Цель статьи состоит в обосновании системы рекомендаций для профильных федеральных органов исполнительной власти и руководства субъектов РФ по использованию технологий цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России. Данные технологии были разработаны на основе серии проведенных исследований с использованием проективных методик (ассоциативное моделирование, форсайт-сессия) с жителями ЛНР и ДНР. Выявлено ценностное ядро граждан данных новых территорий России, их когнитивные сценарии, которые были сопоставлены с аналогичными смысловыми конструкциями, отраженными в документах, регламентирующих политику РФ в сфере формирования ценностного консенсуса российских граждан. Социокультурное пространство рассматривается как смыслы социальной и культурной организаций, формирующих единое целое. Автором обозначено, что коммуникативные процессы и технологии цифровых коммуникаций в современных условиях будут оказывать большую роль на формирование нового социокультурного пространства. Выявление когнитивных сценариев жителей ЛНР и ДНР позволило установить ключевые проблемы, затрудняющие их социокультурную интеграцию в российское общество. В результате систематизации перечисленных показателей идентифицирован ряд технологий цифровых коммуникаций, направленных на создание условий жителям новых территорий РФ для успешной интеграции в социокультурное пространство России.
Идентификаторы и классификаторы
В связи с вхождением ЛНР и ДНР в состав Российской Федерации особое значение приобретает создание условий для интеграции их жителей в социокультурное пространство России. Проблемное поле данного процесса обусловлено тем, что существенная часть жизни этих людей прошла в принципиально иных, чем в российском обществе, обстоятельствах. Исходя из этого, важной задачей сегодняшнего дня является установление основных препятствий, сложностей социокультурной интеграции жителей ЛНР и ДНР и разработка на этой базе технологий, нацеленных на преодоление данных затруднений.
Список литературы
1. Ахременко А.С., Бродовская Е.В. Влияние новых информационно-коммуникационных технологий на гражданский и политический активизм: “линии напряжения” дискуссионного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. - № 6 (166). - С. 4-27. EDN: EPFRSY
2. Бродовская Е.В., Синяков А.В., Давыдова М.А. Цифровые компетенции разных поколений: результаты социологического исследования в ставропольском крае // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. - № 1. - С. 120-129. EDN: OGAVAX
3. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с. франц.; отв. ред. перевода, сост. И послесл. Н.А. Шматко. - М.; СПб: Институт экспериментальной социологии; Алетея, 2005. - 576 с. EDN: QOENQL
4. Зиммель Г. Философия денег (фрагмент) / пер. с нем., англ. // Теория общества: сборник. - М.: КАНОН-Пресс-Ц, 1999. - С. 309-388.
5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе (англ.) рус. / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
7. Майер-Шенбергер В., Курьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живём, работаем и мыслим“. М.: Изд-во “Манн, Иванов и Фербер”, 2014.
8. Мальцева В.В. Значение СМИ в процессе достижения социокультурной интеграции, профилактике и преодолении экстремизма. В сборнике: Медиачтения СКФУ: взгляд молодых исследователей. сборник конкурсных материалов Всероссийского научного семинара. отв. ред. О.И. Лепилкина, А.М. Горбачев. 2016. - С. 106-108. EDN: WEVIPT
9. Окольникова С.А. Интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст: региональная модель: автореферат дис.. кандидата культурологии / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 2011. EDN: ZOEEEX
10. Парсонс Т. Система современных обществ. / Пер, с англ. Л. А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
11. Попов М.Е. Этнические конфликты и проблемы социокультурной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. - № 8. - С. 97-102. EDN: WKHKHT
12. Петренко В.Ф., Митина О.В. Политическая психология: психосемантический подход. М.; Челябинск: Социум, 2018. - 590 с. EDN: RARICM
13. Пустовалова Е.В. Социокультурные основания интеграции ценностей в современном обществе // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2015. - № 3-2. - С. 70-72. EDN: VCHSGP
14. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. / Пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. - Мн.: Современный литератор, 1998. - 1403 с.
15. Шмидт Э, Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М.: Изд-во “Манн, Иванов и Фербер”, 2013 - 368.
16. Яворский Д.Р. Понятие природы и проблема социокультурной интеграции //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 1 (7). С. 140-143. EDN: JSQCJP
17. Collingwood, R.G. The Idea of Nature / R. G. Collingwood. - N. Y.: Oxford University Press, 1960. - Vol. 8. - 183 р.
18. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Los Angeles: University of California Press, 1985. Р. 15. 3.
