Развитие компьютерных онлайн-игр сопровождается созданием нового типа вещей, которыми можно обмениваться, – игровой атрибутикой, или электронными игровыми вещами. Сначала этими вещами разрешается делиться (дарить, передавать), затем обмениваться по договоренности, потом обмениваться с помощью виртуальной (игровой) валюты, которая выступает в качестве меры «стоимости» компьютерной игровой вещи, и, наконец, по мере того как виртуальная валюта начинает конвертироваться в реальные деньги, рынок игровой атрибутики приобретает существенные черты финансового рынка, доступного уже не только непосредственным игрокам, но и инвесторам. Игровая вещь по своему происхождению не является источником процентного или дивидендного дохода по типу ценной бумаги, но, поскольку ее цена определяется быстро меняющимся во времени соотношением спроса и предложения, такая вещь превращается в потенциальный источник чистого дохода для инвестора, нацеленного на получение прибыли в виде разницы в ценах игровой атрибутики. Цель настоящей статьи – рассмотреть основные особенности рынка компьютерной игровой атрибутики как рынка альтернативных финансовых инвестиций, а также обратить внимание на нюансы, которые стоит учитывать потенциальным инвесторам. Методологическую основу исследования составляют такие методы научного познания, как анализ, сравнение и синтез, а также метод конкретных ситуаций (метод кейсов, или кейс-стади) и контент-анализ. В результате исследования среди прочего делается вывод о том, что рынок атрибутики компьютерных игр развивается быстрыми темпами, имеет глобальный характер, а инвестиции в него в некоторых случаях могут выступать в качестве альтернативы инвестированию в традиционные финансовые активы.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.55959/MSU0130-0105-6-60-2-2
Игровой атрибут (электронная игровая вещь) как виртуальный товар. В самом общем плане игровой атрибут есть инструмент («вещь»), с помощью которого игрок совершает нужные ему действия в игре. Когда игровой атрибут связан только с определенной игрой, его называют внутриигровым атрибутом.
Список литературы
1. Бурденко, Е. В. & Щепетов, В. В. (2021). Влияние пандемии COVID-19 на мировой рынок видеоигр. Международная торговля и торговая политика, 7(1), 36-51. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-1-36-5
2. Бурцев, В. В. (2003). Финансовый контроль в аспекте государственной экономической безопасности. Финансы и кредит, 19(133), 2-8. https://elibrary.ru/hvqngv
3. Королев, Н. (2022). «Скином и мечом». Коммерсантъ, 15. https://www.kommersant.ru/doc/5183593
4. Кулезин, М. А. (2015). Реальные проблемы виртуальных объектов. Евразийская адвокатура, 5(18), 51-53. https://elibrary.ru/vcexbn
5. Магазин Steam. Чарты Steam. Лидеры продаж и самые популярные игры. [График «Игроков в сети»]. Даты обращения 06.08.2023 и 07.11.2024. https://store.steampowered.com/charts
6. Нуждин, Д. В. (2023). Вещные права на виртуальные объекты. Legal Bulletin, 8(1), 123-132. https://cyberleninka.ru/article/n/veschnye-prava-na-virtualnye-obekty
7. Савельев, А. И. (2014). Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх. Вестник гражданского права, 14(1), 127-150. https://elibrary.ru/smtixj
8. Сайт Steamfolio. Дата обращения 10.02.2024, https://steamfolio.com
9. Сайт Торговой площадки Steam. Дата обращения 30.01.2024, https://steamcommunity.com/market
10. Сообщество Steam. (2018). «Руководство: значки, монеты и трофеи CS:GO». Сайт steamcommunity.com. https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=1309775656
11. Borisov, A. (2021). CIS dream comes true: The International 10 shows record-breaking viewership results. Сайт Esports сharts. https://escharts.com/news/ti10-record-breakingresults
12. Cunningham, S., Engelstätter, B., & Ward, M. R. (2016). Violent Video Games and Violent Crime. Southern Economic Journal, 82(4), 1247-1265. https://www.jstor.org/stable/26632315
13. Greer, N., Rockloff , M., Browne, M., Hing, N. & King, D. (2019). Esports Betting and Skin Gambling: A Brief History. Journal of Gambling Issues, 43. 10.4309/jgi.2019.43.8
