Архив статей журнала
Цель работы заключается в эмпирическом социологическом анализе патриотизма как основы гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Патриотизм иллюстрирует эмоциональную связь человека со своей родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами. В его основе лежат общечеловеческие ценности, в том числе открытость другим людям, забота и ответственность за общество, уважение к истории и национальной культуре. Происходящие политические, социальные и культурные изменения открывают новые грани любви к Родине, что актуализирует необходимость патриотического воспитания новых генераций. Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрывность человека с государством. Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс. Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 %. Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, глубоко связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).
Актуальность заявленной темы продиктована всё нарастающим информационным и военным противостоянием РФ и Запада и необходимостью в этих условиях мониторинга уровня общественной консолидированности, во многом зависящей от социально-медийного сопровождения солидаризирующего воздействия на российский социум. Цель исследования - выявить ключевые характеристики когнитивных карт информационных потоков, репрезентирующих установки на консолидацию и деконсолидацию российского общества. Задачами анализа служат идентификация контекстов, триггеров, дискурсов, целевых аудиторий, акторов, технологий формирования общественных установок, определение пула акторов и авторов консолидационного и деконсолидационного контента российского сегмента социальных медиа. К числу характеристик консолидационного потока отнесены паттерны использования коллективной безопасности как основания солидарности, сохранения ценностного консенсуса, позитивной национально-государственной идентичности, сохранение суверенитета как базовой ценности. Признаки деконсолидационных потоков - эксплуатация социальной депривации для подрыва общественного доверия власти, обесценивание значимости независимости и государственного суверенитета, инструктивное, иррациональное и манипуляционное воздействие на общественное мнение. В заключении в качестве одного из результатов исследования представлены меры по информационному сопровождению консолидационной работы в социальных медиа.
Становлению политических режимов в республиках бывшего СССР помогает проведение активной символической политики, которая содействует легитимации власти в большинстве образовавшихся после 1991 года государств. В представленной статье отражены научные теории и подходы к феноменологии символической политики как суммы знаков и значений во взаимодействии политической власти новых политий и социальных слоев и групп населения этих государств. Актуальность избранной темы статьи состоит в исследовании алгоритма реализации символической политики, влияющего на легитимацию и укрепление политической власти в новых государствах. Цель статьи - представить и обосновать авторское определение и феноменологию символической политики постсоветских государств в русле научных теорий и подходов к пониманию роли государств и государственной политики. Предмет исследования - сущностные характеристики символической политики в процессах легитимации политических режимов республик бывшего СССР. В результате исследования, проведенного автором на основе научных теорий о государственной политике, структурирована сущность проводимой в государствах постсоветского пространства символической политики. Постановка проблемы: продуманная символическая политика в большей части новых государств на постсоветском пространстве с опорой на конструируемую коллективную историческую память и политическую мифологию, которая реализуется государственными институтами и лояльными политическому режиму негосударственными структурами при наличии постоянно ужесточающихся внешних и внутренних условий к функционирующим новым государствам, обеспечивает: 1) легитимацию политической власти в данных политиях; 2) успешность формирования гражданской идентичности и конструирования политической нации. Исследование успешных образцов символической политики новых государств (с точки зрения смыслов, нарративов и технологий ее реализации) имеет шансы на практическое применение и в Российской Федерации с учетом особенностей и наличия условий.
Целью статьи является анализ актуальных направлений взаимодействия общества и государства в решении задач по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, по формированию преемственности поколений на основе усвоения и воспроизводства базовых для общества традиционных ценностей, которые являются необходимым условием культурной и цивилизационной идентичности. Обозначена специфика взаимодействия государства и структур гражданского общества в системе общественных отношений и политической социализации молодежи в реализации общегосударственной политики, направленной на обеспечение национальных интересов. В заключении авторами делается вывод, что для решения этих задач необходимо развивать модель взаимодействия, которая объединяла бы усилия государства, общества и отдельных личностей. В качестве элементов этой модели на уровне органов публичной власти и государственных служащих обозначается следующее: необходимость освоения и совершенствования компетенций, опирающихся на использование возможностей цифровой коммуникационной среды; повышение уровня ответственности служащих при их взаимодействии с гражданами; руководствование при выполнении своих служебных обязанностей принципами патриотизма и служения обществу; выстраивание открытых, доверительных отношений через реализацию совместных проектов, направленных на решение социально значимых задач; исключение любых возможностей некорректного отношения к гражданам и общественности, которые способны спровоцировать негативное формирование общественного мнения и снизить эффективность формируемой органами власти системы общественных отношений.
