Введение. Исследование демонстрирует, что опросник многогрупповой этнической идентичности (MEI2) является полезным инструментом для оценки аспектов этнической идентификации для индонезийских учащихся средних школ из разных этнокультурных слоев. Цель настоящей работы - изучение влияния этнической идентичности на психологическое благополучие учащихся средних школ Индонезии с помощью опросника MEI2. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 276 учеников средней школы (60,1 % женщин; 39,9 % мужчин). Результаты были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 29 и SmartPLS v4. Для оценки того, насколько хорошо модель измерения соответствует полученным данным, был использован подтверждающий факторный анализ (CFA). Результаты и научная новизна. CFA подтвердил валидность применения опросника MEI2, продемонстрировав, что модель является как эффективной, так и адекватной. Критерий Кайзера - Майера - Олкина (КМО) составил,885. Надежность согласованности, измеренная с помощью альфы Кронбаха (α), варьировалась от,69 до,85, а совокупная надежность, оцененная с помощью омеги Макдональда (ω), варьировалась от,64 до,83. Дискриминантная валидность была подтверждена в диапазоне от,591 до,696. Таким образом, в ходе работы были выявлены значительные положительные корреляции между тремя областями этнической идентичности. Практическая значимость. Исследование подтверждает, что опросник MEI2 является надежным инструментом для оценки этнической идентичности среди индонезийских учащихся средней школы, и помогает педагогам в распознавании и учете разнообразных этнических идентичностей студентов в контексте индонезийской культуры.
Идентификаторы и классификаторы
Данные из анкеты были проанализированы с использованием SPSS версии 29 и модели структурных уравнений с частичными наименьшими квадратами (PLS-SEM) с SmartPLS версии 4. Для оценки соответствия модели измерения был проведен подтверждающий факторный анализ (CFA) [66]. После CFA для оценки адекватности модели было использовано несколько индексов соответствия, включая критерий хи-квадрат, индекс сравнительного соответствия (CFI), индекс Такера-Льюиса (TLI), среднеквадратичную ошибку аппроксимации (RMSEA), стандартизированную среднеквадратичную остаточную величину (SRMR) и индекс Кайзера-Мейера-Индекс Олкина (KMO) для оценки адекватности модели [67]. Статистический показатель хи-квадрат, степени свободы и p-значение были представлены в числовом виде. Для оценки общей достоверности исследования после CFA были рассчитаны альфа-коэффициент Кронбаха и суммарная достоверность. В частности, для оценки достоверности результатов были рассчитаны коэффициенты внутренней согласованности (альфа Кронбаха) и суммарной достоверности (омега коэффициента Макдоналдса, [68]) со значениями выше70.
Список литературы
1. D’hondt F., Maene C., Vervaet R., Van Houtte M., Stevens P.A. Ethnic discrimination in secondary education: does the solution lie in multicultural education and the ethnic school composition? Social Psychology of Education. 2021;24(5):1231-1258. DOI: 10.1007/s11218-021-09651-w EDN: FIQXMF
2. Fisher S., Zapolski T.B., Wheeler L., Arora P.G., Barnes-Najor J. Multigroup Ethnic Identity Measurement invariance across adolescence and diverse ethnic groups. Journal of Adolescence. 2020;83:42-51. DOI: 10.1016/j.adolescence.2020.07.006 EDN: KQEACO
3. Lai A.H.Y., Chui C.H.K., Hausmann-Stabile C., Yao H., Wong J.K.Y., Di S. Ethnic identity in school context: the case of Yi ethnic minority adolescents in rural China. Children & Society. 2024;38(1):176-196. DOI: 10.1111/chso.12678 EDN: NEFXIW
