Введение. В современном обществе в условиях стремительных изменений особую актуальность приобретают исследования проблемы стресса и психологических ресурсов его преодоления человеком в различных жизненных сферах. Результаты изучения этой проблемы значимы для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Цель статьи заключается в обсуждении понятия «академический стресс», теоретических подходов, результатов и перспектив эмпирических исследований его влияния на личностные и регуляторные ресурсы академической успешности, психологическое благополучие и профессиональное самоопределение обучающихся юношеского возраста. Результаты и научная новизна. Осуществлен теоретический анализ литературных источников и материалов эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме академического стресса. Предложено рабочее определение, рассмотрены его источники и последствия. Проанализированы результаты исследований таких его видов, как острый и хронический стресс. Показано, что острый стресс ситуативен и может не только негативно, но и позитивно влиять на академическую продуктивность, например, в ситуации проверки знаний. В отличие от острого хронический стресс может иметь серьезные негативные последствия для обучающегося, его физического и психологического здоровья. В теоретическом плане рассмотрены возможности ресурсного подхода к исследованию академического стресса и его преодоления, намечены новые направления развития научных представлений о метаресурсной роли осознанной саморегуляции в достижении различных жизненных целей в условиях стресса. В эмпирическом плане впервые поставлены задачи определения универсальных и специальных регуляторных компетенций, позволяющих молодым людям успешно учиться, чувствовать себя благополучными и осуществлять профессиональный выбор в сложных стрессовых ситуациях, а также определения личностных и регуляторных компетенций, которые могут выступить ресурсами «посттравматического роста» у молодежи в трудных жизненных ситуациях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике для разработки методов преодоления стресса в образовательной среде.
Идентификаторы и классификаторы
Перспективной задачей эмпирических исследований является выявление и описание динамических аспектов взаимосвязи осознанной СР, личностных особенностей, психологического благополучия, академических достижений и индикаторов профессионального развития в условиях пролонгированного воздействия стрессовых факторов. В условиях нарастающей социальной неопределенности стресс может стать серьезным препятствием для достижения жизненных целей. Обозначен дефицит эмпирических работ по проблеме достижения академических целей и психологического благополучия в условиях острого и хронического стресса. Интерес представляет выявление регуляторных компетенций, способных обеспечить компенсацию и преодоление личностных и эмоциональных ограничений у обучающихся, выступить универсальными и специальными ресурсами «посттравматического роста» у молодежи.
Список литературы
1. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г., Потанина А.М., Кондратюк Н.Г., Филиппова Е.В., Цыганов И.Ю. Благополучие, саморегуляция и успеваемость младших подростков: ресурсы и развитие: монография; под общей редакцией В.И. Моросановой. Москва: Издательство Московского университета; 2023. 208 c.
2. Zinchenko Yu.P., Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., Fomina T.G. Conscious self-regulation and self-organization of life during the COVID-19 pandemic. Psychology in Russia: State of the Art. 2020;13(4):168-182. DOI: 10.11621/pir.2020.0411 EDN: TJTROT
3. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. От чего зависят профессиональные планы старших школьников.Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023;3. DOI: 10.17323/1813-8918-2023-3-500-522
4. Savickas M.L., Porfeli E.J., Hilton T. L., Savickas S. The student career construction inventory. Journal of Vocational Behavior. 2018;106:138-152. DOI: 10.1016/j.jvb.2018.01.009
5. Yaribeygi H., Panahi Y., Sahraei H., Johnston T. P., Sahebkar A. The impact of stress on body function: a review. EXCLI Journal. 2017;16:1057. DOI: 10.17179/excli2017-480 EDN: YHFEJI
6. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния. Организационная психология и психология труда. 2019;4(1):222-243. DOI: 10.38098/ipran.opwp.2020.16.3.009 EDN: ZDDJLF
7. Хадарцев А.А., Стариков Н.Е., Грачев Р.В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы). Вестник новых медицинских технологий. 2020;2:74-82. DOI: 10.24411/1609-2163-2020-16677 EDN: OTCLVU
8. Selye H. The general adaptation syndrome and the diseases of adaptation. The Journal of Clinical Endocrinology. 1946;6(2):117-230. DOI: 10.1210/jcem-6-2-117
9. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping. European Journal of Personality. 1987;1(3):141-169. DOI: 10.1002/per.2410010304
10. Gross J.J. Emotion regulation: taking stock and moving forward. Emotion, 2013;13(3):359-365. DOI: 10.1037/a0032135
11. Русалова М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. Москва: Наука; 1979. 171 c. DOI: 10.25692/asy.2022.16.1.003
12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Москва: Наука; 1983. 368 c.
13. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: PerSe; 2006. 523 с. EDN: SURQNF
14. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание. Москва: Институт психологии РАН; 2016:5-25. EDN: XIEZUT
15. Mammadov S. Big five personality traits and academic performance: a meta-analysis. Journal of Personality. 2022;90:222-255. DOI: 10.1111/jopy.12663 EDN: XEVHRH
16. Pascoe M.C., Hetrick S.E., Parker A.G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and Youth. 2020;25(1):104-112. DOI: 10.1080/02673843.2019.1596823
17. Yousif M.A., Arbab A.H., Yousef B.A. Perceived academic stress, causes, and coping strategies among undergraduate pharmacy students during the COVID-19 pandemic. Advances in Medical Education and Practice. 2022;13:189-197. DOI: 10.2147/AMEP.S350562 EDN: UBLJUC
18. Su S., Lin X., McElwain A. Parenting, loneliness, and stress in Chinese international students: do parents still matter from thousands of miles away? Journal of Family Studies. 2023;29(1): 255-268. DOI: 10.1080/13229400.2021.1910540 EDN: FZXNLN
19. Markin V.V., Silin A.N., Vershinin I.S. Human health in the Arctic: socio-spatial discourse (case study of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug). Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020;13(5):182-199. DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.11 EDN: CYBAXK
20. Кузнецова А.С., Титова М.А., Злоказова Т.А. Психологическая саморегуляция функционального состояния и профессиональная успешность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019;1:51-68. DOI: 10.11621/vsp.2019.01.51 EDN: YYWKAX
21. Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований. Современная зарубежная психология. 2024;13(1):139-149. DOI: 10.17759/jmfp.2024130113 EDN: NCFHIW
22. Tamannaeifar M., Shahmirzaei S. Prediction of academic resilience based on coping styles and personality traits. Practice in Clinical Psychology. 2019;7(1):1-10. DOI: 10.32598/jpcp.7.1.1
23. Carver C.S., Connor-Smith J. Personality and coping. Annual Review of Psychology. 2010;61(1):679- 704. DOI: 10.1146/annurev.psych.093008.100352
24. Семина М.В., Федорова Е.П. Проявление академического стресса у студентов: теоретические аспекты исследования. Северо-Кавказский психологический вестник. 2023;21(3):63-74. DOI: 10.21702/ncpb.2023.3.5 EDN: WSUSXV
25. Chandra Y. Online education during COVID-19: perception of academic stress and emotional intelligence coping strategies among college students. Asian Education and Development Studies. 2021;10(2):229-238. DOI: 10.1108/AEDS-05-2020-0097 EDN: RTWUXT
26. De la Fuente J., Amate J., González-Torres M.C., Artuch R., García-Torrecillas J.M., Fadda S. Effects of self-regulation vs. external regulation on the factors and symptoms of academic stress in undergraduate students. Frontiers in Psychology. 2020;11:1773. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01773 EDN: ZDPHOK
27. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021;(1):3-37. DOI: 10.11621/vsp.2021.01.01 EDN: PUYYXO
28. Rettie H., Daniels J. Coping and tolerance of uncertainty: Predictors and mediators of mental health during the COVID-19 pandemic. American Psychologist. 2021;76(3):427. DOI: 10.1037/amp0000710 EDN: MXXPCV
29. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019;(1):13-33. DOI: 10.11621/vsp.2019.01.13 EDN: VVTPGM
30. Vogel S., Schwabe L. Learning and memory under stress: implications for the classroom. Science of Learning. 2016;1(1):1-10. DOI: 10.1038/npjscilearn.2016.11
31. Shields G.S., Sazma M.A., McCullough A.M., Yonelinas A.P. The effects of acute stress on episodic memory: A meta-analysis and integrative review. Psychological Bulletin. 2017;143(6):636. DOI: 10.1037/bul0000100
32. Sirois F.M. Procrastination and stress: a conceptual review of why context matters. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(6):5031. DOI: 10.3390/ijerph20065031 EDN: EQQTAP
33. Madanes S.B., Levenson-Palmer R., Szuhany K.L., Malgaroli M., Jennings E.L., Anbarasan D., Simon N.M. Acute stress disorder and the COVID-19 pandemic. Psychiatric Annals. 2020;50(7):295-300. DOI: 10.3928/00485713-20200611-01 EDN: LRZTBE
34. Wuthrich V.M., Jagiello T., Azzi V. Academic stress in the final years of school: a systematic literature review. Child Psychiatry & Human Development. 2020;51(6):986-1015. DOI: 10.1007/s10578-020-00981-y EDN: SCWQHC
