Цель написания статьи - рассмотреть понятийный аппарат социально-экономической политики, определить ее место в управлении развитием государства и регионов. Многомерность анализируемой политики определяет необходимость использования комплексного междисциплинарного подхода. Исследование базируется на применении общенаучных методов изучения социальных и экономических категорий, анализа теоретических основ, группировки, моделирования, сравнительно-правового, структурно-функционального анализа и экспертных оценок. Исследование опирается на концепции социального государства, человеческого капитала, социальной справедливости. Автор рассматривает взаимовлияние «социального» и «экономического». В работе утверждается, что содержательные характеристики социально-экономической политики государства и регионов дифференцированы в научном дискурсе вследствие различных методологических подходов экономистов, политологов, социологов, юристов. Автор полагает, что социально-экономическая политика определяет основные цели, принципы и механизмы взаимодействия органов публичной власти, бизнеса, институтов гражданского общества в решении ключевых проблем повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социо-экономико-экологического развития. В современной политической повестке дня определенный тон данному процессу задают приоритеты, заложенные в национальных целях развития, национальных проектах, в Послании главы государства Федеральному Собранию РФ, региональных стратегических документах. Многогранность анализируемой политики повышает требования к теоретическому базису специалиста (в том числе к цифровым компетенциям), пониманию ее особенностей и процедур реализации в практике публичного управления. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что социально-экономическая политика требует своего дальнейшего научного обоснования в рамках отраслевых политик, правового оформления и практической реализации.
Идентификаторы и классификаторы
К настоящему времени энтропия мировой экономической системы достигла самого высокого уровня за последние несколько десятилетий. Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) создала возможности и предпосылки для цифрового прорыва. Параллельно с этим мировая повестка дня – 2030 определила 17 целей устойчивого развития (экономической, экологической и социальной сфер)
Список литературы
1. Антохина В. А. Государственная политика устойчивого развития регионов: повестка 2030 // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - Т. 16, № 6. - С. 59-79. EDN: PQYNNO
2. Баранова С. В., Лидинфа Е. П. Социально-экономическая политика регионов: цели, задачи, факторы объективного воздействия // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2020. - № 2(26). - С. 25-31. EDN: QHDGLY
3. Барашкова О.В. Социальная справедливость как стимул и тормоз экономического развития: противоречия СССР - вызовы будущему // Экономическая наука современной России. - 2021. - № 4(95). - С. 138-142. EDN: LMDSLB
4. Быковская, Ю. В. Экономическая сущность социальной политики: вопросы теории и методологии // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 2. - С. 94-99.
5. Вебер М. Политика как призвание и профессия. - Рипол-Классик, 2018. - 288 с.
6. Вертакова Ю.В. Региональная социально-экономическая политика / Ю.В. Вертакова, И.Е. Рисин, Н.С. Трусова. - Москва: КНОРУС, 2023. - 276 с.
7. Вертешева С.М. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / С.М. Вертешева, проф. В.Е. Рохчина. - СПб.: СПб ГПУ, 2003. - 320 с.
8. Данилова Е.Н. Периоды изменений в социальной политике и представлениях о социальной справедливости в России // Социологическая наука и социальная практика. - 2015. - № 2(10). - С. 18-50. EDN: TYRWYX
9. Задорожнева Ю.В. Структурно-логическое поэтапное проектирование механизма реализации социально-экономической политики региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2014. - № 6(29). - С. 33-42. EDN: TJUKJH
10. Каменев И.Г. К вопросу о взаимосвязи государственной социальной и экономической политики // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 4. - С. 32-38. EDN: SQIQLZ
11. Карпова Г.Г. Мельков С.А. Культурная политика как отраслевая политика: лапидарные размышления // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 5. - С. 31-44. EDN: BJCOGK
12. Константиниди Х. А. Параметры механизма формирования государственной политики в экономической и социальной сферах на основе систематизации стратегического целеполагания // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 31(2). - С. 128-133. EDN: SHHFRF
13. Морозов С.И. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 4(26). - С. 107-112. EDN: NAXMDX
14. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 384 с.
