Введение. Проблематика профессионального развития педагогов является актуальной проблемой современного этапа развития образования, и поиск научно-обоснованных способов совершенствования данного процесса чрезвычайно важен для достижения целей современного образования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какие модели управления школой в настоящее время наиболее актуальны для профессионального развития педагогов. Методология, методы и методики. В качестве концептуальной рамки в исследовании использовалась модель профессионального развития D. Clarke и H. Hollingsworth, результаты исследования Н. В. Сторчак, в котором выделены компоненты деятельности руководителя, связанного с профессиональным развитием педагогов. В статье представлены результаты качественного исследования менеджериальных практик руководителей образовательных организаций на основе полуструктурированных интервью педагогов (n = 15), руководителей (директоров) (n = 8), заместителей директоров (n = 2) и руководителей методических объединений педагогов (n = 4), образовательных организаций (n = 9). Результаты и научная новизна. В результате исследования были выявлены модели управления профессиональным развитием педагогов в общеобразовательных организациях - исполнительская, направленная на четкое следование требованиям организации профессионального развития (повышения квалификации) педагогов, и стимулирующая, предполагающая целенаправленную работу руководителя школы по организации профессионального развития. Данные модели соотнесены с моделями управления качеством образования реализуемых директорами школ. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для руководителей общеобразовательных организаций в организации эффективного управления профессиональным развитием педагогов.
Идентификаторы и классификаторы
Выделение данных моделей управления профессиональным развитием педагогов согласуется с данными исследования Фахратдинова и др. (2015), в котором представлены парадигмы управленческих практик – директорства и лидерства. Авторы представляют данные парадигмы как хронологически последовательные, однако, как показывают результаты нашего исследования, парадигма директорства, когда руководитель нацелен лишь на неукоснительное соблюдение требований и нормативов, является достаточно распространенной в контексте рассматриваемой проблемы управления профессиональным развитием педагогов.
Список литературы
1. Elliott J. Values in education and lifelong learning. In: Seel N.M., ed. Encyclopedia of the Sciences of Learning. Springer, Boston, MA; 2012. DOI: 10.1007/978-1-4419-1428-6_1639
2. Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO; 1972. Accessed November 12, 2024. http://unesdoc.unesco.org/images/0000/000018/001801e.pdf.
3. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. СПб: Алетейя; 2009. 428 с. EDN: QOKFDV
4. Dunn E. Life Through Learning; Learning Through Life, the Lifelong Learning Strategy for Scotland. Edinburgh: Scottish Executive; 2003. Accessed November 11, 2024. https://archive.org/details/lifethroughlearn0000unse.
5. Dautova O.B., Ignateva E.Yu., Krylova O.N. Сhange of student’s position at transition from learning activity to educational activity. In: Alexander Glebovich S., ed. Pedagogical Education - History, Present Time, Perspectives, vol 87. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher; 2020:171-179. DOI: 10.15405/epsbs.2020.08.02.22 EDN: LHJNIG
6. Белых Т.В. Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности. Вестник Ставропольского государственного университета. 2004;37:101-107. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-issledovaniyu-struktury-i-funktsii-subektnosti (дата обращения: 11.11.2024).
7. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя; 2003. 272 с. Режим доступа: https://bigenc.ru/b/psikhologiia-sub-ekta-e2146d (дата обращения: 11.11.2024). EDN: QXFSRZ
8. Волкова Е.Н. Структура субъектности современного педагога. Мир психологии. 2023;2(113):52-60. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/376072188_Struktura_subektnosti_sovremennogo_pedagoga_The_Structure_of_the_Agency_of_a_Modern_Teacher (дата обращения: 11.11.2024). EDN: STTZYC
9. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности. Эпистемология и философия науки. 2010;3(25):136-153. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-daet-psihologii-ponyatie-subekta-subektnost-kak-izmerenie-lichnosti (дата обращения: 11.11.2024). EDN: NCJXAR
10. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии. 1996;1:5-19. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1996/966/966158.htm (дата обращения: 11.11.2024). EDN: SVZNEU
11. Манакова М.В. Теоретические подходы к изучению феномена субъектности личности в гуманитарных науках. Проблемы современного педагогического образования. 2018;61(4):300-304. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-fenomena-subektnosti-lichnosti-v-gumanitarnyh-naukah (дата обращения: 11.11.2024). EDN: YUKNVZ
12. Плаксина И.В. Характеристики субъектности и субъектных взаимодействий педагогов с разным стажем работы. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;54(73):114-126. Режим доступа: https://vestnik-pedagog.vlsu.ru/jour/article/view/178 (дата обращения: 11.11.2024).
