В статье рассматривается роль берберов в Алжире. Изучается специфика сосуществования двух основных этнических обществ на территории Алжира: берберов, автохтонного населения Северной Африки, и арабов. Исследуются основные этапы становления берберского партикуляризма в Алжире: исторические особенности кабильской традиции, роль кабильского фактора в противостоянии алжирского общества французским колониальным властям и современный этап социально-политического и культурного участия кабильского компонента в алжирском обществе. Особое внимание уделено созданию стандартизированного берберского языка, подвижническому труду активистов Берберского культурного движения. В настоящий момент алжирское руководство и мировое сообщество обеспокоены созданием Движения за самопровозглашение кабильского государства.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.31249/kgt/2025.01.06
Основная традиционная общественно-политическая организация амазигов называется «Таджмаат» и представляет собой местное собрание. Решения принимаются демократическим комитетом мудрых людей путем поиска консенсуса.
Список литературы
1. Видясова М.Ф. Социальные структуры доколониального Магриба: генезис и типология. - Москва : Наука, 1987. - 300 c.
2. Володина М.А. Берберы Северной Африки: культурная и политическая эволюция (на примере Марокко) / отв. ред. Д.Б. Малышева. - Москва : ИМЭМО РАН, 2011. - 112 c.
3. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. - Москва : ИВ РАН, 1999. - 304 с.
4. Мелкое производство города в Азии и Африке / отв. ред. А.И. Левсковский. - Москва : Институт востоковедения АН СССР, 1974. - 383 с.
5. Bessah T. Organisations Communautaires, émigration Et Developpement Dans Une Région De Kabylie, Ath Idjer (tizi Ouzou) // Insaniyat: Revue algérienne d’anthropologie et de sciences socials. - 2015. - N 3-4 (69-70). - P. 63-82. - Франц. яз. - https://doi.org/10.4000/insaniyat.15257.
6. Chaker S. Berbères aujourd’hui. - [S.l.] : Editions L’Harmattan, 1989. - 221 p. - Франц. яз.
7. Chaker S. Berbérité/Amazighité (Algérie/Maroc): La “nouvelle politique berbère” // Studi Magrebini. - 2017. - N XIV-XV. - P. 129-153. - Франц. яз. - URL: https://amu.hal.science/hal-01770548 (дата обращения: 05.01.2025).
8. Chaker S. Berbérité et émigration kabyle // Peuples mediterraneens. - 1985. - N 31-32. - Франц. яз. - URL: https://www.persee.fr/doc/remmm_0035-1474_1987_num_44_1_2152 (дата обращения: 05.01.2025).
9. Chaker S. L’affirmation identitaire berbère à partir de 1900. Constantes et mutations (Kabylie) // Revue de l’Occident musulman et de la Méditerranée. - 1987. - N 44. - P. 13-34. - Франц. яз. - URL: https://www.persee.fr/doc/rem-mm_0035-1474_1987_num_44_1_2152 (дата обращения: 05.01.2025).
10. Chaker S. La naissance d’une littérature écrite. Le cas berbère (Kabylie) // Bulletin des Etudes Africaines (Inalco). - 1992. - N IX (17/18). - P. 1-7. - Франц. яз. - URL: https://www.centrederechercheberbere.fr/tl_files/doc-pdf/neo-litt.pdf (дата обращения: 05.01.2025).
11. Chaker S. Le berbère // Les langues de France / Sous la direction de B. Cerquiglini. - Paris : PUF, 2003. - P. 215-227. - Франц. яз. - URL: https://centrederechercheberbere.fr/tl_files/doc-pdf/berbere.pdf (дата обращения: 05.01.2025).
12. Feix L. Les communistes et la lutte na-tionale du peuple algérien // Cahiers du Communisme. - 1955. - 31è année, Février (N 2). - P. 147-167. - Франц. яз. - URL: https://pandor.u-bourgogne.fr/pleade/functions/ead/detached/CC/CC_1955_02_n002.pdf (дата обращения: 05.01.2025).
13. Lacoste-Dujardin C. Géographie culturelle et géopolitique en Kabylie. La révolte de la jeunesse kabyle pour une Algérie démocratique // Herodote. - 2001. - N 4 (103). - P. 57-91. - Франц. яз. - https://doi.org/10.3917/her.103.0057.