15. Рыбалкина О.А. Социально-экономическая политика для развития регионов. Характерные особенности формирования региональной социально-экономической политики // Российское предпринимательство. - 2010. - № 10-1. - С. 134-137. EDN: NBLKHR
16. Слинкова О. К., Масленникова Н. Ю. Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2015. - №7(204). - С. 5-12. EDN: UMLHXV
17. Смольянова И.В. Формирование приоритетов региональной социально-экономической политики: проблемы и пути решения // Креативная экономика. - 2022. - Том 16. - № 4. - С. 1637-1650. EDN: YIOYSP
18. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с. EDN: UJQAZT
19. Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии. - Москва: Аспект Пресс, 2010. - 574 с. EDN: QOKNKV
20. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. - Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 787 с. EDN: QOFURR
21. Хамалинская В.В., Хамалинский И. В. Теоретические аспекты выбора и реализации модели социально-экономической политики государства // Сибирская финансовая школа. - 2021. - № 4(144). - С. 25-28. EDN: OLEHVH
22. Черкашнев Р. Ю. Ключевые направления модернизации социально-экономической политики развития регионов // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 4(50). - С. 235-240. EDN: QIXFPH
23. Advancing the 2030 Agenda through the Social and Solidarity Economy. 2022. ISBN 978-92-2-037430-6.
24. Economy, territory, identity: Politics of West European peripheries / Rokkan S., Urwin D. W.; Sponsored by the European Consortium for Political Research / ECPR - L.; Beverly Hills: Sage, 1983.
25. Gersonskaya, I. Role and significance of state regulation at the present stage of economic development // The Scientific Heritage. - 2020. - No. 45-4(45). - P. 32-34. EDN: WWBXGM
26. Litwiński, M. (2017). The evolution of idea of socio-economic development. Ekonomia i Prawo. Ecomomics and Law, 16(4): 449-458.
27. Pfau-Effinger, Birgit & Grages, Christopher. (2021). Social Policy. DOI: 10.1515/9783110627275-029
28. Smith, T. Alexander. The Comparative Policy Process. Santa Barbara, Califomia: Clio Press, Inc., 1975. 184 p.
29. Sochneva E.N., Voronin E.A., Zyablikov D.V. Social and economic policy of Krasnoyarsk territory as a region of innovative development // Siberian Journal of Science and Technology. - 2017. - Vol. 18, №3. - P. 680-689. EDN: YMFPGQ
30. Terziev, Venelin & Georgiev, Marin. (2020). The social policy from a contemporary perspective. Knowledge - International Journal Vol. 40.6.
31. Tsaurkubule, Zhanna (2017) Evaluating the efficiency of state socioeconomic policy of Latvia, Contemporary Economics, ISSN 2300-8814, University of Finance and Management in Warsaw, Faculty of Management and Finance, Warsaw, Vol. 11, Iss. 3, pp. 327-342.
32. Zelezinskii A. L., Arhipova O. V., Hodos D. V., Fedorova A. V. Features of the regional and economic policy of Russia // Economic Vector. - 2021. - №. 4(27). - P. 93-99. EDN: THOVLP
33. Zukhorovich, Et. (2021). Stages Of The Formation And Implementation Of Social Policy. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT). 12. 1054-1061. DOI: 10.17762/turcomat.v12i4.613 EDN: OHKSQB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является анализ действий внешних акторов по дискриминации отечественной спортивной дипломатии и определение приоритетов противодействия незаконным санкциям против российского олимпийского движения. В период с 2015 года российские спортсмены стали подвергаться ограничениям на право участия в международных спортивных соревнованиях. После начала специальной военной операции на территории Украины количество ограничений российских спортсменов можно назвать беспрецедентным за всю историю мирового спорта и Олимпийских игр. Методология исследования основывается на использовании ресурсов ивент-анализа, контент-анализа, общенаучной методологии. Противодействие вводимым ограничениям и возвращение полноты международного спортивного участия должно стать главной целью спортивной дипломатии Российской Федерации в современных условиях. Для достижения поставленной цели у России сохраняется ряд инструментов, комплексное задействование которых может обеспечить решение проблем взаимоотношений между МОК и нашей страной. В результате установлено, что первостепенное значение среди инструментов нейтрализации незаконных санкций будут иметь спортивно-судебные меры: обращение к международному спортивному арбитражу, расширение участия России в региональных спортивных федерациях и организациях, выдвижение инициатив по реформированию управления МОК. Обоснована необходимость принятия концептуальных документов, определяющих стратегию спортивной дипломатии страны в условиях эскалации международных отношений.