14. Harris, L. (2003). Trading and exchanges: Market microstructure for practitioners. Oxford University Press.
15. Harviainen, J. T., Paavilainen, J., & Koskinen, E. (2020). Ayn Rand’s Objectivist Ethics Applied to Video Game Business. Journal of Business Ethics, 167(4), 761-774. http://www.jstor.org/stable/45386686
16. Jarrow, R. A. (1992). Market Manipulation, Bubbles, Corners, and Short Squeezes. The Journal of Financial and Quantitative Analysis, 27(3), 311-336. https://doi.org/10.2307/2331322
17. Moro, C., Phelps, C. & Birt, J. (2022). Improving serious games by crowdsourcing feedback from the STEAM online gaming community. The Internet and Higher Education, 55. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2022.100874
18. Shi, F., Ning, H., Zhang, X., Li, R., Tian, Q., Zhang, S., Zheng, Y., Guo, Y. & Daneshmand, M. (2023). A new technology perspective of the Metaverse: Its essence, framework and challenges. Digital Communications and Networks. https://doi.org/10.1016/j.dcan.2023.02.017
19. Statista. (June 26, 2023а). Number of video game users worldwide from 2017 to 2027 (in billions) [Graph]. In Statista. Retrieved August 07, 2023, from https://www.statista.com/statistics/748044/number-video-gamers-world
20. Statista. (2023б). Online gaming in the US: Statista dossier. Statista Digital Market Insights. https://www.statista.com/study/15568/online-gaming-in-the-us-statista-dossier
21. TheGamer. (March 9, 2022). Number of monthly active users on gaming platform Steam worldwide from 2017 to 2021 (in millions) [Graph]. In Statista. Retrieved August 07, 2023, from https://www.statista.com/statistics/733277/number-stream-dau-mau
22. The Spiffi ng Brit, (July 13, 2021). Buying Every Cucumber on the Steam Market. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=u372HKrw5eA
23. Video Game Addiction, (2007). The Science Teacher, 74(2), 20-22. http://www.jstor.org/stable/24141134
24. We Are Social, & DataReportal, & Meltwater. (January 26, 2023). Share of internet users worldwide who play video games on any device as of 3rd quarter 2022, by age group and gender [Graph]. In Statista. Retrieved August 07, 2023, from https://www.statista.com/statistics/326420/console-gamers-gender
25. Zastrow, M. (2017). Is video game addiction really an addiction?: Adding video gaming to the list of recognized behavioral addictions could help millions in need. It could also pathologize a normal behavior and create a new stigma. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 114(17), 4268-4272. https://www.jstor.org/stable/26480727
26. Zendle, D., Cairns, P., Barnett, H. & McCall, C. (2020). Paying for loot boxes is linked to problem gambling, regardless of specifi c features like cash-out and pay-to-win. Computers in Human Behavior, 102, 181-191. 10.1016/j.chb.2019.07.003
Выпуск
Другие статьи выпуска
Чтобы обеспечить эффективное использование сервисов и сделать их более доступными для пользователей, компании-разработчики и поставщики IT-решений реализуют обучение клиентов. Исследования указывают на положительное влияние обучения клиентов на показатели деятельности компании, однако сохраняется дефицит экспериментальных исследований, оценивающих экономический эффект обучения. Цель исследования – сравнить динамику потребления сервисов облачной платформы компаниями-клиентами, сотрудники которых проходили обучение и не проходили обучение по программе вендора. Выполнено сравнение нормализованного прироста (n-gain) среднедневного потребления сервисов Yandex Cloud компаниями, сотрудники которых прошли обучение сервисам облачной платформы (экспериментальная группа) и компаниями, сотрудники которых не проходили обучение (контрольная группа). Обучением являлось прохождение пользователями массового открытого онлайн-курса Yandex Cloud «Инженер облачных сервисов». Для экспериментальной группы среднее значение нормализованного прироста среднедневного потребления сервисов облачной платформы составило 4,4%, для контрольной группы – 2,2%. Разница между группами является статистически значимой (тест Колмогорова-Смирнова, KS = 0,14; p=0,04). Учитывая, что выручка облачного бизнеса часто исчисляется миллиардами рублей, разницу в 2,2 % можно считать большой. Прирост потребления может указывать на то, что обучение позволило сформировать у сотрудников знания и умения в сфере облачных технологий, необходимые для эффективного решения профессиональных задач в рамках деятельности компании-работодателя. Результаты исследования могут быть использованы для принятия решений о создании или развитии программы обучения клиентов облачного вендора, а также для обоснования ценности работы специалистов по обучению в рамках облачного бизнеса.