13. Черных А.А. Профессиональная субъектность педагога: анализ сущности и структуры. Проблемы современного педагогического образования. 2022;75(1):237-240. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-pedagoga-analiz-suschnosti-i-struktury (дата обращения: 11.11.2024). EDN: NEJJYE
14. Clarke D., Hollingsworth H. Elaborating a model of teacher professional growth. Teaching and Teacher Education. 2002;18(8):947-967. DOI: 10.1016/S0742-051X(02)00053-7
15. Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Организация исследований развивающейся практики общего образования в деятельности педагогических университетов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки. 2022;9(172):10-17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovaniy-razvivayuscheysya-praktiki-obschego-obrazovaniya-v-deyatelnosti-pedagogicheskih-universitetov (дата обращения: 11.11.2024).
16. Обласова А.В., Андреюшина Е.А., Новикова П.В. Потребности и ожидания педагогов России в сфере обучения и воспитания школьников в поликультурной среде. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023;208:103-114. DOI: 10.33910/1992-6464-2023-208-103-114 EDN: XOJKLP
17. Gibbs P. Academic friendship: a love founded on truth-seeking in a world of managerial pragmatism. In: Gibbs P., de Rijke V., Peterson A., eds. Higher Education and Love. Cham: Palgrave Macmillan; 2021:95-109. DOI: 10.1007/978-3-030-82371-9_6
18. Sutton P. A labour of love? In: Smith J., Rattray J., Peseta, T., Loads, D., eds. Identity Work in the Contemporary University. Educational Futures: Rethinking Theory and Practice. Vol. 1. Rotterdam: Sense Publishers; 2016:33-44. DOI: 10.1007/978-94-6300-310-0_3
19. Башманова Е.Л., Лебедева О.Ю. Академическая дружба как вид наставничества в сфере образования и науки. Непрерывное образование: XXI век. 2024;3(47). DOI: 10.15393/j5.art.2024.9624 EDN: YDPIMT
20. Сторчак Н.В. Современные международные исследования лидерства в школьном образовании. Человек и образование. 2012;3(32):153-156. Режим доступа: https://adm.jes.su/images/companies/64/2012-3_p153-156.pdf (дата обращения: 11.11.2024).
21. Фархатдинов Н.Г., Евстигнеева Н.В., Куракин Д.Ю., Малик В.М. Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа. Вопросы образования. 2015;2:196-219. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-196-219
22. Donley J., Detrich R., States J., Keyworth. Leadership Models. Oakland, CA: The Wing Institute;2020. Accessed November 12, 2024. https://www.winginstitute.org/quality-leadership-leadership-models.
23. Gougas V., Malinova L. School leadership. Models and tools: a review. Open Journal of Social Sciences. 2021;9:120-139. DOI: 10.4236/jss.2021.91009 EDN: WKYAUB
24. Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Цатрян М.А. Модели управления образовательным процессом в современной школе. Образование и саморазвитие. 2022;17(2):172-187. DOI: 10.26907/esd.17.2.02 EDN: EGWKPX
25. Marks H.M., Printy S.M. Principal leadership and school performance: an integration of transformational and instructional leadership. Educational Administration. Quarterly. 2003;39(3):370-397. DOI: 10.1177/0013161X03253412 EDN: JRNCGR
26. Bass B.M., Riggio R.E. Transformational Leadership. New York: Psychology Press; 2006. 282 p. DOI: 10.1080/10887150701451312
27. Hallinger P., Taraseina P., Miller J. Assessing the instructional leadership of secondary school principals in Thailand. School Effectiveness and School Improvement. 1994;5:321-348. Accessed November 12, 2024. https://www.researchgate.net/publication/44818839_Assessing_the_Instructional_Leadership_of_Secondary_School_Principals_in_Thailand.
28. Dweck C.S. Mindset: The New Psychology of Success. New York: Random House; 2006. 320 p. Accessed November 12, 2024. https://www.academia.edu/43966951/Mindset_The_New_Psychology_of_Success_Corol_S_Dweck.