Цель - рассмотреть основные направления развития научного и инновационного потенциала молодежи Беларуси в рамках «Стратегии развития молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года». Авторами проанализированы статистические данные по ряду показателей (количество поступающих в аспирантуру, докторантуру), выделено несколько наиболее популярных отраслей занятости белорусской молодежи: ИТ-технологии, сфера услуг питания и гостиничного бизнеса, оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, сфера финансовых услуг, страховых услуг, научная деятельность. Отмечается, что в процессе получения высшего образования как способ заработка в период каникул у студентов остаются востребованы студенческие молодежные отряды. По результатам анализа выявлены сильные стороны реализуемой государственной молодежной политики и предложены возможные инструменты перспективного ее развития, нацеленные на приобретение и развитие компетенций у молодежи. Среди наиболее востребованных компетенций - развитие предпринимательских способностей, обучение стартап-проектированию и проектным технологиям, инновационному менеджменту. Также авторами обозначена необходимость совершенствования форм работы с одаренной молодежью в вузах (в т. ч. в процессе обучения, более активное применение новых инструментов проектирования инноваций).
Цель данной работы заключается в определении текущего уровня экологичности грузоперевозок в России и, в частности, Республике Карелии и возникающих конфликтов интересов при экологизации транспортной сферы. Работа построена на данных статистических агентств, экспертиз различных видов грузового транспорта и результатов апробации транспортных моделей ранее проведённых исследований. Были использованы методы описательной статистики, нормативно-правовой и контент-анализ законодательных и стратегических документов, метод кейс-стади и картографический метод. В ходе работы определены распространённость различных видов грузоперевозок, их воздействие на окружающую среду, связанные с ними денежные и неденежные издержки. Осуществлена комплексная оценка направлений повышения экологических характеристик грузового транспорта и их влияния на изменение экономических и потребительских показателей. Показано, что пока на рынке отсутствует понимание, какое из направлений экологизации наиболее перспективно. Научной новизной характеризуется установление того, что улучшение экологических характеристик грузоперевозок приводит к трансформации их потребительской ценности и возникновению конфликтов экономических, экологических, а на ряде территорий и социальных интересов, и это существенно ограничивает переход компаний к построению устойчивых цепочек поставки. В наибольшей мере улучшение потребительских качеств происходит при экологизации железнодорожного транспорта, в отношении остальных видов снижаются пределы использования по времени и дальности. Потенциал ускорения перевозок водным транспортом без ухудшения его экологических характеристик существенно ограничен. Практическую ценность имеют выработанные рекомендации по повышению экологичности грузового транспорта и показанная необходимость учёта конфликтов интересов акторов для обеспечения эколого-экономической и социальной безопасности территорий.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное общество выходит на новый виток инновационного развития с характерным возрастанием экоактивизма и общественного спроса на продукцию природосберегающих производств, а также растущим интересом бизнес-структур к экономии дорожающих ограниченных ресурсов за счет массового внедрения безотходных технологий и удлинения циклов потребления. Выгоды перехода к циркулярной экономике для региональных систем заключаются в создании новых рабочих мест по мере перехода от простого отказа от части благ, созданных из невозобновляемых ресурсов, к проектированию длинных и множественных циклов потребления. Природные богатства Арктической зоны - это огромный потенциал для развития экономики России. Учитывая большой ресурсный запас данного региона, вопросы повышения эффективности управления социо-эколого-экономическим развитием данной территории на основе технологий циркулярной экономики являются своевременными и необходимыми. Цель - разработать методологические основы управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны на основе модели экономики замкнутого цикла. Объектом исследования выступает концепция циркулярной экономики. Методология исследования: сравнительный и системный подходы, а также общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. В результате автором раскрыта сущность циркулярной экономики, заключающаяся в принятии моделей более чистого производства, повышении ответственности и осведомленности производителей и потребителей, использовании возобновляемых технологий и материалов, а также в принятии подходящих, стабильных политик и инструментов. Предложены принципы и инструменты управления региональными системами на основе технологий циркулярной экономики. Обоснована необходимость трансформации модели управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны путем применения элементов экономики замкнутого цикла.