Контрольные работы являются неотъемлемой частью любого учебного процесса. Если студенты не обладают достаточной информацией о содержании контрольных работ, они могут иметь ошибочные ожидания и выбирать неоптимальную образовательную стратегию, что ведет как к снижению общего уровня знаний и академических успехов, так и к снижению мотивации у студентов прикладывать усилия в дальнейшем. Мы ставим перед собой следующую цель – выявить факторы, формирующие ожидаемые и фактические баллы за контрольные работы, и определить различия между ними. Данные были собраны при помощи опроса студентов Экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках курса «Теория финансов». В качестве метода моделирования используется регрессионный анализ. Студенты неверно оценивают свои знания по предмету, что приводит к некорректным ожиданиям. При формировании ожидаемых баллов респонденты ориентируются на прошлые достижения по другим учебным предметам, однако связь между этим фактором и фактическими баллами не обнаружена. При этом студенты не учитывают прошлые ошибки (разницу между фактическими и ожидаемыми баллами за первую работу) при формировании ожидаемых баллов за следующую контрольную работу.
На сегодня вопрос экологизации потребления важен как для потребителей, заинтересованных в приобретении экологически чистой продукции (ЭЧП), так и для производителей, заинтересованных в расширении рынков сбыта такой продукции. Однако в нем по сей день остается много «белых пятен», начиная с критериев отнесения продукции к экологически чистой. Цель работы – выделить критерии экологического качества продукции в представлении молодежи на примере первокурсников Тюменского государственного университета. Методологической основой исследования являлись труды российских и зарубежных ученых, раскрывающие, какие признаки свойственны ЭЧП, а также результаты опроса 741 студента о видах ЭЧП и ее атрибутах.
Понятие ЭЧП в русскоязычных источниках трактуется неоднозначно – от узкого понимания как продукции, безопасной для здоровья человека, до широкого понимания, учитывающего также влияние продукции на окружающую среду на разных стадиях ее жизненного цикла. В иностранных источниках имеются комплексные определения ЭЧП, а также развернутые перечни критериев отнесения продукции к экологически чистой. Результаты опроса показали, что студенты ассоциируют ЭЧП с определенными материалами (полученными из растительного сырья, хорошо поддающимися переработке, произведенными из вторсырья). В качестве основных критериев экологичности в ответах студентов фигурировали следующие: многократное использование продукции, биоразлагаемость, возможность переработки отходов продукции, снижение потребления сырья и загрязнения окружающей среды вредными веществами на этапах производства и использования продукции, сокращение образования отходов. Так же были выявлены ошибочные представления об отнесении ряда продуктов к ЭЧП, в связи с чем делается вывод о необходимости экологического просвещения.
Каталог, разработанный для систематизации ответов студентов и включающий 196 признаков ЭЧП, может использоваться для изучения понимания ЭЧП потребителями различных сегментов рынка и выстраивания стратегий повышения экологического качества продукции.