4. Balidemaj A., Small M. The effects of ethnic identity and acculturation in mental health of immigrants: a literature review. International Journal of Social Psychiatry. 2019;65(7-8):643-655. DOI: 10.1177/0020764019867994 EDN: LMEGSD
5. Rivas-Drake D., Seaton E.K., Markstrom C., et al. Ethnic and racial identity in adolescence: implications for psychosocial, academic, and health outcomes. Child Development. 2014;85(1):40-57. DOI: 10.1111/cdev.12200
6. Kim E., Hogge I., Salvisberg C. Effects of self-esteem and ethnic identity: acculturative stress and psychological well-being among Mexican immigrants. Hispanic Journal of Behavioral Sciences. 2014;36(2):144-163. DOI: 10.1177/0739986314527733
7. Stryker S., Burke P.J. The past, present, and future of an identity theory. Social Psychology Quarterly. 2000;63(4):284-297. DOI: 10.2307/2695840 EDN: HAJCFV
8. Delia E.B. The exclusiveness of group identity in celebrations of team success. Sport Management Review. 2015;18(3):396-406. DOI: 10.1016/j.smr.2014.10.006
9. Phinney J.S. The multigroup ethnic identity measure: a new scale for use with diverse groups. Journal of Adolescent Research. 1992;7(2):156-176. DOI: 10.1177/074355489272003 EDN: JMZRJR
10. Tajfel H. Human Groups and Social Categories: Studies in Social Psychology. Cambridge University Press; 1981. 384 p.
11. Gee G.C., Morey B.N., Bacong A.M., Doan T.T., Penaia C.S. Considerations of racism and data equity among Asian Americans, Native Hawaiians, and Pacific Islanders in the context of COVID-19. Current Epidemiology Reports. 2022;9(2):77-86. DOI: 10.1007/s40471-022-00283-y EDN: UKUWQW
12. Johnson D.A., Jackson C.L., Williams N.J., Alcántara C. Are sleep patterns influenced by race/ethnicity - a marker of relative advantage or disadvantage? Evidence to date. Nature and Science of Sleep. 2019;11:79-95. DOI: 10.2147/NSS.S169312
13. Chemers M.M., Zurbriggen E.L., Syed M., Goza B.K., Bearman S. The role of efficacy and identity in science career commitment among underrepresented minority students. Journal of Social Issues. 2011;67(3):469-491. DOI: 10.1111/j.1540-4560.2011.01710.x
14. Phinney J.S., Ferguson D.L., Tate J.D. Intergroup attitudes among ethnic minority adolescents: a causal model. Child Development. 1997;68(5):955-969. DOI: 10.1111/j.1467-8624.1997.tb01973.x
15. Phinney J.S., Ong A.D. Conceptualization and measurement of ethnic identity: current status and future directions. Journal of Counseling Psychology. 2007;54(3):271. DOI: 10.1037/0022-0167.54.3.271
16. Wilson E.O. Biophilia and the conservation ethic. In: Evolutionary Perspectives on Environmental Problems. Routledge; 2017:250-258. DOI: 10.4324/9780203792650-18
17. Phinney J.S. When we talk about American ethnic groups, what do we mean? American Psychologist. 1996;51(9):918. 10.1037/0003-066X.51.9.918. DOI: 10.1037//0003-066X.51.9.918 EDN: HEZRLF
18. Jackson K.F., Mitchell F.M., Snyder C.R., Samuels G.E.M. Salience of ethnic minority grandparents in the ethnic-racial socialization and identity development of multiracial grandchildren. Identity. 2020;20(2):73-91. DOI: 10.1080/15283488.2020.1728535 EDN: XXLIAN
19. Albert C.D. The ethno-violence nexus: measuring ethnic group identity in Chechnya. East European Politics. 2014;30(1):123-146. DOI: 10.1080/21599165.2013.848796 EDN: VGJEIV
20. Hamer K., McFarland S., Czarnecka B., et al. What is an “ethnic group” in ordinary people’s eyes? Different ways of understanding it among American, British, Mexican, and Polish respondents. Cross-Cultural Research. 2020;54(1):28-72. DOI: 10.1177/1069397118816939
