Статья: Прогностические ориентиры развития преподавателя высшей школы в процессе профессионально-педагогической деятельности (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена актуальным вопросам модернизации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы в условиях современных социально-культурных реалий. Анализируется кризисное состояние отечественного высшего образования и раскрываются причины, его обусловливающие. Опираясь на нормативно-правовые акты и прогностические концепции реформирования высшего образования в России, автор рассматривает концептуальный переход от «педагогики знаний» к «педагогике деятельности и проектирования» и к «педагогике культуры». Особое внимание уделяется феномену социальной неопределённости, проявляющемуся в фундаментальных внешних изменениях и внутренних противоречиях, как существенному фактору развития высшего образования. В статье также представлены основные условия и пути формирования стратегических ориентиров для развития преподавателя высшей школы как подлинного субъекта своей профессионально-педагогической деятельности. Автор предлагает оригинальную классификацию современных преподавателей-наставников, включающую модели преподавателя-мастера, преподавателя-инноватора, преподавателя-творца и преподавателя-автора. Также представлена программа дополнительного профессионального образования для повышения квалификации преподавателей высшей школы, охватывающая современные аспекты профессионально-педагогической деятельности в контексте межсубъектной педагогики. Результативным блоком усвоения содержания программы являются диагностические эссе, комплекс эвристических и опережающих вопросов для обсуждения заявленной тематики, а также контент-проекты авторских концепций преподавания и подготовки специалистов для современной России.

Ключевые фразы: преподаватель высшей школы, профессионально-педагогическая деятельность, ориентиры развития высшей школы, современные аспекты педагогической деятельности, классификация преподавателей высшей школы, программа повышения квалификации
Автор (ы): Горшкова Валентина Владимировна
Журнал: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
378.046.4. Курсы повышения квалификации дипломированных специалистов
Префикс DOI
10.54884/1815-7041-2025-82-1-21-30
Для цитирования:
ГОРШКОВА В. В. ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2025. № 1 (82)
Текстовый фрагмент статьи