Современная нестабильная макро- и микроэкономическая обстановка требует от органов государственной исполнительной власти создания и интеграции принципиально новых инструментов развития национальной и региональной экономики. Ключевым драйвером такого развития, по мнению автора, способно стать совершенствование различных форм поддержки инвестиционных процессов. Цель - создание нового инструмента поддержки товарно-инвестиционных процессов, обеспечивающего достижение баланса интересов всех ключевых участников отечественной социально-экономической системы. Методология: основываясь на анализе действующей нормативно-правовой базы и оценке накопленного эмпирического опыта регионов в части поддержки товарно-инвестиционных проектов на примере Орловской области, предложено создание специализированной товарно-инвестиционной биржи.
Результаты: уникальность биржи заключается в достижении искомого баланса интересов трёх ключевых участников: во-первых, удовлетворения унифицированных и (или), напротив, уникальных потребностей конечных потребителей товаров, работ, услуг; во-вторых, максимизации получения прибыли для локальных товаропроизводителей и сервисов; а также, в-третьих, достижения устойчивого социально-экономического развития как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом за счет привлечения и аккумулирования дополнительного финансово-инвестиционного капитала. При этом оценка социально-экономической эффективности самой биржи свидетельствует о том, что средний период окупаемости настоящего инструмента составляет около 3,5 года. Впоследствии перспективную прибыль региональное правительство сможет направить на формирование новых локальных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, по мнению автора, на практике создание настоящей биржи будет существенно способствовать ускорению всех товарно-инвестиционных процессов как для отдельного региона, так и для национальной экономики в целом (в случае масштабирования практики применения данного инструмента в прочих субъектах РФ).
В статье рассматривается роль экспертных комментариев в лентах российских информационных агентств «ТАСС» и РИА «Новости» в процессе реализации государственной информационной политики Российской Федерации. Цель исследования - выяснить эмпирическим путем, действительно ли публикация государственными информационными агентствами мнений экспертов является нарушением «принципа нейтральности и равноудалённости» или таким образом агентства всего лишь помогают государству осуществлять его справедливое стремление выступать актором информационных отношений в обществе. Основным концептом исследования выступило понятие «экспертный комментарий». Проанализировав полученные результаты контент-анализа, можно заключить, что портрет эксперта у обоих агентств имеет ряд как общих черт, так и совершенно различных. Помимо этого, концептуальную базу исследования также составили такие категории, как «массовые коммуникации» и «информационный баланс». В результате авторы пришли к выводу, что публикация исследуемыми агентствами экспертных комментариев не является нарушением «принципа нейтральности и равноудаленности», а, более того, помогает точнее доносить до аудитории суть затрагиваемых проблем и расширяет палитру мнений. Также в результате контент-анализа был сформирован обобщенный портрет эксперта российских государственных информационных агентств.