21. Litam S.D.A., Oh S. Ethnic identity and coping strategies as moderators of COVID-19 racial discrimination experiences among Chinese Americans. Counseling Outcome Research and Evaluation. 2022;13(2):101-115. DOI: 10.1080/21501378.2020.1814138 EDN: IVOTJB
22. Villegas-Gold R., Yoo H.C. Coping with discrimination among Mexican American college students. Journal of Counseling Psychology. 2014;61(3):404. DOI: 10.1037/a0036591
23. Yoo H.C., Lee R.M. Ethnic identity and approach-type coping as moderators of the racial discrimination/well-being relation in Asian Americans. Journal of Counseling Psychology. 2005;52(4):497-506. DOI: 10.1037/0022-0167.52.4.497
24. Gummadam P., Pittman L.D., Ioffe M. School belonging, ethnic identity, and psychological adjustment among ethnic minority college students. The Journal of Experimental Education. 2016;84(2):289-306. DOI: 10.1080/00220973.2015.1048844
25. Ajibade A., Hook J.N., Utsey S.O., Davis D.E., Van Tongeren D.R. Racial/ethnic identity, religious commitment, and well-being in African Americans. Journal of Black Psychology. 2016;42(3):244-258. DOI: 10.1177/0095798414568115
26. Dimitrova R., Johnson D.J., van de Vijver F.J. Ethnic socialization, ethnic identity, life satisfaction and school achievement of Roma ethnic minority youth. Journal of Adolescence. 2018;62:175-183. DOI: 10.1016/j.adolescence.2017.06.003
27. Sladek M.R., Umaña-Taylor A.J., McDermott E.R., Rivas-Drake D., Martinez-Fuentes S. Testing invariance of ethnic-racial discrimination and identity measures for adolescents across ethnic-racial groups and contexts. Psychological Assessment. 2020;32(6):509-526. DOI: 10.1037/pas0000805 EDN: EFIVXY
28. Lee R.M., Yoo H.C. Structure and measurement of ethnic identity for Asian American college students. Journal of Counseling Psychology. 2004;51(2):263-269. DOI: 10.1037/0022-0167.51.2.263
29. Worrell F.C. A validity study of scores on the Multigroup Ethnic Identity Measure based on a sample of academically talented adolescents. Educational and Psychological Measurement. 2000;60(3):439-447. 10.1177/001316400219706. DOI: 10.1177/00131640021970646 EDN: JSMVDB
30. Worrell F.C., Vandiver B.J., Cross W.E., Fhagen-Smith P.E. Reliability and structural validity of cross racial identity scale scores in a sample of African American adults. Journal of Black Psychology. 2004;30(4):489-505. DOI: 10.1177/0095798404268281 EDN: JNATNZ
31. Dandy J., Durkin K., McEvoy P., Barber B.L., Houghton S. Psychometric properties of multigroup ethnic identity measure (MEIM) scores with Australian adolescents from diverse ethnocultural groups. Journal of Adolescence. 2008;31(3):323-335. DOI: 10.1016/j.adolescence.2007.06.003
32. Yap S.C., Donnellan M.B., Schwartz S.J., et al. Investigating the structure and measurement invariance of the Multigroup Ethnic Identity Measure in a multiethnic sample of college students. Journal of Counseling Psychology. 2014;61(3):437-446. DOI: 10.1037/a0036253
33. Gaines S.O., Bunce D., Robertson T., et al. Evaluating the psychometric properties of the Multigroup Ethnic Identity Measure (MEIM) within the United Kingdom. Identity: An International Journal of Theory and Research. 2010;10(1):1-19. DOI: 10.1080/15283481003676176
34. Gaines S.O., Marelich W., Bunce D., Robertson T., Wright B. Multigroup Ethnic Identity Measure (MEIM) expansion: Measuring racial, religious, and national aspects of sense of ethnic identity within the United Kingdom. Identity. 2013;13(4):289-317. DOI: 10.1080/15283488.2013.780973
35. Barry D.T. An ethnic identity scale for East Asian immigrants. Journal of Immigrant Health. 2002;4:87-94. DOI: 10.1023/A:1014598509380 EDN: AUVAAX
