituto Nacional da Propriedade Industrial (INPI), 2024. - 60 p. - Порт. яз. - URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/inpi-data/indice-brasil-de-inovacao-e-desenvolvimento-ibid (дата обращения: 17.01.2025).
8. Кардозу Жуниор Ж. Попранная конституция: 1988-2018 = Cardoso Jύnior J. A Constituição golpeada: 1988-2018. - São Paulo: Fundação Perseu Abramo, 2018. - 400 p. - Порт. яз.
9. Монтейро Нето А. География и промышленность в Бразилии: пересмотр недавнего прошлого, взгляд в будущее - выводы и ориентиры для региональной политики = Monteiro Neto A. Terriório e indύstria no Brasil: revisitando o passado recente, mirando o futuro - conclusões e apontamentos para políticas regionais // Brasil, Brasis: reconfigurações territoriais da indύstria no século XXI / Ed. por A. Monteiro Neto, R. Silva, D. Severian. - Brasilia : IPEA, 2021. - 541 p. - Порт. яз.
10. Морейра Р. Пространственное формирование Бразилии: критический взгляд на пространственные основы бразильской географии = Moreira R. A formação espacial brasileira: contribuição critica aos fundamentos espaciais da geografia do Brasil. - Rio de Janeiro : Consequência, 2020. - 3a edição. - 428 p. - Порт. яз.
11. Пике Р., Рибейро А. Времена, идеи и места. Преподавание городского и регионального планирования в Бразилии = Piquet R., Ribeiro A. Tempos, idéias e lugares. O ensino do planejamento urbano e regional no Brasil // Revista Brasileira de Estudos Urbanos e Regionais. - 2008. - Vol. 10, N 1. - P. 49-59. - Порт. яз. - https://doi.org/10.22296/2317-1529.2008v10n1p49.
12. Политика регионального развития в Бразилии: анализ Национальной политики регионального развития и Национальной политики пространственного планирования / Депонти С., Травассос Л., Тартаруга И., Перафан М., Рамбо А. = Políticas de desenvolvimento regional no Brasil: uma ancise da PNDR e da PNOT / Deponti C., Travassos L., Tartaruga I., Perafan M., Rambo A. // Desenvolvimento em Questao. - 2024. - Ano 22, N 61. - P. 1-15. - Порт. яз. - https://doi.org/10.21527/2237-6453.2024.61.16124.
13. Португал Р., да Силва, С. История региональной политики в Бразилии = Portugal R., da Silva S. História das Políticas Regionais no Brasil. - Brasilia : IPEA, 2020. - 130 p. - Порт. яз.
14. Региональная и городская экономика: использование теорий и методов в бразильских реалиях / Круз Б., Фуртадо Б., Монастерио Л., Родригес Жуниор В. = Economia Regional e Urbana: Teorias e metodos com enfase no Brasil / Cruz B., Furtado B., Monasterio L., Rodrigues Jύnior W - Brasilia : IPEA, 2011. - 406 p. - Порт. яз.
15. Региональное деление Бразилии на непосредственные и промежуточные географические регионы = Divisao regional do Brasil em regiões geográficas imediatas e regiões geográficas intermediάrias. - Rio de Janeiro : Instituto Brasileiro de Geografia e Estatística, 2017. - 80 p. - Порт.яз. - URL: https://biblioteca.ibge.gov.br/index.php/biblioteca-catalogo?view=detalhes&id=2100600 (дата обращения: 14.01.2025).
16. Фуртаду С. Экономическое становление Бразилии = Furtado C. Formação ecônomica do Brasil. - São Paulo : Companhia das Letras, 2007. - 352 p. - Порт.яз.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлена рецензия на книгу Я. М. Рабкина «Израиль: война и мiръ», вышедшую в Москве в 2024 г. Автор, опираясь на материалы многочисленных (в том числе израильских) исследователей и исходя из иудейской традиции, предлагает оригинальный для русскоязычной аудитории взгляд на сионизм, а также историю и сущность Государства Израиль; взгляд, альтернативный сионистской точке зрения, изложенной в подавляющем большинстве публикаций и доминирующей в русскоязычном сегменте тематической литературы. Особую актуальность данная книга приобретает в контексте нового витка арабо-израильского конфликта и актуальных попыток мирного урегулирования, а также значимых геополитических процессов в регионе Ближнего Востока.
За последние три десятилетия некоторые банды и картели в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАКБ) достигли новых эволюционных уровней, создав угрозу территориальной целостности государств. Эти преступные организации (ПО) непрерывно внедряют организационные и технологические инновации, что способствует их милитаризации. Цель данной работы на примере ряда латиноамериканских банд и картелей показать милитаризацию этих ПО как фактор их трансформации в де-факто политические субъекты криминального мятежа и участников внутреннего вооруженного конфликта. Установлено, что влияние милитаризации на эволюцию преступных организаций в условиях криминального мятежа коренным образом отличается от влияния на организованную преступность кооптации ею сотрудников силовых ведомств и получения преступниками доступа к вооружению в тех странах, где отсутствуют условия для криминального мятежа. Данный вывод основывается на том, что в криминальном мятеже милитаризация преступных организаций делает возможным прямое противодействие государству со стороны преступников вплоть до создания прямой угрозы его территориальной целостности. Вследствие этого преступные организации способны выступать в качестве де-факто политических субъектов, чем создаются условия для возникновения внутреннего вооруженного конфликта. Также выявлены основные типы милитаризации преступных организаций.