Цель исследования - анализ применимости использования современных коммуникативно-информационных технологий для оценки социальных процессов на региональном уровне и обоснование актуальных подходов к анализу данных социальных сетей на основе цифрового следа актора. На основе теоретического анализа, изучения организационно-правовых и технологических аспектов проблемы авторы приходят к выводу о том, что применение коммуникативно-информационных технологий, в частности социальных сетей, для взаимодействия с органами государственной власти региона является актуальным и эффективным способом обеспечения прозрачности и открытости государственных органов перед населением. А также обеспечивают возможность задавать вопросы и высказывать свои предложения и замечания, подавать обращения и жалобы, получать обратную связь от граждан по вопросам, непосредственно касающимся их жизни и благополучия. Авторы обосновывают, что для оценки социальных процессов на региональном уровне целесообразно использовать разнообразные коммуникативно-информационные технологии. Ключевой тезис предполагает, что скрытые знания о социальных процессах, проходящих в коммуникативно-информационных технологиях, могут быть получены через анализ цифрового следа акторов. Несмотря на полноту и достоверность используемого подхода, основными его недостатками являются: многозначность оценочной лексики; сложность оценки иронии и сарказма; трудности с анализом иного текста (символических и графических изображений, которые заменяют текст); использование словарных ресурсов. Практическое использование полученных данных позволит повысить эффективность процесса принятия решений при управлении регионом, организовать общественный диалог между властями и населением региона, выявить наиболее актуальные и важные проблемы и возможные пути их решения, стать важным инструментом для формирования позитивной общественной атмосферы и повышения доверия к властям.
Целью статьи является анализ специфики реализации модели коммуникационного взаимодействия власти и общества, обеспечивающей действенную обратную связь и позволяющей разрабатывать компромиссные решения, способные мобилизовать общество на решение принимаемых властью политических задач. В качестве основных факторов, определяющих реализуемую на практике модель взаимодействия, рассматривается значение ценностных оснований, определяющих коммуникативную культуру диалога власти и общества, и технологий взаимодействия, формирующих новые способы освоения реальности. Технологию и коммуникативную культуру предлагается рассматривать как взаимодополняющие элементы, которые, находясь во взаимодействии, определяют характер и направление этого взаимодействия в виде нейтрального, регрессивного или прогрессивного типа с точки зрения эффекта от взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества в современных условиях цифровой трансформации государственно-общественных отношений. Отмечается, что тип взаимодействия во многом будет зависеть от совпадения целеполагания субъектов взаимодействия: для чего эти технологии взаимодействия создаются и какие ценностные основания закладываются в основу формируемой коммуникативной культуры их использования. Автором показано, что конструктивная модель взаимодействия власти и общества, способствующая прогрессивному развитию государственно-общественных отношений, реализуется при условии совпадения целеполагания разрабатываемых и внедряемых технологий и содержания культуры коммуникации, обусловленных общими ценностями органов власти и общества. При этом технологические, культурные и целевые факторы позволяют рассмотреть коммуникационные процессы между органами власти и гражданским обществом в их системной взаимосвязи как целостного управленческого организма.
Цель статьи состоит в обосновании системы рекомендаций для профильных федеральных органов исполнительной власти и руководства субъектов РФ по использованию технологий цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России. Данные технологии были разработаны на основе серии проведенных исследований с использованием проективных методик (ассоциативное моделирование, форсайт-сессия) с жителями ЛНР и ДНР. Выявлено ценностное ядро граждан данных новых территорий России, их когнитивные сценарии, которые были сопоставлены с аналогичными смысловыми конструкциями, отраженными в документах, регламентирующих политику РФ в сфере формирования ценностного консенсуса российских граждан. Социокультурное пространство рассматривается как смыслы социальной и культурной организаций, формирующих единое целое. Автором обозначено, что коммуникативные процессы и технологии цифровых коммуникаций в современных условиях будут оказывать большую роль на формирование нового социокультурного пространства. Выявление когнитивных сценариев жителей ЛНР и ДНР позволило установить ключевые проблемы, затрудняющие их социокультурную интеграцию в российское общество. В результате систематизации перечисленных показателей идентифицирован ряд технологий цифровых коммуникаций, направленных на создание условий жителям новых территорий РФ для успешной интеграции в социокультурное пространство России.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832