36. Blozis S.A., Villarreal R. Analytic approaches to the multigroup ethnic identity measure (MEIM). Applied Psychological Measurement. 2014;38(7):577-580. DOI: 10.1177/0146621614536769
37. Habibi M., Etesami M.S., Taghizadeh M.A., Akrami F.S., Garcia D. Psychometric properties of the Multi-group Ethnic Identity Measure (MEIM) in a sample of Iranian young adults. PeerJ. 2021;9:e10752. DOI: 10.7717/peerj.10752 EDN: EZURZG
38. Maehler D.B., Zabal A., Hanke K. Adults’ identity in acculturation settings: the multigroup ethnic & national identity measure (MENI). Identity. 2019;19(4):245-257. DOI: 10.1080/15283488.2019.1641408
39. Musso P., Moscardino U., Inguglia C. The Multigroup Ethnic Identity Measure - Revised (MEIM-R): psychometric evaluation with adolescents from diverse ethnocultural groups in Italy. European Journal of Developmental Psychology. 2018;15(4):395-410. DOI: 10.1080/17405629.2016.1278363
40. Suherman S., Vidákovich T. Adaptation and validation of students’ attitudes toward mathematics to Indonesia. Pedagogika. 2022;147(3):227-252. DOI: 10.15823/p.2022.147.11 EDN: BOJESC
41. Bandura A. The role of self-efficacy in goal-based motivation. In: Locke E.A., Latham G.P., eds. New Developments in Goal Setting and Task Performance. Routledge/Taylor & Francis Group; 2013:147-157.
42. Casey-Cannon S.L., Coleman H.L., Knudtson L.F., Velazquez C.C. Three ethnic and racial identity measures: concurrent and divergent validity for diverse adolescents. Identity: An International Journal of Theory and Research. 2011;11(1):64-91. DOI: 10.1080/15283488.2011.540739
43. Phinney J.S., Horenczyk G., Liebkind K., Vedder P. Ethnic identity, immigration, and well-being: an interactional perspective. Journal of Social Issues. 2001;57(3):493-510. DOI: 10.1111/0022-4537.00225
44. Yip T., Gee G.C., Takeuchi D.T. Racial discrimination and psychological distress: the impact of ethnic identity and age among immigrant and United States-born Asian adults. Developmental Psychology. 2008;44(3):787-800. DOI: 10.1037/0012-1649.44.3.787
45. Umaña-Taylor A.J., Quintana S.M., Lee R.M., et al. Ethnic and racial identity during adolescence and into young adulthood: an integrated conceptualization. Child Development. 2014;85(1):21-39. DOI: 10.1111/cdev.12196
46. Jones M.D., Galliher R.V. Ethnic identity and psychosocial functioning in Navajo adolescents. Journal of Research on Adolescence. 2007;17(4):683-696. DOI: 10.1111/j.1532-7795.2007.00541.x
47. Cokley K.O., Chapman C. The roles of ethnic identity, anti-white attitudes, and academic self-concept in African American student achievement. Social Psychology of Education. 2008;11:349-365. DOI: 10.1007/s11218-008-9060-4 EDN: SLHPJS
48. Verkuyten M. Multicultural recognition and ethnic minority rights: a social identity perspective. European Review of Social Psychology. 2006;17(1):148-184. DOI: 10.1080/10463280600937418
49. Stepanova A.A., Symaniuk E.E. Ethnocultural training as a factor in preventing ethnic alienation of a personality. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2019;21(5):157-180. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-158-181 EDN: TFSSIP
50. Layous K., Nelson-Coffey S.K.. The effect of perceived social support on personal resources following minor adversity: an experimental investigation of belonging affirmation. Personality and Social Psychology Bulletin. 2021;47(7):1152-1168. DOI: 10.1177/0146167220961270 EDN: LTUONO