29. Taylor C.M., Cornelius C.J., Colvin K. Visionary leadership and its relationship to organizational effectiveness. Leadership & Organization Development Journal. 2014;35(6):566-583. DOI: 10.1108/LODJ-10-2012-0130
30. Bass B.M., Avolio B.J. Transformational Leadership Development: Manual for the Multifactor Leadership Questionnaire. Palo Alto: Consulting Psychologists Press; 1990. 65 p. DOI: 10.4324/9781410617095
31. Hulpia H., Devos G., Roseel Y. Development and validation of scores on the distributed leadership inventory. Educational and Psychological Measurement. 2009;69:1013-1034. DOI: 10.1177/0013164409344490
32. Arnold J.A., Arad S., Rhoades J.A., Drasgow F. The empowering leadership questionnaire: the construction and validation of a new scale for measuring leader behaviors. Organizational Behavior. 2000;21:249-269. :33.0.CO;2-#. DOI: 10.1002/(SICI)1099-1379(200005)21
33. Bogdan R.C., Biklen S.K. Qualitative Research for Education: An Introduction to Theory and Methods. Boston: Allyn and Bacon; 1992. 262 p. Accessed November 12, 2024. https://www.researchgate.net/publication/307981818_Qualitative_research_for_education_An_introduction_to_theories_and_methods.
34. Elliott J. Action Research for Educational Change (Theory in Practice). Milton Keynes: Open University Press; 1991. 163 p. Accessed November 12, 2024. https://www.researchgate.net/publication/373070310_Action_research_in_the_field_of_education_a_strategy_for_professional_development_and_change.
35. Тарасов С.В., Проект Ю.Л. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности. Science for Education Today. 2023;13(6):121-144. DOI: 10.15293/2658-6762.2306.06 EDN: WQVZLF
36. Тарасов С.В., Спасская Е.Б., Проект Ю.Л. Организационные факторы функционирования интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и региональной образовательной системы. Образование и наука. 2025;27(1):57-87. DOI: 10.17853/1994-56392025-1-57-87 EDN: HXMRGK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами. Цель статьи - выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ - непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ. Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность). Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий.
Введение. Проблема буллинга в образовательных организациях в настоящее время признается как мировой, так и отечественной общественностью. В студенческом коллективе булинг отличается более сложной структурой, целенаправленностью и осознанностью, что обусловливает необходимость разработки коррекционных программ, учитывающих особенности его причин и протекания именно в высшей школе. Цель работы - исследовать особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Методология, методы и методики. В основу формирования теоретической базы исследования положен гуманистический подход в образовании. Для достижения поставленной цели использовались методика на выявление буллинг-структуры Е. Г. Норкиной; для выявления эмоциональных реакций тест эмоций Басса - Дарки; методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями «Стратегии совладающего поведения»; методика на определение уровня комфортности обучающихся Н. Е. Щурковой «Круги». В исследовании приняли добровольное участие 124 студента Новосибирского государственного технического университета. Результаты. Выявлены ведущие психологические роли и позиции в ситуации буллинга у студентов: «защитник» и «наблюдатель». У студентов гуманитарной и технической направленности не обнаружено достоверных различий в показателях буллинг-структуры. Более выраженными эмоциональными реакциями студентов в буллинг-ситуациях являются раздражение и обидчивость. В то же время в исследуемой выборке не выражена ни одна форма проявления агрессии. Значимых различий в двух группах не выявлено. Определены стратегии совладающего поведения: умеренно распространены все стратегии, наиболее явно выражена стратегия дистанцирования. Отмечена определенная разница в уровне комфортности в образовательной организации для студентов разных направлений: у студентов технического направления уровень комфортности незначительно выше, чем у студентов гуманитарного профиля. Научная новизна. В настоящем исследовании описаны особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Выявлена и проанализирована специфика проявления буллинг-поведения у студентов технической и гуманитарной направленности. Практическая значимость. Результаты, полученные в результате исследования, могут быть использованы (с небольшой долей адаптации) для определения ситуации буллинга в студенческом коллективе; разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на предотвращение и своевременное реагирование при обнаружении данного явления.