Популярно мнение, что Северная Корея не представляет интереса для исследователей-экономистов по причине того, что количество объектов, доступных для изучения, очень мало. Экономика страны мало изучена: ведь данные, которые обычно составляют основу серьезного анализа социально-экономических показателей, практически недоступны. И препятствием является не только достоверность данных, которые зачастую вызывают сомнения, но и их наличие в принципе. Конечно, там, где есть спрос, в конечном итоге появится и предложение: многие организации по всему миру начали публиковать собственные оценочные данные северокорейской экономики. Однако, зная, как может быть трудно найти надежную статистику даже в развитой, прозрачной экономике, возникает вопрос, насколько точны данные о государстве, которое рассматривает даже малую часть информации о себе как государственную тайну. Цель данной статьи - раскрыть исторический контекст существования и доступности статистической информации о Северной Корее и проанализировать источники северокорейской статистики, существующие в настоящее время. В работе используются исторический, сравнительный, статистический методы.
В статье рассматривается система кафала - правовая система регулирования трудовых отношений между работодателями и рабочими-мигрантами в арабских странах Персидского залива. Особое внимание уделяется условиям труда мигрантов в рамках данной системы, правам иностранных работников, отношению к «гастарбайтерам» со стороны работодателей, а также реформированию системы. Приведена краткая история возникновения системы спонсорства и ее развития. Представлены мнения экспертов о будущем системы кафала, приведена позиция Международной организации труда (МОТ), Международной конфедерации профсоюзов (МКП) и правозащитных организаций. В заключении дано краткое сравнение системы кафала в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и патентной системы в России. Несмотря на то, что международные организации выступают за упразднение системы кафала, препятствия для этого сохраняются. Проводимых реформ недостаточно, положение трудовых мигрантов, в особенности прислуги, остается тяжелым; всё также распространены случаи злоупотребления. Сделан вывод, что необходимо проведение дальнейших реформ и учреждение развернутого контрольного механизма за соблюдением новых законов в отношении иностранных рабочих. Также мигранты должны получать более весомую поддержку со стороны посольств и агентств по трудоустройству.
В статье рассматривается роль берберов в Алжире. Изучается специфика сосуществования двух основных этнических обществ на территории Алжира: берберов, автохтонного населения Северной Африки, и арабов. Исследуются основные этапы становления берберского партикуляризма в Алжире: исторические особенности кабильской традиции, роль кабильского фактора в противостоянии алжирского общества французским колониальным властям и современный этап социально-политического и культурного участия кабильского компонента в алжирском обществе. Особое внимание уделено созданию стандартизированного берберского языка, подвижническому труду активистов Берберского культурного движения. В настоящий момент алжирское руководство и мировое сообщество обеспокоены созданием Движения за самопровозглашение кабильского государства.
С января 2025 г. полноправным членом БРИКС стала Индонезия, две другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), Малайзия и Таиланд, получили статус государств-партнеров этой организации. Что мотивировало их присоединиться к международному блоку, выражающему интересы Глобального Юга, и с какими рисками они могут столкнуться? Эти вопросы и стали предметом анализа в статье. При схожести позиций стран ЮВА в отношении БРИКС они тем не менее имеют страновые отличия, что побудило автора выделить Индонезию, Малайзию и Таиланд в отдельные кейсы. Это позволяет более детально изучить факторы и аргументы, лежащие в основе их решения по вхождению в блок развивающихся стран с надеждой на получение дополнительных экономических выгод от расширения сотрудничества с ними. Для них платформа многостороннего блока рассматривается как возможность увеличить число своих экономических партнеров и получить доступ на новые рынки, к новым инвестициям и технологиям. Но не менее важно для них геополитическое содержание блока с его устремлениями на трансформацию мирового порядка. Желание адаптироваться к меняющейся геополитической системе, чтобы не упустить возможность, побуждает страны ЮВА войти в состав БРИКС, что, по их мнению, обеспечивает двойную выгоду: сохранить стратегическую автономию и повысить свой вес в решении глобальных проблем. Подобная позиция в Индонезии и Малайзии формируется в немалой степени под влиянием личных амбиций их лидеров, стремящихся играть важную роль на международной арене и стать рупором развивающихся стран. Однако приобретенные в будущем выгоды от присоединения к БРИКС сопряжены с рядом рисков, к числу которых относится как возможность осложнения взаимоотношений с развитыми странами, в первую очередь США и странами Европейского союза, которые являются их важными торговыми партнерами и источниками инвестиций, так и рост сверхзависимости от Китая, что способно спровоцировать рост антикитайских настроений в обществе и сказаться на репутации Индонезии и Малайзии как неприсоединившихся стран, стремящихся хеджироваться между соперничающими между собой США и Китаем. По мнению автора, чтобы обеспечить долгосрочное экономическое процветание и геополитическую безопасность, страны ЮВА должны тщательно балансировать свои отношения в рамках БРИКС с отношениями за пределами блока.