51. Critcher C.R., Dunning D. Self-affirmations provide a broader perspective on self-threat. Personality and Social Psychology Bulletin. 2015;41(1):3-18. DOI: 10.1177/0146167214554956
52. Hales A.H., Wesselmann E.D., Williams K.D. Prayer, self-affirmation, and distraction improve recovery from short-term ostracism. Journal of Experimental Social Psychology. 2016;64:8-20. DOI: 10.1016/j.jesp.2016.01.002
53. Booth M.Z., Gerard J.M., Deom G.M., Frey C.J. Deconstructing adolescent ethnicity: a longitudinal analysis of ethnic-racial identity development and self-categorization. Journal of Adolescence. 2022;94(3):366-379. DOI: 10.1002/jad.12028 EDN: WAYMDV
54. Casarez R.S., Farrell A., Bratter J.L., Zhang X., Mehta S.K. Becoming Asian (American)? Inter-ethnic differences in racial, ethnic, and American identities for Asian American adults. Ethnicities. 2022;22(3):347-373. DOI: 10.1177/14687968221092769 EDN: MRVEHS
55. Neblett E.W., Rivas-Drake D., Umaña-Taylor A.J. The promise of racial and ethnic protective factors in promoting ethnic minority youth development. Child Development Perspectives. 2012;6(3):295-303. DOI: 10.1111/j.1750-8606.2012.00239.x
56. Syed M., Juang L.P. Ethnic identity, identity coherence, and psychological functioning: testing basic assumptions of the developmental model. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2014;20(2):176-190. DOI: 10.1037/a0035330
57. French S.E., Seidman E., Allen L., Aber J.L. The development of ethnic identity during adolescence. Developmental Psychology. 2006;42(1):1-10. DOI: 10.1037/0012-1649.42.1.1
58. Brittian A.S., Kim S.Y., Armenta B.E., et al. Do dimensions of ethnic identity mediate the association between perceived ethnic group discrimination and depressive symptoms? Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2015;21(1):41-53. DOI: 10.1037/a0037531
59. Thompson K.V. Validating a measure of ethnic identity in Afro-Caribbean American students. Journal of Mental Disorders and Treatment. 2016;2(3):1000128. DOI: 10.4172/2471-271X.1000128
60. Verkuyten M., Brug P. Ethnic identity achievement, self-esteem, and discrimination among Surinamese adolescents in the Netherlands. Journal of Black Psychology. 2002;28(2):122-141. 10.1177/00957984020280020. DOI: 10.1177/0095798402028002004 EDN: JNASOF
61. Kouli O., Papaioannou A.G. Ethnic/cultural identity salience, achievement goals and motivational climate in multicultural physical education classes. Psychology of Sport and Exercise. 2009;10(1):45-51. DOI: 10.1016/j.psychsport.2008.06.001
62. Ting-Toomey S., Yee-Jung K.K., Shapiro R.B., Garcia W., Wright T.J., Oetzel J.G. Ethnic/cultural identity salience and conflict styles in four US ethnic groups. International Journal of Intercultural Relations. 2000;24(1):47-81. DOI: 10.1016/S0147-1767(99)00023-1
63. Epstein G.S., Heizler O. Ethnic identity: a theoretical framework. IZA Journal of Migration. 2015;4:1-11. DOI: 10.1186/s40176-015-0033-z EDN: TCRSGF
64. Satterthwaite-Freiman M., Umaña-Taylor A. Application of the enduring legacy of the integrative model to investigating white adolescent ethnic-racial identity development. Human Development. 2024;68(3):121-138. DOI: 10.1159/000534965 EDN: CGGQOF
65. Lee R.M. Resilience against discrimination: ethnic identity and other-group orientation as protective factors for Korean Americans. Journal of Counseling Psychology. 2005;52(1):36-44. DOI: 10.1037/0022-0167.52.1.36
66. Jomnonkwao S., Ratanavaraha V. Measurement modelling of the perceived service quality of a sightseeing bus service: an application of hierarchical confirmatory factor analysis. Transport Policy. 2016;45:240-252. DOI: 10.1016/j.tranpol.2015.04.001