Онлайн-коммуникация и цифровой этикет стали неотъемлемыми компонентами высшего образования, требуя всестороннего понимания их эволюции и текущего состояния. Цель исследования - предоставить целостный обзор развития научной мысли в области сетевой коммуникации и цифрового этикета в высшем образовании, предлагая понимание текущего состояния и перспектив развития этой области. Методология и методы. В исследовании применяется библиометрический анализ метаданных 9039 статей, индексированных в Web of Science с 1975 по 2024 гг. Используются количественные библиометрические методы для описания и визуализации эволюции области за 49 лет при изучении динамики роста публикаций, продуктивности авторов, а также социальных, интеллектуальных и концептуальных структур. Результаты показывают устойчивый рост публикационной активности, особенно заметный с 2019 г., с вкладом из различных дисциплин, включая образование, информатику, коммуникационные исследования, социологию, психологию и менеджмент. Исследовательское сообщество демонстрирует глобальный характер, по количеству авторов лидируют США, Китай и Великобритания. Выявлено 12 ключевых исследовательских тем, доминирующих в научном дискурсе, от современных подходов к образованию в цифровую эпоху до совместного создания ценности в цифровой среде. Научная новизна. Всесторонний анализ предоставляет уникальную перспективу эволюции и текущего состояния исследований в области культуры сетевого общения и цифрового этикета в высшем образовании. Выявляя ключевые темы и тенденции, исследование способствует более глубокому пониманию развития области и ее междисциплинарного характера. Практическая значимость. В работе предложены ценные идеи для педагогов, исследователей и политиков в системе высшего образования, информация о стратегиях улучшения практик онлайн-коммуникации и цифрового этикета.
Введение. Математические концепции играют решающую роль в сфере образования, предоставляя структурированную основу для анализа и решения различных повседневных жизненных проблем. Стандартные педагогические методы, используемые для обучения, не всегда могут помочь учащимся освоить материал в полном объеме. Цель данного исследования - выявление трудностей, с которыми сталкиваются марокканские учащиеся средних школ при получении математических знаний, определение основных причин этих недоработок и анализ эффективных стратегий, помогающих преодолеть эти проблемы. Методология, методы и методики. В ходе исследования с учетом положений системного подхода изучались стратегии освоения математики в средней школе. Был проведен опрос, в котором приняли добровольное участие 220 марокканских учащихся средних школ, с использованием анкеты, состоящей из трех разделов с закрытыми и многовариантными вопросами, и проанализированы основные трудности при изучении курса математики. Результаты. Анализ результатов позволил выделить часто встречающиеся трудности в обучении математике в средней школе, и предложить наиболее успешные стратегии, помогающих преодолеть эти проблемы. Практическая значимость. В исследовании предложены меры по улучшению преподавания математики, которые способны помочь учителям преодолеть возникающие затруднения, а разработчикам учебных программ и авторам учебников - сделать предмет более доступным для учащихся средней школы.
Введение. Практико-ориентированный подход выполняет сегодня ключевую роль в подготовке студентов. Характеризующие его черты входят в определенное противоречие с условиями, в которых разворачивается непрерывный процесс профессионального самоопределения. Разрешение этого противоречия на основе изучения и реализации потенциала практико-ориентированной исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов является актуальной проблемой. Цель - выявить и доказать связь положительной динамики профессионального самоопределения студентов с выполнением ими практико-ориентированной исследовательской деятельности. Методология, методы и методики. В методологическом плане исследование опирается на системно-деятельностный, контекстный и исследовательский подходы, в соответствии с которыми выстроены этапы и содержание практико-ориентированной исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса в вузе. Для диагностики компонентов профессионального самоопределения студентов разработан авторский опросник. Для выявления статистически значимых различий диагностируемых компонентов в экспериментальной группе до и после поисково-преобразующего эксперимента применен G-критерий знаков. Для сравнения изменений в экспериментальной группе с изменениями в контрольной группе был использован t-критерий Стьюдента. Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности практико-ориентированной исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении студентов, в том числе повышение уровня осознанности и субъектности профессионального самоопределения, познавательной активности и самостоятельности, развитие необходимых для этого когнитивных процессов; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением и др. Определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие повышению уровня профессионального самоопределения студентов в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности. Экспериментально подтверждена связь положительной динамики развития профессионального самоопределения и степени вовлеченности студентов в практико-ориентированную исследовательскую деятельность в вузе, ее результативности и продуктивности. Практическая значимость. Разработанное методическое обеспечение применения практико-ориентированных исследовательских заданий в образовательном процессе может быть использовано для повышения эффективности содержания и совершенствования технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.
Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы. Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения. Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/