35. Dempster K.S., O’Leary D.D., MacNeil A.J., Hodges G.J., Wade T.J. Linking the hemodynamic consequences of adverse childhood experiences to an altered HPA axis and acute stress response. Brain, Behavior, and Immunity. 2021;93:254-263. DOI: 10.1016/j.bbi.2020.12.018 EDN: EXYKTQ
36. Kan F.P., Raoofi S., Rafiei S., Khani S., Hosseinifard H., Tajik F., Raoofi N., Ahmadi S., Aghalou S., Torabi F., Dehnad A., Rezaei S., Hosseinipalangi Z., Ghashghaee A. A systematic review of the prevalence of anxiety among the general population during the COVID-19 pandemic. Journal of Affective Disorders. 2021;293:391-398. DOI: 10.1016/j.jad.2021.06.073 EDN: RZGVKY
37. Ruthig J.C., Hanson B.L., Pedersen H., Weber A., Chipperfield J.G. Later life health optimism, pessimism and realism: psychosocial contributors and health correlates. Psychology & Health. 2011;26(7):835-853. DOI: 10.1080/08870446.2010.506574
38. Alsalhi A.H., Almigbal T.H., Alsalhi H.H., Batais M.A The relationship between stress and academic achievement of medical students in King Saud University: a cross-sectional study. Kuwait Medical Journal. 2018; 50(1):60-65. DOI: 10.1155/2022/3220042
39. DelaCruz P.J., Aquino A.M., Curioso M., Tia D.J., Samonte S.L., Policarpio J.G. The impact of stress to the quality of life of the college students during the COVID-19 pandemic. Psychology and Education: a Multidisciplinary Journal. 2022;2(3):196-211. DOI: 10.5281/zenodo.6626151
40. Попова Т.А., Семерикова П.А. Субъективное благополучие, психологическая безопасность и стратегии преодоления стресса студентов. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2023;1. Х-2023-1-51-57. DOI: 10.24412/2308-717
41. Моросанова В.И., Филиппова Е.В. От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене. Вопросы психологии. 2019;1:65-78. EDN: KPNGAL
42. Çırak Y. University entrance exams from the perspective of senior high school students. Journal of Education and Training Studies. 2016;4(9):177-185. DOI: 10.11114/jets.v4i9.1773
43. Sari S.A., Bilek G., Celik E. Test anxiety and self-esteem in senior high school students: a cross-sectional study. Nordic Journal of Psychiatry. 2018;72(2):84-88. DOI: 10.1080/08039488.2017.1389986
44. Hadwin A.F., Sukhawathanakul P., Rostampour R., Bahena-Olivares L.M. Do self-regulated learning practices and intervention mitigate the impact of academic challenges and COVID-19 distress on academic performance during online learning? Frontiers in Psychology. 2022;3. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.813529
45. Блинникова И.В., Матюшин В.В., Гущин М.В., Ланге М.Д. Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19. Национальный психологический журнал. 2022;4(48):53-64. DOI: 10.11621/npj.2022.0406 EDN: YPTOQJ
46. Batabyal A., Bhattacharya A., Thaker M., Mukherjee S.A. longitudinal study of perceived stress and cortisol responses in an undergraduate student population from India. PLoS ONE. 2021;16(6):e0252579. DOI: 10.1371/journal.pone.0252579 EDN: NYMWGJ
47. Schraml K., Perski A., Grossi G., Makower I. Chronic Stress and Its Consequences on Subsequent Academic Achievement among Adolescents. Journal of Educational and Developmental Psychology. 2012;2(1):69. DOI: 10.5539/jedp.v2n1p69
48. Lin L., He G., Yan J., Gu C., Xie J. The effects of a modified mindfulness-based stress reduction program for nurses: a randomized controlled trial. Work Place Health & Safety. 2019;67(3):111-122. DOI: 10.1177/2165079918801633
49. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей. Теоретическая и экспериментальная психология. 2014;7(4):62-78. EDN: TFCZAX
50. Shapiro S.L., Shapiro D.E., Schwartz G.E. Stress management in medical education: a review of the literature. Academic Medicine. 2000;75:748-759. DOI: 10.1097/00001888-200007000-00023
51. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Шипова Н.С. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19. Социальная психология и общество. 2020;11(4):120-134. DOI: 10.17759/sps.2020110409 EDN: BPVKUZ
52. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Юсупов М.Г. Особенности ментальной регуляции познавательных состояний школьников в зависимости от уровня стрессогенности ситуации. Теоретическая и экспериментальная психология. 2024;17(2):144-157. DOI: 10.11621/TEP-24-17 EDN: OJBXCG
53. Моросанова В.И., Леонова А.Б., Кондратюк Н.Г., Качина А.Н. Особенности осознанного саморегулирования при развитии острого и хронического стресса у спасателей. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Под ред. А.Л. Журавлев, В.А. Бодров. Москва: ИП РАН. 2009;1:279-297.
54. Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям. Теоретическая и экспериментальная психология. 2022;3(15):57-82. DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-57-82 EDN: TRAGEL
55. Кондратюк Н.Г., Цыганов И.Ю., Колесникова И.М., Моросанова В.И. Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):7-24. DOI: 10.21702/rpj.2022.1.11 EDN: DYAAZE
56. Baumeister R., Vohs K.D., Tice D.M. The strength model of self-control. Current Directions in Psychological Science. 2007;16(6):351-355. DOI: 10.1111/j.1467-8721.2007.00534.x
57. Beiter R., Nash R., McCrady M., Rhoades D., Linscomb M., Clarahan M., Sammut S. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students. Journal of Affective Disorders. 2015;173:90-96. DOI: 10.1016/j.jad.2014.10.054
58. Amanvermez Y., Zhao R., Cuijpers P., de Wit L.M., Ebert D.D., Kessler R.C., Karyotaki E. Effects of self-guided stress management interventions in college students: a systematic review and meta-analysis. Internet Interventions. 2022;28:100503. DOI: 10.1016/j.invent.2022.100503 EDN: BHXNHV
59. Martos Martínez Á., Molero Jurado M.D.M., Pérez-Fuentes M.D.C., Barragán Martín A.B., Simón Márquez M.D.M., Tortosa Martínez B.M., Gázquez Linares J.J. Self-efficacy, positive future outlook and school burnout in Spanish adolescents. Sustainability. 2021;13(8):4575. DOI: 10.3390/su13084575 EDN: KLLJUQ
60. Klapp T., Klapp A. Gustafsson JE. Relations between students’ well-being and academic achievement: evidence from Swedish compulsory school. European Journal of Psychology of Education. 2024;39:275-296. DOI: 10.1007/s10212-023-00690-9 EDN: RUYLIU
61. Хазова С.А., Шипова Н.С. Индивидуальные ресурсы и гибкость копинг-поведения в разные возрастные периоды. Смоленский медицинский альманах. 2021;4:215-219. DOI: 10.37963/SMA.2021.4.340 EDN: JMZMSQ
62. Рассказова Е.И, Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований. Психологические исследования. 2011;4(17):1-12. DOI: 10.54359/ps.v4i17.850 EDN: NYEHUV
63. Маракшина Ю.А., Исматуллина В.И., Лобаскова М.М. Стресс и стратегии совладания у студенческой молодежи: обзор исследований. Клиническая и специальная психология. 2024;13(2):5-33. DOI: 10.17759/cpse.2024130201 EDN: DAVWFS
64. Fomina T.G., Morosanova V.I. Self-regulation, maths self-efficacy, maths interest and mathematics achievement. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Science. 2017;4(6):33-40. DOI: 10.18844/prosoc.v4i6.2909
65. Войтехович Т.С., Симонова Н.Н. Особенности саморегуляции работников различных групп профессий вахтового труда на Крайнем Севере. Российский психологический журнал. 2018;2:133-168. DOI: 10.21702/rpj.2018.2.6 EDN: XXRGLR
66. Терехина А.Н. “Учебная нарта” и керосинка, или TundraSkills для кочевого воспитателя. Сибирские исторические исследования. 2018;(4):42-65. DOI: 10.17223/2312461X/22/3 EDN: YSXQSL
67. Wang M.T., Hofkens T.L. Beyond classroom academics: a school-wide and multi-contextual perspective on student engagement in school. Adolescent Research Review. 2020;5(4):419-433. DOI: 10.1007/s40894-019-00115-z EDN: NCIUJP
68. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников. Экспериментальная психология. 2019;12(3):164-175. DOI: 10.17759/exppsy.2019120313 EDN: LTHNAG
69. Potanina A.M., Morosanova V.I. Individually-typological features of the relationship of conscious self-regulation, psychological well-being, and academic achievement in 6th grade students. New Ideas in Child and Educational Psychology.2023;1-2(4):27-47. DOI: 10.11621/nicep.2023.0402 EDN: SKCTHU
70. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Потанина А.М. Регуляторные ресурсы профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса: исследовательские подходы и теоретические основания. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024;47(2):31-60. DOI: 10.11621/LPJ-24-14 EDN: OXNFWD
71. Harahap N., Badrujaman A., Hidayat D. Determinants of academic stress in students. Bisma. The Journal of Counseling. 2022;6(3):335-345.