67. Kline R.B. Principles and Practice of Structural Equation Modeling. Guilford Publications; 2015. 534 p.
68. Raykov T. Estimation of composite reliability for congeneric measures. Applied Psychological Measurement. 1997;21(2):173-184. DOI: 10.1177/01466216970212006 EDN: JLGJEF
69. Habók A., Magyar A. Validation of a self-regulated foreign language learning strategy questionnaire through multidimensional modelling. Frontiers in Psychology. 2018;9:1388. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01388
70. Fornell C., Larcker D.F. Evaluating structural equation models with unobservable variables and measurement error. Journal of Marketing Research. 1981;18(1):39-50. DOI: 10.1177/002224378101800104
71. Gaskin J., Lim J. Model fit measures. Gaskination’s StatWiki. 2016;37(3):814-822. DOI: 10.1108/IJM-12-2014-0268
72. Tabachnick B.G., Fidell L.S., Ullman J.B. Using Multivariate Statistics. Vol 5. Pearson Boston, MA; 2007. 980 p.
73. Straub D., Boudreau M.C., Gefen D. Validation guidelines for IS positivist research. Communications of the Association for Information Systems. 2004;13(1):24. DOI: 10.17705/1CAIS.01324
74. Malhotra N.K., Dash S. Marketing Research an Applied Orientation. Pearson College Div; 2006. 811 p.
75. Hair J.F., Hult G.T.M., Ringle C.M., Sarstedt M. A Primer on Partial Least Squares Structural Equation Modeling (PLS-SEM). Sage Publications; 2021. 10.1080/1743727X.2015.1005806. DOI: 10.1007/978-3-030-80519-7
76. Henseler J., Ringle C.M., Sarstedt M. A new criterion for assessing discriminant validity in variance-based structural equation modeling. Journal of the Academy of Marketing Science. 2015;43(1):115-135. DOI: 10.1007/s11747-014-0403-8
77. Hair J.F., Anderson R.E., Babin B.J., Black W.C. Multivariate Data Analysis: A Global Perspective. NJ: Pearson, Upper Saddle River; 2010. 800 p.
78. Chakawa A., Butler R.C., Shapiro S.K. Examining the psychometric validity of the Multigroup Ethnic Identity Measure-Revised (MEIM-R) in a community sample of African American and European American adults. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2015;21(4):643-648. DOI: 10.1037/cdp0000025
79. Miyoshi M., Asner-Self K., Yanyan S., Koran J.M. Psychometric properties of the abbreviated multidimensional acculturation scale and the multigroup ethnic identity measure with Japanese sojourners. Assessment. 2017;24(1):104-114. DOI: 10.1177/1073191115601208
80. Di Miceli M. Diversity in the United Kingdom: quantification for higher education in comparison to the general population. European Journal of Education. 2023;58(3):1-23. DOI: 10.1111/ejed.12595 EDN: RBMKAO
81. Killen M., Rutland A. Promoting fair and just school environments: developing inclusive youth. Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2022;9(1):81-89. 10.1177/2372732221107379. DOI: 10.1177/23727322211073795 EDN: GLFDDL
82. Larson R.W. Toward a psychology of positive youth development. American Psychologist. 2000;55(1):170-183. 10.1037/0003-066X.55.1.170. DOI: 10.1037//0003-066X.55.1.170 EDN: GSHHZV
83. Roberts R.E., Phinney J.S., Masse L.C., Chen Y.R., Roberts C.R., Romero A. The structure of ethnic identity of young adolescents from diverse ethnocultural groups. The Journal of Early Adolescence. 1999;19(3):301-322. 10.1177/027243169901900300. DOI: 10.1177/0272431699019003001 EDN: JNHAMD
