Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов - один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы - обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.
Идентификаторы и классификаторы
Тестовые задания практической части в большинстве своем представлены открытыми вопросами. Например, «Приведите пример процесса, который вы регулярно реализуете в собственной жизни. Разделите его на 3–5 последовательных действий, определите возможные потери, связанные с каждым из действий, предложите способы их устранения (дайте развернутый ответ)». В чемпионате принимают участие не менее 10 % студентов, прошедших курс «Экономика и управление производственными системами». Цель конкурса не меняется – выполнить задание качественно и быстрее остальных команд. Но в зависимости от задачи, выбранной в конкретном году, студентам могут понадобиться различные инструменты бережливого производства: рациональная организация рабочего места по 5С, стандартизация, внедрение Poka-Yoke («защиты от дурака»), быстрой переналадки (SMED), системы управления запасами («супермаркета») и т. д.
Список литературы
1. Маркова Н.А., Марков Д.А. Особенности процесса обучения в бережливом производстве. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018;11(5):129-141. DOI: 10.18721/JE.11512 EDN: YOKRPV
2. Адова И.Б., Калошина Т.Ю. Человеческий капитал как основа эндогенного социальноэкономического развития региона. Креативная экономика. 2022;16(2):787-802. DOI: 10.18334/ce.16.2.114268 EDN: ZUKZTS
3. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики; 2016. 37 с.
4. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников. Вопросы экономики. 2017;3:77-102. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-3-77-102 EDN: YGKRGB
5. Варшавская Е.Я., Кабалина В.И, Подвербных У.С. Дефицит навыков выпускников вузов - исследование Высшей школы бизнеса ВШЭ. Режим доступа: https://gsb.hse.ru/news/911723240.html (дата обращения: 29.09.2024).
6. Хайруллина М.В. Актуальные вопросы реализации модели “наука - образование - производство” в контексте устойчивого развития региона. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII международной конференции; 26-28 сентября 2019 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2019:328-334. Режим доступа: item.asp?id=41097595 (дата обращения: 11.06.2023). EDN: FKRVAJ
7. Давыдова Н.С. Бережливое управление в контексте спиральной динамики: бережливое звучание. 2021. 45 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/nadezhda-davydova-24/berezhlivoe-upravlenie-v-kontekste-spiralnoy-dinamiki-64576232/chitat-onlayn/ (дата обращения: 15.07.2023).
8. Khandan R., Shannon L. The effect of teaching-learning environments on student’s engagement with lean mindset. Education Sciences. 2021;11:466. DOI: 10.3390/educsci11090466 EDN: IHSLQY
9. Netland T., Hines P. Teaching in virtual reality: experiences from a lean masterclass. In: Powell D.J., Alfne E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:155-162. DOI: 10.1007/978-3-030-92934-3_16
10. Thiede B., Mindt N., Mennenga M., Herrmann C. Creating a hybrid multi-user learning experience by enhancing learning factories using interactive 3D-environments. In: 12th Conference on Learning Factories (CLF 2022). 2022. DOI: 10.2139/ssrn.4074712 EDN: VPKLLZ
11. Goh E., Jie F. To waste or not to waste: Exploring motivational factors of Generation Z hospitality employees towards food wastage in the hospitality industry. International Journal of Hospitality Management. 2019;80:126-135. DOI: 10.1016/j.ijhm.2019.02.005
12. Виниченко В.А., Ростовцев К.В., Хохолуш М.С. Влияние теории поколений на кадровую политику промышленных предприятий. Экономика труда. 2022;9(10):1559-1576. DOI: 10.18334/et.9.10.116371 EDN: IRTHQZ
13. Bonwell C.C., Eison J.A. Active learning: creating excitement in the classroom. ASHE-ERIC Higher Education Report № 1. Washington, DC: School of Education and Human Development, George Washington University; 1991. Accessed May 12, 2023. https://eric.ed.gov/?id=ED336049.
