Введение. Цифровая компетентность рассматривается как ключ к занятости, образованию и социальной сфере в XXI веке. При этом не существует универсальной основы для изучения отношения к искусственному интеллекту (ИИ) и его использованию в профессиональной и личной жизни. Цель. Целью настоящего исследования является определение отношения респондентов к преимуществам и угрозам ИИ, которые могут способствовать или препятствовать процессу интеграции интеллектуального ИИ в разные аспекты жизни. Методология, методы и методики. В этой статье представлены результаты пилотного исследования отношения к ИИ, проведенного на выборке из 125 болгарских студентов и специалистов. Дизайн исследования смешанный (количественный и качественный) и включает шкалы, фокус-группы и интервью. Результаты и научная новизна. Установлено, что как молодые, так и взрослые люди основывают свои мнения на оценке эффективности ИИ и находят положительные последствия в связи с облегчением выполнения задач, но имеют серьезные сомнения относительно безопасности работы и использования ИИ в социальной сфере и подчеркивают, что навыки ИИ должны стать частью образования. Выделенные будущие направления исследований связаны с дифференциацией образовательных, профессиональных и личных сфер, а также самооценкой цифровой грамотности с точки зрения фактических данных и современного уровня развития. Практическая значимость. Результаты исследования сосредоточены на осознанном мышлении, состоянии образовательной среды и редизайне образовательного контента, в частности, на формах критического взаимодействия и использовании ИИ.
Идентификаторы и классификаторы
Большинство участников (70%) решительно поддержали преимущества чат-ботов и искусственного интеллекта в целом. Они привели множество примеров того, как они используют искусственный интеллект в своей работе. Следует отметить, что льготы касаются только профессиональной сферы, и никто не упоминал о развлечениях, личном общении, приложениях для личностного роста. Только один адвокат поделился, что безопаснее плакать перед чат-ботом, потому что вам не стыдно. Вот некоторые из конкретных ежедневных преимуществ, которыми поделились участники опроса: респонденты из big book предоставляют чат-боту возможность обобщить информацию на одной странице; разрабатывают материалы для использования в образовательной практике, разработанные чат-ботом. В более широком смысле примеры отражают позицию, согласно которой сегодня ничего нельзя достичь без использования приложений и искусственного интеллекта
Список литературы
1. Vuorikari R., Kluzer S., Punie Y. DigComp 2.2: The Digital Competence Framework for Citizens - With New Examples of Knowledge, Skills and Attitudes. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2022. DOI: 10.2760/115376
2. Chen M., Zhou C., Meng C., Wu D. How to promote Chinese primary and secondary school teachers to use ICT to develop high-quality teaching activities. Educational Technology Research and Development. 2019;67:1593-1611. DOI: 10.1007/s11423-019-09677-0 EDN: ZTTIAG
3. EC. Ethical Guidelines on the Use of Artificial Intelligence and Data in Teaching and Learning for Educators. 2022. DOI: 10.2766/760081
4. World Bank. The Vital Role of Digital Skills in Building an Inclusive, Smart, Safe, and Sustainable Digital Economy. 2023;8. Accessed August 22, 2023. https://thedocs.worldbank.org/en/doc/bb8df-6fa28c514bf846d1ddc2cbef2a1-0140022023/related/December-2023-Digital-Skills-Skills4Dev.pdf.
5. García R.C., Buzón-García O., De Paz-Lugo P. Improving future teachers’ digital competence using active methodologies. Sustainability. 2020;12(18):7798. DOI: 10.1186/s41239-022-00376-0
6. Van Laar E., Van Deursen A.J.A.M., Van Dijk J.A.G.M., De Haan J. The relation between 21st century skills and digital skills: a systematic literature review. Computers in Human Behavior. 2017;72:577- 588. DOI: 10.1016/j.chb.2017.03.010
7. Kieslich K., Lünich M., Marcinkowski F. The Threats of Artificial Intelligence Scale (TAI): development, measurement and test over three application domains. International Journal of Social Robotics. 2021;13. DOI: 10.1007/s12369-020-00734-w
8. Stone P., Brooks R., Brynjolfsson E., Calo R., Etzioni O., Hager G., et al. Artificial intelligence and life in 2030. In: Proceedings of the One Hundred Year Study on Artificial Intelligence: Report of the 2015-2016. Stanford, CA: Stanford University; 2016. Accessed August 22, 2023. http://ai100.stanford.edu/2016-report.
9. Kok J.N., Boers E.J., Kosters W.A., Van Der Putten P., Poel M. Artificial intelligence: definition, trends, techniques, and cases. In: Knowledge for Sustainable Development: An Insight into the Encyclopedia of Life Support Systems. Eolss Publishers; 2009:1095-1107.
10. Fehler W. Sztuczna inteligencja - szansa czy zagro˙ zenie? Studia Bobolanum. 2017;3(28):69-83. (In Polish).
11. Zheng N., Liu Z., Ren P., Ma Y., Chen S., Yu S., Xue J., Chen B., Wang F. Hybrid-augmented intelligence: collaboration and cognition. Frontiers of Information Technology & Electronic Engineering. 2017;18(2):153-179. DOI: 10.1631/fitee.1700053
12. Suh W., Ahn S. Development and validation of a scale measuring student attitudes toward artificial intelligence. SAGE Open. 2022;12(2). DOI: 10.1177/21582440221100463 EDN: YAMSQU
13. Shandilya E., Fan M. Understanding older adults’ perceptions and challenges in using ai-enabled everyday technologies. In: Proceedings of the Tenth International Symposium of Chinese CHI (Chinese CHI ‘22). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2024:105-116. DOI: 10.1145/3565698.3565774
14. Bochniarz K., Czerwiński S., Sawicki A., Atroszko P. Attitudes to AI among high school students: understanding distrust towards humans will not help us understand distrust towards AI. Personality and Individual Differences. 2021;118:111299. DOI: 10.1016/j.paid.2021.111299 EDN: JPDKLZ
15. Nazaretsky T., Ariely M., Cukurova M., Alexandron G. Teachers’ trust in AI-powered educational technology and a professional development program to improve it. British Journal of Educational Technology. 2022;53. DOI: 10.1111/bjet.13232
16. Sindermann C., Sha P., Zhou M., Wernicke J., Schmitt H., Li M., et al. Assessing the attitude towards artificial intelligence: introduction of a short measure in German, Chinese, and English language. Künstliche Intelligenz. 2021;35:109-118. DOI: 10.1007/s13218-020-00689-0 EDN: BSVRTF
17. Nussberger A.M., Luo L., Celis L.E., Crockett M.J. Public attitudes value interpretability but prioritize accuracy in Artificial Intelligence. Nature Communications. 2022;13:5821. DOI: 10.1038/s41467-022-33417-3 EDN: KTWZYN
18. Neudert A.K., Philip N.H. Global Attitudes Towards AI, Machine Learning & Automated Decision Making. Working paper 2020. Oxford, UK: Oxford Commission on AI & Good Governance; 2020. Accessed August 22, 2023. https://oxcaigg.oii.ox.ac.uk.
19. Schepman A., Rodway P. Initial validation of the general attitudes towards Artificial Intelligence Scale. Computers in Human Behavior Reports. 2020;1(2):100014. doi:1016/j.chbr.2020.100014. EDN: VKERZN
20. Arsenault A. Microtargeting, Automation, and Forgery: Disinformation in the Age of Artificial Intelligence. 2020. Major Research Paper. US: University of Ottawa; 2020. Accessed August 22, 2023. https://ruor.uottawa.ca/bitstream/10393/40495/1/ARSENAULT%2C%20Amelia_20201%20-%20WEB.pdf.
21. Schepman A., Rodway P. The General Attitudes towards Artificial Intelligence Scale (GAAIS): confirmatory validation and associations with personality, corporate distrust, and general trust. International Journal of Human-Computer Interaction. 2022;39(13):2724-2741. DOI: 10.1080/10447318.2022.2085400 EDN: XLYGUQ
22. Blagoycheva H. Изкуствен интелект и корпоративна социална отговорност - сблъсък и нови възможности = The human resources of the organization in the context of the concept of corporate social responsibility. Известия. Списание на Икономически университет - Варна = Izvestiya. Journal of Economics, Management and Informatics, University of Economics Varna. 2021;65(1):55-69. (In Bulgarian) Accessed August 22, 2023. https://journal.ue-varna.bg/uploads/20210804082122_492378992610a4e027cc05.pdf.
23. Stein J.P., Messingschlager T., Gnambs T., Hutmacher F., Appel M. Attitudes towards AI: measurement and associations with personality. Scientific Reports. 2024;14. DOI: 10.1038/s41598-024-53335-2
24. Park J., Woo S., Kim J. Attitudes towards artificial intelligence at work: scale development and validation. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2024;97(3). DOI: 10.1111/joop.12502
25. Lichtenthaler U. Extremes of acceptance: employee attitudes toward artificial intelligence. Journal of Business Strategy. 2020;41(5):39-45. DOI: 10.1108/JBS-12-2018-0204
26. Bergdahl J., Latikka R., Celuch M., Savolainen I., Soares Mantere E., Savela N., Oksanen A. Self-determination and attitudes toward artificial intelligence: cross-national and longitudinal perspectives. Telematics and Informatics. 2023;82:102013. DOI: 10.1016/j.tele.2023.102013 EDN: VRTCXB
27. Pokrivcakova S. Pre-service teachers’ attitudes towards artificial intelligence and its integration into EFL teaching and learning. Journal of Language and Cultural Education. 2024;11:100-114. DOI: 10.2478/jolace-2023-0031 EDN: KCGJCG
28. Kim N.J., Kim M.K. Teacher’s perceptions of using an artificial intelligence-based educational tool for scientific writing. Frontiers in Education. 2022;7:755914. DOI: 10.3389/feduc.2022.755914 EDN: HXROWY
29. Simuț R., Simuț V., Bădulescu D., Bădulescu A. Artificial Intelligence and the modelling of teachers’ competencies. Amfiteatru Economic. 2024;26(65):181-200. DOI: 10.24818/EA/2024/65/181 EDN: ZHCACU
30. Duong N.T., Pham Thi T.D. How does AI recruitment influence satisfaction among student job-seekers? The role of self-efficacy as a moderator and mediator. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022;24(8):64-94. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-64-94
31. Kushkin N.A., Timofeyeva O.A. Co-author, assistant, muse, tool: how students, teachers and creative workers see the role of AI in their practices. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2024;5:60-84. у5.2604. DOI: 10.14515/monitoring.2024 EDN: OUUWUU
32. Cojean S., Brun L., Amadieu F., Dessus P. Teachers’ attitudes towards AI: what is the difference with non-AI technologies? In: Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society. 2023;45. Accessed August 22, 2023. https://escholarship.org/uc/item/0r55s1jb.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
Введение. В современном обществе в условиях стремительных изменений особую актуальность приобретают исследования проблемы стресса и психологических ресурсов его преодоления человеком в различных жизненных сферах. Результаты изучения этой проблемы значимы для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Цель статьи заключается в обсуждении понятия «академический стресс», теоретических подходов, результатов и перспектив эмпирических исследований его влияния на личностные и регуляторные ресурсы академической успешности, психологическое благополучие и профессиональное самоопределение обучающихся юношеского возраста. Результаты и научная новизна. Осуществлен теоретический анализ литературных источников и материалов эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме академического стресса. Предложено рабочее определение, рассмотрены его источники и последствия. Проанализированы результаты исследований таких его видов, как острый и хронический стресс. Показано, что острый стресс ситуативен и может не только негативно, но и позитивно влиять на академическую продуктивность, например, в ситуации проверки знаний. В отличие от острого хронический стресс может иметь серьезные негативные последствия для обучающегося, его физического и психологического здоровья. В теоретическом плане рассмотрены возможности ресурсного подхода к исследованию академического стресса и его преодоления, намечены новые направления развития научных представлений о метаресурсной роли осознанной саморегуляции в достижении различных жизненных целей в условиях стресса. В эмпирическом плане впервые поставлены задачи определения универсальных и специальных регуляторных компетенций, позволяющих молодым людям успешно учиться, чувствовать себя благополучными и осуществлять профессиональный выбор в сложных стрессовых ситуациях, а также определения личностных и регуляторных компетенций, которые могут выступить ресурсами «посттравматического роста» у молодежи в трудных жизненных ситуациях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике для разработки методов преодоления стресса в образовательной среде.
Введение. Исследование демонстрирует, что опросник многогрупповой этнической идентичности (MEI2) является полезным инструментом для оценки аспектов этнической идентификации для индонезийских учащихся средних школ из разных этнокультурных слоев. Цель настоящей работы - изучение влияния этнической идентичности на психологическое благополучие учащихся средних школ Индонезии с помощью опросника MEI2. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 276 учеников средней школы (60,1 % женщин; 39,9 % мужчин). Результаты были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 29 и SmartPLS v4. Для оценки того, насколько хорошо модель измерения соответствует полученным данным, был использован подтверждающий факторный анализ (CFA). Результаты и научная новизна. CFA подтвердил валидность применения опросника MEI2, продемонстрировав, что модель является как эффективной, так и адекватной. Критерий Кайзера - Майера - Олкина (КМО) составил,885. Надежность согласованности, измеренная с помощью альфы Кронбаха (α), варьировалась от,69 до,85, а совокупная надежность, оцененная с помощью омеги Макдональда (ω), варьировалась от,64 до,83. Дискриминантная валидность была подтверждена в диапазоне от,591 до,696. Таким образом, в ходе работы были выявлены значительные положительные корреляции между тремя областями этнической идентичности. Практическая значимость. Исследование подтверждает, что опросник MEI2 является надежным инструментом для оценки этнической идентичности среди индонезийских учащихся средней школы, и помогает педагогам в распознавании и учете разнообразных этнических идентичностей студентов в контексте индонезийской культуры.
Введение. Проблемы привлечения и сохранения медицинского персонала, совершенствования условий их труда и здоровья необходимо своевременно выявлять, минимизировать и решать еще на уровне ординатуры как основополагающем этапе профессионального медицинского образования. Цель исследования - выявить и сопоставить организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности по степени распространенности, сложности по оценке самих ординаторов. Методология, методы и методики. Исследование реализовалось в октябре-ноябре 2023 г. Его участниками выступили ординаторы I курса (более 700 человек) из Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского государственных медицинских университетов. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, рефлексивное письмо, анализ и обобщение результатов, ранжирование полученных числовых данных. Результаты. Установлено, что почти половина ординаторов абсолютно удовлетворена обучением по итогам первых месяцев, но наличие проблем подтвердили почти 40 %. Респонденты высоко оценивают наличие куратора от кафедры (более 84 %), недостаточно высоко - наличие клинического наставника (около 61 %), точность инструкций от наставника (58 %), наличие встреч с кураторами, наставниками (53 %), низко - удобство, четкость расписания (41 %). Научная новизна. Исследование значимо для развития теории медицинской педагогики и профессионального медицинского образования. Выявлены и проранжированы оценки ординаторами прямых и косвенных показателей качества организации их подготовки на этапе адаптации. Установлена низкая готовность ординаторов к формулировке рекомендаций, обсуждению вопросов организации их подготовки. Практическая значимость. Полученные результаты практически значимы для организации подготовки ординаторов (разработка программного и учебно-методического обеспечения, тематики тренингов, круглых столов для ординаторов и их преподавателей, разработка специальной программы адаптации), повышения квалификации наставников, преподавателей.
Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов - один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы - обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.
Введение. Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование. Целью исследования является определение специфики личностного потенциала как элемента структуры образовательного результата студентов в условиях инклюзивной трансформации университета. Методология, методы и методики. Структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала Д. Леонтьева и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций А. Г. Комиссаровым, Е. А. Степашкиной, О. Б. Соболевой и др. Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации А. Г. Комиссарова, Е. А. Степашкиной. Выборку составили 505 студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Полученные данные были подвергнуты кластерному и корреляционному анализу с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Результаты. Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения. Научная новизна. Представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал. Практическая значимость. Администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/