14. Temlali Y. La révolte de Kabylie ou l’histoire d’un gachis // Confluences Méditerranée. - 2003. - N 2 (45). - P. 43-57. - Франц. яз. - URL: https://shs.cairn.info/revue-confluences-mediterranee-2003-2-page-43?lang=fr (дата обращения: 05.01.2025).
15. Tilleli E. Le Mouvement citoyen de Kabylie // Pouvoirs. - 2003. - N 3 (106). - P. 149-162. - Франц. яз. - https://doi.org/10.3917/pouv.106.0149.
16. Zartman I.W. Morocco: Problems of New Power. - New York : Prentice-Hall, Inc., Atherton Press, 1964. - 276 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлена рецензия на книгу Я. М. Рабкина «Израиль: война и мiръ», вышедшую в Москве в 2024 г. Автор, опираясь на материалы многочисленных (в том числе израильских) исследователей и исходя из иудейской традиции, предлагает оригинальный для русскоязычной аудитории взгляд на сионизм, а также историю и сущность Государства Израиль; взгляд, альтернативный сионистской точке зрения, изложенной в подавляющем большинстве публикаций и доминирующей в русскоязычном сегменте тематической литературы. Особую актуальность данная книга приобретает в контексте нового витка арабо-израильского конфликта и актуальных попыток мирного урегулирования, а также значимых геополитических процессов в регионе Ближнего Востока.
За последние три десятилетия некоторые банды и картели в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАКБ) достигли новых эволюционных уровней, создав угрозу территориальной целостности государств. Эти преступные организации (ПО) непрерывно внедряют организационные и технологические инновации, что способствует их милитаризации. Цель данной работы на примере ряда латиноамериканских банд и картелей показать милитаризацию этих ПО как фактор их трансформации в де-факто политические субъекты криминального мятежа и участников внутреннего вооруженного конфликта. Установлено, что влияние милитаризации на эволюцию преступных организаций в условиях криминального мятежа коренным образом отличается от влияния на организованную преступность кооптации ею сотрудников силовых ведомств и получения преступниками доступа к вооружению в тех странах, где отсутствуют условия для криминального мятежа. Данный вывод основывается на том, что в криминальном мятеже милитаризация преступных организаций делает возможным прямое противодействие государству со стороны преступников вплоть до создания прямой угрозы его территориальной целостности. Вследствие этого преступные организации способны выступать в качестве де-факто политических субъектов, чем создаются условия для возникновения внутреннего вооруженного конфликта. Также выявлены основные типы милитаризации преступных организаций.
Популярно мнение, что Северная Корея не представляет интереса для исследователей-экономистов по причине того, что количество объектов, доступных для изучения, очень мало. Экономика страны мало изучена: ведь данные, которые обычно составляют основу серьезного анализа социально-экономических показателей, практически недоступны. И препятствием является не только достоверность данных, которые зачастую вызывают сомнения, но и их наличие в принципе. Конечно, там, где есть спрос, в конечном итоге появится и предложение: многие организации по всему миру начали публиковать собственные оценочные данные северокорейской экономики. Однако, зная, как может быть трудно найти надежную статистику даже в развитой, прозрачной экономике, возникает вопрос, насколько точны данные о государстве, которое рассматривает даже малую часть информации о себе как государственную тайну. Цель данной статьи - раскрыть исторический контекст существования и доступности статистической информации о Северной Корее и проанализировать источники северокорейской статистики, существующие в настоящее время. В работе используются исторический, сравнительный, статистический методы.
В статье рассматриваются структура и содержание региональной экономической политики Бразилии. Приводится краткий исторический обзор подходов бразильских властей к региональному развитию с середины XIX до начала XXI в. Рассмотрена дискуссия ведущих бразильских исследователей о причинах неравномерности регионального развития «тропического гиганта». Проанализированы основные характеристики и результаты Национальной политики регионального развития Бразилии, реализуемой с 2007 г. и прошедшей значительные качественные трансформации в 2019 и 2024 гг. Сделан вывод о том, что многолетние аналитические изыскания и статистические наблюдения Бразильского института географии и статистики вкупе с координацией усилий региональных и федеральных властей и значительными бюджетными и частными вложениями позволили добиться успехов в развитии отдельных штатов Центрально-Западного региона Бразилии, а также смягчить остроту тяжелого социально-экономического положения на северо-востоке страны и в штатах бразильской Амазонии. Показано, что с идейно-ценностной точки зрения эффективное использование регионального разнообразия воспринимается бразильскими учеными и политическими деятелями в качестве одного из ведущих проектов развития «тропического гиганта».