14. Prashar A. Assessing the flipped classroom in operations management: a pilot study. Journal of Education for Business. 2015;90(3):126-138. DOI: 10.1080/08832323.2015.1007904
15. Cil I., Yusuf S. An ANP-based assessment model for lean enterprise transformation. European Journal of Advanced Manufacturing Technology. 2013;64(5-8):1113-1130. DOI: 10.1007/s00170-012-4047-x EDN: NHDEYS
16. McDermott O. The digitalisation and virtual delivery of lean six sigma teaching in an Irish university during COVID-19. In: Powell D.J., Alfnes E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:132-143. DOI: 10.1007/978-3-030-92934-3_14
17. Callupe M., Rossi M. Learning spaces for engineering education: an exploratory research about the role of lean thinking. In: Powell D.J., Alfnes E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:13-20. DOI: 10.1007/978-3-030-92934-3_2
18. Tan H.S., Ivander, Oktarina R., Reynaldo V., Sharina C. Conceptual development of learn-ing factory for industrial engineering education in Indonesia context as an enabler of students’ competencies in industry 4.0 era. In: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020;426(1):012123. DOI: 10.1088/1755-1315/426/1/012123 EDN: ANRKBY
19. Bariuad S. 10 interactive training ideas. SC Training Microlearning Blog. Accessed September 27, 2024. https://www.edapp.com/blog/10-interactive-training-ideas.
20. Hines P., Netland T.H. Teaching a Lean masterclass in the metaverse. International Journal of Lean Six Sigma. 2023;14(6):1121-1143. DOI: 10.1108/IJLSS-02-2022-0035 EDN: RCAGZK
21. Хайруллина М.В., Кислицына О.А. Персонал в системе непрерывных улучшений производственных систем (инструмент Кайдзен). Вопросы инновационной экономики. 2019;9(2):607-618. DOI: 10.18334/rp.20.5.40640 EDN: XCOZRV
22. Dinero D. Training Within Industry: The Foundation of Lean. CRC Press, Boca Raton; 2005. DOI: 10.1201/b18692
23. Ротер М. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. Санкт-Петербург: Питер; 2014. 304 с.
24. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира; пер. с англ. 10-е изд. Москва: Альпина; 2016. 400 с.
25. Harris G., Stone K.B., Mayeshiba T., Componation P.J., Farrington P.A. Transitioning from teaching lean tools to teaching lean transformation. Journal of Enterprise Transformation. 2014;4(3):191-204. DOI: 10.1080/19488289.2014.930545 EDN: WQOXZJ
26. Monetti F. M., Boffa E., de Giorgio A., Maffei A. The impact of learning factories on teaching lean principles in an assembly environment. In: Kim K.Y., Monplaisir L., Rickli J., eds. Flexible Automation and Intelligent Manufacturing: The Human-Data-Technology Nexus. FAIM 2022. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Cham: Springer; 2023:271-283. DOI: 10.1007/978-3-031-18326-3_27
27. Давыдова Н.С. Путь бережливой личности. Особенности пути. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/nadezhda-davydova-24133753/put-berezhlivoy-lichnosti-osobennosti-puti-56934283/chitat-onlayn/ (дата обращения 25.07.2023).
28. Aqlan F., Walters E.G., Teaching lean principles through simulation games. Paper presented at 2017 ASEE Annual Conference & Exposition. Columbus, Ohio; 2017. DOI: 10.18260/1-2-28921
29. Головина О.Д., Воробьева О.А. Возможности внедрения модели управления изменениями Дж. Коттера в проектный менеджмент организации. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022;32(5):805-810. DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-5-805-810 EDN: HQEDXJ
30. Руднев Е.А. Динамика изменений: классика и современность. Инновационные проекты и программы в образовании. 2020;5(71):57-66. Режим доступа: item.asp?id=44784441 (дата обращения 27.07.2023). EDN: JGRCIU
31. Пивовар Б. Управление изменениями в образовании. Теория и практика. Образовательная политика. 2020;2(82):86-99. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-2-86-98 EDN: KZEUJW
32. Mahmudah F.N., Baswedan A.A.-G.R., Usman H., Mardapi D., Putra E.C.S. The importance of partnership management to improve school-to-work transition readiness among vocational high school graduates. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022;24(5):64-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-64-89 EDN: CRCHOP
33. Borisova A., Khayrullina M., Kirichenko E. Сorporate and project Master’s degree program: a new format of interaction between business and university. In: ACM International Conference Proceeding Series. 4. Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference “Digital Economy and Finances”. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2021:77. DOI: 10.1145/3487757.3490930
34. Безручко П., Шатров Ю., Максимова М. Компетенции неясного будущего. Harvard Business Review Россия. Режим доступа: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131 (дата обращения: 11.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Цифровая компетентность рассматривается как ключ к занятости, образованию и социальной сфере в XXI веке. При этом не существует универсальной основы для изучения отношения к искусственному интеллекту (ИИ) и его использованию в профессиональной и личной жизни. Цель. Целью настоящего исследования является определение отношения респондентов к преимуществам и угрозам ИИ, которые могут способствовать или препятствовать процессу интеграции интеллектуального ИИ в разные аспекты жизни. Методология, методы и методики. В этой статье представлены результаты пилотного исследования отношения к ИИ, проведенного на выборке из 125 болгарских студентов и специалистов. Дизайн исследования смешанный (количественный и качественный) и включает шкалы, фокус-группы и интервью. Результаты и научная новизна. Установлено, что как молодые, так и взрослые люди основывают свои мнения на оценке эффективности ИИ и находят положительные последствия в связи с облегчением выполнения задач, но имеют серьезные сомнения относительно безопасности работы и использования ИИ в социальной сфере и подчеркивают, что навыки ИИ должны стать частью образования. Выделенные будущие направления исследований связаны с дифференциацией образовательных, профессиональных и личных сфер, а также самооценкой цифровой грамотности с точки зрения фактических данных и современного уровня развития. Практическая значимость. Результаты исследования сосредоточены на осознанном мышлении, состоянии образовательной среды и редизайне образовательного контента, в частности, на формах критического взаимодействия и использовании ИИ.
Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
Введение. В современном обществе в условиях стремительных изменений особую актуальность приобретают исследования проблемы стресса и психологических ресурсов его преодоления человеком в различных жизненных сферах. Результаты изучения этой проблемы значимы для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Цель статьи заключается в обсуждении понятия «академический стресс», теоретических подходов, результатов и перспектив эмпирических исследований его влияния на личностные и регуляторные ресурсы академической успешности, психологическое благополучие и профессиональное самоопределение обучающихся юношеского возраста. Результаты и научная новизна. Осуществлен теоретический анализ литературных источников и материалов эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме академического стресса. Предложено рабочее определение, рассмотрены его источники и последствия. Проанализированы результаты исследований таких его видов, как острый и хронический стресс. Показано, что острый стресс ситуативен и может не только негативно, но и позитивно влиять на академическую продуктивность, например, в ситуации проверки знаний. В отличие от острого хронический стресс может иметь серьезные негативные последствия для обучающегося, его физического и психологического здоровья. В теоретическом плане рассмотрены возможности ресурсного подхода к исследованию академического стресса и его преодоления, намечены новые направления развития научных представлений о метаресурсной роли осознанной саморегуляции в достижении различных жизненных целей в условиях стресса. В эмпирическом плане впервые поставлены задачи определения универсальных и специальных регуляторных компетенций, позволяющих молодым людям успешно учиться, чувствовать себя благополучными и осуществлять профессиональный выбор в сложных стрессовых ситуациях, а также определения личностных и регуляторных компетенций, которые могут выступить ресурсами «посттравматического роста» у молодежи в трудных жизненных ситуациях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике для разработки методов преодоления стресса в образовательной среде.
Введение. Исследование демонстрирует, что опросник многогрупповой этнической идентичности (MEI2) является полезным инструментом для оценки аспектов этнической идентификации для индонезийских учащихся средних школ из разных этнокультурных слоев. Цель настоящей работы - изучение влияния этнической идентичности на психологическое благополучие учащихся средних школ Индонезии с помощью опросника MEI2. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 276 учеников средней школы (60,1 % женщин; 39,9 % мужчин). Результаты были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 29 и SmartPLS v4. Для оценки того, насколько хорошо модель измерения соответствует полученным данным, был использован подтверждающий факторный анализ (CFA). Результаты и научная новизна. CFA подтвердил валидность применения опросника MEI2, продемонстрировав, что модель является как эффективной, так и адекватной. Критерий Кайзера - Майера - Олкина (КМО) составил,885. Надежность согласованности, измеренная с помощью альфы Кронбаха (α), варьировалась от,69 до,85, а совокупная надежность, оцененная с помощью омеги Макдональда (ω), варьировалась от,64 до,83. Дискриминантная валидность была подтверждена в диапазоне от,591 до,696. Таким образом, в ходе работы были выявлены значительные положительные корреляции между тремя областями этнической идентичности. Практическая значимость. Исследование подтверждает, что опросник MEI2 является надежным инструментом для оценки этнической идентичности среди индонезийских учащихся средней школы, и помогает педагогам в распознавании и учете разнообразных этнических идентичностей студентов в контексте индонезийской культуры.
Введение. Проблемы привлечения и сохранения медицинского персонала, совершенствования условий их труда и здоровья необходимо своевременно выявлять, минимизировать и решать еще на уровне ординатуры как основополагающем этапе профессионального медицинского образования. Цель исследования - выявить и сопоставить организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности по степени распространенности, сложности по оценке самих ординаторов. Методология, методы и методики. Исследование реализовалось в октябре-ноябре 2023 г. Его участниками выступили ординаторы I курса (более 700 человек) из Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского государственных медицинских университетов. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, рефлексивное письмо, анализ и обобщение результатов, ранжирование полученных числовых данных. Результаты. Установлено, что почти половина ординаторов абсолютно удовлетворена обучением по итогам первых месяцев, но наличие проблем подтвердили почти 40 %. Респонденты высоко оценивают наличие куратора от кафедры (более 84 %), недостаточно высоко - наличие клинического наставника (около 61 %), точность инструкций от наставника (58 %), наличие встреч с кураторами, наставниками (53 %), низко - удобство, четкость расписания (41 %). Научная новизна. Исследование значимо для развития теории медицинской педагогики и профессионального медицинского образования. Выявлены и проранжированы оценки ординаторами прямых и косвенных показателей качества организации их подготовки на этапе адаптации. Установлена низкая готовность ординаторов к формулировке рекомендаций, обсуждению вопросов организации их подготовки. Практическая значимость. Полученные результаты практически значимы для организации подготовки ординаторов (разработка программного и учебно-методического обеспечения, тематики тренингов, круглых столов для ординаторов и их преподавателей, разработка специальной программы адаптации), повышения квалификации наставников, преподавателей.
Введение. Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование. Целью исследования является определение специфики личностного потенциала как элемента структуры образовательного результата студентов в условиях инклюзивной трансформации университета. Методология, методы и методики. Структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала Д. Леонтьева и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций А. Г. Комиссаровым, Е. А. Степашкиной, О. Б. Соболевой и др. Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации А. Г. Комиссарова, Е. А. Степашкиной. Выборку составили 505 студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Полученные данные были подвергнуты кластерному и корреляционному анализу с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Результаты. Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения. Научная новизна. Представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал. Практическая значимость. Администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/