Цель настоящей работы состоит в политологическом осмыслении концепта «мировые империи». В статье конкретизируется понятие «империя» в контексте построения нового мирового порядка в условиях глобализации, анализируется осмысление имперских стратегий в отечественном и зарубежном научных дискурсах ХХ - ХХI столетий. Для достижения этой цели были использованы эволюционный, компаративистский, диалектический подходы, а также метод экстраполяции. В статье систематизируются основные научные представления о типичных чертах и сущности политической субъектности государства имперского типа в условиях развития международного геополитического процесса. Авторами обосновывается мысль, что релятивистская позиция экспертного и научного сообществ в лице идейных атлантистов обусловлена политической мифологией периода холодной войны и попытками искусственно сформировать образ «империи зла» по итогам ангажированного осмысления внешней политики СССР. В настоящее время такие разработки находят продолжение в стремлении доказать традиционный характер «российского империализма», наряду с чем аргументируется нацеленность исследователей России и зарубежных стран к объективному осмыслению феномена имперских тенденций в международном процессе становления постбиполярного мирового порядка. По итогам проведенного исследования формулируется вывод о возможности научного объяснения феномена империй в узком и широком значениях. Во-первых, под империей в науке понимается особый тип автократической государственности. Во-вторых, империей следует считать специфический тип международной политической субъектности, предполагающей продвижение экспансионистских внешнеполитических проектов на основе идеологических доктрин мессианской направленности.
Цель статьи - исследование трудового потенциала России как стратегического фактора развития страны в целях повышения эффективности его использования. Основные задачи: 1) проанализировать состояние и динамику трудового потенциала; 2) оценить соответствие трудового потенциала текущим и перспективным условиям развития России; 3) предложить перспективный подход к трансформации трудового потенциала страны. Проблема рассматривается в контексте актуальной политической повестки дня, связанной с обеспечением экономической и социально-политической безопасности, технологического и экономического суверенитета России. Анализ показывает, что, несмотря на определенные усилия со стороны государства, негативные процессы в социально-трудовой сфере по-прежнему доминируют и даже усиливаются. Возрастает дефицит трудовых ресурсов, обостряется проблема их качества и несбалансированности в отраслевом и региональном распределении, усиливается кадровый дисбаланc на уровне компаний и предприятий. Это обусловливает необходимость перехода к новой модели социально-экономической политики на основе человекоцентричности, охватывающей все сферы деятельности, связанные с воспроизводством трудового потенциала, рассмотрение его в качестве главного источника богатства и укрепления страны с акцентом на массовой подготовке высококвалифицированного персонала (прежде всего для технологически передовых сфер деятельности). Определены базовые условия реализации такой политики, которая также предполагает приоритет и усиление горизонтальных взаимодействий заинтересованных акторов. Это позволило бы минимизировать издержки, характерные для иерархической традиционной модели политического управления, на основе более сбалансированных и комплексных политических решений, затрагивающих разные уровни и стороны проблемы роста трудового потенциала России.
Цель -анализ социально-политических аспектов воспитания современной российской молодежи в контексте формирования у молодого поколения российской гражданской идентичности, патриотизма, системы ценностных ориентаций и убеждений, выработки навыков политического участия и политической деятельности. Процедура и методы. В статье на основе методологии социологии воспитания рассматриваются теоретико-методологические аспекты политического воспитания молодежи. Предпринимается попытка измерения политического воспитания молодого поколения на основе аксиологического и деятельностного подходов. Показано, что результатом политического воспитания является уровень политической и правовой культуры личности, ее активная гражданская позиция. По итогам исследования авторы статьи отмечают, что назрела необходимость расширения спектра воспитательного компонента образовательных организаций на основе исторического и политического просвещения молодого поколения. Теоретическая значимость. Обосновано предположение о том, что в трансформирующемся обществе на первый план выходят политические и социокультурные аспекты происходящих изменений, поэтому вложения государства в человеческий потенциал общества (и прежде всего во всестороннее развитие российской молодежи) представляется приоритетом государственной политики. Проблемы теоретико-методологических аспектов политического воспитания как одного из важных социальных институтов требуют осмысления и разработки методологического инструментария.
Цель статьи - определить основные тенденции в изменении региональной дифференциации уровня жизни населения России за период 2005-2022 гг.
Методы: оценка проводится на основе результатов анализа динамики показателей доли населения с доходом ниже величины прожиточного минимума (ВПМ) и соотношения среднедушевого дохода (СД) и ВПМ с применением индексного метода и выявлением характера региональной асимметрии.