В статье рассматривается система кафала - правовая система регулирования трудовых отношений между работодателями и рабочими-мигрантами в арабских странах Персидского залива. Особое внимание уделяется условиям труда мигрантов в рамках данной системы, правам иностранных работников, отношению к «гастарбайтерам» со стороны работодателей, а также реформированию системы. Приведена краткая история возникновения системы спонсорства и ее развития. Представлены мнения экспертов о будущем системы кафала, приведена позиция Международной организации труда (МОТ), Международной конфедерации профсоюзов (МКП) и правозащитных организаций. В заключении дано краткое сравнение системы кафала в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и патентной системы в России. Несмотря на то, что международные организации выступают за упразднение системы кафала, препятствия для этого сохраняются. Проводимых реформ недостаточно, положение трудовых мигрантов, в особенности прислуги, остается тяжелым; всё также распространены случаи злоупотребления. Сделан вывод, что необходимо проведение дальнейших реформ и учреждение развернутого контрольного механизма за соблюдением новых законов в отношении иностранных рабочих. Также мигранты должны получать более весомую поддержку со стороны посольств и агентств по трудоустройству.
С января 2025 г. полноправным членом БРИКС стала Индонезия, две другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), Малайзия и Таиланд, получили статус государств-партнеров этой организации. Что мотивировало их присоединиться к международному блоку, выражающему интересы Глобального Юга, и с какими рисками они могут столкнуться? Эти вопросы и стали предметом анализа в статье. При схожести позиций стран ЮВА в отношении БРИКС они тем не менее имеют страновые отличия, что побудило автора выделить Индонезию, Малайзию и Таиланд в отдельные кейсы. Это позволяет более детально изучить факторы и аргументы, лежащие в основе их решения по вхождению в блок развивающихся стран с надеждой на получение дополнительных экономических выгод от расширения сотрудничества с ними. Для них платформа многостороннего блока рассматривается как возможность увеличить число своих экономических партнеров и получить доступ на новые рынки, к новым инвестициям и технологиям. Но не менее важно для них геополитическое содержание блока с его устремлениями на трансформацию мирового порядка. Желание адаптироваться к меняющейся геополитической системе, чтобы не упустить возможность, побуждает страны ЮВА войти в состав БРИКС, что, по их мнению, обеспечивает двойную выгоду: сохранить стратегическую автономию и повысить свой вес в решении глобальных проблем. Подобная позиция в Индонезии и Малайзии формируется в немалой степени под влиянием личных амбиций их лидеров, стремящихся играть важную роль на международной арене и стать рупором развивающихся стран. Однако приобретенные в будущем выгоды от присоединения к БРИКС сопряжены с рядом рисков, к числу которых относится как возможность осложнения взаимоотношений с развитыми странами, в первую очередь США и странами Европейского союза, которые являются их важными торговыми партнерами и источниками инвестиций, так и рост сверхзависимости от Китая, что способно спровоцировать рост антикитайских настроений в обществе и сказаться на репутации Индонезии и Малайзии как неприсоединившихся стран, стремящихся хеджироваться между соперничающими между собой США и Китаем. По мнению автора, чтобы обеспечить долгосрочное экономическое процветание и геополитическую безопасность, страны ЮВА должны тщательно балансировать свои отношения в рамках БРИКС с отношениями за пределами блока.
