Организация учителем междисциплинарных исследований для школьников 8-11 классов на внеурочных занятиях по гуманитарным и естественно-математическим предметам (2024)
Цель исследования – раскрыть особенности организации учителем междисциплинарных исследований для школьников 8-11 классов на внеурочных занятиях по гуманитарным и естественно-математическим предметам. В статье дана характеристика реализации междисциплинарного подхода в российском и зарубежном обучении школьников, выделены проблемы его использования в деятельности российских педагогов. Авторами представлены результаты моделирующего эксперимента, показывающие невысокий уровень готовности старшеклассников устанавливать междисциплинарные связи в ходе изучения научно-популярных текстов по гуманитарным и естественно-математическим наукам. Научная новизна исследования состоит в определении педагогических условий организации учителем междисциплинарных исследований для школьников 8-11 классов при изучении гуманитарных и естественно-математических учебных дисциплин на внеурочных занятиях. В результате организации учителем командных междисциплинарных исследований для школьников в условиях взаимосвязи урочной и внеурочной познавательной деятельности зафиксировано развитие их мотивации к освоению современного научного знания, творческой активности, технологической готовности к поисковой деятельности, научного стиля мышления; достигнуто углубление содержания преподаваемых учебных дисциплин (химии, истории), сохранение его системности и систематичности.
Идентификаторы и классификаторы
Интенсивный рост информации и дифференциации знания, усложнение интеллектуальной деятельности требуют от современного человека информационной компетентности, умений рассматривать явления в контексте целого, выявлять взаимосвязи между знаниями из различных предметных областей, выстраивать систему действий в ситуациях неопределенности.
Список литературы
- Андриевских Е. В., Селезнева Е. А. Осуществление межпредметных связей в курсе основной школы сред-ствами STEM-образования // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95).
- Анисимова Т. И., Сабирова Ф. М., Шатунова О. В. STEAM в системе цифровой трансформации образования // Развитие науки в эпоху цифровизации: проблемы, тенденции, прогнозы: монография. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука», 2019.
- Елкин О. М. Использование междисциплинарности в содержании общего образования // Ценности и смыс-лы. 2023. № 2 (84).
- Жарковская Т. Г., Синельников И. Ю. Некоторые аспекты межпредметной интеграции в зарубежном школь-ном образовании // Педагогика. 2019. № 12.
- Жолымбаев О. М., Абильмажинов Е. Т., Шакерхан К. О., Онтагарова Д. Р., Садыкова Р. А. Приоритетные аспекты внедрения STEM-образования в Казахстане и за рубежом и сравнение тенденций его развития // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 4.
- Коростелева А. А., Крючкова Е. А., Французова О. А. Формирование образовательного пространства сред-ствами метапредметных и межпредметных понятий в дисциплинах социально-гуманитарного цикла // Стандарты и мониторинги образования. 2017. Т. 5. № 4.
- Лихарева О. А., Плетнева Д. Ю. Междисциплинарное обучение в школе: теория и практика // Концепт. 2021. № 5.
- Макотрова Г. В. Дидактические основания развития исследовательского потенциала школьников: антро-пологический контекст: монография. Белгород: Белгород, 2019.
- Никитина Т. М. Реализация STEM-образования во внеурочной деятельности учащихся: учеб. пособие. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022.
- Пеньков В. Е., Пеньков С. В. Педагогические основания культурогенетической модели исследовательского обучения школьников с использованием текстов // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8.
- Птицына И. В., Птицына Е. В. О некоторых проблемах исследовательской деятельности школьников при выполнении межпредметных исследований // Вестник Московского государственного областного универ-ситета. Серия: Педагогика. 2018. № 4.
- Синельников И. Ю. Межпредметная интеграция как один из обязательных элементов образовательной дея-тельности: планы, реальность, риски // Вестник Московского университета. Педагогическое образование. 2018. № 3.
- Суходимцева А. П., Королькова Е. С., Еремина Ю. Б. Формы и методы осуществления межпредметного подхо-да в образовательном процессе школы // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019: сб. науч. тр. по мат. междунар. науч.-практ. конференции / под ред. С. В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2019.
- Суходимцева А. П., Сергеева М. Г., Соколова Н. Л. Межпредметность в школьном образовании: историче-ский аспект и стратегии реализации в настоящем // Научный диалог. 2018. № 3.
- Тагунова И. А. Междисциплинарное содержание общего образования: концептуальные подходы // Педа-гогика. 2023. № 5.
- Трунцева Т. Н. Урок реализации внутрипредметных и межпредметных связей в системе гносеологическо-го моделирования школьниками индивидуальной картины мира // Znanstvena misel. 2019. № 26.
- Хашегульгова Ж. А., Ужахова З. М. STEM-образование как средство преподавания иностранного языка в школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
- Шрагина Л. И. Логика воображения. Одесса: Черноморье, 1995.
- Adams A. Cooperative Learning Effects on the Classroom. Marquette, 2013.
- Antikainen A., Luukkainen A. Twenty-Five Years of Educational Reform of Initiatives of Finlandyu – Joensuu. Finland: University of Joensuu, 2008.
- Demir K., Senemoğlu N.Integrated Curriculum, Cooperative (Jigsaw II) and Project Based Learning Applications // International Journal of Scientific Research in Education. 2017. No. 10 (4).
- Fogarty R. Ten Ways to Integrate Curriculum // Educational Leadership. 1991. https://files.ascd.org/staticfiles/ ascd/pdf/journals/ed_lead/el_199110_fogarty.pdf
- Halinen I. Curriculum Reform in Finland: Presentation / Finnish National Board of Education. 2016. https://www.euro-edizioni.it/attachments/article/697798/Curriculum%20Reform%20in%20Finland.pdf
- Newell W. H.Interdisciplinary Curriculum Development // Issues in Integrative Studies. 1990. No. 8.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования – автоматизация процесса анализа наиболее распространенных грамматических форм и синтаксических конструкций иностранного или второго языка для оптими-зации содержания и освоения программ по английскому языку при подготовке будущих учителей математики к осуществлению профессиональной деятельности в полилингвальной образовательной среде. В статье теоретически обоснована необходимость комплексного частотного анализа языковых структур. Разработаны программные инструменты для обработки естественного языка (язык про-граммирования Python и библиотека spaCy), которые впоследствии были применены в рамках курса «Методы математической обработки данных» для выделения наиболее частотных грамматических форм и синтаксических конструкций, свойственных математическому английскому языку. На основе полученных данных были сформулированы методические рекомендации к содержанию и результа-там освоения программ по английскому языку для будущих учителей математики в полилингваль-ной образовательной среде. Научная новизна исследования заключается в использовании цифровых инструментов обработки естественного языка (NLP) для количественного и статистического анализа языковых данных, необходимого для составления методических рекомендаций к содержанию и ре-зультатам освоения программ по иностранному/второму языку для обучения будущих учителей-предметников. В результате исследования установлено, что цифровые инструменты обработки естественного языка могут применяться для совершенствования языковой подготовки учителя-предметника в полилингвальной образовательной среде.
Цель настоящего исследования заключается в характеристике деятельности Софии Андреевны Люгебиль (1824-1914) и Аделаиды Семёновны Симонович (1844-1933) по открытию самых первых дошкольных учреждений в России. В статье раскрываются малоизвестные факты их биографий и приводятся данные об их практической педагогической деятельности. В текст статьи включены воспоминания современников (Е. Н. Водовозова, журнал «Современник»), а также бывших учащихся частной гимназии К. И. Мая, в которой работала С. А. Люгебиль (А. Н. Бенуа, И. В. Петрашень). Научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот малоизвестного факти-ческого материала, относящегося к начальному периоду развития дошкольного образования в Рос-сии. Отмечено участие супругов Люгебиль и Симонович в работе первого российского педагогиче-ского общества. Характеризуется вклад А. С. Симонович в развитие теории дошкольного воспита-ния, показаны ее усилия по открытию журнала «Детский сад», первого периодического издания до-школьной тематики в России. Приводится информация о начальном этапе организации дошкольно-го образования за рубежом, а также в России (в досоветский период). Публикация статьи приурочена к 200-летию со дня рождения С. А. Люгебиль и 180-летию со дня рождения А. С. Симонович.