Результаты: Показано, что динамика региональной дифференциации показателей уровня жизни в течение 2005-2011 гг. имела сглаживающий характер, показатель доли населения с доходами ниже ВПМ в течение 2013-2022 гг. - асимметричный характер изменения, изменения значений соотношения СД и ВПМ в 2011-2017 гг. относились к нейтральному, с 2018 г. - к асимметричному типу. Распределение субъектов РФ по группам значений комплексных индексов доходов показало устойчивое повышение числа регионов с высокими и средними значениями показателя, сокращение - входящих в низкодоходные группы, при этом выраженная внутрирегиональная асимметрия наблюдалась в небольшом числе субъектов РФ. Среди основных факторов, определяющих направление региональной дифференциации, автор выделяет социетальные, социально-экономические, социально-управленческие. Особое внимание уделяется исследованию влияния субъективного административного фактора, принятию управленческих решений в изменении методики расчета показателей дохода
Целью исследования является изучение теоретико-методических основ сбалансированной системы показателей оценки эффективности деятельности фирмы. Особое внимание уделено распределению целей коммерческой организации по перспективам сбалансированной системы показателей, а также установлению плановых и фактических значений для сбалансированной системы показателей в организации. Авторы обосновывают значимость разработки стратегических мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций на основе применения разработанной сбалансированной системы показателей. Когда решается проблема разработки сбалансированной системы показателей для оценки эффективности деятельности фирмы, выбор специализированного программного обеспечения, такого как BSC Designer, был обоснованным по нескольким причинам: гибкость и настраиваемость, фокус на конкретной задаче, профессиональные возможности, поддержка и обновления, проверенная репутация. Разработка сбалансированной системы показателей оценки эффективности деятельности помогает фирмам решить ряд проблем, таких как оценка производительности, понимание стратегических целей, выравнивание интересов, принятие обоснованных решений, а также улучшение коммуникации. Методы исследования - абстрактно-логический, анализ, формализация и типология - использовались при разработке сбалансированной системы показателей оценки эффективности деятельности фирмы.
В Российской Федерации прошло десять лет с момента официального становления государственной системы стратегического планирования. Пришло время подвести первые итоги и наметить пути совершенствования и развития. Очевидно влияние мировой практики стратегического планирования на нашу систему. Малое количество натуральных показателей, проектный подход, высокая социальная ориентация и политическая ангажированность - вот ключевые тренды в мире. Цель - представление результатов исследования в области гармонизации и совершенствования системы государственного стратегического планирования на фоне начала четвертой промышленной революции и сопряженности стратегического планирования с вектором развития экономики современной России. Методология исследования - исследование практики государственного стратегического планирования, выявление мировых трендов и сопутствующих им проблем с использованием методов пространственного анализа и планирования, включая метод межотраслевых балансов, а также теорию технологических укладов и промышленных революций. Проведен анализ современной научной периодики по данной проблеме. В результате выявлены и формализованы четыре основных мировых тренда в системах государственного стратегического планирования в рамках двух основных групп подходов к пониманию идей стратегического планирования на уровне государства. Проведен анализ проблематики оценки эффективности в рамках новой промышленной революции с позиции изменения важности проблемы в новых условиях и наличия направлений разрешения проблемы. Следующим этапом проведена оценка применимости групп критериев эффективности равнозначно на всех уровнях управления. В качестве наиболее отвечающего целям определен критерий эффективности - экономическая сложность. Гармонизация системы государственного стратегического планирования должна базироваться на сквозных показателях. Для реализации данного подхода предлагается использовать инструментарий межотраслевых балансов. Еще одним элементом гармонизации является отказ от привязки системы государственных стратегических планов к электоральному циклу и переход к определению планового периода с помощью научно обоснованного инструментария.
Неопределенность и неизвестность как неотъемлемые атрибуты современности накладывают отпечаток на развитие всех процессов и явлений. Существенное влияние они оказывают и на управленческие циклы, формируя новые запросы и вызовы. Цель статьи - обоснование концептуального подхода к исследованию управленческой культуры, выявлению ее структурно-функциональных и содержательных характеристик, разработке комплексной модели управленческой культуры в условиях неопределенности. Автором обосновывается оригинальная комплексная модель, включающая структурные, функциональные и содержательные компоненты управленческой культуры и ее ключевые принципы. Методологическую основу составляют работы А. В. Тихонова, Д. Г. Передни и авторские разработки проблемы. Эмпирической базой сформулированных выводов и положений выступили результаты всероссийских исследований 2017-2023 годов, результаты экспертной дискуссии 2023 года и выводы международного исследования 2023 года по проблемам лидерства в современных условиях. В результате автором аргументируется вывод о том, что в условиях перманентных, глобальных и стремительных изменений требуется постоянная коррекция содержательных и ценностно-смысловых компонентов управленческой культуры. Предложенная комплексная модель может стать концептуальной основой для дальнейших исследований управленческой культуры и определения ключевых направлений ее развития.
Данная статья посвящена результатам социологического анализа диджитализации социальной активности населения в виртуальном пространстве, которая рассмотрена в рамках преобразования общества под воздействием информационных технологий. Цель статьи - на основе социологического анализа выявить особенности диджитализации социальной активности населения в виртуальном пространстве. Теоретическую основу работы составили социологические концептуальные подходы к исследованию цифровизации социального пространства. Эмпирическую основу работы составили результаты социологического опроса жителей г. Орла, проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике. По результатам исследования выявлены факторы востребованности и цели использования цифровых технологий. Установлено, что процесс цифровизации оказывает неравномерное воздействие на разные сферы общественной жизни и сам этот процесс воспринимается социальными группами по-разному. Резюмировано, что молодежь является группой, чья активность испытывает серьезную трансформацию под действием всё более диджитализирующегося общества. Положительное восприятие этих изменений позволяет утверждать, что цифровые технологии будут и дальше пользоваться большим спросом и расширять свое присутствие в повседневной жизни.