В статье в историческом плане рассматривается процесс развития зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и его влияние на динамику эволюции регионов Юго-Восточной и Южной Азии. Исторические истоки данного процесса имеют геополитический характер и напрямую связаны с желанием США удержать под своим контролем обширный регион, который превратился в центр экономического роста и развития «постамериканского» мира. Проекты региональной экономической интеграции отражают, с одной стороны, естественное стремление стран двух регионов к более тесному горизонтальному взаимодействию и попытки неплатежеспособной американской экономики сохранить под своим контролем пространство, которое руководствуется своими национальными интересами, всё чаще расходящимися с политическими устремлениями официального Вашингтона, - с другой. В сложившихся условиях претерпевает изменения роль Индии в мировой и региональной политике. Предпринята попытка на фоне тектонических глобальных изменений оценить возможности укрепления российско-индийских отношений.
Продовольственная проблема является весьма насущной для малых островных развивающихся государств (МОСТРАГ). Согласно классификации ООН, к МОСТРАГ Азии отнесены Мальдивские острова, Сингапур и Тимор-Лешти, острова Океании – 12 островных государств, расположенных в Меланезии, Микронезии и Полинезии Они сталкиваются с такими проблемами, как нехватка пригодных для обработки земель и их деградация, сокращение сельскохозяйственного производства, ограниченные водные ресурсы, частые экстремальные погодные явления (штормы, наводнения), повышение уровня моря, снижение количества осадков, удлинение засушливых периодов. Эти страны зависимы от внешних источников продовольствия, а значит, и от колебания цен на мировых продовольственных рынках. Продовольственная проблема проявляется не только в повышенном уровне недоедания и дефиците физиологически необходимых элементов в пищевом рационе населения, но и в высокой доле людей, страдающих от ожирения из-за несбалансированного питания. МОСТРАГ Азии и Океании при международном содействии принимают меры для повышения уровня продовольственной безопасности посредством внедрения инноваций в производство сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов питания, формирования национальных сбытовых цепей, а также наращивания усилий по встраиванию в глобальные производственно-сбытовые сети. Элементы технологического совершенствования продовольственных систем с упором на цифровизацию содержатся в государственных программах этих стран.
В работе проведен анализ политики Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по адаптации инструментов искусственного интеллекта (ИИ) к своему основному перспективному проекту – формированию Экономического сообщества (ЭС) АСЕАН. Рассмотрены особенности интеграционной модели АСЕАН, частью которой стал проект ЭС, раскрыта эволюция цифровых инициатив АСЕАН, дана оценка итогам их реализации. Определены направления политики Ассоциации и входящих в нее стран в отношении искусственного интеллекта в ее увязке с потребностями формирования ЭС АСЕАН. Особое внимание уделено выявлению факторов уязвимости этого проекта в контексте развития его ИИ-повестки. Сделан вывод, что успешное внедрение ИИ-практик в сотрудничество государств Ассоциации в контексте формирования Экономического сообщества затруднено взаимным влиянием пробелов нецифровой и цифровой интеграции АСЕАН с мультиплицирующим эффектом, усугубленным быстрым развитием ИИ-систем и ИИ-технологий, а также неспособностью Ассоциации развивать ИИ-повестку ЭС АСЕАН в условиях неготовности к этому ее стран-участниц. По мнению автора, АСЕАН находится в состоянии стратегического цугцванга, поскольку как форсированное развитие ИИ-повестки, так и попытка поставить это направление на паузу приведет к нарастанию ее зависимости от внерегиональных партнеров. Исследование базируется на междисциплинарном подходе с интеграцией общенаучных, частно-научных и дисциплинарных методов. Поскольку данная тема именно в таком исследовательском ракурсе не была предметом специального рассмотрения в отечественном и зарубежном научном сообществе, а обращение к ее отдельным аспектам носит спорадический и фрагментарный характер, статья имеет очевидную научную новизну, актуальность и практическую значимость.
Система образования играет решающую роль в создании условий для реализации потенциала человека в интересах суверенного развития страны, формирует нравственные императивы и глубокую связь с Отечеством. В условиях стоящих перед страной исторических вызовов остро стоит вопрос о формировании стратегии развития образования на долгосрочный период, которая должна отражать приоритеты, цели, принципы государственной политики в этой сфере, способствовать раскрытию потенциала образования как общественного блага. В статье изложена авторская точка зрения на некоторые основные проблемы, связанные с формированием такой стратегии, высказаны оценки и предложения, которые могут способствовать тому, чтобы найти более взвешенные и эффективные подходы и решения для достижения необходимого качества образования в нашей стране.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru