Педагогическая практика как условие нормализации психологического самочувствия личности студента (2024)
Цель исследования – обосновать сущность и структуру понятия психологического само-чувствия личности студентов – будущих учителей в процессе практики. В статье анализируется понятие «психологическое самочувствие личности» и обосновывается авторское определение понятия «психологическое самочувствие личности студентов в процессе педагогической практики» – интегральная и динамичная характеристика личности, отражающая внутреннее психологическое состояние каждого обучающегося в процессе педагогической практики, раскрывающая самоощущение студентом собственных профессиональных достижений как основы своего социально-профессионального само-определения. Предлагается система критериев и конкретизирующих их показателей проявления психологического самочувствия студентов-педагогов в процессе педагогической практики (когни-тивный, эмоциональный, личностный). Описывается методика и анализируются результаты прове-денного пилотного исследования с участием студентов-бакалавров. Научная новизна исследования: обосновано новое направление развития моделей, содержания и методического обеспечения педагогической практики студентов с позиций изменения их психологического самочувствия. В результате исследования подтверждено, что включение в содержание практики контекста рефлексивно-инновационной деятельности, активизация механизмов самоанализа и саморазвития студентов в процессе практической подготовки способствуют нормализации психологического самочувствия студентов-педагогов, повышению чувства уверенности в правильности своих профессиональных действий и личностной самореализации.
Идентификаторы и классификаторы
Практика является обязательной и достаточно объемной составляющей программ подготовки учителя любого профиля. Анализ ряда материалов по обновлению концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания педагогической практики, обобщение опыта организации практики различными вузами позволяет заключить, что сложившаяся за многие годы система педагогической практики имеет значительный потенциал в плане открытости и способности к модификации, что позволяет обновлять ее содержание в соответствии с темпами реформирования отечественного педагогического образования, возможностями корректировки ее структуры для достижения более высоких результатов и ответов на вызовы социума.
Список литературы
- Адольф В. А., Степанова И. Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005.
- Алиева Н. Ф., Самаркина Л. Г. Изучение социально-психологического самочувствия педагогов, работаю-щих в классах коррекции // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: мат. всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014.
- Байкова Л. А. Психология здоровья: социальное здоровье детей и молодежи: учеб. пособие для бака-лавриата и магистратуры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2019.
- Головнева Е. В. К вопросу о повышении качества профессиональной подготовки учителя начальных клас-сов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4.
- Дворянкина Е. К. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов профессионально-педагогической деятельности: автореф. дисс. … д. пед. н. Хабаровск, 2012.
- Дементьева М. А. Становление профессиональной позиции будущего учителя в процессе педагогической практики: автореф. дисс. … к. пед. н. Саратов, 2012.
- Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023.
- Ефлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студен-ческой молодежи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии. 2014. № 3 (10).
- Землянская Е. Н., Безбородова М. А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped210018
- Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов психолого-педагогического образования // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 2.
- Ковалев П. А. Психологическое самочувствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных условиях социализации: дисс. … к. психол. н. М., 2021.
- Ковалев П. А. Психологическое и социальное самочувствие: анализ содержания понятий // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 6А.
- Колодина Л. С. Моделирование общедидактической подготовки студентов – будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: автореф. дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2005.
- Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3.
- Оганесян Е. В. Культурологическая модель педагогической практики в системе высшего педагогического образования: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2005.
- Оптимизация учебно-методического сопровождения реализации образовательных программ как условие повышения качества высшего образования: монография / под ред. Е. В. Ляпунцовой, Ю. М. Белозеровой, И. И. Дроздовой. М.: РУСАЙНС, 2020.
- Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // СОЦИС. 2000. № 12.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Астрель; АСТ; Транзиткнига, 2006.
- Ситниченко М. Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический анализ: монография. М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016.
- Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Логос, 2015.
- Тугайбаева Б. Н. Некоторые вопросы изучения психологического самочувствия личности в исторической психологии // Человек и мир. 2018. Т. 2. № 3 (5).
- Ульянина О. А. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в 2022 году: презентация. 2023. http://ovz24.ru/images/Презентация_ФКЦ_compressed.pdf
- Хайрутдинова Р. Р. Современные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе и пути их решения // Теория и практика общественного развития. 2013. Т. 1. № 11.
- Харитонова Е. В. Психологическое самочувствие личности и его составляющие // Человек. Искусство. Вселенная. 2018. № 1.
- Харченко С. В. Социальное самочувствие российских фрилансеров // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: мат. II междунар. науч.-практ. конференции (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2016 г.): в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. Т. 1.
- Холондович Е. Н. Психологическое самочувствие человека как психологическая проблема // Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 4 (12).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования – автоматизация процесса анализа наиболее распространенных грамматических форм и синтаксических конструкций иностранного или второго языка для оптими-зации содержания и освоения программ по английскому языку при подготовке будущих учителей математики к осуществлению профессиональной деятельности в полилингвальной образовательной среде. В статье теоретически обоснована необходимость комплексного частотного анализа языковых структур. Разработаны программные инструменты для обработки естественного языка (язык про-граммирования Python и библиотека spaCy), которые впоследствии были применены в рамках курса «Методы математической обработки данных» для выделения наиболее частотных грамматических форм и синтаксических конструкций, свойственных математическому английскому языку. На основе полученных данных были сформулированы методические рекомендации к содержанию и результа-там освоения программ по английскому языку для будущих учителей математики в полилингваль-ной образовательной среде. Научная новизна исследования заключается в использовании цифровых инструментов обработки естественного языка (NLP) для количественного и статистического анализа языковых данных, необходимого для составления методических рекомендаций к содержанию и ре-зультатам освоения программ по иностранному/второму языку для обучения будущих учителей-предметников. В результате исследования установлено, что цифровые инструменты обработки естественного языка могут применяться для совершенствования языковой подготовки учителя-предметника в полилингвальной образовательной среде.
Цель настоящего исследования заключается в характеристике деятельности Софии Андреевны Люгебиль (1824-1914) и Аделаиды Семёновны Симонович (1844-1933) по открытию самых первых дошкольных учреждений в России. В статье раскрываются малоизвестные факты их биографий и приводятся данные об их практической педагогической деятельности. В текст статьи включены воспоминания современников (Е. Н. Водовозова, журнал «Современник»), а также бывших учащихся частной гимназии К. И. Мая, в которой работала С. А. Люгебиль (А. Н. Бенуа, И. В. Петрашень). Научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот малоизвестного факти-ческого материала, относящегося к начальному периоду развития дошкольного образования в Рос-сии. Отмечено участие супругов Люгебиль и Симонович в работе первого российского педагогиче-ского общества. Характеризуется вклад А. С. Симонович в развитие теории дошкольного воспита-ния, показаны ее усилия по открытию журнала «Детский сад», первого периодического издания до-школьной тематики в России. Приводится информация о начальном этапе организации дошкольно-го образования за рубежом, а также в России (в досоветский период). Публикация статьи приурочена к 200-летию со дня рождения С. А. Люгебиль и 180-летию со дня рождения А. С. Симонович.
Цель исследования – представить особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с комплексными интеллектуальны-ми и зрительными нарушениями с учетом этапа школьного обучения. В статье раскрыты специфические особенности организации и содержания психолого-педагогического изучения обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, представлены этапы разработки и реализации СИПР для детей этой группы, определены показатели эффективности реализации СИПР. Статья знакомит со своеобразием проектирования структуры и содержания СИПР для обуча-ющихся с интеллектуальными (умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью) и зритель-ными нарушениями. Научная новизна исследования: впервые в специальной педагогике и тифлопе-дагогике представлены механизмы дифференцированного учета специфики компенсаторного раз-вития обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями различной степени выраженности, а также формирования у обучающихся данной группы академического ком-понента и компонента жизненной компетенции посредством разработки и реализации СИПР. Пока-зано своеобразие негативного влияния сочетания интеллектуальных и зрительных нарушений на ком-пенсаторное развитие и возможности социальной адаптации обучающихся. Разработан индивиду-ально-дифференцированный подход к организации и проведению психолого-педагогического об-следования обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, а так-же различным уровнем коммуникативного развития. В области олигофренопедагогики впервые пред-ложены обоснованные рекомендации к разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и слабовидением, в том числе с пониженным зрением с учетом этапа школьного обучения. В результате исследования создан научно-методический алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с комплексными ин-теллектуальными и зрительными нарушениями посредством разработки и реализации СИПР в един-стве ее образовательной и коррекционно-компенсаторной составляющей, обеспечивающий форми-рование на доступном уровне компонента жизненной компетенции.
Цель исследования – раскрыть особенности организации учителем междисциплинарных исследований для школьников 8-11 классов на внеурочных занятиях по гуманитарным и естественно-математическим предметам. В статье дана характеристика реализации междисциплинарного подхода в российском и зарубежном обучении школьников, выделены проблемы его использования в деятельности российских педагогов. Авторами представлены результаты моделирующего эксперимента, показывающие невысокий уровень готовности старшеклассников устанавливать междисциплинарные связи в ходе изучения научно-популярных текстов по гуманитарным и естественно-математическим наукам. Научная новизна исследования состоит в определении педагогических условий организации учителем междисциплинарных исследований для школьников 8-11 классов при изучении гуманитарных и естественно-математических учебных дисциплин на внеурочных занятиях. В результате организации учителем командных междисциплинарных исследований для школьников в условиях взаимосвязи урочной и внеурочной познавательной деятельности зафиксировано развитие их мотивации к освоению современного научного знания, творческой активности, технологической готовности к поисковой деятельности, научного стиля мышления; достигнуто углубление содержания преподаваемых учебных дисциплин (химии, истории), сохранение его системности и систематичности.
Цель исследования – теоретическое обоснование использования 3D-моделирования и графического дизайна как средства профессиональной подготовки бакалавров направления «Землеустройство и кадастры» к решению практических задач, основанных на визуализации трехмерных объектов. В статье представлены этапы обучения будущих специалистов в области кадастрового уче-та и регистрации прав основам создания трехмерных моделей в профессиональной сфере и их гра-фическому оформлению. Научная новизна исследования состоит в авторской разработке содержа-ния дисциплины «Графическая (пространственная) визуализация объектов недвижимости» для под-готовки бакалавров направления «Землеустройство и кадастры» на базе интегрированного сочета-ния изучения основ 3D-моделирования и графического дизайна как инструмента визуализации ин-формации и данных. Автор полагает, что такое сочетание обусловлено необходимостью формирова-ния у обучающихся представлений о комплексном решении профессиональной задачи, которая тре-бует создания трехмерной модели и ее оформления, является основой для понимания сущности 3D-кадастра. В результате исследования представлены примеры практико-ориентированных зада-ний трех взаимосвязанных модулей дисциплины «Графическая (пространственная) визуализация объектов недвижимости» для бакалавров землеустройства и кадастра недвижимости.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)