В статье проведен анализ российского исследовательского ландшафта экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ). Теоретическая значимость работы определяется растущим интересом в академической среде к тематике ЭЗЦ, практическая значимость – реализацией концепции в сфере бизнеса, а также государственной политикой в этой области, в том числе принятием Федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в России в 2022 г. С использованием библиометрических методов проанализирована выборка из 1089 научных статей за период с 2014 по 2023 г., связанных с тематикой экономики замкнутого цикла. На основе предлагаемых критериев определено 209 научных статей, которые, по мнению авторов, можно отнести к ядру исследовательского ландшафта. Одной из характеристик ландшафта является терминологическая вариативность: английский термин «circular economy» приобрел в отечественных работах и на практике различное звучание – и как «экономика замкнутого цикла», и как «циркулярная экономика», и как «циклическая экономика», и даже как «цикличная экономика». Анализ ядра исследовательского ландшафта из 209 научных статей с использованием сформулированных критериев позволил определить девять категорий работ, которые также можно рассматривать как направления, по которым происходит развитие ландшафта. Среди них: исследование теоретических основ ЭЗЦ, изучение зарубежного опыта, разработка индикаторов и методов оценки, разработка решений для реализации ЭЗЦ в России, внедрение концепции на уровне регионов, реализация в отдельных отраслях, управление отходами для достижения ЭЗЦ, управление предприятиями в контексте ЭЗЦ, промышленные технологии и ЭЗЦ. Также определены три периода развития ландшафта: «формирование» (2017–2019 гг.), «расширение» (2020–2022 гг.), «начало трансформации» (начиная с 2023 г.).
В связи с быстрым развитием технологий происходит структурное изменение требований к содержанию труда для разных должностей и профессий. В связи с этим основная задача настоящего исследования — оценка влияния развития искусственного интеллекта (ИИ) на рынок труда. Методологическая основа — структурирование основных профессиональных ниш в области деятельности «Экономика и управление» и оценка структуры востребованных компетенций в рамках этих специализаций в России; методы исследования — качественный анализ актуальных экспертных материалов и научных публикаций, а также количественное исследование на основе данных российских сайтов по поиску работы за период с 2020 по 2024 г. В результате анализа развития ИИ систематизированы риски и возможности его внедрения для рынка труда и занятости; структурировано описание востребованных компетенций в области ИИ; для российского рынка труда выделено три группы компетенций, ожидаемых от работников, по степени их специфичности для работы с технологиями ИИ; оценены объем и структура спроса по профессиональным сегментам занятости в области экономики и управления на начало 2024 г. Авторами сделан вывод о целесообразности мониторинга требований рынка труда к знаниям и навыкам работников в области использования ИИ для своевременной оценки качественных изменений в спросе на труд, информирования системы профессионального образования для корректировки образовательных программ, что, в результате, будет способствовать повышению производительности труда в экономике.
Целью исследования стала идентификация факторов внешней среды, влияющих на инновационную активность промышленных предприятий на примере эмпирических данных Китая — мирового лидера инновационного развития. Предмет исследования — метрики инновационной активности промышленных предприятий, а именно: активность НИОКР в промышленности, количество проектов по разработке новых продуктов и действующих патентов на изобретения, доход от продаж новых продуктов и их экспорта. Отбор внешних факторов успеха осуществлен на основе критического анализа литературы соответствующей тематики и включил в себя: инновационную инфраструктуру, институты, кооперацию и финансирование. При этом финансирование использовано в качестве контрольного фактора, многократно подтвержденного в эмпирических исследованиях других авторов. Для анализа использована официальная статистика Китая (2011–2022 гг.), субиндексы Глобального инновационного индекса и данные платформы Statista. Выборка временны х рядов была тщательно проверена описательной статистикой, корреляционным анализом, расчетом коэффициента внутренней согласованности. В качестве основного метода исследования использован тест каузальности Гренджера.
Результатом исследования стала идентификация финансирования в качестве наиболее значимого фактора инновационной активности предприятий: стартап-финансирование и увеличение венчурных инвестиций приводят к росту числа инновационных проектов и новых продуктов. Также доказано, что научная кооперация, кластеры и нормативная база существенно влияют на инновационные процессы предприятий, связанные с НИОКР. Эмпирические данные подтвердили и то, что нормативно-правовое обеспечение стимулирует число действующих патентов, а высокая патентная активность, в свою очередь, способствует развитию кооперации и импорта. Таким образом, исследование подтверждает значимость внешних факторов, прежде всего, финансирования и кооперации, для успешности инновационных проектов в промышленности. Полученные результаты значимы для разработки новых и корректировки действующих национальных программ развития, а также для менеджмента компаний, стремящихся повысить эффективность вложений в инновационные проекты.
Растущая неопределенность и участившиеся шоки в мировой экономике требуют от компаний и органов государственного регулирования поиска новых источников устойчивости. Вопрос о влиянии участия в глобальных цепочках создания стоимости на деятельность компаний остается во многом нерешенным в современной литературе, особенно в контексте внешних шоков. Статья направлена на расширение понимания механизма взаимосвязи между глобализацией и устойчивостью компаний. Исследование опирается на концепцию глобальных цепочек создания стоимости и использует различные маркеры принадлежности компаний к этим цепочкам, такие как импорт, экспорт, международные сертификаты качества и иностранное участие в капитале. Методологическая новизна работы заключается в том, что для оценки устойчивости компаний используются не только фактические значения изменения выручки в результате шокового воздействия, но и ожидаемый период восстановления для различных моделей организации глобальных цепочек создания стоимости. На основе данных о 5301 фирме из 29 стран Европы и Центральной Азии с использованием пробит-регрессии и упорядоченной пробит-регрессии выявлено, что неэкономический шок от пандемии COVID-19 негативно сказался на компаниях-импортерах, приводя к сокращению продаж и увеличению ожидаемого периода восстановления. Более устойчивыми оказались крупные фирмы и компании, обладающие международными сертификатами качества. Участие в глобальных цепочках создания стоимости и экспортная ориентация компаний не оказали существенного влияния на колебания выручки и способность восстановить выручку до докризисного уровня. Полученные результаты предоставляют дополнительные аргументы для принятия решений компаниями относительно участия в цепочках, а также при формировании ориентиров государственной внешнеторговой политики и политики в области прямых иностранных инвестиций.
Статья посвящена выявлению релевантных методов краткосрочного прогнозирования доходов региональных и местных бюджетов для повышения точности прогнозов. Методологическую основу исследования составляет аналитический обзор научных публикаций о способах прогнозирования доходов бюджетов, выявление их отличительных особенностей, ограничений их применения, а также обосновании выбора метода, обеспечивающего высокую точность прогнозирования налоговых доходов субнациональных бюджетов. Аргументировано, что точность прогнозов доходов является важнейшим компонентом экономического планирования правительства, так как позволяет разработать эффективно действующую налогово-бюджетную политику, распределять ресурсы и осуществлять стратегическое финансовое управление. Учитывая, что достижение точного прогноза является сложной задачей, в статье показано, что одним из основных источников ошибок в прогнозировании доходов является выбор метода прогнозировании доходов, в дополнение к множеству политических и институциональных факторов, влияющих на точность прогнозов. На основе компаративного анализа существующих методов прогнозирования отобраны два метода: метод прогнозирования временны х рядов (традиционный метод SARMA/SARIMA) и метод прогнозирования на основе дискретного вейвлет-преобразования. Проведена их апробация на данных агрегированных ежемесячных налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за период с января 2011 г. по март 2023 г. Выявлено, что метод прогнозирования на основе вейвлет-преобразований по всем показателям превосходит традиционный метод SARMA/SARIMA и позволяет достичь более высокого уровня точности прогнозов ежемесячных агрегированных налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов России. Результаты исследования демонстрируют высокий прогнозный потенциал краткосрочных методов прогнозирования с предварительным разложением временны х рядов на основе вейвлет-преобразований. Полученные результаты позволяют повысить точность классических методов прогнозирования и тем самым способствуют росту эффективности и результативности бюджетного планирования и прогнозирования.
Целью исследования является подготовка рекомендаций по развитию методических подходов к экономическому анализа организаций АПК на основе ESG-принципов. Объектом исследования являются методические аспекты проведения экономического анализа организаций АПК на основе ESG-принципов в рамках концепции устойчивого развития социально-экономических систем. Были применены общенаучные подходы, в том числе диалектика, методы институционального анализа, общие теоретические методы анализа, синтеза, группировки, классификации. Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормы и стандарты в области интегрированной и нефинансовой отчетности, Руководство ОЭСР-ФАО по ответственным производственно-сбытовым цепочкам в сфере сельского хозяйства, программные документы по развитию АПК РФ, отчеты российских организаций АПК за 2020-2022 г. (РСПП, Национальный Регистр), раскрывающих ESG-показатели своей деятельности. В результате исследования подтверждаются выводы, что требуется унификация методических подходов к экономическому анализу и развитию отраслевых практик формирования ESG-метрик; назрела необходимость адаптации отечественной учетно-аналитической системы организаций АПК под потребности ESG. Предложен методический подход к экономическому анализу на основе ESG-принципов, включающий уточнение парадигмы, дополнение принципов, методов и способов проведения анализа, предложена система специфических, отраслевых показателей для формирования нефинансовой отчетности организаций АПК. Научная новизна и значимость исследования заключаются в развитии методики отраслевого анализа для целей управления устойчивым развитием и формирования нефинансовой отчетности организаций АПК, имеющих значительный потенциал устойчивого развития и специфические показатели деятельности. Внедрение предложенных разработок позволит адаптировать систему ESG-метрик, представления о раскрытии нефинансовой информации под потребности различных институтов и повысить качество управленческих решений в области устойчивого развития организаций АПК.
Многие компании в контексте климатической повестки устанавливают цели по снижению углеродного следа и заявляют о прогрессе их достижения в своей нефинансовой отчетности и корпоративном кадастре прямых и косвенных энергетических выбросов парниковых газов. Сложность управления последними обусловлена тем, что электроэнергию, потребленную из единой энергосистемы, невозможно маркировать для идентификации ее производителя. Для обеспечения возможности добровольного выбора конкретного поставщика энергии существует рыночный метод, когда компании могут приобретать сертификаты происхождения энергии и учитывать их при инвентаризации своих косвенных энергетических выбросов парниковых газов. Применение данного метода для России стало особенно актуальным после запуска в 2024 г. полноценной системы обращения сертификатов происхождения электроэнергии. Цель данной статьи — представить результаты комплексного анализа международного опыта применения рыночного метода и дать возможные предложения по его улучшению. Теоретическая база основывается на зарубежных исследованиях и аналитических материалах, посвященных теме корпоративного учета энергетических выбросов парниковых газов. Установлены проблемные аспекты применения рыночного метода, среди которых его целеполагание и соблюдение критерия дополнительности, и предложен концептуальный подход к учету сертификатов происхождения энергии в рамках корпоративного кадастра выбросов парниковых газов.
Ввиду возрастающей важности социальных и экологических проблем бизнес, общество и государство стремятся объединить свои усилия в реализации повестки устойчивого развития. Целью данного исследования выступает выявление институциональных факторов, влияющих на корпоративную устойчивость российских компаний. Объектом эмпирического исследования выступили крупные российские компании, реализующие устойчивые практики в различных масштабах и разнообразии. Выборка исследования составила 39 компаний, полученные данные были проанализированы с помощью метода качественного сравнительного анализа с использованием нечетких множеств. Результаты исследования выявили, что присутствуют различия в давлении компонентов институциональной среды в зависимости от уровня интернационализации компании. Кроме того, было подтверждено, что значимость давления различных типов институтов отличается для каждой составляющей корпоративной устойчивости. Для реализации практик устойчивого развития компаниями, работающими на внутреннем рынке, институциональными драйверами выступают регулятивные и нормативные компоненты институциональной среды, в то время как для компаний, работающих на зарубежных рынках, будут важны все составляющие институциональной среды, хотя давление нормативного компонента будет отличаться среди таких компаний. Кроме того, было выявлено, что экологическая и социальная составляющие корпоративной устойчивости в основном стимулируются вовлеченностью сотрудников в соответствующие практики, в то время как управленческая составляющая в основном определяется давлением государства как составляющей нормативного компонента институциональной среды. Использование результатов исследования позволит разработать оптимальные управленческие решения по стимулированию корпоративного устойчивого развития с учетом географического охвата деятельности компании и объединить усилия бизнеса, общества и государства в укреплении национальной ESG-повестки.
В статье раскрываются основные закономерности и особенности развития глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) в современной мировой экономике. Выделены важнейшие изменения в географии размещения звеньев ГЦСС, в структуре стоимости конечной продукции, в составе участников ГЦСС. Рассмотрены причины сокращения ГЦСС с начала 2010-х гг., а именно: отсутствие масштабных инициатив по либерализации торговли, «протекционизм 2.0», переориентация на внутренние рынки в крупнейших экономиках мира. Автором обосновано, что текущая геополитическая обстановка вызывает существенные изменения в устоявшихся моделях организации ГЦСС. Выявлены ключевые каналы, обеспечившие процесс реконфигурации ГЦСС на рубеже 2010-2020-х гг. В работе показано, что современная архитектура глобальных стоимостных цепочек складывается под воздействием таких факторов, как снижение значимости международных различий в заработной плате низкоквалифицированных работников как фактора географической фрагментации производственного процесса, рост вклада услуг в стоимость конечной продукции, повышение степени наукоемкости ГЦСС, усиление роли независимых участников ГЦСС. Автор приходит к выводу о том, что современное состояние глобальных стоимостных цепочек ставит новые вызовы для развития российской экономики. По итогам исследования формулируются рекомендации для государственных органов власти России по разработке и реализации политики, направленной на обеспечение эффективного участия отечественных компаний в ГЦСС.
Целью данной статьи выступает выявление структурных изменений, происходящих в настоящее время в мировой энергосистеме, и их взаимосвязи с геополитическими и экономическими процессами. Исследование опирается на методы системного и экономического анализа, систему экспертных оценок, а также общенаучные методы изучения экономических явлений, включая анализ исторических источников, временны х рядов, а также метод аналогий. В статье показано, что призывы сторонников ускоренного энергетического перехода отказаться от использования ископаемого топлива недостаточно обоснованы с научной точки зрения и практически нереалистичны. Также в статье охарактеризован ряд происходящих в настоящее время процессов крупномасштабной геополитической трансформации, воздействующих на мировую энергетическую систему, таких как снижение доминирования промышленно развитых стран в мировой экономике, торговле и технологической сфере, ослабление роли американского доллара как международной резервной валюты. Отмечены стратегическое значение российской ресурсной базы ископаемых углеводородов и ее вклад в долгосрочную энергобезопасность Евразии. Показано, что продолжение роста мирового спроса на ископаемое топливо неизбежно: повышение уровня жизни населения развивающихся стран наряду с развитием центров обработки данных потребует устойчивого наращивания энергопотребления в мире. Обладая большей энергоемкостью, транспортабельностью и плотностью потока энергии, ископаемое топливо значительно превосходит возобновляемые источники энергии по эффективности инвестиций, и потому углеводороды продолжат занимать центральное место в мировой энергосистеме. Полученные результаты исследования указывают на необходимость отказа в государственной политике и корпоративных стратегиях от утопических сценариев энергоперехода в пользу прагматичных решений, учитывающих текущие технологические и экономические реалии.
В рамках развития мировой климатической повестки одной из наиболее значимых инициатив по снижению выбросов парниковых газов является введение трансграничного углеродного регулирования в Европейском союзе. Цель данной работы – подтвердить наличие значимого негативного влияния трансграничного углеродного регулирования на стоимость российских компаний, как примера реализации переходных климатических рисков. Это позволит предоставить эмпирические доказательства того, что российский финансовый рынок оценивает события, связанные с введением трансграничного углеродного регулирования, как новый значимый риск для российских компаний.
Приведенное исследование с использованием методов событийного анализа и построения авторегрессионных моделей для оценки сверхдоходностей подтвердило, что риски от введения трансграничного углеродного регулирования учитываются российским финансовым рынком. Также была продемонстрирована возможность митигирования переходных климатически рисков, что говорит о необходимости их включения в анализ при формировании стратегии компании в долгосрочной перспективе. Кроме того, был продемонстрирован подход по получению «очищенной» доходности, который позволяет хорошо оценить эффект от события, связанного с углеродным регулированием, а также проверить результаты на устойчивость.
Несмотря на то что сейчас объем экспорта в ЕС существенно снизился, как и риск от введения регулирования, полученные выводы будут актуальны на фоне развития рынков углеродного регулирования в азиатских странах (Китай, Япония, Казахстан и др.). Это наиболее вероятное развитие событий с учетом того, что Китай, заявивший о достижении углеродной нейтральности к 2060 г., запустил национальный рынок торговли квотами, аналогичный ЕС, в 2021 г., и является крупнейшим экспортным рынком для российский углеродоемких компаний.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/