В статье в историческом плане рассматривается процесс развития зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и его влияние на динамику эволюции регионов Юго-Восточной и Южной Азии. Исторические истоки данного процесса имеют геополитический характер и напрямую связаны с желанием США удержать под своим контролем обширный регион, который превратился в центр экономического роста и развития «постамериканского» мира. Проекты региональной экономической интеграции отражают, с одной стороны, естественное стремление стран двух регионов к более тесному горизонтальному взаимодействию и попытки неплатежеспособной американской экономики сохранить под своим контролем пространство, которое руководствуется своими национальными интересами, всё чаще расходящимися с политическими устремлениями официального Вашингтона, - с другой. В сложившихся условиях претерпевает изменения роль Индии в мировой и региональной политике. Предпринята попытка на фоне тектонических глобальных изменений оценить возможности укрепления российско-индийских отношений.
Продовольственная проблема является весьма насущной для малых островных развивающихся государств (МОСТРАГ). Согласно классификации ООН, к МОСТРАГ Азии отнесены Мальдивские острова, Сингапур и Тимор-Лешти, острова Океании – 12 островных государств, расположенных в Меланезии, Микронезии и Полинезии Они сталкиваются с такими проблемами, как нехватка пригодных для обработки земель и их деградация, сокращение сельскохозяйственного производства, ограниченные водные ресурсы, частые экстремальные погодные явления (штормы, наводнения), повышение уровня моря, снижение количества осадков, удлинение засушливых периодов. Эти страны зависимы от внешних источников продовольствия, а значит, и от колебания цен на мировых продовольственных рынках. Продовольственная проблема проявляется не только в повышенном уровне недоедания и дефиците физиологически необходимых элементов в пищевом рационе населения, но и в высокой доле людей, страдающих от ожирения из-за несбалансированного питания. МОСТРАГ Азии и Океании при международном содействии принимают меры для повышения уровня продовольственной безопасности посредством внедрения инноваций в производство сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов питания, формирования национальных сбытовых цепей, а также наращивания усилий по встраиванию в глобальные производственно-сбытовые сети. Элементы технологического совершенствования продовольственных систем с упором на цифровизацию содержатся в государственных программах этих стран.
В работе проведен анализ политики Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по адаптации инструментов искусственного интеллекта (ИИ) к своему основному перспективному проекту – формированию Экономического сообщества (ЭС) АСЕАН. Рассмотрены особенности интеграционной модели АСЕАН, частью которой стал проект ЭС, раскрыта эволюция цифровых инициатив АСЕАН, дана оценка итогам их реализации. Определены направления политики Ассоциации и входящих в нее стран в отношении искусственного интеллекта в ее увязке с потребностями формирования ЭС АСЕАН. Особое внимание уделено выявлению факторов уязвимости этого проекта в контексте развития его ИИ-повестки. Сделан вывод, что успешное внедрение ИИ-практик в сотрудничество государств Ассоциации в контексте формирования Экономического сообщества затруднено взаимным влиянием пробелов нецифровой и цифровой интеграции АСЕАН с мультиплицирующим эффектом, усугубленным быстрым развитием ИИ-систем и ИИ-технологий, а также неспособностью Ассоциации развивать ИИ-повестку ЭС АСЕАН в условиях неготовности к этому ее стран-участниц. По мнению автора, АСЕАН находится в состоянии стратегического цугцванга, поскольку как форсированное развитие ИИ-повестки, так и попытка поставить это направление на паузу приведет к нарастанию ее зависимости от внерегиональных партнеров. Исследование базируется на междисциплинарном подходе с интеграцией общенаучных, частно-научных и дисциплинарных методов. Поскольку данная тема именно в таком исследовательском ракурсе не была предметом специального рассмотрения в отечественном и зарубежном научном сообществе, а обращение к ее отдельным аспектам носит спорадический и фрагментарный характер, статья имеет очевидную научную новизну, актуальность и практическую значимость.
Система образования играет решающую роль в создании условий для реализации потенциала человека в интересах суверенного развития страны, формирует нравственные императивы и глубокую связь с Отечеством. В условиях стоящих перед страной исторических вызовов остро стоит вопрос о формировании стратегии развития образования на долгосрочный период, которая должна отражать приоритеты, цели, принципы государственной политики в этой сфере, способствовать раскрытию потенциала образования как общественного блага. В статье изложена авторская точка зрения на некоторые основные проблемы, связанные с формированием такой стратегии, высказаны оценки и предложения, которые могут способствовать тому, чтобы найти более взвешенные и эффективные подходы и решения для достижения необходимого качества образования в нашей стране.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru