Совершенствование государственной промышленной политики в РФ связано не только с необходимостью обеспечения технологического суверенитета страны в рамках отраслевой промышленной политики, но и с формированием технологического лидерства России на международной арене, на которые (суверенитет и лидерство) влияет институт индустриальных и промышленных парков. Исследование массового феномена парковых структур с преференциальными режимами на институционализацию новых промышленных и агропромышленных производств позволяет выработать эффективный алгоритм действий органов власти и управления РФ как в промышленном комплексе, так и в реальном секторе экономики, обеспечивая индустриальное развитие страны и территорий. Область исследования: государственное управление и отраслевые политики. Цель статьи - представить управленческие инновации в работе индустриальных и промышленных парков, являющихся резидентами (участниками) парковых структур и влияющих через промышленные предприятия на количественное и качественное производство промышленной продукции. Объект исследования - индустриальные и промышленные парки как механизм и массовый феномен промышленной политики. Предмет исследования - управленческие инновации в работе парковых структур как приоритет в функционировании институтов развития. В результате проведенного исследования автором представлены направления совершенствования индустриальных и промышленных парков в рамках инновационного подхода, обеспечивающие позитивные изменения на региональных территориях, в том числе и индустриальное развитие субъектов РФ.
Идентификаторы и классификаторы
Промышленная политика РФ в 1990-е и 2000-е годы как одна из разновидностей отраслевых политик прошла через масштабный трансформационный шок, которому автор дает определение «деиндустриализация» или с которым (шоком) коррелируется политическая метафора «промышленная разруха». В этой связи одним из механизмов преодоления деиндустриализации, реиндустриализации региональных территорий и новой индустриализации становится институт индустриальных и промышленных парков (парковых структур), функционирующих в российских регионах как политические акторы (неотъемлемое звено общего развития страны (Грибанова, 2011, С. 293) в рамках реализации государственной промышленной политики современной России.
Список литературы
1. Афанасьев А.А. Промышленная политика России по достижению технологического суверенитета: теоретико-методологические основы и практические аспекты: монография / А.А. Афанасьев. - М.: Первое экономическое издательство, 2023. - 204 с. ISBN: 978-5-91292-464-4 EDN: CYTKCM
2. Бахарева О.В. Институты инновационного развития региона: монография / О.В. Бахарева, А.И. Романова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 150 с. ISBN: 978-5-16-012999-0 EDN: JBUSTQ
3. Бевир М. Управление: очень краткое введение / Марк Бевир; пер. с англ. А. Порецковой. - М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2015. - 160 с. - С. 79. ISBN: 978-5-7749-0951-3
4. Власкин Г.А. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран Центр. и Вост. Европы и СНГ / Г.А. Власкин, Е.Б. Ленчук; Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2006. - 246 с. EDN: QQZRWD
5. Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям. / Под ред. Е.М. Примакова и В.Л. Макарова. - М.: Наука, 2004. - 216 с. С. 71. 978-5-02032-806-8. ISBN: 978-5-02-032806-8
6. Грибанова Е.И. Регионы как политические акторы //Политическая регионалистика и исследования в регионах России. Политическая наука: Ежегодник 2010 /российская ассоциация политической науки; гл. ред. А.И. Соловьев. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 292-305.
7. Индустриальные парки России - 2023 / Под ред. Силиной Е. - Ассоциация индустриальных парков России, 2023. 71 с.
8. Лёш А. Пространственная организация хозяйства: пер. с нем. / А. Лёш; под редакцией академика А.Г. Гранберга. - М.: Наук, 2007. - 663 с. ISBN: 978-5-02-035367-1
9. Любкина О.Р., Кошкин А.П. Реиндустриализация и новая индустриализация в промышленной политике субъектов РФ: фактор индустриальных парков в ЦФО // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 3. С. 44-52. DOI: 10.22394/2071-2367-2021-16-3-44-52 EDN: KKYSQM
10. Мазур И.И. Управление проектами /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. 4-е изд., стер. - М.: Издательство “Омега-Л”, 2007. 664 с. С. 11. ISBN: 5-370-00049-2
11. Модернизация России: территориальное измерение /под ред. А.А. Нещадина, Г.Л. Тульчинского. - СПб.:Алетейя, 2011. 328 с. ISBN: 978-5-91419-599-8
12. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости / Отв. ред. Е.Б. Ленчук. СПб.: Алетейя. 2016. - 336 c. 978-5-90860-43-9. ISBN: 978590860439
13. Промышленная политика России: политэкономические и региональные аспекты: монография /В.С. Осипов, В.О. Елисеев, Н.А. Невская, Т.В. Скрыль, Е.В. Шавина; под общ. ред. В.С. Осипова. - М.: ИНФРА-М, 2020 190 с. ISBN: 978-5-9558-0511-5
14. Стариков, Е. Н. Промышленная политика: теория, методология, управленческий инструментарий: монография /Е. Н. Стариков; научный редактор И. Н. Ткаченко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2023. 215 с. ISBN: 978-5-9656-0336-7
15. Сухарев О.С., Стрижакова Е.К. Индустриальная политика и развитие промышленных систем: Эволюция, институты и управление. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 160 с. ISBN: 978-5-9710-1666-3 EDN: WEWKHT
16. Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления /Владислав Тарасенко. - М.: Альпина Паблишер, 2015. 201 с. С. 26. ISBN: 978-5-9614-4705-7 EDN: VRTEGR
17. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений: монография / Р.Ф. Туровский; ГУ ВШЭ. 2-е изд. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. 399 с. ISBN: 978-5-7598-0443-7
18. Тюрин С.Б. Оценка эффективности реализации промышленной политики на региональном уровне (на примере Ярославской области): монография / С.Б. Тюрин. - Ярославль: АТиСО, 2024. 178 с. С. 67. 978-5-361170-148-4. ISBN: 97853611701484
19. Хелдман К. Профессиональное управление проектом / К. Хелдман; пер. с англ. А.В. Шаврина. 7-е изд., доп. и перераб.- М.: Лаборатория знаний, 2016. 760 с. С. 45. ISBN: 978-5-93208-582-0
20. Шеер А.В. Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов / А.-В. Шеер. - М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2020. - 272 с.
21. Moran М. Economic Institutions. Political institutions / R.A.W. Rhodes, Sarah A. Binder, Bert A. Rockman - New York. Oxford University press. 2006 - p. 144 -163.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи - анализ показателей и мероприятий реализации национального проекта «Производительности труда» на территории Орловской области и представление перспективных предложений, направленных на повышение устойчивого развития экономики региона. Теоретический анализ российских и зарубежных исследований экономической категории «производительность труда» позволил структурировать отличительные ее особенности. Методология исследования основана на оценке базовых показателей, характеризующих развитие региона и представление результатов реализованных мероприятий в рамках исследуемого проекта на территории Орловской области в сфере производительности труда. На основе факторного анализа данных представлен суммарный экономический эффект и налоговые отчисления предприятий, участвовавших в реализации исследуемого проекта в регионе за 2021-2024 годы. Проведена оценка влияния производительности труда на формирование устойчивого развития экономики Орловской области. Установлена целесообразность между выделением государственных мер поддержки развития производительности труда и получением дополнительных налоговых отчислений в бюджеты регионов. Структурированы особенности и инструменты рационального регионального развития производства, позволяющие повысить производительность труда в регионе за счет внедрения проектно-программного метода. Основным достоинством исследования выступает практическая проработка вопроса повышения производительности труда региональной экономики. Предложены конкретные мероприятия, создающие необходимые условия для результативного внедрения национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» с 2025 по 2030 годах на территории Орловской области. Отмечается, что их внедрение позволит оптимизировать производственные системы и увеличит доходы в региональные бюджеты за счет роста налоговых отчислений. А также снизит уровень дефицита трудовых ресурсов, гармонизировав пространственное неравенство на территории региона.
Цель исследования - развитие теоретической концепции гибкого управления человеческими ресурсами инновационных проектов, гибкой команды данных проектов и на этой основе выявление особых функций, ролей и компетенций гибкой команды, обеспечивающих эффективную реализацию инновационных проектов.
Методы исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, метод экспертных оценок с привлечением и анализом мнения 75 экспертов, имеющих опыт гибкого управления проектами и представляющих шесть российских организаций, занимающихся реализацией инновационных проектов. Объект исследования - управление гибкими командами инновационных проектов. Представлены результаты анализа применения принципов гибкости в реализации инновационных проектов по методологии Agile. Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе формирования функциональной, ролевой и компетентностной структуры гибких проектных команд. В результате автором предложена концепция гибкого управления человеческими ресурсами проектов, выведены понятия гибкой команды и гибких компетенций команды, установлен перечень наиболее характерных для гибкой команды функций, ролей и компетенций. Для качественного исполнения ролей и функций члены проектных команд должны обладать набором таких компетенций, как адаптивные способности, коммуникативные навыки, навыки самоуправления, самоорганизации и самомотивации, межпрофессиональные знания, универсальность и широкая специализация. Понимание функциональной, ролевой и компетентностной структуры поможет менеджерам проектов выстроить гибкие команды и сделать их наиболее успешными. Кроме практической значимости предлагаемый в статье материал обогащает теорию проектного менеджмента, гибкого управления проектами, командообразования.
Цель - рассмотреть дискурсивные особенности конструирования профессионального имиджа сотрудников органов внутренних дел.
Методы исследования. Авторами использован метод анализа рисунков как современный инструмент изучения имиджа сотрудников органов внутренних дел. Применение данного метода способствует расширению возможностей инструментов визуальной социологии и психологии восприятия, позволяющих определить особенности восприятия гражданами сотрудников ОВД. Описываются этапы проведения анализа, включая сбор рисунков, их интерпретацию и сопоставление с общественными стереотипами о полиции. Эмпирическая база исследования основана на результатах опроса населения г. Орла и Орловской области, проведённого в июне 2024 г. методом анализа рисунков среди 244 респондентов. Художественное выражение сформированного образа правоохранительных органов сотрудников формирует сознательно конструируемый образ. Авторы подчеркивают, что данный метод может стать ценным дополнением к традиционным социологическим исследованиям и помочь в разработке стратегий по формированию положительного имиджа полиции в глазах общества. Обосновываются, направления, обеспечивающие приближение ожидаемого образа.
Цель статьи - выявить значимые факторы формирования репутации российской власти, определив зависимость между ними и оценкой репутации населением. Эмпирической базой исследования является массив данных - результаты массовых социологических опросов населения, проведенных в 2021-2022 гг. в 11-ти субъектах РФ. Использование методов математической статистики и интеллектуального анализа данных (Data Mining) позволило получить следующие результаты. На оценку репутации российской власти для респондентов статистически значимое влияние оказывают следующие факторы: особенности восприятия репутации (смещение диапазона эквивалентности восприятия); интерес к деятельности власти; доверие к людям и организациям; персональная удовлетворенность жизнью; оценка содержательных характеристик репутации. Оценивая репутацию российской власти, респонденты, по сути, оценивают ее честность, ответственность, справедливость, силу власти, близость к народу, профессионализм и неподкупность. Именно эти характеристики, их оценка определяют совокупную оценку репутации российской власти. Построенная при этом прогнозная модель, позволяет правильно предсказать 57,5% от всего объема значений. Прогностическая роль модели определяется возможностью целенаправленного влияния на данные факторы для соответствующего изменения общественного мнения, направленного на повышение оценки и формирование положительной репутации. Перспективы дальнейшего исследования связаны с изучением влияния всей совокупности факторов формирования репутации российской власти, построением соответствующей прогнозной модели с повышением ее точности, эмпирической апробацией на примере пилотного региона.
Цель работы состоит в исследовании типа государства, обозначаемого в отечественной и зарубежной теории политической науки понятием «постклассическая империя». Предмет исследования - субъектные характеристики постклассической империи в период оформления новой версии миропорядка в условиях глобализационных процессов. Методологическую основу исследования составляет сочетание методов анализа политического дискурса использования имперских методологий построения внешнеполитических стратегий в геополитическом пространстве. Анализируется эволюция представлений об имперских внешнеполитических традициях в индустриальном и постиндустриальном обществах XX-XXI вв. (исторический метод). Представлен компаративистский анализ основных научных представлений о типичных признаках и специфике внешней политики государств неоимперского типа в условиях развития системы международных отношений. Обосновывается, что появление типологии постклассической империи обусловлено политической и идеологической мимикрией сторонников использования имперских методологий построения внешнеполитических стратегий периода холодной войны и эпохи постбиполярного мира. В настоящее время такие подходы находят продолжение в стремлении преодолеть кризис продвижения современных глобалистских проектов за счет обращения к потенциалу имперского идейно-политического наследия, наряду с чем аргументируется необходимость рационального осмысления феномена неоимперских тенденций в современном геополитическом пространстве. В результате проведенного исследования формулируется вывод о возможности возрождения концепта империи, прежде всего, в качестве феномена политической теории. В то же время перспективы его практического воплощения будут определяться балансом взаимоотношений между национальными и международно-политическими субъектами постбиполярной эпохи.
Цель статьи - представить результаты исследования, нацеленного на анализ коммуникативных аспектов и тенденций в партийно-политическом поле на фоне избирательных кампаний 2024 г.; оценить перспективы политических партий на предстоящих выборах. Объект исследования - коммуникативные аспекты выборов 2024 г. Предмет исследования - влияние итогов выборов Президента России и ЕДГ-2024 на партогенез. В результате исследования, носящего экспертно-аналитический характер, авторы смоделировали электоральные этапы в России, сосредоточив внимание на научном прогнозе партогенеза накануне выборов в Государственную Думу IX созыва в 2026 г. Постановка проблемы: 1. Выборы Президента России задают вектор развития партийно-политический спектра. Технологии политической коммуникации трансформируются под влиянием запросов общества. Архаичные модели воздействия на избирателей через идеологию теряют свою эффективность. 2. Электоральный успех партий невозможен без «погружения» в регионы, обусловлен наличием программы, отвечающей запросам социума, а также лидеров общественного мнения в рядах партии. 3. Предложенная в статье модель электоральных циклов, основанная на совокупности факторов и тенденций социально-политического развития и динамике общественных настроений, может быть использована в процессе политического прогнозирования.
Целью статьи является прояснение смысла феноменов «коммуникация» и межличностное «сетевое взаимодействие», разделение их границ, дефиниций и эволюционных перспектив в плане политической организации человека и социальности. На основе представленной двойственности определений авторы обосновывают, что информационное пространство изобилует на первый взгляд взаимоисключающими нарративами о жизни людей в «связанном мире», в «человеческой паутине», в «сетевом обществе» и одновременно о жизни «свободной», «независимой», «индивидуальной». Авторы отмечают, что открывается возможность для оценки глубинной сути, содержания, направленности, пределов и перспектив циркулирующей межу людьми информации в контексте организации как самого человека, так и любой создаваемой им локальной или глобальной социальности. В результате ключевым понятием возникшей логической дихотомии «связанность - свобода» становится именно «связанность», способная при определённых условиях примирить между собой «свободу» и «самостоятельность», уравновесив их «взаимодействием» и «взаимозависимостью». Изучение и структурирование сущности смыслов феноменов «коммуникации» и «сетевого взаимодействия» позволяет абстрагировать границы и в контексте информационного обмена рассматривать их как эквивалентные понятия. В заключение делается вывод, что в современных условиях глобальной социальности, с одной стороны, человек озадачен свалившейся на него самостоятельностью в результате окончательного крушения иллюзий относительно способности любой внешней сторонней иерархической систематизации социальности и формализации себя в ней в том или ином качестве; с другой стороны - ему постепенно приходит понимание того, что собственная самостоятельность по-прежнему имеет определённые границы, детерминированные его принадлежностью к некоему общему локальному или глобальному социальному.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832