84. Olatunji B.O., Williams N.L., Tolin D.F., et al. The Disgust Scale: item analysis, factor structure, and suggestions for refinement. Psychological Assessment. 2007;19(3):281-297. DOI: 10.1037/1040-3590.19.3.281
85. D’hondt F., Van Praag L., Van Houtte M., Stevens PA. The attitude-achievement paradox in Belgium: an examination of school attitudes of ethnic minority students. Acta Sociologica. 2016;59(3):215-231. DOI: 10.1177/0001699316636944
86. Lal K.K., Majumdar S. Language as ethnicity: evaluating the psychometric properties of the MEIM-R in a multi-ethnic population in India. Psychological Studies. 2023;68(2):1-13. DOI: 10.1007/s12646-022-00702-6 EDN: DDJCVX
87. Roslidah N., Komara I. Culture differences of Indonesia ethnic minorities in non-verbal communication. Indonesian Journal of Communications Studies. 2017;1(1):6-18. DOI: 10.25139/jsk.v1i1.60
88. Suherman S., Vidákovich T. Relationship between ethnic identity, attitude, and mathematical creative thinking among secondary school students. Thinking Skills and Creativity. 2024;51:101448. DOI: 10.1016/j.tsc.2023.101448 EDN: FBROPL
89. Suherman S., Vidákovich T. Mathematical creative thinking-ethnomathematics based test: role of attitude toward mathematics, creative style, ethnic identity, and parents’ educational level. Revista de Educación a Distancia (RED). 2024;24(77). DOI: 10.6018/red.581221 EDN: KLTWGU
90. Meredith W. Measurement invariance, factor analysis and factorial invariance. Psychometrika. 1993;58:525-543. DOI: 10.1007/BF02294825 EDN: TAETQZ
91. Cheung G.W., Rensvold R.B. Assessing extreme and acquiescence response sets in cross-cultural research using structural equations modeling. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2000;31(2):187-212. 10.1177/002202210003100200. DOI: 10.1177/0022022100031002003 EDN: JNCVVD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Цифровая компетентность рассматривается как ключ к занятости, образованию и социальной сфере в XXI веке. При этом не существует универсальной основы для изучения отношения к искусственному интеллекту (ИИ) и его использованию в профессиональной и личной жизни. Цель. Целью настоящего исследования является определение отношения респондентов к преимуществам и угрозам ИИ, которые могут способствовать или препятствовать процессу интеграции интеллектуального ИИ в разные аспекты жизни. Методология, методы и методики. В этой статье представлены результаты пилотного исследования отношения к ИИ, проведенного на выборке из 125 болгарских студентов и специалистов. Дизайн исследования смешанный (количественный и качественный) и включает шкалы, фокус-группы и интервью. Результаты и научная новизна. Установлено, что как молодые, так и взрослые люди основывают свои мнения на оценке эффективности ИИ и находят положительные последствия в связи с облегчением выполнения задач, но имеют серьезные сомнения относительно безопасности работы и использования ИИ в социальной сфере и подчеркивают, что навыки ИИ должны стать частью образования. Выделенные будущие направления исследований связаны с дифференциацией образовательных, профессиональных и личных сфер, а также самооценкой цифровой грамотности с точки зрения фактических данных и современного уровня развития. Практическая значимость. Результаты исследования сосредоточены на осознанном мышлении, состоянии образовательной среды и редизайне образовательного контента, в частности, на формах критического взаимодействия и использовании ИИ.
Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
Введение. В современном обществе в условиях стремительных изменений особую актуальность приобретают исследования проблемы стресса и психологических ресурсов его преодоления человеком в различных жизненных сферах. Результаты изучения этой проблемы значимы для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Цель статьи заключается в обсуждении понятия «академический стресс», теоретических подходов, результатов и перспектив эмпирических исследований его влияния на личностные и регуляторные ресурсы академической успешности, психологическое благополучие и профессиональное самоопределение обучающихся юношеского возраста. Результаты и научная новизна. Осуществлен теоретический анализ литературных источников и материалов эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме академического стресса. Предложено рабочее определение, рассмотрены его источники и последствия. Проанализированы результаты исследований таких его видов, как острый и хронический стресс. Показано, что острый стресс ситуативен и может не только негативно, но и позитивно влиять на академическую продуктивность, например, в ситуации проверки знаний. В отличие от острого хронический стресс может иметь серьезные негативные последствия для обучающегося, его физического и психологического здоровья. В теоретическом плане рассмотрены возможности ресурсного подхода к исследованию академического стресса и его преодоления, намечены новые направления развития научных представлений о метаресурсной роли осознанной саморегуляции в достижении различных жизненных целей в условиях стресса. В эмпирическом плане впервые поставлены задачи определения универсальных и специальных регуляторных компетенций, позволяющих молодым людям успешно учиться, чувствовать себя благополучными и осуществлять профессиональный выбор в сложных стрессовых ситуациях, а также определения личностных и регуляторных компетенций, которые могут выступить ресурсами «посттравматического роста» у молодежи в трудных жизненных ситуациях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике для разработки методов преодоления стресса в образовательной среде.
Введение. Проблемы привлечения и сохранения медицинского персонала, совершенствования условий их труда и здоровья необходимо своевременно выявлять, минимизировать и решать еще на уровне ординатуры как основополагающем этапе профессионального медицинского образования. Цель исследования - выявить и сопоставить организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности по степени распространенности, сложности по оценке самих ординаторов. Методология, методы и методики. Исследование реализовалось в октябре-ноябре 2023 г. Его участниками выступили ординаторы I курса (более 700 человек) из Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского государственных медицинских университетов. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, рефлексивное письмо, анализ и обобщение результатов, ранжирование полученных числовых данных. Результаты. Установлено, что почти половина ординаторов абсолютно удовлетворена обучением по итогам первых месяцев, но наличие проблем подтвердили почти 40 %. Респонденты высоко оценивают наличие куратора от кафедры (более 84 %), недостаточно высоко - наличие клинического наставника (около 61 %), точность инструкций от наставника (58 %), наличие встреч с кураторами, наставниками (53 %), низко - удобство, четкость расписания (41 %). Научная новизна. Исследование значимо для развития теории медицинской педагогики и профессионального медицинского образования. Выявлены и проранжированы оценки ординаторами прямых и косвенных показателей качества организации их подготовки на этапе адаптации. Установлена низкая готовность ординаторов к формулировке рекомендаций, обсуждению вопросов организации их подготовки. Практическая значимость. Полученные результаты практически значимы для организации подготовки ординаторов (разработка программного и учебно-методического обеспечения, тематики тренингов, круглых столов для ординаторов и их преподавателей, разработка специальной программы адаптации), повышения квалификации наставников, преподавателей.
Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов - один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы - обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.
Введение. Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование. Целью исследования является определение специфики личностного потенциала как элемента структуры образовательного результата студентов в условиях инклюзивной трансформации университета. Методология, методы и методики. Структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала Д. Леонтьева и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций А. Г. Комиссаровым, Е. А. Степашкиной, О. Б. Соболевой и др. Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации А. Г. Комиссарова, Е. А. Степашкиной. Выборку составили 505 студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Полученные данные были подвергнуты кластерному и корреляционному анализу с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Результаты. Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения. Научная новизна. Представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал. Практическая значимость. Администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/