19. Rothman J., Alberstein M. Individuals, groups and intergroups: Understanding the role of identity in conflict and its creative engagement // Ohio State Journal on Dispute Resolution. 2013. - № 28 (3). - Р. 631-658.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является анализ действий внешних акторов по дискриминации отечественной спортивной дипломатии и определение приоритетов противодействия незаконным санкциям против российского олимпийского движения. В период с 2015 года российские спортсмены стали подвергаться ограничениям на право участия в международных спортивных соревнованиях. После начала специальной военной операции на территории Украины количество ограничений российских спортсменов можно назвать беспрецедентным за всю историю мирового спорта и Олимпийских игр. Методология исследования основывается на использовании ресурсов ивент-анализа, контент-анализа, общенаучной методологии. Противодействие вводимым ограничениям и возвращение полноты международного спортивного участия должно стать главной целью спортивной дипломатии Российской Федерации в современных условиях. Для достижения поставленной цели у России сохраняется ряд инструментов, комплексное задействование которых может обеспечить решение проблем взаимоотношений между МОК и нашей страной. В результате установлено, что первостепенное значение среди инструментов нейтрализации незаконных санкций будут иметь спортивно-судебные меры: обращение к международному спортивному арбитражу, расширение участия России в региональных спортивных федерациях и организациях, выдвижение инициатив по реформированию управления МОК. Обоснована необходимость принятия концептуальных документов, определяющих стратегию спортивной дипломатии страны в условиях эскалации международных отношений.
Цель - рассмотреть основные направления развития научного и инновационного потенциала молодежи Беларуси в рамках «Стратегии развития молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года». Авторами проанализированы статистические данные по ряду показателей (количество поступающих в аспирантуру, докторантуру), выделено несколько наиболее популярных отраслей занятости белорусской молодежи: ИТ-технологии, сфера услуг питания и гостиничного бизнеса, оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, сфера финансовых услуг, страховых услуг, научная деятельность. Отмечается, что в процессе получения высшего образования как способ заработка в период каникул у студентов остаются востребованы студенческие молодежные отряды. По результатам анализа выявлены сильные стороны реализуемой государственной молодежной политики и предложены возможные инструменты перспективного ее развития, нацеленные на приобретение и развитие компетенций у молодежи. Среди наиболее востребованных компетенций - развитие предпринимательских способностей, обучение стартап-проектированию и проектным технологиям, инновационному менеджменту. Также авторами обозначена необходимость совершенствования форм работы с одаренной молодежью в вузах (в т. ч. в процессе обучения, более активное применение новых инструментов проектирования инноваций).
Цель данной работы заключается в определении текущего уровня экологичности грузоперевозок в России и, в частности, Республике Карелии и возникающих конфликтов интересов при экологизации транспортной сферы. Работа построена на данных статистических агентств, экспертиз различных видов грузового транспорта и результатов апробации транспортных моделей ранее проведённых исследований. Были использованы методы описательной статистики, нормативно-правовой и контент-анализ законодательных и стратегических документов, метод кейс-стади и картографический метод. В ходе работы определены распространённость различных видов грузоперевозок, их воздействие на окружающую среду, связанные с ними денежные и неденежные издержки. Осуществлена комплексная оценка направлений повышения экологических характеристик грузового транспорта и их влияния на изменение экономических и потребительских показателей. Показано, что пока на рынке отсутствует понимание, какое из направлений экологизации наиболее перспективно. Научной новизной характеризуется установление того, что улучшение экологических характеристик грузоперевозок приводит к трансформации их потребительской ценности и возникновению конфликтов экономических, экологических, а на ряде территорий и социальных интересов, и это существенно ограничивает переход компаний к построению устойчивых цепочек поставки. В наибольшей мере улучшение потребительских качеств происходит при экологизации железнодорожного транспорта, в отношении остальных видов снижаются пределы использования по времени и дальности. Потенциал ускорения перевозок водным транспортом без ухудшения его экологических характеристик существенно ограничен. Практическую ценность имеют выработанные рекомендации по повышению экологичности грузового транспорта и показанная необходимость учёта конфликтов интересов акторов для обеспечения эколого-экономической и социальной безопасности территорий.