Цель исследования – представить особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с комплексными интеллектуальны-ми и зрительными нарушениями с учетом этапа школьного обучения. В статье раскрыты специфические особенности организации и содержания психолого-педагогического изучения обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, представлены этапы разработки и реализации СИПР для детей этой группы, определены показатели эффективности реализации СИПР. Статья знакомит со своеобразием проектирования структуры и содержания СИПР для обуча-ющихся с интеллектуальными (умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью) и зритель-ными нарушениями. Научная новизна исследования: впервые в специальной педагогике и тифлопе-дагогике представлены механизмы дифференцированного учета специфики компенсаторного раз-вития обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями различной степени выраженности, а также формирования у обучающихся данной группы академического ком-понента и компонента жизненной компетенции посредством разработки и реализации СИПР. Пока-зано своеобразие негативного влияния сочетания интеллектуальных и зрительных нарушений на ком-пенсаторное развитие и возможности социальной адаптации обучающихся. Разработан индивиду-ально-дифференцированный подход к организации и проведению психолого-педагогического об-следования обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, а так-же различным уровнем коммуникативного развития. В области олигофренопедагогики впервые пред-ложены обоснованные рекомендации к разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и слабовидением, в том числе с пониженным зрением с учетом этапа школьного обучения. В результате исследования создан научно-методический алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с комплексными ин-теллектуальными и зрительными нарушениями посредством разработки и реализации СИПР в един-стве ее образовательной и коррекционно-компенсаторной составляющей, обеспечивающий форми-рование на доступном уровне компонента жизненной компетенции.
Цель исследования – обосновать сущность и структуру понятия психологического само-чувствия личности студентов – будущих учителей в процессе практики. В статье анализируется понятие «психологическое самочувствие личности» и обосновывается авторское определение понятия «психологическое самочувствие личности студентов в процессе педагогической практики» – интегральная и динамичная характеристика личности, отражающая внутреннее психологическое состояние каждого обучающегося в процессе педагогической практики, раскрывающая самоощущение студентом собственных профессиональных достижений как основы своего социально-профессионального само-определения. Предлагается система критериев и конкретизирующих их показателей проявления психологического самочувствия студентов-педагогов в процессе педагогической практики (когни-тивный, эмоциональный, личностный). Описывается методика и анализируются результаты прове-денного пилотного исследования с участием студентов-бакалавров. Научная новизна исследования: обосновано новое направление развития моделей, содержания и методического обеспечения педагогической практики студентов с позиций изменения их психологического самочувствия. В результате исследования подтверждено, что включение в содержание практики контекста рефлексивно-инновационной деятельности, активизация механизмов самоанализа и саморазвития студентов в процессе практической подготовки способствуют нормализации психологического самочувствия студентов-педагогов, повышению чувства уверенности в правильности своих профессиональных действий и личностной самореализации.
Цель исследования – теоретическое обоснование использования 3D-моделирования и графического дизайна как средства профессиональной подготовки бакалавров направления «Землеустройство и кадастры» к решению практических задач, основанных на визуализации трехмерных объектов. В статье представлены этапы обучения будущих специалистов в области кадастрового уче-та и регистрации прав основам создания трехмерных моделей в профессиональной сфере и их гра-фическому оформлению. Научная новизна исследования состоит в авторской разработке содержа-ния дисциплины «Графическая (пространственная) визуализация объектов недвижимости» для под-готовки бакалавров направления «Землеустройство и кадастры» на базе интегрированного сочета-ния изучения основ 3D-моделирования и графического дизайна как инструмента визуализации ин-формации и данных. Автор полагает, что такое сочетание обусловлено необходимостью формирова-ния у обучающихся представлений о комплексном решении профессиональной задачи, которая тре-бует создания трехмерной модели и ее оформления, является основой для понимания сущности 3D-кадастра. В результате исследования представлены примеры практико-ориентированных зада-ний трех взаимосвязанных модулей дисциплины «Графическая (пространственная) визуализация объектов недвижимости» для бакалавров землеустройства и кадастра недвижимости.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)