72. Данилова М.В. Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями. Национальный психологический журнал. 2023;1(49):32-43. DOI: 10.11621/npj.2023.0103 EDN: FRSOTF
73. Fullerton D.J., Zhan L.M., Kleitman S. An integrative process model of resilience in an academic context: resilience resources, coping strategies, and positive adaptation. PloS ONE. 2021;16(2):e0246000. DOI: 10.1371/journal.pone.0246000 EDN: FCFHBE
74. Fomina T.G., Burmistrova-Savenkova A.V., Morosanova V.I. Self-regulation and psychological well-being in early adolescence: a two-wave longitudinal study. Behavioral Sciences. 2020; 10(3):67. DOI: 10.3390/bs10030067 EDN: AKZTQB
75. Дехтяренко А.А., Савченко Н.Л., Шлягина Е.И. О различном вкладе личностных характеристик в компоненты субъективного благополучия. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023;46(3):120-142. DOI: 10.11621/LPJ-23-30 EDN: NLSFSA
76. Amaral F.A., Krägeloh C., Henning M.A., Moir F. Career indecision, depressive symptoms, self-efficacy and negative thoughts when transitioning from high school: a scoping review. Australian Journal of Career Development. 2023;32(2):158-169. DOI: 10.1177/10384162231180339 EDN: XPTENJ
77. Arbona C., Fan W., Phang A., Olvera N., Dios M. Intolerance of uncertainty, anxiety, and career indecision: a mediation model. Journal of Career Assessment. 2021;29(4):699-716. DOI: 10.1177/10690727211002564 EDN: KMDDWH
78. Shin Y.J., Lee J.Y. Self-Focused Attention and career anxiety: the mediating role of career adaptability. The Career Development Quarterly. 2019; 67(2):110-125. DOI: 10.1002/cdq.12175
79. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Выбор профессии и осознанная саморегуляция человека. В книге: Знаков В.В., Журавлев А.Л. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Москва: Институт психологии РАН; 2018:1982-1988. EDN: YNXVBZ
80. Абульханова К.А. Онтологический подход С. Л. Рубинштейна в методологии изучения личности и субъекта. В сборнике: Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. Под редакцией К.А. Абульхановой. Москва: Институт психологии РАН; 2011:62-80. Режим доступа: http://www.slrubinstein-society.ru/engine/documents/document401.pdf (дата обращения: 11.08.2024). EDN: SLAOEH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Цифровая компетентность рассматривается как ключ к занятости, образованию и социальной сфере в XXI веке. При этом не существует универсальной основы для изучения отношения к искусственному интеллекту (ИИ) и его использованию в профессиональной и личной жизни. Цель. Целью настоящего исследования является определение отношения респондентов к преимуществам и угрозам ИИ, которые могут способствовать или препятствовать процессу интеграции интеллектуального ИИ в разные аспекты жизни. Методология, методы и методики. В этой статье представлены результаты пилотного исследования отношения к ИИ, проведенного на выборке из 125 болгарских студентов и специалистов. Дизайн исследования смешанный (количественный и качественный) и включает шкалы, фокус-группы и интервью. Результаты и научная новизна. Установлено, что как молодые, так и взрослые люди основывают свои мнения на оценке эффективности ИИ и находят положительные последствия в связи с облегчением выполнения задач, но имеют серьезные сомнения относительно безопасности работы и использования ИИ в социальной сфере и подчеркивают, что навыки ИИ должны стать частью образования. Выделенные будущие направления исследований связаны с дифференциацией образовательных, профессиональных и личных сфер, а также самооценкой цифровой грамотности с точки зрения фактических данных и современного уровня развития. Практическая значимость. Результаты исследования сосредоточены на осознанном мышлении, состоянии образовательной среды и редизайне образовательного контента, в частности, на формах критического взаимодействия и использовании ИИ.
Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
Введение. Исследование демонстрирует, что опросник многогрупповой этнической идентичности (MEI2) является полезным инструментом для оценки аспектов этнической идентификации для индонезийских учащихся средних школ из разных этнокультурных слоев. Цель настоящей работы - изучение влияния этнической идентичности на психологическое благополучие учащихся средних школ Индонезии с помощью опросника MEI2. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 276 учеников средней школы (60,1 % женщин; 39,9 % мужчин). Результаты были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 29 и SmartPLS v4. Для оценки того, насколько хорошо модель измерения соответствует полученным данным, был использован подтверждающий факторный анализ (CFA). Результаты и научная новизна. CFA подтвердил валидность применения опросника MEI2, продемонстрировав, что модель является как эффективной, так и адекватной. Критерий Кайзера - Майера - Олкина (КМО) составил,885. Надежность согласованности, измеренная с помощью альфы Кронбаха (α), варьировалась от,69 до,85, а совокупная надежность, оцененная с помощью омеги Макдональда (ω), варьировалась от,64 до,83. Дискриминантная валидность была подтверждена в диапазоне от,591 до,696. Таким образом, в ходе работы были выявлены значительные положительные корреляции между тремя областями этнической идентичности. Практическая значимость. Исследование подтверждает, что опросник MEI2 является надежным инструментом для оценки этнической идентичности среди индонезийских учащихся средней школы, и помогает педагогам в распознавании и учете разнообразных этнических идентичностей студентов в контексте индонезийской культуры.
Введение. Проблемы привлечения и сохранения медицинского персонала, совершенствования условий их труда и здоровья необходимо своевременно выявлять, минимизировать и решать еще на уровне ординатуры как основополагающем этапе профессионального медицинского образования. Цель исследования - выявить и сопоставить организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности по степени распространенности, сложности по оценке самих ординаторов. Методология, методы и методики. Исследование реализовалось в октябре-ноябре 2023 г. Его участниками выступили ординаторы I курса (более 700 человек) из Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского государственных медицинских университетов. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, рефлексивное письмо, анализ и обобщение результатов, ранжирование полученных числовых данных. Результаты. Установлено, что почти половина ординаторов абсолютно удовлетворена обучением по итогам первых месяцев, но наличие проблем подтвердили почти 40 %. Респонденты высоко оценивают наличие куратора от кафедры (более 84 %), недостаточно высоко - наличие клинического наставника (около 61 %), точность инструкций от наставника (58 %), наличие встреч с кураторами, наставниками (53 %), низко - удобство, четкость расписания (41 %). Научная новизна. Исследование значимо для развития теории медицинской педагогики и профессионального медицинского образования. Выявлены и проранжированы оценки ординаторами прямых и косвенных показателей качества организации их подготовки на этапе адаптации. Установлена низкая готовность ординаторов к формулировке рекомендаций, обсуждению вопросов организации их подготовки. Практическая значимость. Полученные результаты практически значимы для организации подготовки ординаторов (разработка программного и учебно-методического обеспечения, тематики тренингов, круглых столов для ординаторов и их преподавателей, разработка специальной программы адаптации), повышения квалификации наставников, преподавателей.
Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов - один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы - обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.
Введение. Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование. Целью исследования является определение специфики личностного потенциала как элемента структуры образовательного результата студентов в условиях инклюзивной трансформации университета. Методология, методы и методики. Структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала Д. Леонтьева и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций А. Г. Комиссаровым, Е. А. Степашкиной, О. Б. Соболевой и др. Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации А. Г. Комиссарова, Е. А. Степашкиной. Выборку составили 505 студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Полученные данные были подвергнуты кластерному и корреляционному анализу с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Результаты. Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения. Научная новизна. Представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал. Практическая значимость. Администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/