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное общество выходит на новый виток инновационного развития с характерным возрастанием экоактивизма и общественного спроса на продукцию природосберегающих производств, а также растущим интересом бизнес-структур к экономии дорожающих ограниченных ресурсов за счет массового внедрения безотходных технологий и удлинения циклов потребления. Выгоды перехода к циркулярной экономике для региональных систем заключаются в создании новых рабочих мест по мере перехода от простого отказа от части благ, созданных из невозобновляемых ресурсов, к проектированию длинных и множественных циклов потребления. Природные богатства Арктической зоны - это огромный потенциал для развития экономики России. Учитывая большой ресурсный запас данного региона, вопросы повышения эффективности управления социо-эколого-экономическим развитием данной территории на основе технологий циркулярной экономики являются своевременными и необходимыми. Цель - разработать методологические основы управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны на основе модели экономики замкнутого цикла. Объектом исследования выступает концепция циркулярной экономики. Методология исследования: сравнительный и системный подходы, а также общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. В результате автором раскрыта сущность циркулярной экономики, заключающаяся в принятии моделей более чистого производства, повышении ответственности и осведомленности производителей и потребителей, использовании возобновляемых технологий и материалов, а также в принятии подходящих, стабильных политик и инструментов. Предложены принципы и инструменты управления региональными системами на основе технологий циркулярной экономики. Обоснована необходимость трансформации модели управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны путем применения элементов экономики замкнутого цикла.
Современная нестабильная макро- и микроэкономическая обстановка требует от органов государственной исполнительной власти создания и интеграции принципиально новых инструментов развития национальной и региональной экономики. Ключевым драйвером такого развития, по мнению автора, способно стать совершенствование различных форм поддержки инвестиционных процессов. Цель - создание нового инструмента поддержки товарно-инвестиционных процессов, обеспечивающего достижение баланса интересов всех ключевых участников отечественной социально-экономической системы. Методология: основываясь на анализе действующей нормативно-правовой базы и оценке накопленного эмпирического опыта регионов в части поддержки товарно-инвестиционных проектов на примере Орловской области, предложено создание специализированной товарно-инвестиционной биржи.
Результаты: уникальность биржи заключается в достижении искомого баланса интересов трёх ключевых участников: во-первых, удовлетворения унифицированных и (или), напротив, уникальных потребностей конечных потребителей товаров, работ, услуг; во-вторых, максимизации получения прибыли для локальных товаропроизводителей и сервисов; а также, в-третьих, достижения устойчивого социально-экономического развития как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом за счет привлечения и аккумулирования дополнительного финансово-инвестиционного капитала. При этом оценка социально-экономической эффективности самой биржи свидетельствует о том, что средний период окупаемости настоящего инструмента составляет около 3,5 года. Впоследствии перспективную прибыль региональное правительство сможет направить на формирование новых локальных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, по мнению автора, на практике создание настоящей биржи будет существенно способствовать ускорению всех товарно-инвестиционных процессов как для отдельного региона, так и для национальной экономики в целом (в случае масштабирования практики применения данного инструмента в прочих субъектах РФ).
Цель написания статьи - рассмотреть понятийный аппарат социально-экономической политики, определить ее место в управлении развитием государства и регионов. Многомерность анализируемой политики определяет необходимость использования комплексного междисциплинарного подхода. Исследование базируется на применении общенаучных методов изучения социальных и экономических категорий, анализа теоретических основ, группировки, моделирования, сравнительно-правового, структурно-функционального анализа и экспертных оценок. Исследование опирается на концепции социального государства, человеческого капитала, социальной справедливости. Автор рассматривает взаимовлияние «социального» и «экономического». В работе утверждается, что содержательные характеристики социально-экономической политики государства и регионов дифференцированы в научном дискурсе вследствие различных методологических подходов экономистов, политологов, социологов, юристов. Автор полагает, что социально-экономическая политика определяет основные цели, принципы и механизмы взаимодействия органов публичной власти, бизнеса, институтов гражданского общества в решении ключевых проблем повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социо-экономико-экологического развития. В современной политической повестке дня определенный тон данному процессу задают приоритеты, заложенные в национальных целях развития, национальных проектах, в Послании главы государства Федеральному Собранию РФ, региональных стратегических документах. Многогранность анализируемой политики повышает требования к теоретическому базису специалиста (в том числе к цифровым компетенциям), пониманию ее особенностей и процедур реализации в практике публичного управления. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что социально-экономическая политика требует своего дальнейшего научного обоснования в рамках отраслевых политик, правового оформления и практической реализации.
В статье рассматривается роль экспертных комментариев в лентах российских информационных агентств «ТАСС» и РИА «Новости» в процессе реализации государственной информационной политики Российской Федерации. Цель исследования - выяснить эмпирическим путем, действительно ли публикация государственными информационными агентствами мнений экспертов является нарушением «принципа нейтральности и равноудалённости» или таким образом агентства всего лишь помогают государству осуществлять его справедливое стремление выступать актором информационных отношений в обществе. Основным концептом исследования выступило понятие «экспертный комментарий». Проанализировав полученные результаты контент-анализа, можно заключить, что портрет эксперта у обоих агентств имеет ряд как общих черт, так и совершенно различных. Помимо этого, концептуальную базу исследования также составили такие категории, как «массовые коммуникации» и «информационный баланс». В результате авторы пришли к выводу, что публикация исследуемыми агентствами экспертных комментариев не является нарушением «принципа нейтральности и равноудаленности», а, более того, помогает точнее доносить до аудитории суть затрагиваемых проблем и расширяет палитру мнений. Также в результате контент-анализа был сформирован обобщенный портрет эксперта российских государственных информационных агентств.
Цель исследования - анализ применимости использования современных коммуникативно-информационных технологий для оценки социальных процессов на региональном уровне и обоснование актуальных подходов к анализу данных социальных сетей на основе цифрового следа актора. На основе теоретического анализа, изучения организационно-правовых и технологических аспектов проблемы авторы приходят к выводу о том, что применение коммуникативно-информационных технологий, в частности социальных сетей, для взаимодействия с органами государственной власти региона является актуальным и эффективным способом обеспечения прозрачности и открытости государственных органов перед населением. А также обеспечивают возможность задавать вопросы и высказывать свои предложения и замечания, подавать обращения и жалобы, получать обратную связь от граждан по вопросам, непосредственно касающимся их жизни и благополучия. Авторы обосновывают, что для оценки социальных процессов на региональном уровне целесообразно использовать разнообразные коммуникативно-информационные технологии. Ключевой тезис предполагает, что скрытые знания о социальных процессах, проходящих в коммуникативно-информационных технологиях, могут быть получены через анализ цифрового следа акторов. Несмотря на полноту и достоверность используемого подхода, основными его недостатками являются: многозначность оценочной лексики; сложность оценки иронии и сарказма; трудности с анализом иного текста (символических и графических изображений, которые заменяют текст); использование словарных ресурсов. Практическое использование полученных данных позволит повысить эффективность процесса принятия решений при управлении регионом, организовать общественный диалог между властями и населением региона, выявить наиболее актуальные и важные проблемы и возможные пути их решения, стать важным инструментом для формирования позитивной общественной атмосферы и повышения доверия к властям.
Целью статьи является анализ специфики реализации модели коммуникационного взаимодействия власти и общества, обеспечивающей действенную обратную связь и позволяющей разрабатывать компромиссные решения, способные мобилизовать общество на решение принимаемых властью политических задач. В качестве основных факторов, определяющих реализуемую на практике модель взаимодействия, рассматривается значение ценностных оснований, определяющих коммуникативную культуру диалога власти и общества, и технологий взаимодействия, формирующих новые способы освоения реальности. Технологию и коммуникативную культуру предлагается рассматривать как взаимодополняющие элементы, которые, находясь во взаимодействии, определяют характер и направление этого взаимодействия в виде нейтрального, регрессивного или прогрессивного типа с точки зрения эффекта от взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества в современных условиях цифровой трансформации государственно-общественных отношений. Отмечается, что тип взаимодействия во многом будет зависеть от совпадения целеполагания субъектов взаимодействия: для чего эти технологии взаимодействия создаются и какие ценностные основания закладываются в основу формируемой коммуникативной культуры их использования. Автором показано, что конструктивная модель взаимодействия власти и общества, способствующая прогрессивному развитию государственно-общественных отношений, реализуется при условии совпадения целеполагания разрабатываемых и внедряемых технологий и содержания культуры коммуникации, обусловленных общими ценностями органов власти и общества. При этом технологические, культурные и целевые факторы позволяют рассмотреть коммуникационные процессы между органами власти и гражданским обществом в их системной взаимосвязи как целостного управленческого организма.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832